Раздел II. Глобализация и безопасность В современном мире. Тема 8. Глобализация и основные направления ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Глобализация и безопасность В современном мире. Тема 8. Глобализация и основные направления ее развития.



Лекция – 2часа

1.Сущность и содержание глобализации. 2.Глобализация основных сфер жизни.

3. Особенности современной фазы глобализации. Самостоятельная работа – 2часа.

Семинар – 2часа.

Материалы для подготовки к семинару

Понятие «глобализация» стало использоваться в научной литературе и

 

политическом лексиконе сравнительно недавно. Его распространение связа-но с выходом явлений социальной жизни разных народов за пределы нацо-нально-государственных образований, в период, когда они приобрели всеоб-щий, международно-планетарный характер.

Многомерность и сложность процесса глобализации обусловила появление множество теоретических концепций в определении ее сущности. Следует различать идеи о глобальности мира, возникшие в античности, развитые в последующие исторические эпохи и те концептуальные взгляды, в которых отразился реальный процесс становления единого мирового пространства.

В данном контексте термин «глобализация» был введен в научный оборот в 60-ые годы ХХ века. Считается, что издание вебстеровского словаря 1961 года стало первым, в котором дано научное толкование этого термина. Однако, по мнению одного из инициаторов разработки теории глобализации Роланда Робертсона, в академических исследованиях концепция глобализа-ции приобрела значимость лишь в середине 80-х годов. Так, в каталоге биб-лиотеки конгресса США 1994 г. указывались 34 названия книг, содержащих термин «глобализация», причем самое ранее из них было датировано 1987 годом. Именно в этом значении термин «глобализация», по утверждению не-которых ученых, в начале 80-х годов ХХ века ввел в научный оборот Теодор Левит. Под глобализацией он подразумевал такое состояние мира, которое привело бы в будущем к учреждению Мирового правительства, он так же считал, что во всех частях планеты происходит конвергенция инфраструктур, коммуникаций, техники, производства, духовных ценностей, включая права человека и, что этот процесс приведет к мировому государству на планетар-ном уровне.

При подготовке к семинару необходимо изучить основные аспекты про-цесса глобализации.

 

 


 

Глобализация экономической сферы.

 

Основу глобализации экономической сферы составляет процесс форми-рования глобального рынка посредством создания единого информационного поля и расширения свободы движения капитала, финансов, товаров, трудо-вых ресурсов инвестиций и т.д. в мировом пространстве.

Глобализация экономической сферы находит свое проявление в сле-дующих чертах и тенденциях:

- усиливаются интернациональные тенденции в международном разделении труда;

- национальные границы снижают свою роль в сегментации рынков;

 

- специализация предприятий и корпораций все более определяется их транс-граничной интеграцией в сетевых наднациональных производствах;

- полицентризм научно-технических объединений ведет к тесной технологи-ческой кооперации среди однородных фирм;

- глобальная информационная сеть прочно связала мир в единый экономиче-ский организм;

- растет взаимозависимость и влияние мировых финансовых центров, со-здавших новые международные механизмы накопления и перемещения капи-талов;

- резко возросло могущество и власть транснациональных корпораций (ТНК), одновременно снижаются возможности национальных государств.

- обостряется весь комплекс глобальных противоречий между богатым меньшинством и бедным большинством планеты;

- расширяются миграционные потоки в развитые страны, создавая там обще-ственную, этнокультурную, крименагенную напряженность.

Глобализация духовной жизни.

 

Становление единого информационного пространства в современном мире стало основным фактором стремительного взаимопроникновения куль-туры, духовных ценностей, религий, идеологий, образа жизни, нравов и обы-чаев самых различных народов планеты. В последнее время все активнее стала нарастать межцивилизационная конвергенция, которая посредством взаимодействия культур формирует новые контуры глобального поликуль-турного пространства. Сложность и противоречивость этого процесса обу-словлена столкновением двух тенденций в эволюции мировой культуры.

