Восточно-Римская (Византийская) империя в VI - XII вв.: развитие государственности, экономики и социальных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточно-Римская (Византийская) империя в VI - XII вв.: развитие государственности, экономики и социальных отношений



Слово «Византия» придумали итальянцы в XIV в. Официально госу-дарство называлось Восточно-Римская или Ромейская империя.

В V-Х вв. Империи пришлось вести ожесточенную борьбу с внешними врагами. В конце V в. Византия подверглась нападению славянских племен, но выстояла, хотя потеряла много земель. В начале VI в натиск варваров ослаб, и Империя перешла в контрнаступление. При императоре Юстиниане (527-568 гг.) его полководец Велизарий смог отвоевать у варваров некоторые римские провинции (Италию, часть Испании, Африку, Палестину и Малую Азию). Император пытался сохранить рабовладельческие порядки. С этой целью был принят Кодекс Юстиниана.

Войны и восстания покоренных народов подорвали мощь Империи, и после смерти Юстиниана начался ее упадок (VII в.). Тогда усилился натиск на Империю славян и новых врагов – арабов. Империя потеряла многие про-винции, но выстояла. Этому способствовали законы, принятые импе-раторами: о запрете рабства, о разрешении славянам селиться на территории империи, о переходе на древнегреческий язык (символический разрыв с Римской империей). Славяне помогли Империи в борьбе с арабами. В государстве стали складываться феодальные отношения.

Так были подготовлены условия для усиления Империи в VIII в. Тогда им-ператоры разгромили арабов. Но в государстве началась внутренняя война: иконоборчество. Иконоборчество возникло под влиянием ислама, который запрещает изображать Бога. Сначала иконоборцев поддержали императоры. Иконы сжигались, имущество иконопочитателей конфисковывалось в пользу императоров. Но иконоборчество ослабило Империю. Это поняли импе-раторы в IX в. Они казнили иконоборцев, снова ввели иконопочитание. Но Империя ослабла, и этим воспользовались славяне и арабы.

В IX в. Империя потерпела ряд поражений от арабов и славян (болгар). Тогда императоры провели военную реформу, в чем-то повторявшую реформу Карла Мартелла во Франкском государстве. Каждый воин за военную службу стал получать земельный надел.

Все это позволило Империи перейти в наступление в X в. Арабы были раз-громлены и ушли из Малой Азии. Были разгромлены и болгары. По приказу императора Василия II 20 тыс. пленным болгарам выкололи глаза и отпра-вили на родину. В 1018 г. Второе Болгарское царство стало частью Империи.

В конце XI начались крестовые походы. Они неминуемо должно было затронуть Византийскую империю. Императоры пытались держать в равно-весии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключались попе-ременно то с христианами против мусульман.

Особенности политического строя в империи. Власть в Империи принад-лежала императору. Формально императоры избирались Сенатом. Но в Сенате были высшие чиновники – сановники, которые назначались импера-торами.

Власть императора формально была ограниченной, а фактически – неогра-ниченной, даже деспотической. Император принимал законы, которые по-корно утверждал Сенат, назначал всех чиновников, судей, руководил вой-ском, выбирал патриарха из трех кандидатур, предложенных церковью. Власть императора обожествлялась, его прославляли в церквях.

С V по XII века в Византии сменилось 4 династии императоров: Исаврийская (474 - 842), Македонская (867- 1057), Комненов (1057- 1185), Ангелов (1185 - 1204). Полководцы свергали императоров и, захватывая власть, основывали новые династии.

Особенности экономического развития. В V - XII вв Империя была самой развитой страной мира. Здесь получали самые высокие урожаи зерновых и других культур. В Империи ремесло было поставлено на уровень искусства. Здесь были самые предприимчивые купцы.

Особенности культурного развития. Империя была самой образованной страной в мире. Здесь было много начальных школ, где за умеренную плату можно было получить образование. Было несколько средних и высших школ.

Главной заслугой ученых Империи было сохранение античного наследия. Но также велись исследования в области математики (Лев Математик), физики и химии. Писались сочинения по истории и географии всех известных Импе-рии стран и народов. В Империи был изобретен «греческий огонь».

