Основ конституционного строя в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основ конституционного строя в Российской Федерации



 

§ 1. Понятие и принципы конституционного строя

 

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие "конституционный строй" включается не только формальное соблюдение конституции, но и надежная охрана государством прав и свобод человека и гражданина, а также подчинение государства праву. Понятие конституционного строя не сводится к факту существования конституции, а оно становится реальностью, если основной закон, т.е. конституция, соблюдается и если она демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями, т.е. таким способом организации государства, который может быть охарактеризован понятием "конституционный строй".

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

В годы советской власти в нашей стране понятие "гражданское общество" не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что "освобождение человечества" связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Однако в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило гражданское общество, занимаясь решением всех вопросов.

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу иногда облегчает такое саморегулирование. Хотя задача конституции всякого демократического правового государства по-прежнему состоит в том, чтобы ограничивать государственное вмешательство в сферу общественного саморегулирования, чтобы это вмешательство не могло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования гражданского общества. Кроме того, ставится задача о контроле над деятельностью органов государства со стороны институтов гражданского общества (формирование и деятельность общественных палат в России и ее регионах).

Современное конституционное государство иногда стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования гражданского общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство тем сильнее, чем дальше идет государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве гражданское общество функционирует одновременно и как управляемое государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционное государство возникло в Англии. Начиная с конца XVIII в. конституционные учреждения стали распространяться в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и Азию.

Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов в России. Новый шаг в этом направлении был сделан Февральской революцией 1917 г., а также Октябрьской революцией 1917 г.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции РФ положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления их в Конституции РФ 1993 г. играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным демократическим правовым социальным государством.

Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои Российской Федерации - основы конституционного строя. Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного демократического правового государства.

В Конституции РФ содержится отдельная глава, посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, признание местного самоуправления, а также правовой демократический социальный характер государства, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство. К основам конституционного строя относятся также принципы федерализма, суверенности Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, все они в совокупности конституируют Российское государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга. Являясь основами российской государственности, они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "основы конституционного строя Российской Федерации".

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии.

Закрепление тех или иных основ как формы организации государства в разной мере осуществлялось всеми российскими конституциями. Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы, касавшиеся основных устоев государственного строя РСФСР и получившие выражение в принципе полновластия трудящихся, единовластия и полновластия представительных органов трудящихся - Советов.

Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Изменения в Конституции РСФСР 1925 г. были связаны с образованием СССР и соответствующими социально-политическими изменениями.

Конституция РСФСР 1937 г. определила круг конституционных норм, закрепивших основные устои государственного строя (гл. I "Общественное устройство"). Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий общественные отношения. Конституция РСФСР 1937 г. ввела новые понятия: "политическая основа" и "экономическая основа". Политическую основу РСФСР составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). На этих принципах базировался российский государственный строй в тот период.

Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление основ государственного строя. Вместо названия "общественное устройство" было введено наименование "основы общественного строя и политики РСФСР". Тем самым Конституция РСФСР более точно определила целевое назначение норм этого института. Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР, Конституция выразила динамику развития общественного строя.

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию РСФСР 1978 г. 21 апреля 1992 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не изменив его структуру. Суть их заключалась в том, что были сформулированы важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства. Указанные изменения лишь частично решили эту задачу. В полной мере она решена Конституцией РФ 1993 г. Однако закрепление в новой Конституции РФ основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения поставленной задачи требуется реализация этих основ на практике, что требует усилий всех слоев общества.

В Конституции РФ 1993 г. содержится оптимальное соотношение конституционного строя и общественного идеала. Главной задачей правовой науки является поиск конкретных путей приближения к сбалансированному, гармоничному, целостному конституционному строю. В теории и на практике не следует путать конституционный строй с общественным идеалом.

Справедливую конституцию можно рассматривать как формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства в их постоянном стремлении к общественному идеалу. Стремление к общественному идеалу - движущая сила социальной жизни, которая заставляет вести поиск наилучших способов ее переустройства.

Источник, цель и критерий всего многообразия форм стремления к идеалу - личность. Значение человека предполагает свободу как необходимое выражение его нравственного существа: без свободы мы не мыслим личности. Но принцип личности рассматривается в двояком смысле - со стороны прав и со стороны обязанностей. В понятии личности берут свое начало как притязания ее на равенство и свободу, так и ее обязанность единства с другими. Таким образом, определение общественного идеала формулируется как принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы.

Государство предстает как конкретная форма, через которую совершается развитие абсолютного идеала и над которой стоит идеал высшей правды. Нельзя смешивать отдельные стороны проявления государства с самим идеалом. Когда идеалом общественного устройства объявляется народовластие, парламентаризм, то очевидно, что в этих случаях временные и конкретные средства осуществления абсолютного идеала принимаются за существо самого идеала.

Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов: формы правления, формы национально-государственного устройства и политического режима. Как указывается в ст. 1 Конституции РФ 1993 г., Россия представляет собой государство с республиканской формой правления, по разновидности - президентской.

