ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ



И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§ 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -

парламент Российской Федерации

 

В системе разделения властей парламент реализует три функции - законодательную, представительную и контрольную.

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации как законодательный и представительный орган государственной власти Российской Федерации.

Контрольная функция парламента также находит выражение в нормах гл. 5 Конституции РФ, важнейшими из которых являются контроль за исполнением Федерального бюджета (ст. 101 Конституции РФ) и решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ. Кроме того, это институт парламентского расследования, осуществляемого в том числе в целях контроля деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления <1>, и Ежегодный отчет Правительства РФ перед Государственной Думой.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 7.

 

Представительный характер Федерального Собрания РФ заключается в том, что парламентаризм является одной из основных форм осуществления народовластия через органы государственной власти. Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов и избираемая на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, выражает интересы всех граждан вне зависимости от места их проживания на территории страны. Совет Федерации, в который входят два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти, призван выражать федеративный характер Российского государства, специфику региональных интересов.

Законодательная функция Федерального Собрания РФ выражается в том, что принятие федеральных законов является исключительным правом российского парламента.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации и Государственная Дума не являются соответственно верхней и нижней палатами парламента, так как это не установлено Конституцией РФ. Порядок выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно и самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться на совместные заседания для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции РФ).

Можно выделить три группы полномочий палат Федерального Собрания: во-первых, полномочия, относящиеся к исключительному ведению каждой из палат (ст. ст. 102 и 103 Конституции РФ); во-вторых, полномочия по организации и внутреннему распорядку их деятельности (ст. 101 Конституции РФ); наконец, полномочия по принятию федеральных законов (ст. 105 Конституции РФ).

Правовой статус и полномочия парламентария определяются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.) <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 2. Ст. 74.

 

Срок полномочий члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ <1>. Депутат Государственной Думы начинает исполнение своих полномочий со дня избрания или перехода к нему освободившегося мандата. При этом полномочия парламентария могут быть прекращены досрочно в случае письменного заявления о сложении полномочий, смерти, вступления в силу обвинительного приговора суда и по ряду других оснований.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 50 (ч. 4). Ст. 6952.

 

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на постоянной основе. Статус накладывает на парламентария ряд ограничений. Так, он не может быть депутатом законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, замещать должность государственной или муниципальной службы, осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом. Лишение парламентария неприкосновенности возможно по решению соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ.

В рамках исполнения полномочий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы с правом решающего голоса принимают участие в заседании соответствующей палаты, образуемых ими комитетах и комиссиях, совместных заседаниях палат, парламентских слушаниях, согласительных и специальных комиссиях, парламентских комиссиях для проведения парламентских расследований в порядке, установленном Федеральным законом "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". Депутат Государственной Думы, кроме того, может являться членом фракции. Он обязан работать с избирателями: проводить встречи, вести прием, рассматривать обращения, информировать избирателей о своей деятельности через средства массовой информации. Важной формой парламентской деятельности являются право законодательной инициативы, а также парламентские запросы, оформляемые постановлением палаты, или индивидуальные запросы парламентариев. Ответ на запрос должен быть дан в установленные законом сроки и подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

В качестве других гарантий депутатской деятельности следует назвать право приглашения на пленарные заседания палаты Председателя Правительства РФ и других должностных лиц, право первоочередного приема должностными лицами, гарантии получения информации.

 

§ 2. Законодательный процесс

в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

 

Основными видами актов палат Федерального Собрания РФ являются законы и постановления.

Законы принимаются только Федеральным Собранием РФ, обязательны к исполнению, имеют прямое действие.

Можно выделить три вида законов федерального уровня: законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ вносятся изменения в гл. 3 - 8 Конституции РФ, они принимаются 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и одобряются 3/4 голосов членов Совета Федерации. Кроме того, они поступают на подпись Президенту РФ только после того, как за них высказались законодательные (представительные) органы 2/3 субъектов РФ. Порядок принятия конституционных поправок регулируется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 10. Ст. 1146.

 

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо перечисленным в Конституции РФ. Это Федеральные конституционные законы о чрезвычайном и военном положении, о принятии нового субъекта в РФ, образовании нового субъекта на ее территории и изменении статуса субъекта РФ, о флаге, гербе и гимне РФ, о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде РФ и о Конституционном Собрании РФ. Как и поправки к Конституции РФ, федеральные конституционные законы требуют при принятии 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Порядок принятия федеральных законов регулируется ст. ст. 104 - 107 Конституции РФ, регламентами палат Федерального Собрания, а в случае принятия закона о Федеральном бюджете - Бюджетным кодексом РФ.

Деятельность по принятию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта Государственной Думой, рассмотрение законопроекта Советом Федерации, стадия преодоления возникших разногласий и стадия подписания и обнародования закона.

Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу. Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

При внесении законопроекта должны быть представлены:

- текст законопроекта;

- пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;

- перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием данного закона;

- финансово-экономическое обоснование, если принятие законопроекта потребует материальных затрат;

- заключение Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы из федерального бюджета.

На стадии рассмотрения Государственной Думой законопроект проходит процедуры первого, второго и третьего чтения, к которым его готовит определенный Советом палаты ответственный комитет Государственной Думы.

