Революции середины XIX в., борьба за парламентскую реформу в СК



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революции середины XIX в., борьба за парламентскую реформу в СК



В начале XIX в. произошла переоценка итогов Великой французской революции. её итогом стало формирование идеологий консерватизма, либерализма и социализма.

Консерваторы ( от лат. conservare – сохранять) негативно относились к Великой французской реыолюции, осуждали террор и реформы якобинцев.. Не было единой идеологии консерватизма, но была главная идея – сохранение традиционных ценностей (церкви, монархии, семьи).Идеология консерватизма отражала позиции правительств стран Европы в период реставрации (1815-1848 гг.).Консерваторы были противниками революций и реформ. Они считали, что реформы нужно проводить только в крайнем случае- чтобы претовратить революции.

Либералы ( от лат. libertas – свобода) двояко относились к Великой французской революции. Они осуждали террор, но считали важными два лозунга революции – свобода и равенство. Либерализм стал идеологией оппозиции правительствам стран Европы в период Реставрации. Основная идея либералов – человек от рождения имеет права на жизнь, свободу и собственность. В ходе борьбы с консерваторами за власть либералы расширили свою программу. В середине XIX в. они выступали за всеобщее избирательное право, равенство всех перед законом, отмену цензуры, всеобщее бесплатное начальное образование, рабочее законодательство.

Социалисты (от лат. socialis – общественный) в соновном позитивно оценивали Великую французскую революцию. Они поддерживали все три ее лозунга: свободу, равенство и братство. Вслед за Жаном-Жаком Руссо социалисты осуждали частную собствееость и хотели преобразовать ее в общественную. Идеология социализма была представлена многочисленными социалистическими проектами, среди которых выделялись проекты Ш.Фурье, Р.Оуэна, К.Маркса и Ф.Энгельса.

Ш.Фурье предложил программу строительства фалангстеров. На добровольные пожертвования богатых людей может быть построен первый фалангстер – поселение нового типа, где есть чистая фабрика, светлые жилища рабочих, школа, больница. На прибыль от работы фабрики будет построен второй фалангстер. Через 50 лет, мечтал Ш.Фурье, вся Франция покроется фалангстерами и перейдет к социализму. Фурье и его ученики безуспешно пытались осуществить программу своего учителя.

Р.Оуэн прошел путь от рабочего фабрики до одного из ее совладельцев. Он установил 10 часовой рабочий день, построил чистые дома для рабочих, шко-лу, детский сад и больницу. К Оуэну приезжали на смотрины правители Европы. Всё продолжалось до тех пор, пока газетчики не узнали, что он атеист. Об этом узнали компаньоны Оуэна, которые жили в США. Они приехали на фабрику. Оуэн продал им свои акции. Они восстановили порядки, которые были на других фабриках. Оуэн уехал в США и стал создавать там кооперативы (предприятия, где рабочие являлись собственниками).

В конце 40-х гг. свой социалистический проект создали К.Маркс и Ф.Эн-гельс. Они считали, что при капитализме рабочий класс (они называли его пролетариатом) подвергается угнетению. Рабочий класс может коренным образом улучшить свое положение, только взяв власть в свои руки. Для ру-ководства рабочим движением необходимо создание рабочей партии. При всеобщем избирательном праве рабочие могут завоевать большинство мест в парламенте и осуществить социалистические преобразования: провести на-ционализацию земли и предприятий (за выкуп) и ввести плановое развитие экономики. Маркс и Энгельс не исключали вооруженного восстания рабочих.

 

Революции 1848-1849 гг. в Европе. В 1847 г. в Европе была засуха, которая привела к нехватке продуктов питания и росту цен на них. В том же году на-чался экономический кризис (закрылись многие предприятия). Правительст-во Франции ничего не сделало для облегчения положения простых людей. Недовольством народа решили воспользоваться либералы. На 22 февраля 1848 г. они наметили провести демонстрацию протеста в Париже. Правитель-ство запретило проведение демонстрации. Либералы подчинились. Но десят-ки тысяч рабочих, студентов и ремесленников вышли на демонстрацию. По приказу правительства солдаты стреляли в демонстрантов. Ночью рабочие построили баррикады и вооружились, разгромив оружейные магазины. На следующий день восстание охватило весь Париж. Тогда солдаты перешли на сторону восставших. Король Луи Филипп отрекся от престола и покинул страну.

