Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С недостатками слуха в других социалистических странах

Поиск

Развитие стран социализма характеризуется грандиозными успехами в создании новой, социалистической экономики и куль­туры, подъемом образовательного уровня народных масс. Огром­ное значение для развития социалистических стран имеет опыт Советского Союза, вступившего в период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму.

В основе системы народного образования стран социализма лежат общие закономерности, свойственные всей социалистичес­кой системе, которые проявляются в каждой стране в соответствии с ее историей, сложившимися традициями, национальными осо­бенностями.

В социалистических странах утвердились такие принципы ор­ганизации системы просвещения, как государственный характер школы, светскость образования, единство школьной системы, рав­ное право всех граждан на образование, всеобщее и обязательное бесплатное образование на родном языке.

Решающим условием, обеспечивающим фактическое право на образование, являются огромные ассигнования на просвещение и большой рост школьного строительства.

Цель учебно-воспитательной работы школы — формирование всесторонне образованного, политически сознательного и актив­ного гражданина — строителя социализма и коммунизма.

В социалистических странах право граждан на образование гарантировано конституциями и законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения. Школа пол­ностью находится на государственном обеспечении и отделена от церкви.

Школы для детей с недостатками слуха в социалистических странах являются частью общей системы народного образования. Они находятся на государственном обеспечении, что создает необ­ходимую материальную основу для непрерывного совершенство­вания сурдопедагогической практики и научных исследований в области дефектологии.

Остановимся на системе народного образования в отдельных социалистических странах.

В Народной Республике Болгарии в 70-х годах имелось восемь школ для глухих. Большинство из них было открыто в послевоенные годы. Наличие такого числа школ позволяет осуществлять в республике всеобщее обучение глухих детей.

Глухие дети в НРБ обучаются в специальной школе в течение восьми лет. В г. Гарна Ореховице осуществляется профессиональ­ное обучение выпускников школ глухих. Срок такого обуче­ния — два года. В 60-х годах в Софии были открыты четырехго­дичные курсы для молодежи, заканчивающей специальную вось­милетнюю школу. На этих курсах юноши и девушки получают знания в объеме неполной средней школы. Для глухих детей дош­кольного возраста имеются детские сады. Созданы реабилита­ционные центры, которые проводят и отбор детей с недостат­ками слуха в специальные школы. Для взрослых глухих создан производственный кооператив. Союз глухих издает газету «Тишина».

Как неоднократно отмечали сами болгарские сурдопедагоги, принципиальные положения советской сурдопедагогической тео­рии и опыт советской специальной школы оказали огромную по­мощь в преодолении распространенных ранее в Болгарии идеа­листических взглядов на проблемы обучения и воспитания глухих.

Учебно-воспитательная работа в современных школах для глу­хих в НРБ строится на научных основах. Главное внимание в них обращено на развитие речи учащихся и их трудовое обучение. В школах для глухих и слабослышащих используется остаточный слух учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцирован­ный подход к учащимся в процессе их обучения и воспита­ния в специальной школе. В системе учреждений для детей с недостатками слуха в НРБ имеется и школа для глухих олигофренов.

В процессе строительства социализма в Венгерской Народной Республике были охвачены специальным обучением все глухие дети. Будапешт является главным центром научных исследова­ний в области сурдопедагогики и подготовки специалистов-сур­допедагогов.

Обучение в школах для глухих делится на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется преодоление немоты глухих учащихся. Первый этап длится два года (первый и второй приго­товительные классы). Первостепенное значение в приготовитель­ных классах придается занятиям по технике речи. Такая работа начинает проводиться уже в специальных детских садах. В детс­ких садах много внимания уделяется «вызыванию» голоса и пра­вильной постановке дыхания.

Второй этап обучения длится четыре года (I—IV классы). На этом этапе значительное внимание продолжает уделяться разви­тию речи глухих учащихся. Кроме того, учащиеся начинают за­ниматься географией, рисованием, физкультурой.

Третий этап тоже длится четыре года (V—VIII классы). В этих классах учащиеся получают систематическую подготовку по венгерскому языку. Они изучают историю своей страны, конституцию, географию, естествознание, физику, химию, матема­тику.

Школы для глухих детей являются лечебно-педагогическими учреждениями.

В ВНР издается журнал «Дьодь педагогики» («Специальная педагогика»).

