В первые годы Советской власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В первые годы Советской власти



Проводившиеся с первых лет Советской власти в широких масштабах мероприятия по борьбе с детской дефективностью имели глубокий идейно-политический смысл. В организации и проведении этих мероприятий принимали участие многие пар­тийные и государственные деятели. Это была борьба за здоровое детство для всех, за включение аномальных детей в обществен­но полезный труд посредством специальной системы обучения и воспитания. Огромный вклад в создание государственной систе­мы научно-педагогических учреждений и школ для аномаль­ных детей внесла Н. К. Крупская. Выдающуюся роль в развитии сурдопедагогики 20-х годов, обновлении методов обучения и вос­питания детей с недостатками слуха играли Н. М. Лаговский, Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, И. А. Васильев.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Огромное значение в становлении советской дефектологии и сурдопедагогики, разработке теоретических и методологических основ этой специальной области педагогического знания, организации госу­дарственной системы обучения и воспитания глухих детей име­ла деятельность Н. К. Крупской.

Н. К. Крупская была одним из первых в России педагогов-марксистов и основоположником советской педагогики. Она проблемы воспитания и образования рассматривала с позиций подлинно научной методологии, с позиций марксизма. В авто­биографическом очерке Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном ис­ходе дела, с которым связала свою жизнь». Глубокое знание марксизма, непосредственное участие в борьбе за интересы ра­бочего класса и всех трудящихся в качестве профессионального революционера определяло характер ее деятельности как педа­гога-теоретика и организатора новой системы народного образования в нашей стране. После победы Великой Октябрьской со­циалистической революции Н. К. Крупская назначается членом коллегии Народного комиссариата просвещения, а в 1929 г. — за­местителем народного комиссара просвещения РСФСР.

Нарком просвещения А. В. Луначарский, вспоминая о на­чальном этапе работы Наркомпроса, говорил: «Драгоценней­шим обстоятельством в этих условиях было то, что одним из самых главных, а может быть, и самым главным действующим лицом Наркомпроса с самых первых дней оказалась Н. К. Круп­ская» 2. Огромное множество проблем стояло перед Наркомпросом молодой Советской республики. И среди них проблемы обу­чения и воспитания аномальных детей. Проблемы эти не были оставлены без внимания Н. К. Крупской, которая в области строительства новой, советской школы и системы народного образования последовательно проводила политику Коммунисти­ческой партии. Н. К. Крупская принимала непосредственное участие в разработке и осуществлении планов всеобщего обуче­ния глухих детей в нашей стране, в разработке и проведении в жизнь важнейших партийных и государственных постановле­ний по вопросам школы и народного образования.

В своих решениях в отношении глухих детей Советское пра­вительство руководствовалось принципом социалистического гу­манизма. В одном из бюллетеней школьно-санитарного отдела Наркомпроса говорилось: «Новое государство ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый слабый де­фективный, обделенный судьбою мог бы вести самостоятельное трудовое и счастливое существование».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране была поставлена задача воспитать из глухих детей полноценных членов общества.

Н. К. Крупская неоднократно привлекала внимание работни­ков народного образования к проблемам сурдопедагогики. Для перестройки обучения глухих Наркомпросом были привлечены лучшие специалисты того времени: Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay, Д. В. Фельдберг, И. А. Васильев и др. Создавались специальные научно-практические институты, где под руководством Психо­неврологической академии велась научная разработка проблем детской слухоречевой недостаточности.

В определении общих учебно-воспитательных задач школы для глухих детей сыграли большую роль общепедагогические труды Н. К. Крупской. Так, на основе развивавшихся Н. К. Крупской идей общественного воспитания сурдопедагоги­ка преодолевала тенденцию к организации обособленных учреж­дений для глухих. Новые цели социалистической школы, гово­рила Н. К. Крупская,— воспитывать в учениках общественные инстинкты. И советские сурдопедагоги воспринимали эти идеи как основополагающие для школы глухих. Постепенно все шко­лы для глухих как образовательные учреждения включались в общую систему народного образования. При участии Н. К. Круп­ской разрабатывался и декрет Совнаркома от 10 декабря 1919 года — «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». Этот декрет был подписан В. И. Лениным.

