Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава X. Избирательное право и избирательный процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Всеобщие выборы и референдум - конституционные институты народовластия
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Конституции РФ) является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть (п. 2 ст. 3 Конституции РФ) непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа (п. 3 ст. 3 Конституции РФ) являются референдум и свободные выборы. Выборы являются наиболее востребованной формой волеизъявления народа. Референдум не является приоритетной формой народовластия, именно государство устанавливает пределы использования института референдума в политической жизни. "...В действительности возможности принятия гражданами публично-властных решений на референдуме всегда ограничены. Они определяются совокупностью норм конституционного права, устанавливающих гарантии права граждан на участие в референдуме. Совокупность этих норм права составляет институт референдума" <1>. -------------------------------- <1> Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003. С. 126.
Законодатель в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <1> (ст. 1) установил, что референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. В мировой политико-правовой практике понятиями, близкими к "референдуму", считаются "плебисцит", "всенародный опрос", "всенародное обсуждение". Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы и результаты такого выявления неодинаковы и различаются по государственно-правовым формам их реализации. В конституционном праве понятие "плебисцит" отлично от понятия "референдум". Плебисцит (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местного самоуправления. Референдум, как важнейший институт прямой демократии, представляет собой форму непосредственного волеизъявления граждан, выражающуюся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710.
Выборы и референдумы в Российской Федерации проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъекты РФ) и муниципальном. Их регулирование осуществляется как федеральным законодательством, так и законодательством соответствующего уровня, на котором проводятся выборы и референдумы. Они имеют свои особенности организации, их проведение обеспечивается соответствующей организующей комиссией, возглавляющей систему комиссий, обеспечивающих данные выборы и референдум. Выборы - демократическая процедура, регулирующая исходные признаки и качества демократической публичной власти, основанной на выборных началах, правилах и процедурах, обеспечивающих политическую стабильность, юридическую преемственность, социальную легитимность представительных и исполнительных институтов власти, осуществляемая путем голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Функции выборов многогранны и включают в себя три составляющие: политическую, юридическую и технологическую. В политическом отношении выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, обеспечивающей распределение выборных мандатов по итогам голосования избирателей. В юридическом плане выборы выступают в качестве избирательного права - системы юридических правил, устанавливающих порядок и гарантии осуществления избирательных действий на стадиях избирательного процесса. В технологическом аспекте выборы оформлены в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса. Все три предметные области проявления и существования выборов раскрывают формальную или нормативную часть избирательного процесса. Социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан и политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающих его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти. Законодателем под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица <1>. Понимание выборов законодателем значительно , беднее и по смыслу способствует сведению выборов к акту голосования. -------------------------------- <1> См.: п. 9 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В действительности выборы представляют собой совокупность всех фактических общественных отношений, которые возникают между избирателями и соискателями права осуществлять публичную власть от имени народа, в том числе и отношений, возникающих при голосовании <1>. Выборы являются тем выдающимся общественно-правовым институтом, который позволяет рассмотреть многие важные проблемы по взаимоотношениям общества и властных институтов, элит, элементов гражданского общества в их непосредственном развитии. -------------------------------- <1> Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010. С. 13 - 14.
Выборы и демократия - хотя и взаимозависимые, но не совпадающие категории. История знает множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования. Поэтому современное избирательное право должно соответствовать универсальным международно-правовым стандартам, так как демократические, свободные, открытые, конкурентные выборы - итог длительной эволюции социальных, политических, демократических и правовых институтов. Под универсальными международными избирательными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов, они действуют в отношении демократического государства любого континента Земли. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) являются составной частью ее правовой системы. Например, одним из источников универсальных принципов является Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г.), в ст. 21 которой закреплено: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования" <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 1998. 10 дек.
Наряду со всеобщими, универсальными международными избирательными стандартами существуют еще и региональные международные избирательные стандарты, т.е. стандарты, содержащиеся в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного географического региона, - например, Американская конвенция о правах человека (заключена в г. Сан-Хосе 22 ноября 1969 г. <1>) и др. -------------------------------- <1> Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М., 2002. С. 867 - 886.