В 60-х годах в Германской Демократической Республике было восемь школ для глухих детей. В них учащиеся получали общеоб­разовательную и профессиональную подготовку. Уже в это время имелась сеть специальных молодежных профессиональных школ. В них глухие овладевали различными профессиями: зубопротезирование, швейное, столярное, ткацкое производство, малярное де­ло и др. Кроме того, глухие учащиеся получали подготовку по разным видам сельскохозяйственного труда.

В настоящее время в ГДР все глухие дети охвачены воспита­нием и обучением с четырехлетнего возраста в специальных уч­реждениях. По достижении шестилетнего возраста они переходят в I класс. В школе дети учатся в течение десяти лет.

По окончании школы выпускники направляются в профес­сиональные технические школы с двух- или четырехгодичным сроком обучения.

В ГДР Обществом глухих издается журнал «Немецкий глухой». Значительную роль в развитии дефектологической науки играет специальный журнал «Зондершуле» («Специальная школа»).

Дефектологи ГДР проявляют все больший интерес к достиже­ниям советской системы обучения глухих и слабослышащих.

В Корейской Народно-Демократической Республике за годы народной власти была создана система специально организован­ного воспитания и обучения глухих детей. Уже в 1960 году в КНДР было десять школ для глухих. В КНДР успешно осущест­вляется государственное обязательное обучение детей с недостат­ками слуха.

В Республике Куба до революции были единичные небольшие частные школы для глухих. За годы социалистического строитель­ства на Кубе создано восемь прекрасно оборудованных специаль­ных школ-интернатов, в которых глухие дети находятся на пол­ном государственном обеспечении.

В Польской Народной Республике за годы народной власти развернута широкая сеть учреждений для глухих и слабослыша­щих детей школьного и дошкольного возраста с общим количест­вом учащихся 4578.

Перед поступлением в школу осуществляется психолого-меди­цинское и аудиологическое обследование детей в пяти специально организованных научных центрах. В них используются новейшие методы сурдопедагогических исследований. В этих научных цент­рах работают квалифицированные специалисты (психолог, аудиолог, психоневролог, сурдопедагог и т. д.). Как правило, эти цент­ры находятся на территории школ.

Научные исследования в области сурдопедагогики тесно связаны с практической деятельностью специальных школ. Научные работники входят в состав специальных комиссий, которые ведут наблюдения за физическим развитием детей, состоянием их здо­ровья, в частности органов слуха. Под руководством членов этих комиссий определяются уровень интеллектуального и речевого развития детей и особенности их характера. Результаты обследо­вания учитываются при приеме детей в школу.

Во всех учебных заведениях для детей с недостатками слуха используются слуховые аппараты индивидуального и коллектив­ного пользования.

В Институте специальной педагогики (Варшава) разрабатыва­ются вопросы обучения и воспитания детей с недостатками слу­ха. В этом институте ведется подготовка учителей для специаль­ных школ. Институт издает журнал «Специальная школа».

В ПНР существует Союз глухих. Этот союз располагает семью­десятью клубами, в которых проводится разнообразная культур­но-просветительная работа среди взрослых глухих.

В 1959 году начал выходить журнал «Свет глухих».

В Социалистической Республике Румынии за годы народной власти осуществлено всеобщее обучение глухих. Дошкольным воспитанием охвачена значительная часть глухих детей.

В школе для глухих учащиеся обучаются в течение десяти лет. Выпускники школ продолжают обучение в профессионально-технических училищах

Взрослые глухие имеют свой союз. Этот союз издает газету.

Успешно решаются проблемы сурдопедагогики в Чехословац­кой Социалистической Республике. В 70-х годах в ЧССР было одиннадцать школ и восемь дошкольных учреждений для глу­хих детей, а также пять школ и два детских сада для слабослы­шащих детей. Уже к этому времени в ЧССР практически была решена проблема раннего дифференцированного воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Основными центрами разработки теории сурдопедагогики и подготовки дефектоло­гических кадров являются Прага и Братислава. В ЧССР издается журнал «Отазки дефектологии» («Вопросы дефекто­логии»).

В Социалистической Федеративной Республике Югославии в 1960 году было создано два типа школ для глухих: с десяти- и восьмилетним сроком обучения. В стране имеются профшколы с трехгодичным сроком обучения. К середине 60-х годов в СФРЮ было шестнадцать общеобразовательных и двенадцать профес­сиональных школ для глухих. Кроме того, было семьдесят спе­циальных классов при массовых общеобразовательных школах и двенадцать специальных классов при профессиональных шко­лах. В СФРЮ начинает развиваться дошкольное воспитание глу­хих.