Н. К. Крупская хорошо знала жизнь глухих детей и ставила вопрос о создании такой системы их обучения и воспитания, ко­торая бы не была заботой о них отдельных лиц, а стала общего­сударственным делом. Н. К. Крупская считала, что включение специальных школ в государственную систему школьного обу­чения внесет коренное изменение в сущность и принципы вос­питания и обучения глухонемых, слепых и других категорий аномальных детей.

Н. К. Крупская стремилась всемерно укреплять новое отно­шение к аномальным детям. Она требовала от окружающих не филантропической заботы и сожаления, как это было прежде, а действенной помощи, основанной на принципах социалисти­ческого гуманизма. В журнале «О наших детях», редактором которого являлась Н. К. Крупская, наряду с другими печата­лись и статьи о детях аномальных. В 1929 году Н. К. Крупская в этом журнале опубликовала собственную статью «Мои глухо­немые приятели». Звучавшая в этой статье горячая заинтере­сованность в деле, искреннее участие в судьбе глухих детей не оставляли равнодушным никого из читателей. Н. К. Крупская писала о том, что глухонемые дети и особенно подростки нуж­даются в сугубой защите. Закон и говорящие окружающие дол­жны защищать их права, всячески помогать им войти в жизнь, занять в ней свое место, J96

Педагогические идеи Н. К. Крупской творчески восприни­мались советскими дефектологами, которые осуществляли их на практике. Так, в плане реализации этих идей Н. М. Лаговским, который в первые годы Советской власти на первом съез­де по борьбе с детской дефективностью в 1920 году ведал в Наркомпросе вопросами обучения и воспитания глухих, пред­ложил план системы учреждений для глухих. В основу этого плана была положена идея преемственности, которая сохраняет свое значение до наших дней. Позднее, выступая на съезде за­ведующих губернскими отделами народного образования в 1922 году, Н. К. Крупская говорила о наличии конкретного пла­на постановки сети учреждений для дефективных детей. Оче­видно, Н. К. Крупская имела в виду представленный на съезде доклад Н. М. Лаговского. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих, слепых и умственно отсталых. Звеном этой системы были дошкольные учреждения — детские дома. Так мысли и предложения Н. К. Крупской входили в практику обучения аномальных детей.

Огромную роль играла Н. К. Крупская в разработке теорети­ческих проблем сурдопедагогики. Ею выдвигался принцип орга­нической связи теории с практикой обучения и воспитания ано­мальных детей. Она выступала непримиримым противником идей, чуждых гуманистической советской педагогике. Н. К. Круп­ская принимала активное участие в подготовке материалов ко II съезду по социально-правовой охране несовершеннолетних в 1924 году. В связи с проведением съезда на коллегии Наркомпроса был поставлен вопрос о практической целесообразности выво­дов сектора по обучению и воспитанию аномальных детей, кото­рым в те годы руководил Л. С. Выготский. Оценивая выдвинутые Л. С. Выготским теоретические положения, Н. К. Крупская отме­чала при этом, что теоретические позиции необходимо макси­мально приблизить к практике борьбы с детской дефективностью и вести настойчивый поиск новых форм, средств и методов реше­ния проблемы.

Н. К. Крупская последовательно и систематически направляла мысль сурдопедагогов. Она призывала к поискам эффективных путей приближения обучения дефективных детей к условиям обу­чения и воспитания в общеобразовательной школе.

Н. К. Крупской в эти годы развивалась идея компенсаторного обучения. Компенсаторное обучение в ее понимании состоит в том, чтобы не повторять механически содержание программ мас­совых школ и приближать его к обучению слышащих, создавая для этого необходимые условия.

Много внимания Н. К. Крупская уделяла проблемам трудово­го обучения и воспитания. Ею глубоко и разносторонне развива­лась мысль о том, что ребенок должен познавать предметы и яв­ления окружающей жизни в процессе трудовых действий. Бла­готворное влияние этой идеи сказалось на последующем развитии советской сурдопедагогики, на разработке дидактической системы обучения глухих по принципу речевого общения. По этой си­стеме на начальном этапе обучения осуществляется предметно-практическая деятельность. Она ставит глухого ребенка перед не­обходимостью пользоваться словесной речью под непосредствен­ным руководством педагога. Как правило, обучение глухих детей сопровождается жизнерадостностью, активностью и инициативой с применением предметно-практической деятельности.