С одной стороны, развивается тенденция универсализации, ассимиля-ции и интеграции духовных ценностей.

С другой стороны, ей противостоит тенденция национальной, религи-озной, духовной идентификации, региональной локализации и культурного сепаратизма. В результате происходит противоречивый процесс синтеза


 

культур, образно названный Р. Робертсоном феноменом «глокализации» ми-ровой культуры.

Современное состояние межкультурных коммуникаций вызывает серь-езную озабоченность. По существу человечеству остался узкий коридор эт-нокультурной безопасности в глобальном пространстве, который можно пройти, что называется, между Сциллой и Харибдой. С одной стороны - рас-тет реальная опасность сползания к национализму, расовой и религиозной нетерпимости. В результате человечество получило бы межцивилизационные разломы и столкновения, конфликты и войны на взаимоуничтожение. С дру-гой стороны – велика опасность полной потери этнокультурной идентично-сти, превращение человека из универсального носителя уникальных духов-ных ценностей в бездуховного, безликого «транскультурала» и, как след-ствие, духовное одичание и уничтожение культурно-исторического кода многих народов и цивилизаций с катастрофическим финалом для человече-ства в целом.

Глобализация политики.

 

Процесс глобализации неизбежно ведет к формированию новой миро-вой политической инфраструктуры и новой конфигурации миропорядка. Ин-тенсивным изменениям в этой сфере подвергаются следующие элеметы:

- государство как суверенный институт власти;

 

- межгосударственные и надгосударственные международные организации; - политическая культура регулирования отношений и поведения в формиру-емом глобальном пространстве;

- границы и коммуникации между народами и государствами. Институциональное представительство народов в глобальном про-

странстве продолжает осуществлять национальное государство. В этом смысле оно не утратило своей роли, особенно в отношении своих граждан, так как, люди менее мобильны, чем деньги, товары и духовные ценности. Че-ловеку государство продолжает служить в качестве правового, визового, ми-грационного, профессионально-делового и других видов покровительства. Кроме того, правила отношений в глобальном пространстве требуют от национальных государств усиления внимания к функциям обеспечения леги-тимности наднациональных и субнациональных управленческих институтов, а так же контроля над их деятельностью.

Однако, под воздействием глобализации, вследствие образования ми-ровых и региональных рынков, создания всемирной телекоммуникационной сети, развивается общемировая тенденция – сокращение объема эксклюзив-ного контроля государства над собственной территорией и делегирования ча-сти государственного суверенитета надгосударственным институтам власти и


 

управления. Одновременно повышается роль международных и региональ-ных организаций. В последнее время активизировалась деятельность в поис-ках новых механизмов влияния на глобальные процессы ООН, ВТО, МВФ, ЕС, НАТО, ЕВРАЗЭС, СНГ, «Большой восьмерки», создаются новые фор-мальные и неформальные межгосударственные и межправительственные альянсы.

В заключении следует зафиксировать сущность современной фазы глобализации. С овременная глобализация это – активно развернувшийся и стремительно ускоряющейся процесс преодоления естественных и ис-кусственных границ между народами и государствами, формирующий единое и целостное пространство Земной цивилизации, обеспечивающий расширение свободы для перемещения людей, материальных и духов-ных ценностей, коммуникацию и взаимодействие в Планетарной среде обитания.

Контрольные вопросы:

 

1. В чем сущность глобализации?

2. Какие концепции, и в какой степени отражают содержание процесса глобализации?

3. Каковы политические последствия экономической глобализации?

4. Какие новые тенденции порождает глобализация в развитии духовно-культурных и этнополитических процессов?

5. Как изменяется политическая сфера жизни под воздействием глобали-зации?

6. В чем состоят сущностные черты и особенности современной фазы глобализации?

7. Какие противоречия, угрозы и вызовы порождает глобализация на со-временном этапе ее развития?

Тема 9. Цивилизационная парадигма в глобальной геополитике. Лекция – 2часа

1.Сущность цивилизационного подхода в оценке мирового развития. 2.Цивилизация как субъект глобального мира.