Было создано правительство из либералов и двух социалистов. Оно провоз-гласило Францию республикой, провело политическую амнистию, ввело все-общее избирательное право для мужчин, для безработных были созданы об-щественные мастерские. При этом налоги были увеличены на 45%.

22 июня правительство объявило, что казна пуста и общественные мастер-ские закрываются. Работникам предлагалась служба в армии или трудоуст-ройство в других городах. 50 тыс. рабочих начали восстание. Оно было жес-токо подавлено генералом Кавеньяком, одним из лидеров правившей республиканской партии.

В декабре состоялись президентские выборы. Кандидат от республиканцев Кавеньяк проиграл Луи Наполеону Бонапарту, демагогу-популисту. Прези-дент стал вытеснять республиканцев из органов власти. Они сопротивлялись, устраивали демонстрации протеста, но их мало кто поддержал. В декабре 1852 г. Бонапарт объявил себя императором Наполеоном III. Так закончилась революция во Франции.

В 1848-1849 гг. состоялись революции в Германии, Австрийской империи и в Италии. Узнав о революции во Франции, вышли на демонстрацию жители Берлина. Король уступил: даровал конституцию и создал правительство из либералов. Произошли выступления народа и в других германских государ-ствах. Во многих государствах правители были свергнуты. Победителей захватила идея создания единой Германии. После долгих дискуссий победи-ли сторонники Германской империи. Они предложили императорский престол королю Пруссии, который с презрением отверг это предложение. Король воспользовался расколом в среде своих противников, распустил парламент и правительство, а затем помог подавить революцию в других германских государствах. Общегерманский парламент был разогнан.

В Австрийской империи революция развивалась по другому пути. Сначала состоялась демонстрация в Вене с требованием введения конституции. Император уступил. Затем начались революции в национальных регионах: в Чехии, Италии, Венгрии. Император отрекся от престола. Новый император решил воспользоваться расколом среди участников революции. Ему удалось подавить своих противников в Вене, Чехии и Италии. Для подавления революции в Венгрии он обратился за помощью к российскому императору Николаю I. Русская армия разгромила венгерскую армию, независимость Венгрии была ликвидирована.

Во время революции 1848 г. в Италии народ ликвидировал проавст-рийские режимы. У многих итальянцев возникла надежда на то, что революционным путем удасться объединить Италию. Этими настроениями решил воспользоваться король Пьемонта. Он начал войну с Австрийской империей, но проиграл. Австрийская армия подавила революцию в Италии.

Везде революции 1848 г. потерпели поражение. Причины: слишком разными были интересы участников революции, слишком нерешительно вели себя либеральные правительства.

В 1848 г. в Англии не было революции. Но ее потрясало мощное чартистское движение.

В начало 1830-х гг. только 450 тыс.чел. из 21 млн.жит. страны имели избирательные права. Чтобы победить консерваторов на парламентских выборах, либералы начали кампанию за всеобщее избирательное право. Под давлением народа парламент в 1832 г. провел избирательную реформу: были ликвидированы 56 «гнилых местечек» (поселений, где уже не было жителей) и расширил число избирателей на 177 тыс. чел.

Эта реформа вызвала возмущение многих рабочих. В 1836 г. они стали собирать подписи под петицией о предоставлении всеобщего избирательного права (петиция по-анг. звучит как чартер, отсюда и название движение).

В 1839 г. чартисты собрали 1,5 млн. подписей и отвезли их в парламент. Там их не стали рассматривать. В 1842 г. вторую хартию подписали 3,25 млн.чел. Хартия вновь была отклонена парламентом. Третью хартию подписали 6 млн.чел., ее пытались передать парламенту в 1848 г. Но парламент заявил, что чартисты готовят штурм здания парламента. В Лондон были введены войска. Лидеры чартистов вновь были арестованы. Но парламент пошел на уступки. Был установлен максимальный 10-часовой рабочий день, был запрещен труд детей до 12 лет.