В 20-х годах в педагогической литературе получил широкое хождение термин «морально-дефективные дети». Преподаватели сурдопедагогики Ленинградского педагогического института при обсуждении системы обучения глухих предлагали даже открыть детский дом для «морально-дефективных» глухих детей. К кате­гории «морально-дефективных» относили детей больных, изму­ченных нуждой и голодом. Накануне II съезда СПОН Н. К. Круп­ская выступила в журнале «На путях к новой школе» с острой критикой этого понятия.

Н. К. Крупская с глубокой убежденностью доказывала, что этот термин позорный, что он развязывает руки нечестным педагогам, что его надо изгнать из советской педагогики. В рабо­те «К вопросу о морально-дефективных детях» Н. К. Крупская пи­сала:

«Позорный термин «морально-дефективный», развязывающий руки бессовестной и бессознательной части педагогов, должен быть изгнан из употребления.

На работе с заброшенными, задавленными жизнью, исковер­канными ею ребятами надо оставить лишь живых, чутких людей, умеющих заслужить доверие ребят, умеющих подойти к ним.

Надо помочь ребятам, на которых всей тяжестью обрушились невзгоды жизни, надо помочь им подняться, на эту работу долж­ны идти лучшие люди.

Долой снимающие ответственность буржуазные термины вро­де «морально-дефективный»

Беспризорные, заброшенные, больные ребята должны стать родными, любимыми детьми Советской республики».

Выступления Н. К. Крупской были пронизаны идеями социа­листического гуманизма, страстным желанием прийти на помощь аномальным детям. Она справедливо считала, что глухонемые де­ти способны приобщиться к жизни, включиться в трудовую и общественную деятельность, стать полезными членами общества, а педагогические коллективы должны помочь им в этом. В оди­ночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, указывала Н. К. Крупская. В дальней­шем его опыт должен обогатиться опытом других.

В соответствии с этими принципами Н. К. Крупская настойчи­во требовала приближения содержания обучения и воспитания глухонемых к содержанию деятельности массовой общеобразова­тельной школы. Высказанные Н. К. Крупской мысли имели основополагающее значение и для развития сурдопедагогической теории. Педагоги­ческие идеи Н. К. Крупской и ее личный пример отношения к аномальным детям вдохновляли сурдопедагогов на самоот­верженное служение гуманному делу обучения и воспитания глухих детей. Пе­дагогические идеи Н. К. Крупской слу­жили для советских сурдопедагогов основой творческих поисков. Они не утратили своего теоретического и прак­тического значения и для сурдопедаго­гов наших дней.

Н. М. Лаговский (1862-1933). Одним из выдающихся деятелей советской сурдопедагогики рассматриваемого периода был Н. М. Лаговский. Николай Михайлович Лаговский родился 25 декабря 1862 г. в Костромской губернии в семье сельского дья­кона. Оставшись сиротой, он рано начал самостоятельную трудо­вую жизнь, добывая средства к жизни случайными заработками: пением в хоре, перепиской нот, уроками за любую, даже самую ми­зерную, плату. Во время обучения в духовной семинарии он при­нимал участие в деятельности Костромской организации партии «Народная воля». Близость к политической деятельности народо­вольцев в юношеские годы отразилась на всей последующей дея­тельности Н. М. Лаговского, который видел главный ее смысл в служении трудовому народу.

По окончании семинарии в 1884 году Н. М. Лаговский посту­пил на историко-филологический факультет Петербургского уни­верситета, но вскоре был вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату за обучение. В октябре того же го­да Н. М. Лаговский поступил на должность воспитателя в Петер­бургское училище для глухонемых.

В 80—90-е годы в Петербургском училище глухонемых шла острая борьба за утверждение принципа обучения глухих устной словесной речи и использования ее как средства общения и полу­чения глухими учащимися общеобразовательных знаний. Н. М. Лаговский с присущими ему искренностью и живым умом включился в творческую деятельность по перестройке учебно-вос­питательного дела в училище. Он сразу же встал в ряды сторон­ников обучения глухих устной речи. Позднее он занимался на курсах по подготовке учителей для школ глухих, организованных при училище. По окончании курсов в 1897 году Н. М. Лаговский был зачислен на должность учителя, а через год стал инспекто­ром Петербургского училища.