При крупных школах для глухих имеются классы для слабо­слышащих детей, но специальных программ для них нет. Для неграмотных глухих-переростков созданы специальные курсы ликвидации неграмотности. На этих курсах учащиеся обучают­ся до шестнадцати лет, а затем включаются в работу на произ­водстве.

Кадры учителей для специальной школы готовятся в Высшей дефектологической школе Белграда, которая была открыта в 1962 году, в Высшей дефектологической школе Загреба, основан­ной в 1963 году, а также в Высшей дефектологической школе в Любляне. В Белградской и Люблянской школах срок обуче­ния — два года, а в Загребской школе — четыре года. Загребская школа готовит руководителей специальных школ.

Научно-исследовательская сурдопедагогическая работа ве­дется в созданном в 1951 году в Загребе Центре по восстановле­нию слуха у глухих, которым руководит Общество глухих. В последние годы в Центре по восстановлению слуха П. Губерина и его сотрудники разработали систему и методы использования ос­татков слуха. Занятия по югославской системе с детьми, имеющи­ми недостатки слуха, дают положительные результаты. Подобные центры были организованы и в других странах Западной Ев­ропы. В их создании непосредственное участие принимал П. Гу­берина.

Во всех социалистических странах достигнут значительный прогресс в развитии теории и практики обучения и воспитания де­тей с недостатками слуха.

В настоящее время в социалистических странах открываются все более широкие возможности для дальнейшего совершенствова­ния этой работы.

В тех социалистических странах, где еще не решена проблема дифференцированного обучения глухих и слабослышащих и их дошкольного воспитания, ведется работа, направленная на ее ре­шение. В социалистических странах продолжается работа по даль­нейшему укреплению материальной базы специальных школ, со­вершенствованию учебников, учебных пособий, дидактических материалов. Школы оборудуются все более совершенной акусти­ческой аппаратурой.

Советский Союз оказывает социалистическим странам боль­шую помощь в решении теоретических и практических вопросов сурдопедагогики. Советские ученые-дефектологи часто выезжают в социалистические страны для оказания непосредственной помо­щи в решении проблем обучения и воспитания детей с недостатка­ми слуха. Ряд научных исследований выполнен дефектологами социалистических стран под руководством советских ученых. На дефектологических факультетах высших учебных заведений Со­ветского Союза учится много студентов из социалистических стран. Дефектологи многих социалистических стран сотруднича­ют с крупнейшим советским издательством «Просвещение». В хо­де такого сотрудничества было осуществлено совместное издание пособия для глухих учащихся первых классов.

 

Вопросы

1. Какие общие принципы положены в основу деятельности специальных школ в социалистических странах?

2. Что сделано в последнее время в социалистических странах по осуществлению всеобщего обучения детей с недостатками слуха?

3. В какой мере в социалистических странах решены вопросы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха?

4. Какое значение имеет советская сурдопедагогика для раз­вития теории и практики обучения и воспитания детей с недостат­ками слуха в социалистических странах?

 

1См: Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938, т. 1 с 64.

2Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938 т. 1, с. 65.

3Вальтер Э. История обучения глухонемых. Билефельд и Лейпцинг, 1882, с. 12 На немецком языке

4Вальтер Э. История обучения глухонемых. Билефельд и Лейпцинг, 1882, с. 12. На немецком языке

5Это описание дано в книге Р. А. Сикара «Курс обучения глухонемого от рождения». Париж, 1814. На французском языке.

6Рау Ф. Ф, Устная речь глухих. М., 1973, с. 178.

7Цит. по кн.: Общие основы педагогики \ Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М., 1967, с. 332.

8См.: История СССр с древнейших времен и до наших дней М., 1966, т. 1 с. 344-345.

9Подробнее об этом см. в кн.: Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.,1957, с.83-85.

10Академические известия, 1780 ч. VI,т. 2 Кратценштейн Х. Т. Опыт решения задачи, предложенной С-Петербургской академией на 1780г. (О сделании инструмента, чтобы подражать человеческому голосу) с. 182-252.

11Керестури Ференц – венгр по происхождению. Медицинское образование получил в Москве, где жил и работал до самой смерти

13Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. – Избр. философ. соч. М.,1949, с. 290

14 Устав С.-Петербургского училища 1865 г.

