Раздел I. Политология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Политология как наука



ПРЕДИСЛОВИЕ

Структура книги базируется на основе системного метода, который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической системы друг с другом. Разделы книги следуют в логической последовательности от фундаментальных методологических проблем политологии к рассмотрению процессов, происходящих в "окружении", т.е. на "входе" в политическую систему, в центры принятия государственных и политических решений и на "выходе" центров принятия государственных и политических решений. В заключение рассматриваются глобальные проблемы мировой политики и международных отношений.

В разделе 1 раскрываются фундаментальные основания политологии. Предназначением раздела является изучение методологии и методов политологии, выявление сути и содержания методологии политического анализа. В разделе рассматривается содержание конкретных методов политического анализа. Системно-концептуальное обоснование содержания раздела 1 состоит в том, что без разработки и применения методологии и методов политического анализа невозможно формулирование целей государственной политики, формирование государственных программ в конкретных отраслях жизни общества, определение средств их реализации и оценки эффективности общественной политики.

Важным фрагментом системного анализа является предположение, что политика может рассматриваться как комбинация взаимодействующих элементов, каждый из которых влияет друг на друга и формирует комплексную целостность в виде политического порядка данной страны. Используя однотипные методологические ключи, возможно выявить формы взаимосвязи элементов политической системы каждой страны.

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов.

Во втором разделе рассматривается структура центров принятия политических и государственных решений, проблемы так называемых "выходов", т.е. реализации политических решений. Все страны располагают средствами реализации законодательной, исполнительной, судебной власти. В демократических странах эти средства конституциональны. Высшие должностные лица государства являются выборными или назначаемыми в соответствии с законодательством. Все страны используют установленные правила в форме принятия законодательных, исполнительных и судебных решений. Институты государственной власти, их структура и содержание значительно различаются во многих странах мира. Так, в одних странах доминирует исполнительная власть, в других – законодательная. В одних странах существуют сильные позиции судебной власти в политической системе, в других – политическая роль судебной системы не признается либо игнорируется.

Третий раздел называется "Политические процессы" и предназначен для рассмотрения проблем так называемой "внешней среды", или "окружения", центров принятия политических решений. Во всех странах, молодых или старых, происходит развитие процессов политической социализации. Разница заключается лишь в уровнях зрелости и формах проявления политических процессов, будь это страны демократические либо развивающиеся. Политические системы имеют различия в формах артикуляции и агрегации групп интересов и политических партий. Политические процессы отражаются также в политическом участии, в выражении общественного мнения и в отборе кандидатов на выборные посты.

В четвертом разделе "Политическая культура и идеология" рассматриваются основные аспекты взаимодействия политики и культуры, влияния культуры на политику и обратного воздействия политики на культуру.

Известно, что именно духовное наследие, культура и национальные традиции являются базисом, на котором формируется политическая система конкретной страны.

Политические системы современных стран содержат следующие определенные сходные характеристики: политические системы всех стран являются следствием их национальных и исторических традиций и политической культуры. Для каждой страны характерна приверженность к тому или иному роду идеологии, будь то либеральная демократия, демократический социализм или коммунизм.

 

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 1. Сущность и предмет политической науки

Политология в СССР и СНГ

Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает подобающее ей место в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.

 

Объект и предмет политологии

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Понятие и сущность политики

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. Как отмечал В.И. Ленин, самое существенное в политике – "устройство государственной власти". Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонди другие представители системного анализа. Т. Парсонсписал: "Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей".

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредованна экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Предмет политологии

Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием "политология" широко употребляются термины "политическая наука", "политические науки". Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических дисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли. Но основная трудность в определении предмета политологии обусловлена прежде всего сложностью и многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками – философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. Существует целый комплекс научных дисциплин, которые возникли как бы на стыке собственно политологического и иного обществоведческого знания – политическая философия, политическая социология, теория государства и права, политическая история и т.д.

В связи с этим встает вопрос, в чем специфика предмета политологии в сравнении с другими смежными науками? Охватывает ли политология все богатство политической жизни или занимается определенным кругом проблем?

