Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.



Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления и реализуется муниципальными образованиями посредством обладания правами муниципальной собственности, формирования и расходования местных бюджетов, для чего создают муниципальные предприятия и учреждения, устанавливают тарифы на их услуги <1>, формируют и размещают муниципальный заказ <2>, развивают внешнеэкономические связи.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Российская газета. 2004. 31 дек.

<2> См., например: ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Российская газета. 2005. 28 июля.

 

Отметим особую роль местных бюджетов в реализации принципа самостоятельности местного самоуправления. Конституционный Суд РФ в одном из своих актов указал, что принцип самостоятельности бюджетов применительно к местным бюджетам означает "право и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность местного бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31)". При этом "финансовая самостоятельность, - продолжает Конституционный Суд РФ, - предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 22. Ст. 2375.

 

Проблема обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований является основной в становлении местного самоуправления в России, и именно в связи с нерешенностью этой проблемы вступление в силу в полном объеме в 2009 г. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет важное значение.

Органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, разрешать вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Необходимым условием успешной реализации данной функции является наличие у населения муниципального образования достаточного объема информации о результатах управления и распоряжения муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами и тем самым наличие действенного контроля за экономической стороной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, для чего уставы муниципальных образований должны содержать соответствующие условия о формах контроля граждан за деятельностью муниципальных образований в экономической сфере.

3. Обеспечение развития муниципального образования.

Принимая программы и планы развития муниципального образования, утверждая и исполняя местные бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение экономического, социально-культурного развития городских и сельских населенных пунктов, других территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Федерации. Поэтому в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям местного самоуправления относятся также:

- решение вопросов комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- принятие планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

- организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;

- создание условий для предоставления транспортных услуг;

- утверждение схем территориального планирования муниципального района, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

- создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и пр.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированность и обоснованность, для чего органы местного самоуправления формируют и распоряжаются средствами местных бюджетов, полученными как за счет доходов от собственной экономической деятельности, так и в результате установления местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате.

В ведении местного самоуправления находятся организация и содержание муниципальных архивов, в связи с чем Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления также организацию сбора статистических данных, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.

Важно отметить, что проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но вместе с тем органы местного самоуправления вправе, не вмешиваясь в их хозяйственную деятельность, координировать участие данных организаций в развитии территории муниципального образования.

4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом, обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Для этого нормы ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывают органам местного самоуправления заниматься вопросами:

- организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- оказания муниципальных коммунальных услуг, в том числе: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, организации снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, транспортного обслуживания населения;

- оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

- содержания мест захоронения, организации ритуальных услуг;

- организации библиотечного обслуживания населения и обеспечения сохранности библиотечных фондов;

- создания условий для организации досуга и оказания услуг организаций культуры;

- создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества и т.п.

Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают условия для развития массовой физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды, осуществлении экологического контроля, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в муниципальном образовании. Они осуществляют опеку и попечительство, а также решают другие вопросы, связанные с оказанием населению разного рода услуг, созданием условий для обслуживания населения в различных сферах местной жизни.

Определяя объем вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципальных образований различных видов (поселений, муниципального района, городского округа, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" учитывает специфику каждого вида муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.007 с.)