Западноевропейская отраслевая юридическая наука



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западноевропейская отраслевая юридическая наука



в XIX в. Юридическое образование.

Предпосылки возникновения, становление и развитие юриспруденции в западных странах. Влияние опыта зарубежных стран на становление юриспруденции в России. Понятие юриспруденции

 

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с остальными науками (логикой, медициной, этикой, математикой, физикой и т.д.) исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединения людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Древнегреческий мыслитель Демокрит считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.

В связи с этим, в системе философских знаний со временем обособляется философия права и предметом ее становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Смело можно сказать, что философия права является методологической базой юриспруденции. Будучи составной частью философии, философия права не отличается от целого ни по функциям, ни по методам. Следует отметить, что и по отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как полагают многие ученые и практики, заключается в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции служит право, которое представляет явление общественной, или государственной, жизни общества.

Немецкий философ И. Кант, но здесь следует внести небольшую ремарку и сказать, что философия как "наука наук" может быть таковой на основе интеграции всех современных знаний, а отдельные науки, в частности юриспруденция, на базе обобщенных отдельных научных знаний о государстве и праве. То есть, как в философии, так и в любой другой науке существует специализация: относительное обособление знаний определенной части дисциплины, которая имеет самостоятельную жизнь. Однако вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть в любой сфере человеческой деятельности.

Подводя промежуточный итог можно сказать, что дисциплина "Философия права" - это база юридической науки, первый пласт, который дал мощный толчок ее дальнейшему развитию. Помимо того, что философия права посвящена подробному изучению основных философских правовых учений великих мыслителей от античности до наших дней, она еще и дает анализ оснований юриспруденции как отдельной науки, ее смысла, значения и основополагающих принципов. Следовательно, юриспруденция и в научном и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но встает вопрос: способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний? Самостоятельно врятли, но на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права вполне возможно, во всяком случае, это позволяет сформировать целостное представление о теоретической юриспруденции.

Что касается термина "юриспруденция", то как уже понятно, в разные времена, и в разных странах понятие юриспруденции трактовалось по - разному, но смысловые характеристики оставались схожими. Так как развитие юридической науки идет сложным путем, составляя переход от одной парадигмы к другой, от одного уровня знаний к другому. Например, если ранее философию права считали основной, методологической наукой по отношению к юридической науке, то сейчас этой методологической наукой является теория государства и права.

Термин "юриспруденция" имеет древнеримское происхождение, хотя первые зачатки явления называемого "юриспруденцией", зародились на Древнем Востоке задолго до возникновения Римского государства. По этому поводу Л.И. Петражицкий писал, что: "Юриспруденция - весьма древняя наука и ученая профессия… Современные ученые-юристы, думая о происхождении юриспруденции и времени ее появления, имеют ввиду специально древнеримскую юриспруденцию. Но в действительности юриспруденция существовала и процветала, конечно, под другими наименованиями, у разных народов древнего культурного востока: в Ассирии, Египте, у древних евреев и т.д. на почве соответственного права, имевшего сакральный характер".

При появлении в обществе простейших правовых форм, в качестве обычаев, характеризует первоначальные зачатки термина "юриспруденции". В раннюю эпоху правовой истории, обычаи выражались в знаковой системе, т.е. в символах. В качестве символов брались известные предметы или действия. К примеру, одним из наиболее распространенных символв древнерусского права была рука. "Ударить по рукам" означало заключить сделку. Подобный символ применялся и при заключении договоров в средневековой Германии. "Рукобитье, - отмечал немецкий историк права И. Гримм, служило общим закреплением всяких договоров и объектов, для которых обычай не предписывал другого, более торжественного символа".

Со временем символы стали изживать себя, и на смену им пришла более развитая система, ее составляли слова и юридические термины, которые выражались в пословицах стихах, песнях. Термин классического римского права "carmen", обозначавший исковую формулу, в более ранний период употреблялся в значении стиха или песни, а Цицерон называл этим термином Закон XII таблиц. У древних греков так же слово "nomos", обозначало одновременно и песнь и закон.