Современная Россия, как демократическое по форме и правовое по конституционно провозглашенным принципам своего существования государство, просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса. Анализ современного избирательного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов положены следующие принципы (т.е. отправные начала), которые объединяются в три группы. Первая группа - принципы организации и проведения выборов, которые образуют исходные (базовые) начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с: обязательностью выборов - легитимным способом формирования органов государственной власти; периодичностью выборов - ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения; своевременностью назначения выборов; свободой выборов - добровольностью участия граждан в избирательном процессе; альтернативностью - конгруэнтностью, состязательностью выборов; допустимостью различных избирательных систем; независимостью органов, осуществляющих организацию и проведение выборов; наличием специальных органов - избирательных комиссий; федеративной основой и разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса; запретом одновременного проведения выборов и референдума. Вторая группа - принципы участия граждан России в выборах. К ним следует отнести следующие: выборы являются равными; наличие у каждого избирателя только одного голоса; участие в выборах на равных основаниях; тайное голосование на выборах; участие гражданина является свободным и добровольным. К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность и открытость - обеспечиваются прежде всего гласным и открытым характером деятельности избирательных органов; территориальный принцип организации выборов - выборы проводятся по территориальным избирательным округам; ответственность субъектов за нарушение избирательных прав граждан. По видам различаются выборы законодательных (представительных) органов и выборы должностных лиц (Президента РФ, глав субъектов РФ, муниципальных образований). Выборы классифицируются по характеру и объему избирательной кампании: очередные - по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа; досрочные - в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц; выборы депутатов в порядке ротаций. Выборы могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти или местного самоуправления в порядке и в сроки, установленные законом; дополнительные выборы (довыборы) назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа; повторные выборы - когда проведенные выборы признаны несостоявшимися или недействительными по решению суда или избирательной комиссии. Повторные и дополнительные выборы следует отличать от повторного голосования, так как повторное голосование является факультативной стадией (вторым туром) одних и тех же выборов. Прямые выборы - порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы или должностных лиц; косвенные (многостепенные) выборы - система выборов, при которой депутаты представительного органа или должностные лица не избираются непосредственно избирателями, а избираются выборщиками (например, в США, Франции, Финляндии, ФРГ, Индии и др.). В Российской Федерации и ее субъектах косвенные и многостепенные выборы не проводятся, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 1 ч. 4 ст. 35, п. 1 ч. 2 ст. 36) <1>, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, которые допускают возможность формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, а также избрания главы муниципального района представительным органом данного муниципального образования из своего состава. Совмещенные выборы - когда в один и тот же день одновременно избираются несколько органов или должностных лиц разных уровней публичной власти. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7596.
§ 2. Избирательное право и его источники
В юридической литературе термин "избирательное право" употребляется в двух значениях: в широком смысле - как совокупность правовых норм (подотрасль конституционного права), регулирующих выборы (объективное избирательное право), и в узком смысле - как одно из конституционных прав гражданина (субъективное избирательное право). Объективное избирательное право - это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президента, мэра и т.д.), представительных органов государственной власти (парламента) и местного самоуправления. Как правовая категория это система юридических норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах, закрепляющих общественные отношения (право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия), регулирующих деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, как участвующих в избирательном процессе, так и действующих в межвыборный период. Содержание избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательных кампаний. Предметом избирательного права является совокупность общественных отношений, опосредующих осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц, и общественные отношения, связанные с организацией и проведением референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права. Субъекты избирательного права - это потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, они обладают избирательной правосубъектностью (дееспособностью, деликтоспособностью) и могут благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правоотношении. Круг таких субъектов многообразен, они подразделяются на две большие группы: индивидуальные (избиратели, кандидаты, представители и доверенные лица кандидатов и избирательных объединений, наблюдатели, члены избирательных комиссий, должностные лица и т.д.) и коллективные (избирательные объединения, избирательные комиссии, государственные и муниципальные органы, СМИ и т.д.). Избирательное право России - это институт (подотрасль) конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту прав граждан (а в случаях, установленных законом, - иностранцев), процедуры реализации этих прав в процессе организации и проведения свободных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и в межвыборный период. Субъективное (всеобщее) избирательное право - это право гражданина принимать участие в выборах и референдумах и быть избранным, подразделяется на: активное избирательное право - право участия в выборах; пассивное избирательное право - право быть избранным в различные органы государства. В состав данного понятия включается право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, другие избирательные действия в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Приобретение активного и пассивного избирательного права ограничивается системой установленных в законах условий и цензов, т.е. минимальных требований к избирающим или избираемым лицам. Избирательный ценз (избирательная квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права, смысл которых в том, что возможность управлять страной предоставлена гражданам, обладающим житейскими навыками и достаточными знаниями об окружающей действительности, способным на основе своего жизненного опыта принимать адекватные в складывающейся обстановке решения. Во многих странах применяются различные цензы: возрастные, оседлости, гражданства, социальные, политические, имущественные, образовательные. В большинстве стран, в том числе и в России, активное избирательное право наступает по достижении 18 лет (ко дню выборов). Иногда национальным законодательством устанавливается пониженный возраст (в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - 16 лет), иногда, напротив, он более высокий (в Марокко, Японии - 20 лет, в Латвии - 21 год) <1>. -------------------------------- <1> См. подробно: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 208.