Для углубленного изучения практики обучения глухих в Ев­ропе он был командирован в Австрию и Германию. В конце XIX века в Западной Европе проводился ряд опытов по изучению слу­ха глухих и использованию его в процессе обучения глухих детей устной речи. В Германии в Берлинском училище глухих Я. М. Лаговский ознакомился с методами обучения артикуляции, с учеб­ными планами, программами, в Австрии — с постановкой слухо­вых упражнений В. Урбанчича. Кроме того, им была тщательно изучена система подготовки учителей глухих на курсах, которы­ми в то время руководил выдающийся немецкий сурдопедагог Э. Вальтер.

По возвращении в Россию Н. М. Лаговский издал ряд сурдо­педагогических работ. Первой из серии его книг была «Королев­ское училище глухонемых в Берлине», в которой давалось под­робное описание процесса обучения глухонемых в этом училище. Одновременно появилась и его «Книга рассказов для классного чтения и бесед с глухонемыми детьми старшего возраста». Это было первое пособие для учителей глухих и глухих учеников старших классов, если не считать в значительной мере устарев­шую к тому времени книгу Г. А. Гурцова «Энциклопедический курс» и «Хрестоматию» И. Я. Селезнева. В 1903 году вышла ра­бота Н. М. Лаговского «Обучение глухонемых устной речи», ко­торая в дореволюционный период выдержала два издания и ста­ла настольной книгой для учителей глухих. Она была значитель­но шире по содержанию, чем ранее издававшиеся методики по обучению глухих произношению и русскому языку А. Ф. Ост­роградского и И. А. Васильева.

В трудах Н. М. Лаговского центральное место занимали и вопросы обучения устной речи. По своим приемам методика Н. М. Лаговского была сходна с методикой А. Ф. Остроградского. Но в отличие от А. Ф. Остроградского Н. М. Лаговский излагал содержание обучения звуковой речи в определенной системе по годам обучения. Он значительно шире и разностороннее, чем А. Ф. Остроградский, раскрывал анатомо-физиологические харак­теристики слухоречевого аппарата глухого человека и его воз­можности в восстановлении, в постановке звуков русского язы­ка. В методике постановки звуков Н. М. Лаговский шел от более видимых и осязаемых к звукам менее «наглядным» и «ощущае­мым».

Н. М. Лаговский видел в правильном домашнем воспитании глухих средство к сохранению его устной звуковой речи после наступления глухоты. Тем самым облегчалось усвоение им словарного состава и грамматики русского языка в школе.

В Петербургском училище Н. М. Лаговский проработал до осени 1910 года. С сентября этого года он взял на себя заведова­ние четырьмя учреждениями для глухих в г. Александровске (Запорожье), объединенными в училище-хутор. Здесь Н. М. Лагов­ский вел напряженную сурдопедагогическую деятельность. В Александровском хуторе он объединил вокруг себя творческий коллектив учителей и воспитателей для решения намеченных им педагогических задач по обучению и воспитанию глухих детей. Среди них были сестры О. Комир и М. Комир, И. А. Соколянский и многие другие талантливые сурдопедагоги. Но Н. М. Лаговскому в Александровском хуторе не удалось осуществить многие из своих педагогических идей не только потому, что они были про­тиворечивы, но и потому, что в условиях дореволюционной Рос­сии они были утопичны. Н. М. Лаговский правильно считал, что начинать обучение глухих необходимо с дошкольного возраста и продолжать до включения их в трудовую деятельность. Но вся организация жизни этого училища страдала пороками, происте­кавшими из народнических идей и прожектов.

После Великой Октябрьской социалистической революции на­чался наиболее плодотворный период деятельности Н. М. Лагов­ского. Вскоре он стал активно участвовать в работе отдела соци­ального обеспечения в Петрограде, в ведении которого в то время состояли все учреждения для глухих города и области. По его предложению в Петрограде было открыто первое в России науч­но-практическое учреждение — Центральный институт глухоне­мых. В октябре 1918 года Н. М. Лаговский заведовал учебной частью этого института. После переезда в Московскую область он взял на себя заведование Перервинским (Люблинским) институ­том глухонемых. Одновременно Н. М. Лаговский руководил сек­тором глухих детей в школьно-санитарном отделе Наркомпроса. Он организовал медико-педагогическую комиссию по делам глу­хих для разработки теоретических и организационно-методичес­ких вопросов их обучения и воспитания. Комиссия состояла из передовой части врачей и сурдопедагогов.