Юриспруденцию часто представляют в качестве юридической науки, но в действительности она в течение многих веков, даже после того как право стало писаным, не имела теоретического характера и существовала как сугубо практическая деятельность. Она сводится к двум видам научной работы: а) к обобщению, к созданию на основании частных понятий и положений права, добытых указанными выше работами, более абстрактных, более общих понятий и положений; б) к дедуктивным выводам из этих общих онятий о положений.

В России понятие юриспруденции обозначалось терминами "законоискусство", "законоведение", "правоведение". При этом под законоискусством понималась практическая юриспруденция. "Законоискусство есть верное применение поступков гражданина к законам", - писал И.М. Наумов.

Термином "законоведения" русские юристы обозначали правовую науку.М. М. Сперанский даже выделял два рода законоведения: "…одно практическое, дело навыка и здравого смысла, другое - ученое". А вот Н.И. Лазаревский считал, что термин "законоведение" не вполне удачным, и пояснял это тем, что "самый текст закона, изучается только в целях лучшего и наиболее точного выяснения того правила, которое устанавливается данным законом. Поэтому гораздо более точным и правильным термином сравнительно с законоведением является "правоведение" или иностранное слово юриспруденция". Хотя, как я считаю более правильное умозаключение в настоящее время, с высоты веков сделал профессор В.А. Томсинов, который пишет, что "связь теории и практики хорошо выражает более широкий по своему значению, нежели правоведение, термин "юриспруденция. Определяя его значение, необходимо полагаю, выделять два смысла. В своем узком смысле термин "юриспруденция" обозначает совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формирования и толкования правовых норм, приемов и способов обработки правового материала: организации правовых норм, их классификации, систематизации и т.п. В широком смысле "юриспруденция" - это деятельность по обслуживанию, механизма формирования, функционирования и развития права". На наш взгляд, на сегодняшний день данная точка зрения является самой правильной и обоснованной.

Западноевропейская юриспруденция в своем становлении проходила те же этапы, которые были присущи ранней истории юриспруденции других народов. Как было отмечено выше, первоначально все страны, в том числе и страны Западной Европы прошли этап символической юриспруденции, т.е. символическое выражение права было преобладающим и почти исключительным, в символах и символических обрядах заключалось все право.

Затем за этапом символической юриспруденции для стран Западной Европы наступил этап усложнения права и его знаковой системы, на этой ступени юридического развития правовые нормы начинают выражаться в устной форме (виде пословиц, афоризмов, стихов и песен). С помощью толкования легко можно было придать смысл выгодный представителям какой-либо социальной группы. А история свидетельствует о том, что первые знатоки права повсеместно входили в состав высшего общественного слоя - аристократии. Специализация определенных лиц на формулировании правовых норм, их сохранении и толковании стимулировалась не только усложнением, но и стремлением аристократии монополизировать юриспруденцию, закрепить этот род деятельности за собой. В связи с этим возникла потребность закрепить правовые нормы в письменном варианте. Переход от неписанного права к писанному - это новая ступень в эволюции юриспруденции в целом, не только для стран Западной Европы но и для других стран тоже.

Развитие юриспруденции в западноевропейских странах в значительной мере стимулировалось заимствованиями из древнеримской правовой культуры. Французские, германские, английские правоведы перенимали в средние века правовые идеи, юридические конструкции, понятия и термины, выработанные юристами Древнего Рима, приспосабливали их к реалиям средневекового европейского общества.

При этом с появлением писанного права западноевропейские правоведы, вместе с принятием римской юриспруденции, заимствовали и воспринимали и сам язык древних римлян - латынь - это является отличительной особенностью развития юриспруденции в странах Западной Европы, в отличие от русской юриспруденции. Язык правоведов в западноевропейских странах был не понятен простому населению, поэтому латинизированная западноевропейская юриспруденция развивалась в отрыве от народной духовной культуры.