3. Особенности современной цивилизационной парадигмы мироустройства. Самостоятельная работа – 2часа.

Семинар – 2часа.

 

 

Материалы для подготовки к семинару

 

Точного определения понятия «цивилизация», с которым согласи-лось бы большинство специалистов, в современной научной литературе нет. Много лет продолжаются дискуссии о соотношении понятий «цивилизация-культура», «цивилизация-формация», «цивилизация-религия», «цивилизация-этнос» и т.д. По мере развития процесса глобализации повышается актуаль-

 


 

ность этой темы. Цивилизационная парадигма переживает свой ренессанс, поскольку она оказалась востребована для объяснения новых явлений и про-цессов, вызванных современной фазой глобализации мира.

Считается, что впервые термин «цивилизация» был введен в научный оборот в 1752 году в речи французского ученого А.Тюрго в Сорбонне. В по-следующий период постепенно складывалась цивилизационная парадигма во взглядах на мир. Она стала результатом усилий ученых разных стран и раз-ных направлений. В процессе развития цивилизационной теории были сформулированы различные смыслы цивилизации, например, такие ее ин-терпретации:

- цивилизация - этап общественного развития, следующий за варварством (Г.В.Плеханов);

- цивилизация - определенная ступень в развитии культуры отдельных наро-дов и регионов (П.А. Сорокин);

- цивилизация - конечный момент в развитии культуры (Г.П.Федотов);

 

- цивилизация – высокий уровень материальной культуры, механизация об-раза жизни (Н.А. Бердяев);

- цивилизация – наивысшая форма культурной общности людей или мега-культура, имеющая широчайший спектр признаков, определяющих культур-ную самобытность народов (Н.С. Мироненко);

- цивилизация – целостная историческая система, образующаяся из совокуп-ного взаимодействия социальной, экономической, политической и культур-но- психологической подсистем (Ф. Бродель).

Сопоставив различные подходы, следует выработать обобщенное определе-ние.

Цивилизация – от латинского «civilis» - гражданский, государствен-ный. Это понятие рассматривается так же в широком и в узком смысле слова. Чаще всего в широком смысле слова цивилизация отождествляется с культу-рой. В узком смысле – это определенная фаза в развитии культуры, когда эт-носоциальная общность достигает такой степени зрелости, при которой она консолидируется на основе развития экономики, науки, техники в граждан-ское, государственное состояние, в отличие от состояния варварского. Про-анализируйте обобщенное определение цивилизации.

Цивилизация – это интегральная характеристика этносоциальной общности людей, включающая их культуру, материальные и духовные основы образа жизни, территориально – политическую организацию, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и другие общезначимые при-знаки жизнедеятельности.

 

 


 

Резюмируя представленные взгляды на цивилизационную парадигму мирового развития, следует отметить, ее значение в эпоху современной фазы глобализации значительно возросло. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация объективно формирует новую конструкцию миропорядка, в ко-торой цивилизации включаются в качестве ведущих компонентов. На этом основании многие ученые стали абсолютизировать цивилизационную пара-дигму во взглядах на общественное развитие, противопоставляя ее формаци-онному и диалектика – материалистическому подходам. На наш взгляд, такая позиция контрпродуктивна, она акцентирует внимание лишь на одной сто-роне мировых процессов, тогда как сложность и многообразие в их стреми-тельной динамике, требуют объемного знания и новой цивилизационной па-радигмы

Контрольные вопросы:

 

1. На каком этапе эволюции человечества возникли цивилизации?

2. В каком соотношении находится цивилизация с такими формами соци-альной жизни, как экономика, политика, культура, религия?

3. Дайте свой комментарий концепциям цивилизационного подхода в оценке мирового развития.

4. Что общего и в чем различия формационно-материалистического и культурно-цивилизационного подходов во взглядах на мир?

5. В чем сущность и основное содержание цивилизационной парадигмы, разрабатываемой в современной науке?