Авторитет Н. М. Лаговского в Наркомпросе как ученого-сур­допедагога, бескорыстная преданность делу помогли ему осущест­вить ряд важных практических мероприятий по обучению и воспитанию глухих и прежде всего укрепить положение специ­альных учреждений в системе народного образования. Н. М. Ла­говский принимал самое активное участие в организации и про­ведении конференций и съездов, проходивших в этот период в Ис­следовательском институте научной педагогики при 2-м Москов­ском государственном университете.

В 20-е годы Н. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы по обу­чению взрослых глухих и методические руководства к ним, бук­варь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочни­ков. Книга Н. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По прин­ципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40—50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.

Заслуги Н. М. Лаговского в деле обучения и воспитания глу­хих получили высокую оценку педагогической общественности и Советского правительства. В 1929 году ВЦИК присвоил ему зва­ние Героя Труда. Во 2-м Московском государственном университе­те были учреждены три студенческие стипендии его имени. По­становлением Народного комиссариата просвещения школа в г. Вязниках стала называться школой им. Н. М. Лаговского. По­становлением Главнауки УССР Киевская школа для глухих была также названа его именем. Взрослые глухие г. Астрахани откры­ли клуб, которому было присвоено его имя.

Научно-педагогическая деятельность Н. М. Лаговского оказа­ла большое влияние на последующее развитие советской сурдо­педагогики. Созданные им труды долгое время служили руковод­ством для учителей. Вместе с тем развитие теории и практики сурдопедагогики в последующее время обнаруживало и некото­рые слабые стороны педагогической системы Н. М. Лаговского как системы обучения словесной речи, основанной на «чистом устном методе». Однако в целом труды Н. М. Лаговского внесли большой положительный вклад в советскую сурдопедагогику.

Давид Владимирович Фельдберг (1873—1942). В решении проблемы борьбы с детской слуховой и речевой дефективностью в первые годы Советской власти видную роль играл доктор меди­цины и логопедии Д. В. Фельдберг. Многолетняя врачебно-педагогическая деятельность Д. В. Фельдберга привела его к мыс­ли о том, что учебно-воспитательную работу с детьми, имеющими недостатки слуха и речи, необходимо сочетать с их лечением.

Интерес Д. В. Фельдберга к вопросам патологии детской речи во многом определил его научную специализацию в медицинских науках. С 1905 по 1915 год деятельность Д. В. Фельдберга носила врачебно-педагогический характер и не соответствовала его глав­ным интересам. Д. В. Фельдберг был директором Коммерческого училища и преподавателем гигиены. Он читал лекции на Выс­ших женских курсах и был ассистентом в Клиническом институ­те по усовершенствованию врачей. В 1908 году Д. В. Фельдберг стал профессором кафедры логопедии при Психоневрологическом институте. В годы первой мировой войны Д. В. Фельдберга при­звали на военную службу. Он руководил госпиталем и был вра­чом-консультантом. После Великой Октябрьской социалистичес­кой революции Д. В. Фельдберг полностью посвятил свою деятель­ность борьбе с детской слухоречевой де­фективностью.

Еще будучи на военной службе, он часто выступал в качестве лектора по вопросам организации детского здраво­охранения, социальной гигиены и лого­педии. В 1918 году в Дошкольном педа­гогическом институте при его участии была организована кафедра логопедии и сурдопедагогики. Деятельность Д. В. Фельдберга как руководителя этой кафедры продолжалась до 1938.

В 1918 году в системе Наркомпроса Д. В. Фельдберг организовал Отофонетический институт. Это было новое госу­дарственное учреждение, в котором Д. В. Фельдбергу удалось объединить и включить в творческую работу опытных сурдопедагогов: Е. Ф. Заморенко, М. А. Заха­рову, Ю. А. Якимову, И. Ф. Брунс, Е, В. Цветкову, И. А. Василье­ва. Одновременно институт пополнялся молодыми талантливыми сурдопедагогами-логопедами. Первоначально небольшая ам­булатория и стационар для взрослых и детей с недостатками речи превращались в специализированное детское учреждение по борьбе с нарушениями слуха и речи. К 30-м годам Отофонетический институт стал огромным научным клиническим педа­гогическим учреждением.