Для пассивного избирательного права в редких случаях установлен тот же возраст, но в России гражданин, достигший 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, в иных случаях требуется повышенный возраст: 21 год - для кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ; 30 лет - для кандидатов для избрания высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); 35 лет - для кандидатов в Президенты РФ. Для обладания пассивным избирательным правом могут быть установлены и другие условия и цензы. Так, для кандидата на должность президента в ряде стран требуется, чтобы он в течение определенного срока постоянно проживал в данной стране (в США - 14 лет, в России - 10 лет), был урожденным, а не натурализованным гражданином, не был лицом преклонного возраста (например, в Намибии - не более 65 лет, в Иране - 75 лет). В отдельных странах Прибалтики (бывших союзных республиках СССР) не могут быть избраны бывшие работники МВД, службы безопасности; в Турции кандидат на должность президента должен иметь высшее образование, кандидат в парламент - пройти военную службу; в Болгарии не могут выставлять свои кандидатуры солдаты, в Израиле - раввины и т.д. В некоторых странах нельзя избирать граждан, имеющих также гражданство другого государства. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что не имеют права быть избранными граждане РФ (кроме как в органы местного самоуправления, если это предусмотрено законодательством РФ), имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. В Иране и некоторых других мусульманских странах существует религиозный ценз. Во многих государствах кандидаты в члены представительных органов должны внести довольно крупную сумму в качестве избирательного залога <1>. -------------------------------- <1> Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 209.
При ограничении в пассивном избирательном праве существуют понятия неизбираемости или избирательной несовместимости, означающие, что определенные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах. Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании никогда не могут баллотироваться в парламент) и относительная (многие должностные лица не могут баллотироваться, если они не ушли в отставку за полгода, а то и за год до выборов) <1>. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что не имеют права быть избранными граждане РФ: -------------------------------- <1> Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 209.
- осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; - подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, производство и распространение экстремистских материалов, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; - в отношении которых вступило в силу решение суда, устанавливающее факты нарушения ограничений предвыборной агитации: экстремистскую деятельность либо побуждение к таким деяниям; действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; унижение национального достоинства; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики, символики, атрибутики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой, и т.п. Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. В отличие от неизбираемости несовместимость не препятствует участию в выборах в качестве кандидата и избранию в представительный орган. Это не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительные органы, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от выборной должности. Избирательное право имеет свои источники. Под источником избирательного права понимается форма выражения правовых норм в законодательстве и правовых актах, содержащих нормы, регулирующие избирательные отношения. Избирательное законодательство - это комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы, связанных с регулированием общественных отношений в области электоральных прав российских граждан при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в межвыборный период. Система источников избирательного права характеризуется взаимосвязью и иерархией правовых актов, основными из которых являются: - Конституция РФ (ст. 3, ст. 10, ч. 4 ст. 15, ст. ст. 32, 55, 60, 71, 72, 77, 81 и др.) - регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью, является базой для формирования отраслей права и подотраслей конституционного права, к которым относится избирательное право; - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ - являются составной частью ее правовой системы (Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (г. Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.); Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) и др.); - федеральные конституционные, федеральные законы, нормативные акры федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы: от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ", от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Указы Президента РФ, например от 18 октября 2004 г. N 1321 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в аппарате Центральной избирательной комиссии РФ"; Постановления Правительства РФ, например от 17 сентября 2007 г. N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента РФ"; - конституции (уставы), законы и нормативные акты субъектов РФ, например Устав Ставропольского края от 12 октября 1994 г. N 6-кз, Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области"; - постановления Конституционного Суда РФ, в том числе Постановление от 30 октября 2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова"; - акты избирательных комиссий, в том числе Центральной избирательной комиссии РФ, например Постановление Центризбиркома РФ от 28 июня 1995 г. N 7/46-II "О регламенте Центральной избирательной комиссии РФ"; - муниципальные нормативно-правовые акты, например Устав города Ставрополя, утвержденный решением Ставропольской городской Думы от 25 мая 2008 г. N 81 (зарег. в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 28 апреля 2008 г. N Ru263090002008002), Устав города-курорта Кисловодска от 30 июня 2005 г. N 79-25 (зарег. в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 10 ноября 2005 г. N Ru263050002005001).
