Глава I. РОССИЙСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. РОССИЙСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА



 

§ 1. Предмет и метод конституционного права

Российской Федерации

 

Для определения предмета любой отрасли права необходимо выделить круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Этот круг и составляет предмет правового регулирования и вместе с тем дает представление об особенностях рассматриваемой отрасли права.

Предмет конституционного права обладает рядом особенностей. Конституционное право регламентирует отношения в самых разных сферах жизни общества: экономической, политической, духовной и т.д. Специфика конституционно-правовых отношений, по сравнению с другими видами правоотношений, состоит в следующем:

- они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

- им свойствен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;

- обладают высоким политическим потенциалом. По сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе;

- реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Причем предмет конституционного права составляют отношения, которые являются наиболее важными, основополагающими. Они образуют своего рода каркас, фундамент всей системы социальных связей в государстве и обществе. В предмет конституционного права входят общественные отношения:

- прежде всего определяющие основы конституционного строя, принципы, выражающие качественную характеристику государства, форму правления, демократический, правовой характер государства и т.д.;

- составляющие основы экономической системы, закрепляющие установленные в государстве формы собственности, способы хозяйственной деятельности, гарантии защиты прав собственников;

- определяющие основы взаимоотношений человека с государством и обществом, гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, определяющие его положение в обществе и государстве;

- относящиеся к сфере государственного устройства, внутренней территориальной структуре государства, системе связей между его территориальными единицами. Эти отношения являются системообразующими, обеспечивающими целостность государства, его единство, поэтому они относятся к предмету конституционного права;

- федеративные отношения, принципы федеративного устройства, особенности взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

- закрепляющие основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В предмет конституционного права входят две группы общественных отношений. Первую группу составляют отношения, регламентация которых целиком и полностью осуществляется нормами конституционного права. Так, признаком государственной организации общества является наличие государственной власти. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ее осуществляют на федеральном уровне Президент, Федеральное Собрание, суды, а на уровне субъектов Федерации - образованные в них органы государственной власти. К предмету конституционного права при этом относится лишь тот срез общественных отношений, которые возникают в процессе реализации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием РФ, органами власти субъектов Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов и референдумов.

В другую группу общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, входят отношения, закрепляющие принципы, имеющие важнейшее значение лишь для некоторых сфер. Эти отношения могут складываться в самых разных областях общественной жизни. Особенность их состоит в том, что они охватывают не все отношения в той или иной области, а только основополагающие, определяющие содержание всех других в этой сфере. Так, в нормах конституционного права устанавливаются общие принципы организации исполнительной, судебной власти, которые получают свое дальнейшее развитие в нормах соответственно административного и процессуальных отраслей права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражного процессуального). Этим определяется и ведущее место конституционного права в системе права.

Таким образом, особенностью конституционно-правового регулирования общественных отношений является то, что в одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют общественные отношения непосредственно и в полном объеме, а для других - представляют собой только базовые принципы, имеющие основополагающее значение для тех сфер жизни общества, в которых они складываются, и предопределяющие содержание всех других отношений в этих сферах. Данные основополагающие принципы находят дальнейшее развитие в нормах других отраслей права (уголовного, гражданского, административного и т.д.).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных отношений не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений - это материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуются само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т.е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты права, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права. Субъектами конституционно-правовых отношений в Российской Федерации являются:

- индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории данной страны; права иностранцев и лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством ограничены;

- общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов Федерации; население муниципальных образований (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских округов);

- государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

- государственно-территориальные образования, являющиеся составными частями Федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;

- органы государственной власти: федеральные (глава государства, парламент, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); субъектов Федерации (представительный орган, глава субъекта и др.); органы местного управления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать вопросы местной жизни;

- депутаты парламентов и законодательных собраний субъектов Федерации, представительных учреждений местного самоуправления;

- общественные объединения: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов власти путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; профсоюзы, религиозные объединения, культурно-национальные автономии и др.

В некоторых государствах имеются субъекты, не характерные для других стран, как, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.

С учетом вышеизложенного может быть дано следующее определение конституционного права как отрасли права.

Конституционное право - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет самостоятельный специфический метод отрасли, с помощью которого происходит регулирование общественных отношений.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов правового воздействия на общественные отношения.

В структуру метода конституционного права входят такие элементы, как правовое положение субъектов права, сочетание императивности и диспозитивности в правовом регулировании, правовые основания возникновения правоотношений и др.

