Развитие экономики, социальной структуры, религиозные верования и достижения культуры древних цивилизаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экономики, социальной структуры, религиозные верования и достижения культуры древних цивилизаций



Экономика стран древнего мира. Во всех странах древнего мира экономика делилась на три отрасли: сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Эко-номика носила аграрный характер.

Сельским хозяйством было занято большинство людей. В Древнем Египте, Междуречье, Индии и Китае занятие земледелием было невозможно без сис-темы ирригации (каналы, водохранилища). В Древней Греции и Риме для по-ливов использовали дождевую воду. В Индии, Китае, Египте, Междуречье занятие земледелием проходило в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Хуанхэ). Так как земля там была мягкая и плодородная, её можно было легко возделы-вать с помощью плуга или мотыги.

В Древнем Египте, Междуречье, Греции и Риме сеяли пшеницу и ячмень. В Индии высаживали рис, сахарный тростник и хлопчатник. В Китае выращивали рис, чайные кусты и тутовое дерево (тутовый шелкопряд).

В X в.н.э. были открыты полезные свойства железа. Тогда произошел пе-реворот в земледелии. Кузнецы делали железные наконечники для плугов.

Во всех странах Древнего мира благодаря трудолюбию земледельцев получали большие урожаи.

Развитие ремесла. Во всех странах Древнего мира ремесленники состав-ляли отдельную группу населения. Основными видами ремесел были: ткац-кое, гончарное, кузнечное и ювелирное. Ткачи производили ткани на верти-кальных ткацких станках. Гончары делали горшки, используя гончарный круг и печь (для обжига). Кузнецы плавили медь, олово и железо в печах, до-стигая 1000 градусов. Ювелиры умели сплавлять олово и медь, золото и сере-бро и делать из сплавов украшения.

В Древнем Египте ремесленники первыми научились производить мутное, непрозрачное стекло. В Финикии научились делать прозрачное стекло и пур-пурную краску (не линяла). В Индии первыми начали производить хлопчато - бумажные ткани, а в Китае - шелковые ткани и бумагу.

Наивысшей точки развития ремесло достигло в Древней Греции. Там оно было поднято на уровень искусства. Это произошло потому, что в Греции постоянно не хватало хлеба, его можно было купить в других странах, продавая ремесленные изделия высокого качества. В некоторых греческих полисах (Афинском) ремесло было главным занятием населения.

Развитие торговли. Во всех странах Древнего мира торговлей занимались купцы. В Египте торговля шла без денег (обменом). В других странах Древ-него мира использовались деньги. Наибольших успехов в торговле добились финикийцы и греки. Уже в X в. до н.э. финикийцы создали торговые коло-нии (самая известная – Карфаген). В VIII в. до н. э. началась греческая ко-лонизация. Постепенно греки вытеснили финикийцев. Греки создали свои колонии не только в Средиземноморье, но и в Причерноморье. И греки и финикийцы очень часто вели нечестную торговлю.

Экономическая система в странах Древнего мира была смешанной (тради-ционная, командная, рыночная). Традиционная экономика - эта экономика существовала тысячу лет (делаем так, как наши предки, по традиции). Коман-дная экономика появилась с возникновением государств. Наиболее ярко она была представлена в Древнем Египте и Китае, где фараоны и императоры предписывали людям, что производить и по какой цене продавать. В усло-виях рыночной экономики производители сами решают, что производить и по какой цене продавать свою продукцию. Большинство хозяйств в древ-ности носило натуральный характер (там производили для себя).

Социальные группы в древнем обществе. Население в странах Древнего мира делилось на две большие группы: свободных и рабов. Свободные, в свою очередь, делились на привилегированную и непривилегированную социальные группы.

В Древнем Египте свободные люди делились на знать, жрецов, чиновни-ков-писцов, купцов, ремесленников, земледельцев-общинников. В Древней Греции и Древнем Риме свободное население делилось на две группы: в Греции - на эвпатридов и демос, в Риме - на патрициев и плебеев. В ре-зультате борьбы этих групп их правовые статусы стали одинаковыми, а население стало делиться на группы по доходам (4-5 групп).

В Индии население первоначально делилось на четыре варны: варну жре-цов (брахманов), варну воинов (из неё выходили цари), варну купцов, ре-месленников, земледельцев и варну слуг. Их правовой статус был закреплен в законах Ману. Никто не имел права переходить из одной варны в другую. Исключение существовало только для девушек. Они могли выйти замуж за представителя более высокой Варны. Особую группу составляли рабы (индцы). В VI в. до н. э. в Индии стал распространяться буддизм. Он нанес серьезный удар по варнам. На смену варнам стали создаваться касты. В V в. н.э. каст были тысячи. Они делили людей по профессиональной деятельнос-ти, по месту жительства и т.д.

В Китае высоко ценили ученых людей. По решению Шань-Яна был введен экзамен на чин, и постепенно образовывалась отдельная группа людей – уче-ные (шень - ши).