6. По каким критериям выделяются цивилизации, и какие типы цивили-заций существуют в современном мире?

7. Как влияет глобализация на развитие цивилизаций?

Тема 10. Глобальная и национальная безопасность. Лекция – 2часа

1.Сущность глобальной безопасности.

2.Содержание и структура глобальных вызовов и угроз.

3. Особенности обеспечения национальной безопасности в условиях глобали-зации.

Самостоятельная работа – 2часа. Семинар – 2часа.

Материалы для подготовки к семинару

Одной из важнейших проблем современности является проблема глобальной без-опасности. Она сложна и многогранна не только по содержанию, но и по возможности до-стижения в реальной жизни. Сложность ее состоит в тесном и диалектическом единстве онтологической, функциональной, и экзистенциональной ее сущности. Глобальная без-

 

опасность в своей трансцендентальности представляется: во-первых, как некое ―но-осферное‖ свойство мирового социума, во-вторых, как результат совместных усилий все-го мирового сообщества и в-третьих, как состояние, которое необходимо постоянно обеспечивать. В самом же общем смысле понятие ― глобальная безопасность» может быть выражено следующей формулировкой: это определенное состояние защищенности 74


 

жизненно важных интересов мирового сообщества и земной цивилизации в целом от глобальных вызовов и угроз в экономической, экологической, геополитической, во-енной, этнокультурной, информационной и других областях, позволяющее сохранять и воспроизводить социобиологическую среду обитания человечества. Особо важно подчеркнуть, глобальная безопасность сегодня – это категорически императив выживания человечества. Более того, в грядущей эпохе вопросы: ―Кто сильнее?‖, ―Кто главнее?‖ уй-дут, скорее всего, на второй план. Шекспировская метафора ―Быть или не быть?‖ - вот в чем судьбоносность вопроса будущего всего человечества. Генетическая связь политики и безопасности выражена в целях, а также в ведущих функциях политики (интегративной, регулятивной, аксиологической).

Кроме того, связь политики как общественного явления, глобализации и безопас-ности усиливается также многими другими сложностями и противоречиями в развитии современного мира.

Термин "безопасность" в отечественной и зарубежной литературе увязывается с такими важными концептами, как:

-парадигма безопасности (security paradigm) - глубоко укоренѐнные в обществе мировоз-зренческие взгляды на коренные устои безопасного развития. Следствием существования парадигм безопасности является security postures, то есть определѐнный способ позицио-нирования в области безопасности, основанный как на доктринальной составляющей, так и на наборе конкретных мер по нейтрализации опасностей;

-культура безопасности (security culture) - совокупность символов, образов, идей и пред-ставлений о том, что лежит в основе выделения данной социальной группы от "других", "чужих". Культура безопасности формирует свои "коды", которые маркируют "простран-ства безопасности", отграничивают их друг от друга;

-граница безопасности (security border) - это такая граница, которая очерчивает различ-ные (дополняющие друг друга или конкурирующие) "пространства безопасности". По-скольку сама идея "границы безопасности" родилась в недрах школы конструктивизма, она предполагает возможность реартикуляции и реконфигурации этих пространств под воздействием меняющихся представлений, формирующихся в области публичной полити-ки;

-режим безопасности (security regime) - это совокупность принципов, правил и норм, ко-торые задают рамки поведения для акторов безопасности и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними.

Дадим определение безопасности.

 

Различают так же следующие уровни безопасности:

 

1. Абсолютный (идеальная, совершенная безопасность, не – опасность) – характе-ризуется отсутствием опасностей и угроз тому или иному объекту.

2. Реальный (фактическая безопасность) – это действительно существующая, не воображаемая безопасность, характеризуется объективно существующими опасностями и угрозами для того или иного объекта, сохраняющимися, несмотря на действие (бездей-ствие) сил, им противостоящим; показывает реальные возможности сил, противостоящих опасностям и угрозам.