Отофонетический институт являлся главным центром научно-педагогической работы в СССР. По инициативе Д. В. Фельдберга в Ленинграде возникли классы для приходящих глухих детей. Кро­ме того, были созданы логопедические пункты при школах (для детей с легкими расстройствами речи). С целью разработки мето­дических проблем Д. В. Фельдберг организовал методическую ла­бораторию, которой руководили методист по первоначальному обучению в массовой школе Н. П. Кононыкин и методист по обу­чению глухих Е. Ф. Заморенко.

Д. В. Фельдберг обращал большое внимание на остаточный слух у глухих детей. Изучавшиеся в Отофонетическом институте сур­допедагогические проблемы (влияние этиологии глухонемоты на развитие и восстановление слуха, методы использования остатков слуха и др.) нашли отражение в сборнике трудов института «Ме­тоды исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и ту­гоухих детей» (1936 год). В Отофонетическом институте были пред­приняты попытки широкого использования техники.

Плодотворная научная и практическая деятельность Отофонетического института приносила ему широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Часто посещали ин­ститут и знакомились с его достижениями делегации иностран­ных ученых и педагогов.

Руководитель Отофонетического института Д. В. Фельдберг был постоянным участником съездов и конференций по вопросам обучения, воспитания глухих и по вопросам изу­чения дефектов речи и слуха. Он стре­мился творчески использовать принци­пы и методы массовой советской общеобразовательной школы при реше­нии специфических задач дифферен­цированного обучения различных ка­тегорий детей со слухоречевой дефек­тивностью. Под его руководством в Отофонетическом институте разрабаты­вались новые средства и методы обуче­ния глухих, позднооглохших, слабослы­шащих детей, а также детей с различными формами логопатии.

К сожалению, многое в деятельности института, особенно в научно-практической, не было в свое время учтено и обобщено. Между теоретическими исследованиями и практикой учебных уч­реждений института существовал разрыв. Многие весьма ценные и эффективные методы и приемы обучения не были внедрены в практику обучения глухих вследствие недооценки научного зна­чения опыта передовых, творчески работавших педагогов.

Федор Андреевич Pay (1868—1967). Ф. A. Pay — выдающий­ся деятель в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха и речи. Он родился в г. Вюртенберге в Германии. По окон­чании учительской семинарии в Германии Ф. A. Pay поступил на службу в одну из немецких начальных школ. Через полгода он был приглашен на должность помощника учителя в училище для глухих во Франкфурте-на-Майне. За годы службы в этом учили­ще Ф. A. Pay изучил теорию и методику обучения глухих, сдал экзамены на звание учителя глухих и на штатную должность учи­теля глухих и логопеда. Наряду с подготовкой по специальности Ф. A. Pay изучал французский и английский языки. Знание этих двух языков расширило возможности его сурдопедагогической деятельности. Он стал сотрудничать как референт в немецком и французском журналах. В 1891 году в журнале «Орган» была на­печатана его первая работа «Об устранении дефектов речи у детей».

В 1892 году Ф. A. Pay получил предложение приехать в Рос­сию и занять должность учителя в частном училище прибал­тийского городка Тиге. В 1900 году Ф. A. Pay был назначен ди­ректором Московского Арнольдо-Третьяковского училища. С приходом Ф. A. Pay в Московское училище глухих началась коренная организационная перестройка его учебно-воспитатель­ной работы. Прежде всего Ф. A. Pay изменил содержание перво­начального периода обучения. Исходным средством обучения ста­ла устная речь. В это время за границей вводился метод В. Урбанчича по воспитанию слуха. Ф. A. Pay ввел этот метод и в Московском учили­ще. Им был организован слуховой класс с особым учителем, который вел занятия по развитию слуха.