Рабство. Положение рабов в разных странах древнего мира было различ-ным. В Древней Греции рабы были иноплеменниками.

Тяжелым было положение рабов в Индии. В законах Ману различали семь категорий рабов. К рабам относились с презрением: рабы носили лохмотья, жили в лачугах, питались отбросами. В Междуречье долговое рабство по за-конам царя Хаммурапи было ограничено тремя годами. В Древнем Египте рабам разрешалось заводить дом и семью.

Ни в одной стране древнего мира не было такого количества рабов, как в Древнем Риме: они составляли более половины жителей государства. Рабы трудились в разных местах: и в рудниках, и на полях, и в мастерских, и в домашнем хозяйстве. Рабы-греки были музыкантами, архитекторами, скуль-пторами, драматургами, художниками, учителями и врачами. Римляне предпочитали заниматься военным делом и государственной службой. Они понимали, что наличие огромного количества рабов представляло опасность для государства и отпускали часть рабов на волю. Таких людей называли вольноотпущенниками. В III- IV вв. римляне стали предоставлять рабам хижины и участки земли, а также сдавать землю в аренду свободным людям (колонам).

Религиозные верования. В большинстве стран Древнего Мира было много-божие - политеизм. В одной только стране существовал монотеизм. В Израиле верили в одного бога Яхве. Во всех странах Древнего Мира были служитетели богов - жрецы. Для богов строились специальные «жилища» - храмы.

В Древнем Египте и Междуречье богов представляли в виде полулюдей, полуживотных. Например, бога Ра - с головой птицы, богиню неба Нут пред-ставляли в виде коровы. Древние греки представляли своих богов в виде бессмертных, всемогущих людей, которые жили на горе Олимпе (северной границе греческой земли). Древние римляне после знакомства с греками заимствовали у них пантеон, только дали богам свои имена. Зевса пере-именовали в Юпитера, Посейдона - в Нептуна, не переименовали только Аполлона.

О богах древние люди слагали мифы. Самыми красивыми были мифы дре-вних греков.

В VI в. до н. э. была создана первая мировая религия - буддизм. В I в. н. э. была создана вторая мировая религия – христианство.

Культура стран Древнего мира. Мы будем говорить о духовной культуре и её составляющих частях: образовании, рациональных знаниях (науке), литературе и искусстве.

Образование. (Наличие системы образования является одним из признаков цивилизации). Во всех странах Древнего Мира была своя система образова-ния. В Древнем Египте и Междуречье обучение происходило при храмах. Обучались мальчики, будущие жрецы и чиновники. В Индии брахманы сами обучали своих сыновей. В Древнем Китае обучение проходило у частных лиц.

В Древней Греции была создана школьная система образования. В афин-ских школах обучали мальчиков с 7 до 17 лет. В этих школах была классно- урочная система, детей распределяли по классам, где изучали отдельные предметы. Такая же система была и в Древнем Риме.

Во всех странах Древнего Мира была своя письменность. Первыми созда-ли свою письменность древние египтяне. Эта письменность представляла со-бой упрощенное письмо- рисунок. Греки назвали их письменность иерогли-фами. Иероглифов было 750. Первым их смог прочитать француз Франсуа Шампольон в 1825 г.Древние египтяне писали на папирусе.

В Двуречье письменность называлась клинописью. Первым её смог прочи-тать англичанин Роулинсон в 1830 г. Жители Древнего Междуречья писали на глиняных табличках.

В Древнем Китае письменность также была иероглифической. Такой она сохраняется и по сей день. Древние китайцы писали на костях, бамбуковых палочках, шёлковых ленточках и на листах бумаги.

В Индии письмо было похоже на иероглифы.

На основе египетских иероглифов финикийцы создали алфавит - звуковое письмо. В этом алфавите были только буквы, обозначавшие согласные зву-ки. На основе финикийского алфавита древние греки создали свой алфавит, где обозначались и гласные звуки. На основе греческого алфавита римляне создали свой алфавит - латиницу.

Рациональные знания. Строго говоря, в древности науки не существовало (она появилась только в XVI веке). Тем не менее, накапливались рациональ-ные знания. Жрецы Древнего Египта и Междуречья, наблюдая за звездами, установили, что в году 365 дней. День они разделили на 24 часа, а час разделили на 60 минут. В Древней Греции появилось понятие астрономия - знания о звездах. Древние греки составляли карты звездного неба.

Накапливались знания в медицине. Врачи в Древнем Египте, Греции и Ри-ме делали хирургические операции, накапливали знания о болезнях челове-ка и способах их лечения. Самым известным врачом был Гиппократ.

Накапливались знания и в математике. В Древней Индии изобрели десять знаков для обозначения числительных. Древние индийцы умели делить, выносить корень квадратный из числа, считать площадь участка, строить под определенным углом. Был известен своей учёностью древний грек Пифагор.

Накапливались знания по истории, географии и биологии. Отцом истории считают древнего грека Геродота, который написал историю Греко-Персидской войны.

История Средних веков

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.011 с.)