§ 3. Понятие избирательной системы
Под избирательной системой государства понимаются действующие в стране избирательное право и совокупность общественных отношений, связанных с выборами в органы публичной власти. Понятие избирательной системы включает: способ организации избирательной территории; принцип организации избирательных округов; порядок выдвижения кандидатов на выборные должности; характер голосования; методы установления результатов голосования, т.е. систему определения результатов голосования, порядок определения результатов выборов, подсчет поданных и признанных действительными или недействительным голосов избирателей, выявление победителей на выборах; легитимацию выборов. Термин "избирательная система" употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов непосредственно гражданами Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, предусмотренных Конституцией РФ, законодательством РФ и ее субъектов, а также актами местного самоуправления. В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных (при косвенных выборах) на это лиц. Есть и другое, "узкое" понимание избирательной системы - как совокупности правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов. Многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах. Мажоритарная избирательная система - это система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Она основана на системе персонального представительства во власти и применяется в одномандатных и многомандатных округах, имеет собственные разновидности (относительного, абсолютного, квалифицированного большинства). При всех достоинствах (к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный недостаток - "победитель получает все", а граждане, голосовавшие за других кандидатов, не представлены в законодательных органах власти. Попытки преодолеть недостаток мажоритарной избирательной системы привели к ее модификации (в некоторых странах используются система передаваемого голоса, система с одним непередаваемым голосом, система на основе кумулятивного голосования). Пропорциональная избирательная система - это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, при которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. Партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. При ее использовании, в отличие от мажоритарной системы, потери голосов избирателей минимальны и связаны чаще всего с избирательным порогом (избирательным барьером) - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов в избираемом органе. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы отсечь избирательный "шум" (ошибки избирателей во время голосования за кандидатов, не имеющих своего электората) и ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных и невлиятельных партий. Набранные такими партиями голоса распределяются пропорционально между партиями-победительницами. Главная проблема при такой системе заключается в том, что если делить мандаты строго пропорционально числу поданных голосов, то число мандатов практически всегда будет получаться дробным. Поэтому были разработаны методы избирательной квоты (избирательный метр, избирательное частное) - наименьшего числа голосов, необходимого для избрания одного кандидата. Определяется она различно. Томас Хэр (Hare) в 1855 г. предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: x/y, где x - число голосов, а y - число мандатов. После того как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии положено. Однако у этой формулы есть заметный недостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов. В то же время очевидно, что число мандатов, которые могут доставаться каждой партии, должно быть целым. Поэтому квоту Хэра начали совершенствовать главным образом путем прибавления к знаменателю по одной, две, три и т.д. единицы, позволяющие распределять целые числа мандатов так, чтобы это распределение было в той или иной степени близко к идеальной пропорции. В российскую избирательную практику внедрены методы д'Ондта и Империали, но каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки искажения пропорциональности при распределении мандатов. Основной недостаток пропорциональной избирательной системы заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще один существенный недостаток в данной системе связан с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие части территории субъекта Федерации. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть. Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смеш
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.013 с.) |