 

 

Гражданская война в США

В середине XIX в. в США проживал 31 млн.чел. Политически и экономи-чески США делились на 3 части: Север, Юг и Запад. На Севере проживало 22 млн.чел. Здесь развивалась промышленность и фермерские хозяйства, было запрещено рабство. На Юге проживало 9 млн. чел., 4 млн. были неграми-рабами. Промышленности почти не было. Были крупные латифундии, где негры-рабы выращивали пшеницу, маис и хлопок. На Западе проживали сот-ни тысяч индейцев.

Самыми богатыми людьми в США тогда были плантаторы. Из их среды выбирались президенты. Депутаты Конгресса приняли законы, по которым северянам запрещалось переселяться на Запад. Правительства США прода-вали большую часть производимого хлопка в Англию, чтобы держать Север на коротком поводке.

В США были противники рабства. Их называли аболиционистами (от анг. abolish – отменять). Они добивались того, что в новых штатах было запреще-но рабство. Конгресс следил за тем, чтобы количество штатов, где было от-менено рабство, не превышало количество рабовладельческих штатов. Або-лиционисты пытались поднимать восстания негров, но потерпели неудачу.

В 1854 г. в США была воссоздана Республиканская партия. Она включила в свою программу требование аболиционистов. В 1860 г. партия выдвинула кандидатом в президенты умеренного политика Авраама Линкольна. Лин-кольн выиграл выборы. Незадолго до вступления в должность президента Линкольна южные штаты один за другим (сначала 7, потом еще 4 штата) ста-ли выходить из состава США (тогда в США было 34 штата). Плантаторы опасались, что, несмотря на заверения Линкольна, он отменит рабство в США.

Сепаратисты создали свое государство – Конфедерацию. Оно имело свой парламент, правительство и армию. Случилось так, что большая часть воору-жения находилась на Юге, почти все офицеры были южанами. В короткий срок президент Линкольн создал новую армию. Она численно (100-500 тыс. чел.) превосходила армию конфедератов. Но в первый период войны прези-дент пытался образумить лидеров Конфедерации, уговаривал их прекратить мятеж. Руководство армии США действовало нерешительно. Все это вызывало недовольство жителей Севера США.

Под давлением народа в августе 1862 г. президент Линкольн подписал три исторических декрета: об отмене рабства с 1 января 1863 г., о борьбе с «подозрительными», и о предоставлении участков земли на Западе всем желающим.

Произошло укрепление армии. Её возглавили сторонники активных воен-ных действий – генералы Грант и Шерман. В армию влились десятки тысяч негров. По Югу прокатилась волна восстаний негров. В 1863 г. армия Гранта с боями прошла вдоль западного берега реки Миссисипи до Нового Орлеана. Территория Конфедерации была разрезана на две части. В течение года с по-мощью негров был наведен порядок в штатах к западу от Миссисипи. В 1864 г. армия генерала Шермана с боями прошла через штат Джорджию к побере-жью Атлантики. Территория Конфедерации была вновь расколота на две части. В течении 1864 г. был наведен порядок к югу от Джорджии. В начале 1865 г. армии Гранта и Шермана двинулись на г. Ричмонд, главный город Конфедерации. 9 апреля Ричмонд капитулировал. Гражданская война в США закончилась победой северян. Победа была омрачена убийством президента Линкольна 14 апреля в здании театра в Вашингтоне, где отмечали победу в гражданской войне.

Конгресс принял решение об оккупации южных штатов (Акт о Реконструкции). Реконструкция продолжалась 11 лет. В южных штатах насильно устанавливалось равноправие негров. В 1876 г. из южных штатов были выведены дополнительные федеральные войска. Это привело к активизации расистских организаций и к открытой дискриминации негров.

Но в целом победа в гражданской войне северян привела к прогрессу во всех сферах жизни американского общества. Начался стремительный промышленный переворот. В итоге к концу XIX в. США вышли на первое место в мире по масштабам развития экономике и, что важнее, по произ-водству продукции на душу населения. Проходило массовое строительство школ, что позволило США стать одной из грамотных стран мира.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.012 с.)