Для метода конституционного права поэтому важен характер взаимоотношений между государством, личностью, общественными объединениями и другими субъектами конституционного права. Часть субъектов конституционных правоотношений выступают от имени государства и выражают публичный интерес. Это обусловливает юридическое положение сторон в конституционных отношениях.

Конституционное право как отрасль права использует различные способы воздействия на общественные отношения, а именно предписание, запрет, дозволение.

Предписание (позитивное обязывание) - это способ правового регулирования, который заключается в возложении правовой нормой юридической обязанности совершить юридически значимое действие.

Например, ч. 3 ст. 81 Конституции РФ предписывает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Статья 82 Конституции РФ определяет, что при вступлении в должность Президент приносит народу присягу и устанавливает текст присяги.

В предписаниях выражается активно-действенная сторона правового регулирования. Субъектам, которым адресованы предписания, вменяется в обязанность совершить определенные действия.

Предписание - это средство императивного, административно-командного управления. В конституционном праве метод предписания распространен; это объясняется тем, что конституционно-правовыми нормами закрепляются вопросы, имеющие основополагающее значение для организации и функционирования государства и общества.

Другим способом правового воздействия на общественные отношения в конституционном праве является запрет. Сущность запрета состоит в возложении на субъекта юридической обязанности воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий. Запрет характеризуется категоричностью и непререкаемостью.

Посредством юридических запретов осуществляется охрана прав и законных интересов граждан, общественных объединений, обеспечивается деятельность государства в различных сферах общественной жизни. Запреты направлены на обеспечение незыблемости существующих отношений.

Нормы, содержащие запреты, также достаточно распространены в конституционном праве. Большое число норм, содержащих запреты, содержится в гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" (ст. ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51) и др. Нормы-запреты имеются также в других законодательных и иных государственно-правовых актах. Эти нормы призваны обеспечивать защиту интересов государства, общества, человека и гражданина.

В конституционном праве применяется и такой метод, как дозволение, и диспозитивный метод. Юридическое дозволение - это юридическое разрешение совершить те или иные юридически значимые действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Для дозволения характерны усмотрение и мера юридических возможностей. Дозволение предполагает возможность выбора варианта собственного поведения.

Конституционное право предусматривает в ряде случаев возможность конституционно-правовых отношений, построенных на началах юридического равенства сторон. Это характерно для федеративных отношений. Так, ч. 4 ст. 5 Конституции РФ определяет, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. Статья 11 Конституции РФ закрепляет положение о том, что разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, а также федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако в целом конституционно-правовое регулирование общественных отношений характеризуется (несмотря на наличие диспозитивных норм) преобладанием императивных начал. В конституционном праве наиболее широко применяются предписание и запрет, что объясняется природой и возможностью тех общественных отношений, которые регламентируются нормами данной отрасли права. Субъекты конституционных правоотношений выступают от имени государства и выражают публичный интерес. Это обусловливает юридическое неравенство сторон в этих отношениях.

 

§ 2. Конституционно-правовые нормы и институты

 

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, по которым их можно отличить от норм иных отраслей права.

1. Основное назначение, роль и место в механизме правового регулирования конституционно-правовых норм определяются особым характером той сферы общественных отношений, на регулирование которой они направлены (например, человек и государство).

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Источникам конституционного права Российской Федерации посвящен п. 3 настоящей главы, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, - Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм, а не норм конкретно регулирующего характера. К общерегулятивным относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др. Так, нормы-принципы рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ).

Вместе с тем в конституционном праве существуют и нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".

В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран, некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесенные в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называются "нормы-разъяснения" и "нормы-справки". Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых обращены нормы конституционного права. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенности структуры норм конституционного права. Конституционно-правовую норму необходимо рассматривать как логически цельное предписание, формально закрепляющее государственно-властное веление, поэтому о трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция и санкция) можно говорить лишь как об общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует этой модели, структура других представлена в виде различных модификаций с измененным числом элементов. Соотношение элементов определяют такие факторы, как характер регулируемых общественных отношений, выполняемые функции, особенности законодательной политики, степень совершенства юридической техники. Так, например, в нормах конституционного права Российской Федерации преобладают нормы с отсылочными санкциями, а также весьма распространены нормы, в которых отсутствует гипотеза.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основания для их классификации.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные - это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может:

- давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы);

- одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы);

- оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры).

Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

2. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах - законы о парламентах.

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

4. По территории действия. Различают нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории группы субъектов Федерации, отдельных субъектов Федерации, муниципальных образований.

5. Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия. Различают нормы постоянного действия (которые не обусловлены никаким сроком действия) и нормы временного действия (т.е. рассчитанные на установленный срок, который может быть как назван в самом акте, так и не назван, но временность норм подчеркивается именованием - "временный регламент", "временное положение". Временными нормами могут быть такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации" (ч. 1 ст. 91).

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

7. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

8. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения, принятые на референдумах), органа законодательной (представительной) власти (законы государства, нормативные акты парламента и его палат), президента (указы, распоряжения), высшего органа исполнительной власти (постановления и распоряжения правительства), иных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации. Особую роль в конституционном праве играют решения судебного органа конституционного контроля (в Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Таким образом, конституционно-правовые институты - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более десяти федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т.д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

 

§ 3. Источники конституционного права

 

Источники конституционного права являются формой, в которой существуют нормы конституционного права. Посредством источников создаются, изменяются, отменяются нормы конституционного права.

Источники конституционного права отличаются множественностью и разнообразием. Это обусловлено тем, что многие государственные органы осуществляют правотворческие функции в конституционно-правовой сфере. Для источников конституционного права характерна иерархичность, обусловленная иерархией самих государственных органов.

Место и роль нормативных правовых актов в системе нормативных актов в целом зависят от правового положения соответствующих государственных органов в системе государственной власти.

Большое количество источников конституционного права обусловливает их классификацию. Учитывая федеративный характер Российского государства, все источники могут быть разделены на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

Федеральные источники конституционного права. К федеральным источникам конституционного права относятся:

- Конституция РФ,

- законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ,

- общепризнанные принципы и нормы международного права,

- международные договоры Российской Федерации,

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы,

- акты Президента РФ,

- акты Правительства РФ,

- нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ,

- отдельные законодательные акты Союза ССР.

Среди федеральных источников конституционного права главенствующая роль принадлежит Конституции РФ, которая содержит нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.

Конституция определяет многие другие виды источников конституционного права, их юридическую силу. Так, в силу ст. 15 Конституции РФ "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации... Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Пункт 1 ст. 115 Конституции РФ устанавливает: "На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение".

Важное место среди источников конституционного права занимают федеральные конституционные законы, а также законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 4408.

 

Отдельную группу источников составляют Основы законодательства Российской Федерации, содержащие конституционно-правовые нормы (в качестве примера можно привести Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (1993 г.) и др.). Указанные законодательные акты были изданы до принятия Конституции РФ 1993 г., которая не предусматривает такого вида законодательных актов. Вместе с тем имеет место практика принятия федеральных законов, по своему характеру и содержанию аналогичных Основам. К числу таких законов можно отнести Федеральные законы: от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <1>, от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <2>, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) <3> и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3802.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7596.

 

Многочисленную группу источников конституционного права составляют акты Президента РФ, особое место среди которых занимают указы. Они принимаются в процессе реализации полномочий Президента РФ как главы государства в самых разных сферах государственной и общественной жизни, международных отношениях и носят нормативный характер.

Особое место среди источников конституционного права занимают акты палат Федерального Собрания РФ. Постановлений палат, содержащих конституционно-правовые нормы, относительно немного. К числу постановлений палат, носящих нормативный характер, относятся постановления, которыми утверждены регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

Источниками конституционного права являются правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы.

К числу источников относятся также некоторые акты ЦИК РФ, содержащие конституционно-правовые нормы (Постановление ЦИК РФ от 25 января 1995 г. N 7 "О Примерном положении об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации" и др.).

В число источников конституционного права входят и некоторые законодательные акты Союза ССР, что объясняется незавершенностью процесса формирования системы законодательства России (действующим является Закон СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывода, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу").

Источниками конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что среди источников конституционного права ратифицированный международный договор обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом, нормы которого не могут противоречить нормам международного договора.

Федерально-региональные источники конституционного права. К числу федерально-региональных источников конституционного права относятся предусмотренные Конституцией РФ договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, содержащие конституционно-правовые нормы (ч. 3 ст. 11, ч. ч. 2 и 3 ст. 78). Выделяют три вида таких договоров:

- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (коллективные договоры);

- м





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.019 с.)