3. Достаточный (приемлемая безопасность) – это такое состояние, которое удовле-творяет потребностям устойчивого развития того или иного объекта. При таком уровне наличие опасностей и угроз не влечет для объекта потерю его существенных свойств.

 


 

4. Предельный (критическая, пороговая, минимально допустимая безопасность) – такое пограничное состояние, когда дальнейшее воздействие опасностей и угроз повлечет за собой для объекта, на который они действуют, потерю существенных свойств, каче-ственной внешней и внутренней определенности, целостности. Такое состояние возника-ет, когда силы, предназначенные для противодействия опасностям и угрозам становятся не способными для этого (неэффективными).

Запредельный уровень безопасности есть утрата существенных свойств объекта, его фактическая смерть.

5. Иллюзорный (мнимая, воображаемая, ложная, кажущаяся безопасность) – субъ-ективный образ существующих, реальных опасностей и угроз – ложно воспринимаемый как их отсутствие или минимальное наличие (неадекватное отражение опасностей и угроз субъектом).

Опасность как понятие, имеет много значений:

 

а) опасность – это объективно существующая возможность негативного воздей-ствия, например, на социальный организм, в результате которого ему может быть причи-нен какой – либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию не-желательные динамику или параметр;

б) опасность – это возможность или предчувствие причинения зла;

 

в) опасность – это возможные или реальные явления, события и процессы, способ-ные уничтожить тех или иных субъектов (личность,

социальную группу, народ, государство) или же важные для людей объекты или

 

природные ценности, либо нанести им ущерб, вызвать деградацию, закрыть путь к разви-тию1.

Угроза же рассматривается в следующих случаях:

 

а) угроза – запугивание, обещание причинить кому–нибудь неприятность, зло;

 

б) угроза – наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создавае-

 

мая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил;

 

в) угроза – опасность на стадии готовности перейти из возможности в действитель-ность, предупреждением словом или демонстративным действием о последующих опас-ных событиях, или введение в заблуждение с главной целью – использованием страха для приобретения преимущественного положения в каком-либо отношении.

Таким образом, под опасностью мы понимаем вполне осознаваемую, но не фаталь-ную вероятность нанесения вреда, ущерба кому-чему-либо со стороны объектов (факто-ров), обладающих поражающими свойствами. Угрозой же будем считать наиболее кон-кретную, непосредственную и адресную форму опасности.

К числу постоянных источников опасностей, угрожавших отдельным людям, об-ществу и человечеству в целом на протяжении всей истории, как правило, относят следу-ющие источники:

1. Ассиметрия базовых социальных интересов, складывающихся на основе соот-ветствующего способа производства и принципов распределения, материальных благ.

2. Альтернативная природа человека, его способность быть гуманным и антигу-манным, созидательным и разрушительным существом.

По мере развития цивилизации задача сохранения человеком гуманно-созидательной направленности своей жизнедеятельности усложняется, а не

 


 

упрощается. В то же время, последствия антигуманно-разрушительных действий людей приобретают более тяжкие последствия, причем даже в том случае, когда на такой путь становятся отдельные люди, мелкие группы.

Доктрины идеалистов-гуманистов и упорство уверовавших в их прожекты полити-ков с помощью воспитания, конструирования идеальных условий и образа жизни создать идеально добрых, одноальтернативных людей гуманно-созидательного типа реализовать в принципе невозможно. Это подтвердила историческая практика. Нигде в мире не удалось "убить зверя в человеке", ликвидировать преступное поведение людей, пьянство, нарко-манию и т.д. Другое дело их масштабы. Они носят исторический характер и действитель-но зависят от воспитания, условий жизни и т.д.

3. Альтернативная природа общественно - политических институтов. Политиче-ские партии, течения, группы, различные организации, вплоть до государства, могут из-бирать как прогрессивную, так и реакционную, как гуманную, так и антигуманную линию поведения. Они могут искать как пути взаимопонимания и сотрудничества, так и возмож-ности конфронтации, вплоть до установки на истребление другой стороны.