Россия сохранила федеративную организацию государственной власти (ст. ст. 1, 3 - 5, 11 и др.). При этом в Конституции РФ 1993 г. провозглашается, что равноправными субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ст. 5 Конституции РФ). Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов. Помимо всего Российская Федерация призвана обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Демократический характер Российского государства закрепляется в ст. 3 Конституции РФ, в соответствии с которой многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти. Принципиальное значение для существования демократического режима в Российской Федерации имеет принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип впервые был закреплен в Российской Федерации в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже введен в Конституцию РСФСР 1978 г. Но нарушение этого принципа привело к конституционному кризису 1993 г.

Разделение властей - это разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Если рассматривать принцип разделения властей более конкретно, то можно выразить его содержание в следующих положениях:

- законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом;

- исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом;

- между исполнительной властью и законодательной властью необходимо установить баланс полномочий;

- судебные органы должны быть независимы;

- ни одна из ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой;

- споры о компетенции решаются только судом;

- следует разработать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими ветвями власти.

 

§ 2. Конституционное полновластие

в демократическом государстве

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении народовластия; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическом и политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Народ с юридической точки зрения означает принадлежность данной группы населения, т.е. совокупности людей, ассоциированной в рамках единого государства, к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства. В годы советской власти народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, объективно участвовали в решении задач развития страны.

Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства. Государственная власть осуществляется особым аппаратом. Государственный аппарат представляет собой совокупность государственных учреждений, через которые реализуются функции государства.

Помимо государственной власти существует другая форма власти народа - местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет власть самостоятельно, независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее в своих собственных интересах.

Таким образом, народовластие - это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В зависимости от формы волеизъявления народа различается представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы".

Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) - это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни региона.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Сущность принципа разделения властей сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Выше мы уже рассматривали содержание принципа разделения властей.

В годы советской власти в России принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. Создание государства нового типа связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых социалистических органов народного представительства, одним из принципов которого является соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г., в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 3).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 г. (ст. 10). Согласно Конституции РФ разделение властей означает не только рассредоточение, распределение власти, но и реальное взаимное уравновешивание трех ветвей власти, при котором ни одна из них не сможет ущемить или подчинить себе другие ветви власти.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местным самоуправлением.

В современных условиях принцип разделения властей имеет особое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной ветви власти над другими, и предусматривает "систему сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении. Принцип разделения властей призван обеспечить рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе обеспечить повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

 

§ 3. Правовое государство.

Верховенство права и его реализация

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства гражданскому обществу. Правовым считается такое государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимость возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением. Главное в идее правового государства - это связанность государства правом, гарантированная предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает в первую очередь верховенство закона, выражающееся в том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона подразумевает также его всеобщность. И наконец, верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения, когда выраженные в законе начала и устои общества должны остаться непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни, без исключения, должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).

В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам - ГОСТам, принятым законодательным органом. Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права. При помощи закона вводятся в жизнь нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Важно и то, что с помощью закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демократических инструментов и прав человека. Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования, может быть обеспечен высокий юридический статус человека. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительное значение для обеспечения высокого юридического статуса человека и гражданина.

Правовое государство - это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

Являясь полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации. Поэтому если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно Конституции РФ все нормативные правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и законам. Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащие закону и нередко лишающие граждан тех прав, которые им предоставляются законодательством.

В нашем обществе пренебрежительное отношение к закону складывалось долгие годы. Формально провозглашенный принцип обязательности закона корректировался целой системой исключений из правил, зависящих от занимаемой должности, разного рода заслуг и т.п. Особого внимания в связи с этим заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Суть этой проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон. Закон и целесообразность совпадают не всегда. Однако обход закона под предлогом общественной целесообразности недопустим даже и в том случае, когда закон действительно плох или устарел. Закон может быть отменен или изменен только уполномоченным на то государственным органом.

Господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не предполагает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

По Конституции РФ (ст. 19) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Грубым нарушением равноправия граждан являются установление ничем не оправданных привилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных должностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на правоохранительные органы для обеспечения таких решений этих органов, которые устраивали бы их подопечных, и т.п.

Иначе говоря, функционирование правового государства предполагает исключение возможности сохранения и воспроизводства в будущем всех форм социально неоправданного, несправедливого правового неравенства, последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость - это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях должно господствовать соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.

В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы граждан как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в правовом государстве ответственность не может носить односторонний характер.

Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов человека и гражданина. Цель правовой государственности - служение потребностям человека и общества. Отсюда - приоритет человека в отношениях между личностью и государством.

Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.

"Законы подлежат официальному опубликованию, - указывается в Конституции РФ (ст. 15). - Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Одной из важных характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.

Провозглашенная Конституцией РФ правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить "полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений" указы Президента РФ, подзаконный характер которых объявляется неочевидным.

Построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков.

 

§ 4. Конституционные основы экономической системы

Российской Федерации

 

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

"В Российской Федерации, - указывается в Конституции РФ (ст. 8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". В Российской Федерации также действует Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, будучи направленным на создание условий, способствующих созданию и эффективному функционированию товарных рынков.

Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т.д. Также запрещаются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке, направленные на существенное ограничение конкуренции: повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей. Органы власти не должны принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В Российской Федерации введен предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений предприятий, а также преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения. Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе правового регулирования отношений собственности. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Отношения собственности, не предусмотренные Конституцией РФ, регулируются Гражданским кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

 

§ 5. Конституционные основы социальной системы

Российской Федерации

 

Согласно Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация провозглашается социальным государством, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.058 с.)