Ф. A. Pay не только руководил учи­лищем, но и помогал учителям работать - с глухими детьми. Он давал показатель­ные уроки по постановке и коррекции звуков, учил учителей новому в то время звуковому методу постановки устной ре­чи, обучения грамоте и чтению с губ. Опытность директора, его методическая помощь учителям сделали училище глу­хих в Москве всероссийским методическим центром. Ф. A. Pay стал методистом-руководителем этого центра.

Ф. A. Pay ввел в училище дифференцированный подход к глу­хим. Этот подход выразился в том, что он учитывал время наступ­ления глухоты, интеллектуальные возможности ребенка и состоя­ние его слуха. Им были организованы классы позднооглохших и слабослышащих (тугоухих) детей. Для менее одаренных и не спо­собных освоить учебную программу Московского училища в селе Сокольникове (Московская область) открыли колонию, при кото­рой было организовано садоводческое учебное хозяйство. Обще­образовательное обучение в этой колонии велось посредством дактильной и письменной речи с использованием жестовой речи.

Большой заслугой Ф. A. Pay следует считать и создание пер­вого дошкольного учреждения для глухих детей. Оно было откры­то в 1900 году в Москве. Непосредственное руководство детским садом для глухих детей осуществляла Н. A. Pay, получавшая от Ф. A. Pay, постоянную помощь в решении педагогических и мето­дических проблем этого учебного заведения, главной задачей ко­торого являлось достижение преемственности обучения глухих в детском саду и школе.

В 1910 году Ф. A. Pay выступил организатором съезда по обу­чению, воспитанию и призрению глухих, приуроченного к 50-ле­тию существования Московского Арнольдо-Третьяковского учили­ща. На этом съезде Ф. A. Pay был автором ряда докладов: «Об организации периодических съездов деятелей по воспитанию, обу­чению и призрению глухонемых», «Об обучении глухонемых», «О дежурствах в интернате».

В годы директорства в Московском училище Ф. A. Pay был непременным корреспондентом журнала «Вестник Попечительст­ва о глухонемых», выполнял переводы сурдопедагогических ста­тей с немецкого языка. В частности, им были переведены книга Ф. Вернера «Психологические основы устного метода» (1910) и книга Ф. Гаудеринга «О подготовительном обучении глухоне­мых». В дореволюционный период им были созданы букварь, а также книжки для чтения: «Маленьким друзьям» и «Маленький глухонемой читатель».

После Великой Октябрьской социалистической революции на­чался наиболее плодотворный период деятельности Ф. A. Pay. Co свойственной ему энергией, энтузиазмом и преданностью делу он взялся за осуществление государственного обучения глухих. Ф. A. Pay стал ученым-консультантом школьно-санитарного от­дела Наркомпроса. С переходом этого отдела в Наркомздрав Ф. A. Pay был назначен заведующим секцией физически дефек­тивных детей. Ко времени открытия в Москве Института детской дефективности, а потом дефектологического отделения при 2-м МГУ Ф. A. Pay получил звание профессора и заведование кафед­рой сурдопедагогики. Его опыт работы с учителями в Московском училище глухих был использован при организации сурдопедаго­гического образования.

Ф. A. Pay был членом секции дефектологии Научно-исследо­вательского института педагогики при 2-м Московском государственном университете. Он выступал в качестве одного из основных лекторов по вопросам обучения глухих словесной речи на кратко­срочных курсах. Ф. A. Pay участвовал в съездах учителей глухих как член оргбюро и докладчик. Он выступал на конференциях сурдопедагогов и многих других научных совещаниях. Исключи­тельный успех имел его доклад «О методах первоначального обу­чения глухих словесной речи» на совещании директоров и заве­дующих учебной частью школ глухих в 1938 году. В нем Ф. A. Pay показал, что при обучении глухих необходимо сочетать и диффе­ренцированно применять различные методы.

Активное и заинтересованное участие в создании советской го­сударственной системы обучения и воспитания глухих детей бла­готворно отразилось на научной деятельности Ф. A. Pay. Если в дореволюционный период Ф. A. Pay в основном публиковал толь­ко переводы из иностранных журналов, то в послереволюцион­ный период он создает и оригинальные работы, проявляет крити­ческое отношение к зарубежным материалам с позиций советской сурдопедагогики.

Созданные Ф. A. Pay в советское время труды разнообразны: монографии, статьи в общих педагогических и специальных жур­налах, статьи в энциклопедиях.