Еще один постоянный источник опасности заключен в ошибках деятельности, обычно обусловленных незнанием или легкомысленным игнорированием отдельными людьми и общественно-политическими институтами негативных последствий своей дея-тельности не только для себя, но и для будущих поколений. Изжитие невежества и исто-рической безответственности - одно из важнейших направлений обеспечения безопасно-сти общества.

Многие региональные и глобальные опасности являются их следствием. Это отно-сится к экономическим, экологическим, демографическим и другим проблемам. Умень-шить число неверных и безответственных решений и действий возможно на основе по-стоянного мониторинга опасностей во всех сферах жизни общества.

Постоянным источником опасности для общества была и остается нестабильность природных процессов, смена благоприятных условий для жизнедеятельности людей на неблагоприятные, разрушительные. Возможности предвидения времени наступления и характера таких процессов увеличиваются. И это позволяет упредить, обойти или смяг-чить многие опасности. Но для этого необходимы научно-технический прогресс и актив-ное международное сотрудничество.

Еще один постоянный для общества источник опасности - техносфера. По мере общественного развития роль этого источника возрастала и теперь он, опосредуя действие всех указанных выше источников, вышел на первое место, угрожая гибелью цивилизации.

Что касается вызова, то его можно трактовать как совокупность обстоя-тельств не обязательно носящих конкретную, адресную направленность, но обязательно вынуждающий с ними считаться, требующий реакции на них.

В соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодей-ствием социальных организмов связано наличие следующих относительно самостоятель-ных геополитических уровней безопасностей:

- международная (всеобщая, глобальная) безопасность; - международная региональная безопасность;

- национальная (государственная) безопасность.

 

Подводя итог рассмотренной темы, следует сделать вывод: безопасность – это не благо, дарованное извне в виде защиты, охраны, а имманентное свойство отдельной лич-

 


 

ности, общества, государства. Специфика безопасности определяется спецификой опасно-стей и угроз и средствами реакции на них. Глобальная, как и национальная безопасность должна рассматриваться не как состояние прочности, стабильности, незыблемости, а как системное свойство страны, которое позволяет ей прогрессивно развиваться в условиях существования рисков, неопределенностей, вызовов и опасностей.

Контрольныевопросы:

 

1. В чем сущность глобальной безопасности?

 

2. Какова структура и содержание глобальных вызовов и угроз?

 

3. В чем состоит специфика политологического анализа глобальной и национальной без-опасности?

4. Дайте свой комментарий основным теоретическим концепциям безопасности лично-сти, общества, государства, мирового сообщества.

5. По каким уровням классифицируется состояние безопасности?

 

6. Каковы причины возникновения опасностей, рисков, вызовов и угроз в современном мире?

7. Перечислите и прокомментируйте основные условия и факторы обеспечения нацио-нальной и глобальной безопасности.

Тема 11. Глобализация военной опасности и угроз терроризма. Лекция – 2часа

1.Военная опасность и тенденции ее нарастания в условиях глобализации. 2.Содержание и структура глобальных угроз терроризма.

3. Особенности обеспечения военной безопасности в условиях глобализации. Самостоятельная работа – 2часа.

Семинар – 2часа. Материалыдляподготовки к семинару

В середине ХХ века, с появлением ядерного оружия, военная опасность приобрела глобальный характер. Несмотря на изменения глобальной военно-политической ситуации, окончание "холодной войны", уход в прошлое стратегического противостояния, идеологического противоборства социализма и капитализ-ма, военная опасность сохраняется. Сердцевиной военной опасности на гло-бальном уровне продолжает оставаться ядерная опасность. От 6 августа 1945 года, когда впервые была сброшена американская атомная бомба на японский город Хиросиму, человечество живет в другом измерении исто-рии.

Сейчас в мире несколько снизилось чувство страха, ощущения обре-ченности, люди как бы поуспокоились. Вроде бы угрозы «большой» ядерной войны непосредственно нет.

