Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация нормативно-правовых актовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенные: по сфере действия, сроку действия, юридической силе и субъектам, их издающим. По сфере действия: - общие; - ограниченного действия. По сроку действия: - постоянные; - относительно ограниченные. По издающим субъектам: - акты референдума; - акты органов государственной власти; - акты должностных лиц; - ведомственные акты; - акты органов местного самоуправления; - акты общественных организаций, санкционированные государством или принятые на основе делегированных полномочий. По юридической силе: - законы; - подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правового акта опосредуется: - положением издавшего его органа в общей системе правотворческих субъектов; - характером самого издаваемого акта. В каждой правовой системе на основании вышеуказанных критериев устанавливается строгая, иерархическая система соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта иерархия имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правореализации, для поддержания режима законности. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке представительным (законодательным) органом власти, либо на референдуме, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Довольно распространено представление о законе в «широком» смысле. При этом под законами понимается вся система законодательства, т. е. вся совокупность правовых норм, исходящих от государства. С юридической точки зрения такое понимание закона некорректно. Отождествление закона с другими правовыми актами вносит путаницу в понимание различных форм права, снижает эффективность применения правовых норм. Поэтому в научной и учебной литературе понятие «закон» используется в собственном его смысле. Признаки закона: - законы принимаются представительными государственными органами или в порядке референдума; - законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке; - законы издаются по основным вопросам жизни государства, т. е. регулируют наиболее важные отношения; - закон должен выражать волю всего народа. Это определяется тем, что он принимается представительными органами власти. Данный признак присутствует при соблюдении демократических принципов формирования представительных органов власти; - законы являются правовыми актами первичного характера, - законы являются актами прямого действия; - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, за исключением ратифицированных международно-правовых актов. Высшая юридическая сила закона выражается в том, что: - все другие акты издаются на основе и во исполнения закона; - законы не подлежат утверждению какого-либо другого органа; - закон может быть изменен или отменен только тем органом, который принимал этот закон. В первую очередь закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, особой значимостью: - установление или изменение конституционных норм; - закрепление прав человека и гражданина; - определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, конкретных методов осуществления государственной власти; - фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; - определение общих начал уголовной ответственности; - установление и гарантирование форм и видов собственности; - регламентацию принципов местного самоуправления и т. п.. Классификация законов по юридической силе (для федеративного государства): - конституция – основной закон государства; - конституционные законы; - федеральные законы; - законы субъектов федерации. Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам (формам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве. Конституционные законы – законы, вносящие изменения и дополнения в тексты конституций, а также регламентирующие наиболее важные вопросы государственного строительства. Эти вопросы определяются в самой конституции. Конституционные законы отличаются от текущих не только по содержанию, но и по порядку их принятия, внесения в них дополнений и изменений. Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества. К ним относятся и кодексы. Обычные законы принимаются законодательными органами субъекта Федерации. Подзаконный нормативно-правовой акт – документ, который создается на основе и во исполнении закона. Подзаконные нормативно-правовые акты имеют подчиненное положение по отношению к законам, играют вспомогательную, субсидиарную и конкретизирующую роль. В то же время подзаконные акты имеют важное значение в жизни общества. Виды подзаконных нормативно-правовых актов: - акты главы государства; - постановления и распоряжения правительства; - акты федеральных органов исполнительной власти; - акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; - акты органов местного самоуправления; - акты государственных и негосударственных организаций (локальные), регулирующие внутриорганизационные отношения. Все перечисленные нормативно-правовые акты составляют единую систему, основанную на строгой иерархии, взаимодействии, полном соответствии Конституции – основному закону. Всем подзаконным нормативно-правовым актам государственных органов присуща общая черта – они издаются в пределах компетенции исполнительного органа, не должны противоречить закону, а могут его развивать, дополнять и конкретизировать. Нормативные акты общественных организаций сами по себе не содержат правовых норм и не имеют юридической силы. Они могут получить её лишь в двух случаях: - при издании совместного с государственным органом решения; - на основе делегированных полномочий. Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают указы президента. Они относятся к подзаконным нормативно-правовым актам и должны носить исполнительный характер. Указы президента могут носить нормотворческий характер, если они содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент может издавать распоряжения, которые не имеют нормативного характера. Они содержат конкретные поручения, задания. В форме президентских указов могут издаваться акты применения права (указ о награждении). Правительство на основе и во исполнении Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом. Акты правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное общее значение, издаются в форме постановлений. По оперативным или текущим вопросам издаются распоряжения, которые в большей степени являются индивидуальными актами, ненормативными по содержанию. Нормативные правовые акты, принимаемые министерствами, носят, как правило, отраслевой характер. Они регулируют внутриведомственные отношения. Акты органов государственной власти субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.008 с.) |