15Преображенский С.С. Меры борьбы с глухонемотой. Клиника для глухонемых. – Русская отоларингология, 1924, № 4.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маркс К. Критика Готской программы. — Маркс К. и Эн­гельс Ф. Соч., т. 19, с. 29—31.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф, Манифест Коммунистической партии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 440—447.
  3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 177.
  4. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т. 20, с. 345—346, 508.
  5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т. 20, с. 16.
  6. Ленин В, И. Перлы народного прожектерства.— Поли. собр.соч., т. 2, с. 471—504.
  7. Л е и и н В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. —Поли. собр. соч., т. 23, с. 125—135.
  8. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвеще­нию 28 августа 1918 г. — Поли. собр. соч., т. 37, с. 74—78.
  9. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всерос­сийском съезде Российского Коммунистического Союза Молоде­жи 2 октября 1920 г.). — Поли. собр. соч., т. 41, с. 298—318.
  10. Ленин В. И, О пролетарской культуре. — Полн. собр. соч., т 41, с. 336—337.
  11. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
  12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года. М., 1983.
  13. О согласовании функций народных комиссариатов просвеще­ния и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья де­фективных детей. Из постановления СНК 10 декабря 1919 г. — Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа. ^ Сборник документов 1917 — 1973 гг. М., 1974.
  14. Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отста­лых детей и подростков. Из постановления СНК РСФСР 23 нояб­ря 1926 г.—Там же.
  15. О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обуче­нию умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подрост­ков. Из постановления СНК РСФСР 9 августа 1927 г.— Там же. О сроках обучения в общеобразовательных школах для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей. Постановление Совета Министров РСФСР 24 сентября 1960 г. — Там же.
  16. Об основных направлениях деятельности Академии педагоги­ческих наук СССР. Постановление ЦК КПСС 21 февраля 1969 г. (Изложение).— Там же.
  17. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Приняты на шестой сессии Верховного Совета СССР. М., 1973.
  18. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уча­щихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. По­становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. М., 1978.
  19. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984.
  20. Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965.
  21. Басова А. Г., Назарова Н. М. Задания для самостоятель­ной работы студентов по курсу «История сурдопедагогики». М., 1980.
  22. Беккер К. Разработка теоретических вопросов реабилитации аномальных детей в ГДР.— Дефектология, 1973, № 2.
  23. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
  24. Власова Т. А. Государственная забота о воспитании и обу­чении аномальных детей и пути развития советской дефектоло­гии.— Дефектология, 1970, № 2.
  25. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской де­фективности.— В сб.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
  26. Гилевич И. М., ТиграноваЛ. Н. Педагогические чте­ния.— Дефектология, 1979, № 6.
  27. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.
  28. Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.
  29. Еременко И. Т. Отражение ленинской идеи гуманизма в со­ветской специальной педагогике.—Дефектология, 1970, № 2.
  30. Живина А. И. Основные этапы развития системы подготов­ки учителей-дефектологов в СССР.— Дефектология, 1974, № 2.
  31. 3ыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу фор­мирования речевого общения. М., 1961.
  32. 3ыкова Т. С., Колтуненко И. В. Страна, где учатся все.-В едином строю, 1977, № 8.
  33. ИваницкийА. И. Из истории обучения глухих детей в Мол­давской ССР.— Дефектология, 1971, № 2.
  34. Касымов С. А. Развитие сети специальных школ в Азер­байджанской ССР.— Дефектология, 1970, № 4.
  35. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., 1960.
  36. Красновский А. А. Из истории методов обучения глухоне­мых.—Известия АПН РСФСР, 1947, вып. 9.
  37. Лубовский В. И. Обучение детей с недостатками слуха в США.— Специальная школа, 1968, вып. 2.
  38. МанасянА. М. Обучение и воспитание аномальных детей в Армянской ССР.— Дефектология, 1970, № 1.
  39. Масюнин А. М. 150 лет школьного обучения глухих в Поль­ше.— Специальная школа, 1968, вып. 2.
  40. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.
  41. Р а у Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
  42. Савич Л. Система специального образования в Югославии.— ц Специальная школа, 1968, вып. 85 (138).
  43. Сурдопедагогика / Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1963. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. М., 1949.
  44. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей. М., 1958.
  45. Цукерман И. В. Положение глухих в Англии и Италии.— Специальная школа, 1967, вып. 5 (125).
  46. Цукерман И. В. Обучение глухих в странах Среднего Восто­ка.— Специальная школа, 1967, вып. 5 (125).
  47. Шаабдурасулова М. Н. Обучение аномальных детей в Дании.— Дефектология, 1973, № 2.
  48. Ярмаченко Н. Д. Ленинские идеи о народном образовании и их воплощение в сурдопедагогике.— Дефектология, 1970, М 2.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.)