При рассмотрении в первом чтении обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Отклоненный в первом чтении законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.

При рассмотрении во втором чтении обсуждаются таблицы поправок в законопроект, внесенные субъектами права законодательной инициативы. После этого законопроект ставится на голосование с учетом принятых поправок.

В результате процедуры третьего чтения законопроект принимается в качестве закона. На этой стадии внесение поправок в текст законопроекта не допускается.

Принятый закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней. Вместе с тем Конституцией РФ (ст. 106) определен перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Это вопросы федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира.

Если закон отклонен Советом Федерации, в соответствующем постановлении палаты могут содержаться перечень разногласий, которые необходимо преодолеть палатам Федерального Собрания в ходе дальнейшей работы, и предложение создать согласительную комиссию. В этом случае Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, поддержать предложение о создании согласительной комиссии или снять закон с дальнейшего рассмотрения. Закон в редакции согласительной комиссии должен быть одобрен обеими палатами.

Федеральные законы, как и постановления палат Федерального Собрания, принимаются большинством голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Для преодоления вето Совета Федерации и Президента РФ требуется квалифицированное большинство голосов парламентариев.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Подписанный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней в "Парламентской газете", "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или размещению (опубликованию) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) <1>. В случае отклонения закона Президентом РФ он вновь рассматривается Государственной Думой. В результате закон может быть снят с дальнейшего рассмотрения, принят в редакции Президента РФ, в ранее принятой редакции, в редакции специальной комиссии. Право отлагательного вето Президента РФ не распространяется на федеральные конституционные законы.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (ред. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 801; 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7579.

 

Постановления принимаются Советом Федерации и Государственной Думой по всем вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Кроме того, постановления принимаются по вопросам внутреннего распорядка деятельности палат, избрания их должностных лиц, принятия регламента, в процессе работы над законопроектами на всех стадиях законодательного процесса. Также постановлениями оформляется принятие парламентских запросов, заявлений и обращений Совета Федерации и Государственной Думы.

 

§ 3. Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации

 

В Совет Федерации, который иногда еще называют палатой регионов, входят по два представителя каждого субъекта РФ от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Процедура формирования Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членом Совета Федерации может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий активным и пассивным избирательным правом, как правило, постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом. Кандидат не должен иметь гражданство иностранного государства или постоянно проживать за рубежом.

Представителем в Совете Федерации от законодательного органа субъекта РФ может стать только депутат этого органа.

Представитель от органа исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта РФ не позднее чем на следующий день после его избрания на должность из числа трех кандидатов, которые выдвигаются им в период проведения избирательной кампании.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу соответствующего решения органа государственной власти субъекта РФ, а прекращаются со дня наделения полномочиями нового члена палаты.

В случае досрочного прекращения полномочий новый член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа должен быть назначен в течение одного месяца со дня прекращения полномочий его предшественника, а от исполнительного органа - в 10-дневный срок.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации его должностными лицами являются Председатель, первый заместитель, заместители Председателя, руководство и члены комитетов Совета Федерации. Органами Совета Федерации являются Совет палаты и комитеты. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его заместители и председатели комитетов Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса. По состоянию на начало 2013 г. в Совете Федерации действовали 10 комитетов.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации отнесены следующие вопросы.

1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ. Решение этого вопроса возможно только при условии взаимного согласия субъектов. Для рассмотрения вопроса в Совет Федерации представляется соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ. Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты.

2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Порядок введения военного положения на территории страны регулируется нормами ч. 2 ст. 87 Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О военном положении". Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, о чем незамедлительно сообщается Совету Федерации. В указе о введении военного положения должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, дата и время, с которых оно начинает действовать, и границы территории, на которой оно вводится.

Указ Президента РФ передается на утверждение Совета Федерации и должен быть им рассмотрен в срок, не превышающий 48 часов. В случае если за утверждение указа о введении военного положения не проголосовало более половины членов Совета Федерации, его действие прекращается со следующего дня после принятия такого решения.

3. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение - это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" (ред. от 7 марта 2005 г.).

 

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента его обнародования. Если за утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, то указ утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

4. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации. Этот вопрос рассматривается Советом Федерации по предложению Президента РФ. На закрытое заседание, в ходе которого обсуждается данный вопрос, приглашаются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации.

В случае если использование Вооруженных Сил за пределами РФ предусмотрено международным договором РФ, согласие Совета Федерации не требуется.

5. Назначение выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В свою очередь, днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.

Если Совет Федерации не назначит выборы, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. В случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ Совет Федерации не позднее чем через 14 дней после этого назначает досрочные выборы на последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

6. Отрешение Президента РФ от должности. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Рассмотрение вопроса начинается после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. После этого на заседании Совета Федерации принимается решение о направлении запроса в Конституционный Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты.

Такое решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ Государственной Думой. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

7. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ. Кандидатуры для назначения на эти должности вносит Президент РФ. Решение о назначении принимается большинством голосов членов Совета Федерации. Если кандидатура отклоняется, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственного герба и Государственного флага РФ.