Статьи Ф. A. Pay о детях с недостатками слуха и речи, о пу­тях развития борьбы с детской глухотой были помещены в одном из первых сборников Наркомздрава — «Здоровые дети— светочи будущего». В изданиях II съезда СПОН был опубликован ряд его статей. В первом изданном в 1924 году сборнике он публикует оригинальную работу «Речевая функция у говорящих глухих». Во втором сборнике — дидактические статьи о методах, которые про­верялись в то время в советской школе для глухих: маноральная система и чтение с губ Г. Форхгаммера. В дальнейшем им были опубликованы статьи на следующие темы: метод использования остатков слуха Бецольд — Кройса (1926), «бельгийский метод демутизации» (1935). Важной обобщающей работой была поме­щенная в Большой Советской энциклопедии статья «О глухоне­моте и обучении глухонемых» (1929).

Ф. A. Pay являлся активным сотрудником журнала «Жизнь глухих», где помещались его статьи об И. К. Арнольде, о Н. М. Лаговском, статьи об актуальных проблемах зарубежной сурдопеда­гогики. Он был членом редакционной коллегии журнала «Жизнь глухих», а затем и журнала «Вопросы дефектологии».

Большую и плодотворную работу по созданию букварей для глухих и популярной сурдопедагогической литературы для роди­телей вел Ф. A. Pay совместно с Н. A. Pay.

В «Методике обучения глухих» (1934) был написанный Ф. A. Pay раздел «Постановка и коррекция звуков у глухонемых». В дальнейшем на основе этой работы Ф. A. Pay совместно с Ф. Ф. Pay создал методику обучения глухих произношению, кото­рая до настоящего времени служит пособием для студентов и учи­телей.

В 1946 году в «Ученых записках МГПИ им. В. И. Ленина» бы­ли опубликованы подготовленные еще ранее при активном участии и под редакцией Ф. A. Pay материалы к учебнику по сурдопеда­гогике, в их числе статья «О глухонемоте, глухоте и тугоухости». В ней Ф. A. Pay, используя русскую и зарубежную сурдопеда­гогическую литературу и многолетний опыт непосредственной работы с глухими, дал четкую классификацию детей с немотой при наличии слуха. В этой же статье рассматривались вопросы о происхождении глухонемоты, о лечении и профилактике глухо­немоты.

В 1948 году Ф. A. Pay был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. За свою сурдопедагоги­ческую деятельность он был награжден орденом Ленина.

Вся жизнь Ф. A. Pay, учителя, профессора, доктора педагоги­ческих наук, члена-корреспондента Академии педагогических наук, была неразрывно связана с развитием советской сурдопеда­гогики. Он сыграл важную роль в подготовке научных и учитель­ских кадров, создании литературы по методике обучения глухих устной речи и учебников для первоначального обучения (буква­рей).

И. А. Васильев (1867—1941). В ряду талантливых деятелей, обогативших своими трудами сурдопедагогику, были И. А. Ва­сильев. Он начал свою сурдопедагогическую деятельность в Пе­тербургском училище с должности младшего классного настав­ника. Любовь и желание прийти на помощь к детям, страдаю­щим физическим недостатком — отсутствием слуха, побуждала его с первых шагов сурдопедагогической деятельности с исклю­чительным упорством и настойчивостью искать новые, более эффективные пути их обучения и воспитания. Он мечтал на­учить глухих детей в короткий срок словесной речи и тем самым сблизить уровень развития глухого ребенка с уровнем развития ребенка слышащего. И. А. Васильев считал, что этого можно достигнуть в первоначальный период обучения посредством «графического метода», в основе которого лежало использова­ние письменной речи. В соответствии с этим методом наряду с графическим изучением отдельных слов-понятий шло обучение глухих грамматике, умению строить предложения. Говоря об обучении глухого связной речи по рассказам или с помощью живой беседы учителя, И. А. Васильев при этом делал очень важное методическое указание. Он считал необходимым, что­бы для глухих специально составлялись учебники и книги для чтения, чтобы учитель, беседуя с глухими, расширял их словарь систематически и постепенно, не привнося в свою речь лишних, непонятных глухому слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.046 с.)