Однако для безмятежности, благодушия, пожалуй, нет достаточных оснований. Еще проводятся ядерные испытания. В последние годы - Фран-цией, Китаем. Договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но процесс их ратификации затянулся, они еще не приобрели всеобщего статуса Закона.

Вот почему усилиями России и ряда других стран СНГ был образо-ван военно-политический союз ОДКБ, а в его структуре сформирована кон-

 


 

солидированная военная составляющая – коллективные силы оперативного реагирования.

Анализ развития средств вооруженной борьбы показывает, что в XXI веке роль военного фактора в обеспечении глобальной безопасности сможет играть высокоточное оружие, боевые возможности которого ярко продемон-стрировали войны в зоне Персидского залива, на Балканах, в Афганистане. Это оружие способно решать задачи сдерживания не только за счет наличия в арсеналах многонациональных сил, но и вследствие избирательности при-менения, не приводящей к губительным последствиям, т.е. так называемых «хирургических ударов». Следовательно, можно вести речь о других мас-штабах сдерживания и локализации вооруженных конфликтов – региональ-ных, притом по формуле, безопасной для цивилизации.

Важно учитывать изменения, которые произошли в последнее время в со-держании, структуре и функциях военного фактора. Смысл этих изменений состоит в следующем:

а) вооруженная борьба в войнах и вооруженных конфликтах со-временности все чаще и теснее переплетается с политическими, дипломати-ческими, экономическими и информационными формами противоборства;

б) изменилось и содержание самой вооруженной борьбы. Прио-ритеты в ней отдаются: неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения; действиям сил специального назначения и иррегулярных войск. В значительной степени на ее содержание влияют террористические акции;

в) существенно возрастают прямые и косвенные потери от при-менения современного оружия. Основными жертвами сегодня становится гражданское население. Если в первую мировую войну на гражданское население приходилось лишь 5% от общего числа жертв, то в современных боевых действиях гражданское население часто избирается в качестве ми-шени и на него приходится свыше 90% жертв;

г) все более распространяется среди ученых и политических де-ятелей понимание того, что война – это способ разрешения объективных общественных противоречий путем уничтожения противника, его геноцида или дезориентации с целью захвата или перераспределения его ресурсов. Наглядным примером такого рода военных действий явилась вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года;

д) появляются новые формы ведения военных действий: например, возможность не только воздействия на естественные процессы в социуме противника, но и управления ими. Основным оружием при этом мыслится информация. Появляется категория «консциентальная война» – война психологическая по форме, цивилизационная по содержанию, инфор-мационная по средствам. Объектом разрушения и преобразования в ней яв-ляются ценностные ориентации, установки народонаселения противника. Все больше говорят о кибервойне, информационной, сетевой, гуманитарной войне;

 


 

е) изменяются военные угрозы: они рассеяны, нетранспарентны, глобальны по проявлению;

ж) интенсивно возрастают возможности систем вооружения и военной техники.

Все это вызвало появление новых задач, решаемых армиями. К ним сегодня относят: мирное принуждение; миротворческие операции; кон-троль и мониторинг процессов разоружения; охрана границ и береговой ли-нии; спасательные и поисковые операции; борьба с наркотиками, похищени-ем людей, терроризмом в самых разнообразных его проявлениях.

Среди множества последствий глобализации, следует отметить одно из наиболее зловещих – феномен международного терроризма. Тенденция интернационализации терроризма особенно активно стала развиваться в по-следнем десятилетии ХХ века после крупнейших геополитических потрясе-ний – распада СССР, радикальных изменений восточно-европейского геопо-литического пространства и т.д.

Террористическая угроза в ее современном виде может подрывать процесс социального согласия на разных уровнях или вести к очень опас-ным его формам.