Кроме того, Совет Федерации назначает 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности.

8. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ производятся по представлению Президента РФ тайным голосованием большинством голосов членов Совета Федерации.

Генеральный прокурор ежегодно выступает в Совете Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Совет Федерации также назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ в порядке, предусмотренном для назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ.

9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и ему подотчетным.

Кандидатуры для назначения на эти должности рассматриваются Советом Федерации по представлению Президента РФ. При этом предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее 1/5 голосов от общего числа членов палаты. Назначение производится сроком на шесть лет тайным голосованием большинством голосов членов Совета Федерации. Аудиторы Счетной палаты РФ не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность.

 

§ 4. Государственная Дума Федерального Собрания

Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <1>, по которому все депутаты избираются по пропорциональной системе. Голосование проходит по одному федеральному избирательному округу, а к распределению мандатов депутатов допускаются федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, каждый из которых получил 7% и более голосов принявших участие в голосовании избирателей. При этом таких списков кандидатов должно быть не менее двух и за них должно быть подано не менее 60% голосов избирателей.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 21. Ст. 1919.

 

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию, оглашенному 12 декабря 2012 г., глава государства предложил вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу по партийным спискам и по одномандатным округам.

В соответствии с принятыми поправками к Конституции РФ, инициированными Президентом РФ, срок полномочий Государственной Думы увеличился с четырех до пяти лет.

Внутренняя структура, порядок работы и рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению, определяются Регламентом Государственной Думы. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя.

Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы и руководители фракций. Если в составе фракции созданы внутрифракционные группы, то их руководители также входят в Совет палаты с правом решающего голоса. В работе Совета с правом совещательного голоса могут принимать участие председатели или представители комитетов Государственной Думы.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки к рассмотрению законопроектов и решения организационных вопросов деятельности палаты.

Фракции в Государственной Думе образуются депутатами для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым палатой. В них входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка, причем каждый депутат может состоять только в одной фракции. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов. Депутат вправе выйти из состава фракции.

Для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства и иным вопросам, отнесенным к ведению палаты, могут образовываться межфракционные рабочие группы на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы. Они не пользуются правами фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы.

Из числа депутатов образуются комитеты и комиссии Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов, подготовку актов Государственной Думы и заключений по законопроектам, проводят анализ практики применения законодательства, организуют парламентские слушания. Каждый депутат, за исключением Председателя палаты, обязан состоять только в одном из комитетов. В Государственной Думе шестого созыва по состоянию на 1 января 2013 г. образовано 30 комитетов и 6 комиссий.

К ведению Государственной Думы Конституцией РФ отнесены следующие вопросы:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Порядок решения этого вопроса установлен ст. ст. 83, 111 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Регламентом Государственной Думы (гл. 17).

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ представляет программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ и отвечает на вопросы депутатов. Практикуются также предварительные встречи кандидата с фракциями, представители которых в ходе пленарного заседания высказываются за или против предложенной кандидатуры.

Если за кандидатуру проголосовало большинство депутатов, то согласие на назначение Председателя Правительства РФ оформляется постановлением Государственной Думы. В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит новую кандидатуру. Если согласие Государственной Думы вновь не получено, вносится третья кандидатура, рассмотрение которой происходит в том же порядке. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Вопрос о недоверии Правительству РФ может быть внесен не менее 1/5 голосов от общего числа депутатов (90 парламентариев). Предложение должно быть мотивированным. Вопрос о выражении недоверия рассматривается Государственной Думой в течение недели. Решение принимается в ходе открытого или тайного голосования простым большинством голосов. В случае если Президент РФ не согласился с решением о недоверии, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование. Если Правительству РФ повторно выражено недоверие, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ или распускает Государственную Думу.

В свою очередь, Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Порядок рассмотрения этого вопроса аналогичен рассмотрению вопроса о недоверии. При этом, если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение недели должен объявить об отставке Правительства РФ или распустить Государственную Думу.

Следует подчеркнуть, что Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента РФ, с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения по этому вопросу Советом Федерации, а также в период действия на территории страны военного или чрезвычайного положения.

Введение института парламентских расследований и ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой, в совокупности с указанными нормами Конституции РФ, позволяет говорить об увеличении контрольных полномочий Федерального Собрания по отношению к исполнительной власти.

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. Кандидатуру для назначения на указанную должность представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий предшествующего Председателя Центрального банка РФ. Если предложенная кандидатура не была поддержана, Президент РФ вновь представляет кандидатуру для назначения на эту должность. Одна и та же кандидатура не может быть представлена более двух раз. При досрочном освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ Президент РФ должен представить новую кандидатуру в течение двух недель. Назначение осуществляется большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров банка по представлению Председателя банка, согласованному с Президентом РФ, направляет и отзывает своих представителей в Национальном банковском совете, рассматривает и принимает решение по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики и годовому отчету Банка России <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Порядок назначения Государственной Думой аудиторов Счетной палаты РФ аналогичен их назначению Советом Федерации.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в Государственной Думе. В список для тайного голосования вносятся кандидатуры, получившие не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.

В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.018 с.)