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе – всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание феномена политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти. "Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти", – отмечает известный американский политолог Г. Лассуэлл. (Цит. по Социально-политические науки. 1991. – № 3. – С. 66). Исследование политической власти предполагает выяснение ее объекта и субъектов, целей власти, которые формулируются политической идеологией; функций власти, т.е. ее основных задач, направлений деятельности; механизмов структуры власти (политических систем); способов ее осуществления (политических режимов) и т.д.

Структура политологии

Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

1) теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;

2) теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных организаций и движений и отношений между ними;

3) теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом; механизмы принятия и реализации политических решений;

4) история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности, роль и функции политической идеологии и политического сознания в политическом процессе;

5) теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Политология изучает сферу политики, политическую жизнь общества

- на общетеоретическом уровне (общая теория политики, политической власти; теория политических систем);

- в рамках теорий среднего уровня (теория политических партий, теория политических конфликтов, теория политического лидерства и т.п.);

- на эмпирическом уровне (конкретные эмпирические исследования политических процессов, институтов, ситуаций).

Политическая наука тем самым развивается как целостная система теоретического и прикладного (практического) знания о политике. Теоретическая политология решает научные проблемы, связанные с формированием фундаментального знания о политической деятельности, объяснением процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. В сфере ее внимания – исследование конкретной деятельности различных политических институтов, избирательных кампаний, технологии и техники организации власти, изучение общественного мнения, особенностей политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. В отличие от теоретической политологии, прикладная ориентирована не на прирост научных знаний о политике, а на практическую пользу, на достижение реального политического эффекта. Конечным продуктом прикладных политологических исследований являются практические советы и рекомендации участникам политического процесса, прогноз развития в определенной области.

 

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана прежде всего с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф. Броотмечает: "Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться" (Политология вчера и сегодня. М., 1990. – С. 243).

Овладение гражданами основами политических знаний и демократической культуры – важное условие успешности политических и общественных реформ в нашей стране.

 

Методы политологии

В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Известный русский физиолог И. Павловотмечал: "Метод держит в руках судьбу исследования... От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования... При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую".Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов исследования: приемы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится и научное, и обыденное знание (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение); приемы, характерные только для научного познания (методы построения эмпирического и теоретического познания). Общелогические методы используются всеми науками и не отражают специфики конкретных научных дисциплин и политологии в том числе. Второй тип методов можно подразделить на собственно политологические методы и методы других наук, используемые политологией. Рассмотрим этот тип методов подробнее.

Политологией широко используется исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и в связи с прошлым, в ходе их развития. Чтобы разобраться в существующей политической ситуации, необходимо исследовать ее корни.

Политические институты, нормативы всегда национальны, несут отпечаток национальной самобытности. Однако у разных народов и времен можно выделить нечто общее в их политической жизни, в культуре. Политологи на этом основании сопоставляют политические процессы, институты разных стран. На основании использования сравнительного метода развивается целое направление – сравнительная политология.

В политической науке, особенно прикладной, применяется ситуативный метод. Суть его состоит в учете всех условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, положение, ситуацию.

Суть институционального метода состоит в наблюдении, описании и анализе политических структур, свойств и их взаимосвязей. Этот метод предполагает оценку на основе национального и мирового опыта. В целом институционализм остается доминирующим в политико-правовых науках при изучении политической системы и ее подсистем, т.е. государственных органов и структур, политических партий, норм и учреждений, обеспечивающих реализацию прав человека.

Деятельностный метод показывает политику в динамике, в развитии. С использованием этого метода связано рассмотрение политики как специфической формы управления обществом.

В политологии широко применяются социологическое методы. Их применение основано на изучении поведения социальных групп. На базе использования эмпирических методов конкретного социологического исследования сложилась целая дисциплина – политическая социология.

Экономические методы используются в политологии потому, что существует тесная взаимосвязь между политикой и экономикой. В западной политологии разработаны теории "политического рынка" (Дж. Кэтлин, Э. Дауэнс). Суть их состоит в перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь. Экономический рынок – это рынок товаров, политический рынок – это рынок власти. Власть можно покупать и продавать, учитывая динамику спроса-предложения.