Это касается неоднозначности связи между государственным и неле-гальным терроризмом. Она выражается, в частности, в том, что первый ор-ганизует, «спонсирует», поддерживает террористические группы в других странах, но решительно, бескомпромиссно и весьма успешно выкорчевывает их деятельность внутри страны. Нелегального терроризма в сильных и прочных диктаторских режимах почти не бывает. Государство и в этой сфе-ре стремится быть монополистом, не допускает конкуренции. Оно — един-ственный террорист, и осуществляемый им террор является важным факто-ром специфической формы социального согласия, которое существует в диктаторских системах.

Из сказанного видно, что взаимоотношения терроризма и обще-ственного консенсуса амбивалентны. Террор не всегда играет дезинтеграци-онную и дестабилизирующую роль, но иногда скрепляет социальное согла-сие. Причем это относится не только к диктаторским режимам. Иногда и в демократических странах, особенно моноэтнических и моноконфессиональ-ных, он ведет к общественному сплочению перед лицом террористической угрозы.

Однако в целом консенсуальный потенциал террора значительно меньше потенциала дезинтеграционного. И дело даже не в этом, а в каче-ственной специфике первого. Хотя в диктаторских режимах нередко реали-зуется весьма прочная форма общественного солидаризма, внутри страны она имеет отчасти насильственный, отчасти маниакально-нарциссистский характер, а вовне — характер имперского принудительного объединения.

В тех странах, где существует нелегальный терроризм, его целью, а иногда и результатом являются дестабилизация, дезинтеграция государ-ственной системы, хаос. Если удается достичь такого результата, преодолев

 


 

сопротивление сил правопорядка и общества, это не может не подорвать общественную сплоченность и согласие.

Следует отметить, что сегодня силы, не способные на конкуренцию, в том числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости до-ступными им средствами, т.е. методами террора, причем террора междуна-родного. Объединяться терроризм стал во многом потому, что именно к этому подвели ситуацию крупные мировые державы, осуществляя жесткую силовую политику в отношении тех стран и народов, которые намного сла-бее их в экономике, финансах, в военной сфере, но не желают поддаваться диктату со стороны. Многолетние и безнаказанные силовые действия США и их союзников против Ирака, целая эпоха в ирано-американском противо-стоянии, агрессия НАТО на Балканах, Ближний Восток с его незатухающи-ми очагами напряженности - это далеко не все и не последние примеры та-кого диктата. Такая политика, якобы направленная против международного и национального терроризма, по существу сама может быть квалифицирова-на как международный терроризм.

На сегодня в системе ООН существует более 10 международных до-кументов в области борьбы с терроризмом. С 2000 года открыта для подпи-сания Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Не умаляя значения этих документов, все же следует отметить недостаточно высокую эффективность их выполнения государствами, присоединившимися к этим международно-правовым актам. К тому же ряд государств не явля-ются официальными их участниками и не взяли на себя соответствующих обязательств. Недостаточная эффективность международно-правовой дея-тельности в сфере борьбы с терроризмом в целом обусловлена недостаточ-ной разработанностью механизмов практической реализации принятых до-кументов и договоренностей.

Контрольныевопросы:

 

1. Какое место занимают военные угрозы в структуре глобальной безопасности? 2. Какова связь военной силы с глобальными политическими процессами?

3. В чем проявляется глобализация военных угроз и опасностей?

 

4. Каковы политические механизмы снижения военных угроз в современном мире? 5. Что по сущности и содержанию представляет собой современный международ-

ный терроризм?

 

6. В чем причины возрастания угроз терроризма в эпоху глобализации? 7. Какие причины порождают угрозы ядерного терроризма?

8. Проанализируйте основные направления противодействия международному тер-роризму и обеспечения военной безопасности.

Тема 12. Глобальные экологические и демографические угрозы. Лекция – 2часа

1.Экологическая опасность и тенденции ее нарастания в условиях глобализации. 2.Содержание и структура глобальных демографических угроз и вызовов.

3. Особенности обеспечения экологической и демографической безопасности в условиях глобализации.

 


 

Самостоятельная работа – 2часа. Семинар – 2часа.

Материалы для подготовки к семинару

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.131 с.)