Образование Арабского халифата, арабские завоевания

Арабы относятся к семитской группе народов. В начале VII в. они жили на Аравийском полуострове, который находится в Юго-Западной Азии. Там в основном пустыни и полупустыни, встречаются и оазисы. Основным заняти-ем арабов было кочевое скотоводство. Вся их жизнь была связана с верблюдами. Тогда у арабов был только один город Мекка. Здесь жили ремесленники, земледельцы и торговцы. В Мекке находился и храм всех богов арабов - Кааб.

В начале VII в. византийцы стали распространять христианство в Мекке. В христианскую общину входил и Мухаммед, муж одной купчихи. На основе христианства он создал новое учение – ислам ( «покорность»). Мухаммед бросил занятие торговлей и стал проповедовать новое учение. Своих сторон-ников он называл мусульманами. Мусульмане призывали богатых помогать бедным. Купцы Мекки изгнали мусульман из города. Это произошло в 622 г. (Этот год считается началом мусульманского летоисчисления).

Мусульмане ушли в оазис и создали там город Медину. Там Мухаммед стал призывать мусульман к священной войне с «неверными» (немусульманами). Он создал войско, с помощью которого и захватил Мекку в 630 г. Так было создано Арабское государство. К этому времени в его состав вошла зна-чительная часть Аравийского полуострова. В этом государстве была госу-дарственная собственность на землю.

В 632 г. Мухаммед умер, и власть перешла к халифам (халиф-преемник). Сначала это были родственники Мухаммеда. В этот период были созданы священные книги мусульман: Коран и Сунна. В Коране содержатся высказывания Мухаммеда, в Сунне – рассказы о жизни Мухаммеда. Эти две книги поссорили мусульман. Они разделились на 2 группы: суннитов и шиитов. Сунниты считали священными две книги. Они выступали за раз-деление светской и религиозной власти. Шииты признавали священной книгой только Коран и были за соединение светской и религиозной власти. Между суннитами и шиитами началась война. Суннитов возглавила семья Омейядов. В 661 году война закончилась победой суннитов.

С 661 г. Арабским халифатом стала управлять династия Омейядов. Они создали огромное войско и стали распространять ислам в соседних странах. Первый удар арабов приняла Восточно-Римская империя. Она потеряла ряд провинций, но выстояла. Арабы захватили Персию, Среднюю Азию и Западную Индию. Здесь они столкнулись с китайским войском и прекратили поход на Восток. Двигаясь на Запад, арабы покорили Египет, Северную Африку и Пиренейский полуостров. В 732 г. они потерпели поражение от франков и прекратили поход на Запад.

Арабы стали заселять покоренные страны. Так они заселили Египет, Северную Африку, Двуречье и Пиренейский полуостров. Арабы навязывали покоренным народам ислам. Только христиане Пиренейского полуострова, а также армяне и грузины сохранили свою веру.

В огромном государстве часто происходили восстания покоренных народов. Не прекращалась борьба шиитов против всевластия суннитов. В 750 г. во время восстания шиитов Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Они отказались от завоевательных войн и стали проводить реформы, которые должны были укрепить власть халифов. Аббасиды ввели налог на немусульман, запретили им жить в центре городов, ездить на конях и иметь оружие.

Все эти меры вызвали недовольство немусульман. Начались восстания, государство ослабло. От него стали отделяться эмираты. Одним из первых отделился Кордовский эмират на Пиренейском полуострове. Там власть захватили оставшиеся в живых Омейяды. Ослаблением халифата воспо-льзовались турки, пришедшие с территории современной Туркмении. В 1055 г. турки захватили столицу Халифата Багдад и создали свое государство.

За 400 лет арабы создали уникальную исламскую цивилизацию. Уже в начале завоевательных войн халифы проявили большой интерес к культуре соседних народов. При осаде городов арабы щадили жителей и их дома. Потом они стали бережно перенимать культуру покоренных народов.

Халифы создали центры, где переписывали древние рукописи. Они ценили образованных людей: в столице ученые и деятели искусства содержались за счёт халифов. В городах были открыты школы медресе, где можно было не только изучить Коран, но и познать мудрость древних народов.

Арабский халифат стал мостом, который соединял Восток с Западом. Через арабов Европа узнала о достижениях народов Востока. Так индийские цифры в Европе стали называть арабскими.