В конце XI начале XII века в Западной Европе появились первые университеты, в рамках которых широко развернулось изучение византийских правовых памятников - Дигест, Кодекса, Институций и Новелл Юстиниана. Возникла университетская юриспруденция.

Безусловно, прежде чем говорить о влиянии зарубежных стран на становление юриспруденции в Российском государстве, необходимо отметить, что российская юриспруденция в начале своего становления также как и другие страны прошла те этапы, которые были присуще ранней юриспруденции, т.е. первым этапом являлся этап символической юриспруденции, на смену ему пришла юриспруденция словесная, а далее право стало писанным и основу его стали составлять юридические термины. Именно на этом этапе начинает прослеживаться влияние не многих западных стран, а конкретно одной страны, Византии. Об этом свидетельствует дошедший до нас договор Руси с Византией заключенный в 911 году киевским князем Олегом с византийскими императорами Львом и Александром. В нем не однократно упоминается "закон русский. Как было сказано выше, западные страны перенимали вместе с правовыми идеями и сам язык, совершенно иная ситуация складывалась на Руси. Языком юриспруденции изначально был язык народный. Правовые тексты мало отличались от текстов фольклорных. Русская юриспруденция была тесно связана в своем становлении и развитии с русской народной культурой. Воздействие Византийской юриспруденции на русскую было не таким глубоким и всеобъемлющим, каким являлось влияние на средневековую западноевропейскую юриспруденцию элементов правовой культуры Древнего Рима.

В эпоху же, предшествовавшую принятию политической элитой древнерусского общества христианской религии, воздействие правовой культуры Византии на русскую правовую культуру было минимальным. Оно распространялось разве что на внешнюю форму правовых актов, на их структуру расположение правового материала. Содержание же правовых норм соответствовало обычному праву древнерусского общества, а не византийским законам.

Значительным событием в истории древнерусской юриспруденции стало принятие великим князем Владимиром и его боярами христианства, а следовательно вместе с религией на Руси появились византийские священники, сборники церковного законодательства - "номоканоны" и "синопсисы", это все создало на Руси новые условия для развития юриспруденции. Христианское духовенство стало выступать в роли носителей не только богословских, но и юридических знаний с этого момента влияние Византии стало более заметным.

Из вышеизложенного следует сделать вывод, о том что:

Предпосылкой возникновения юриспруденции являлась "философия права", т.е. юриспруденция и в теоретическом и в практическом смысле базируется на философском знании.

Юриспруденция (в широком смысле) - это деятельность по обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права. Юриспруденция (в узком понимании) - это совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формирования и толкования правовых норм.

Следует различать термины "юриспруденция" и "юридическая наука".

Становление юриспруденции в Западных странах проходило несколько этапов: I. Символическая юриспруденция. II. Этап устной юриспруденции. III. Этап письменной юриспруденции. IV. Университетская юриспруденция.

Отличия западноевропейской юриспруденции от древнерусской состоят в следующем: а) правовое наследие Византии, было воспринято в древнерусском обществе не так как в обществе западноевропейском. Так, если с XII века в западноевропейских странах восприятие, изучение и усвоение древнеримского правового наследия совершалось в рамках юридических факультетов университетов, то на Руси, влияние проходило не через светскую, а через церковную сферу, т.е. имело идеологическое значение, нежели играло роль регулятора общественных отношений. б) в отличии от западноевропейских стран широкое изучение византийско-древнеримского юридического наследия, на Руси не было, в этом заключается еще одно отличие. На наш взгляд, данная особенность объясняется двумя главными обстоятельствами: во-первых, византийско-древнеримское правовое наследие не имело на Руси такого большого значения, какое было придано ему в Западной Европе, а во-вторых, переработка этого наследия происходила в процессе перевода византийских юридических текстов на церковно-славянский язык.

 

Марксистская философия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.007 с.)