Методы психологии применяются в политологии для изучения субъективных мотивов человеческого поведения. Политико-психологические исследования широко используются при изучении электорального поведения, политического лидерства, политических конфликтов, политической социализации. Дисциплина, объединяющая политологию и психологию, называется политической психологией. В политологии используются также методы географии, антропологии, праксиологии.

 

Бихевиоральный подход

Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Франку Кентукоторый в 1928 г. опубликовал книгу, озаглавленную "Political Behavior" ("Политическое поведение"). По Кенту, исследование политического поведения означает "циничный реализм" газетчиков. Герберт Тингштейнспас термин "политическое поведение" для политологии, опубликовав в 1937 г. работу "Political Behavior. Studies in Election Statistics", которая была посвящена выборам в Европе (Dahl R.A. The Behavioral Approach in Political Science //Contemporary Political Thought. – N.Y., 1969. – P. 119-120).

После второй мировой войны произошла так называемая "бихевиоральная революция". Сформировались новые представления о политических процессах, благодаря работам С.М. Липсета"Политический человек", С. Вербыи Г. Алмонда "Гражданская культура", А. Кэмпбела"Американский избиратель".

Основная методологическая установка бихевиорального подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Бихевиоральный подход как попытка обратиться к анализу политического поведения, уходит корнями в 20-30-е годы ХХ в. Эмпирическое направление в политологии, как мы отмечали выше, получило развитие в Чикагском университете США. Это направление подготовило почву для становления бихевиорального подхода после второй мировой войны.

Бихевиоральный подход исходит из двух основных принципов неопозитивизма: верификации и операционализма.

1. Принцип верификации означает, что научную ценность имеют лишь те данные, которые могут быть получены или проверены путем наблюдения или количественного измерения. Бихевиоралисты считают, что такие данные могут быть получены при изучении поведения социальных групп и индивидов. Необходимо учитывать индивидуальные психологические мотивы, эмоции людей. Подлинную теоретическую значимость имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты.

2. Принцип операционализма означает, что любое познание представляет собой совокупность "инструментальных операций", служащих средством обработки, получения, измерения данных. Внимание должно быть сосредоточено на исследовательских процедурах. Политолог – собиратель фактов, его главными исследовательскими инструментами являются социологические методы.

Бихевиоралисты подчеркивают, что в анализе политических явлений применение методов других наук допустимо и необходимо. Они отмечают существование закономерностей в политике, моменты повторяемости, поддающиеся обобщению.

Таким образом, политическая наука, как ее понимают бихевиоралисты, является точной наукой, опирающейся на строгие методы исследования. Бихевиоральный подход акцентирует внимание на том, как человек действует политически и какое значение придает своему поведению. Поведение является первичным.

Ярким примером бихевиорального подхода является исследование поведения во время выборов (voting behavior) – работа П. Лазарсфельдаи Б. Берельсона"The People Choise", в которой проанализированы президентские выборы 1940 года в США. Еще один пример – работа "The American Voiter" А. Кемпбела, Ф. Конверза, Д. Стокса(1956). Ряд подобных исследований значительно углубил понимание демократии и дал описание наиболее характерного поведения граждан в демократическом государстве.

Результаты эмпирических исследований 40-60-х годов показали, что участие большинства граждан в политической жизни является скорее исключением, чем правилом. Политическое участие зависит от образования, уровня доходов. Обычный гражданин, как правило, плохо информирован о политических проблемах. Очень небольшой процент граждан участвует в политике не только в качестве избирателей. Результаты выборов зависят от таких факторов, как групповая лояльность и партийная идентификация.

В конце 60-х- начале 70-х годов монополизм бихевиоралистов в политической науке пошатнулся. Обнаружилась не только сила, но и слабость эмпирических исследований. Уязвимость бихевиорального подхода политологи видели в его нацеленности на описание общества, а не на его изменение. В этот период в США развернулось движение за гражданские права, шла война во Вьетнаме. Однако существующая методология не позволяла оценить эти явления. Политическая наука оказалась вне политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.39.127 (0.048 с.)