В Халифате было много образованных людей. Арабские математики создали алгебру. Арабские историки и географы написали историю и описали природные условия не только покоренных, но и соседних с Халифатом народов.

19. Феодальное общество в Западной Европе:

Становление и структура

Феодализация в Западной Европе. Феодализация - это процесс установле-ния феодальных порядков. Рабство в Западной Европе изжило себя уже в IV в. Римские императоры разрешали отпускать рабов на волю или давать им земельные участки и заводить семьи.

Новая феодальная система возникла не сразу. Она зародилась во Франкском государстве. В начале VII в. на Франкское государство напали арабы. Правитель франков Карл Мартелл («Молот») провел военную реформу. За то, что знатный человек приводил в его войско отряд вооруженных людей, он давал земельное владение с людьми, которые становились зависимыми от него. Благодаря этой реформе франки победили арабов в битве при Пуатье в 732 г.

Выделяемое за военную службу пожизненное земельное владение назы-вали бенефицием. Позднее бенефиций стал наследственным владением феодом, его владельца называли феодалом. Капитулярий (закон) 877 г. узаконил практику превращения бенефиция в феод.

По королевскому указу свободные люди становились зависимыми. Вскоре феодалы стали использовать свои военные отряды для захвата селений сво-бодных людей. Они заставляли землевладельцев отказываться в свою пользу от всех прав на землю. Был еще и третий способ захвата земли: боясь разбоя, землевладельцы добровольно шли под покровительство феодалов или мона-стырей. В X в. землю во Франции и Италии захватили феодалы. В Британии это произошло в XI в., в Германии в XII в.

У одного феодала был один феод, в который входило от одного до сотен поместий. Крупными феодалами были герцоги и графы, у них были сотни поместий. Средними феодами считались бароны, которым принадлежали де-сятки поместий. Мелкими феодалами были рыцари, владевшие от 1 до 10 поместий.

Зависимое население должно было нести повинности, главными из кото-рых были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяй-ствах феодалов (на полях, в мастерских,...) Обычно крестьяне трудились там 3 дня в неделю. Оброк представлял собой натуральную оплату за пользова-ние земельным наделом. Феодалы также имели право суда над крестьянами.

Феодалы часто враждовали между собой. Целью войны было не убийство противника, а захват в плен и получение выкупа. Феодалы также развлека-лись охотой и устраивали турниры - состязания в военном искусстве.

Чтобы упорядочить отношения между собой, они придумали следующие правила. Считалось, что король является старшим (сеньором) для герцогов и графов, а они в свою очередь были вассалами (военными слугами) короля. Герцоги и графы были сеньорами баронов. Рыцари были вассалами баронов. Во Франции существовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Это означало, что король не мог обращаться с просьбами к баронам и рыцарям и т.д.

Между сеньорами и вассалами заключались договоры о взаимопомощи. По призыву сеньора вассалы должны были выступать в военные походы. Они должны были оказывать сеньору финансовую помощь: при выкупе сеньора из плена, при отъезде сеньора в крестовый поход, при вступлении в рыцари старшего сына сеньора и при свадьбе его старшей дочери. Вассалы должны были участвовать в совете сеньора и в судебных заседаниях. Эти договоры часто нарушались, что приводило к новым войнам.

Уклад жизни феодалов. Феодалы жили в замках. Сначала их строили из дерева, потом из камня. Замки строили на возвышенных местах, их окружали крепостной стеной, валом и рвом. В них, казалось, было предусмотрено все для длительной обороны или бегства.

Социальная структура западноевропейского общества в средние века.

Средневековое общество в Западной Европе было глубоко корпоративным. Каждый человек входил в какую-то корпорацию, вне корпорации он не мог выжить. Крестьяне жили в общинах. Ремесленники в городах были объеди-нены в цехи, а купцы - в гильдии. Феодалы были объединены отношениями «сеньоры-вассалы». Особую корпорацию составляли служители церкви.

Внутри корпорации были социально неоднородны. Возьмем, например, ремесленников. Среди них были богатые и бедные. Это создавало противоре-чия внутри корпорации.

Роль Церкви в жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.015 с.)