Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология как наука. Ее объект, предмет, взаимосвязь с другими науками.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Российская политическая мысль: истоки, социокультурные основания, основные течения.
Особенностью политической мысли России было то, что она развивалась в иных исторических, внутри- и внешнеполитических реалиях, опиралась на иную культурную традицию, чем западная. Исторически развитие российского государства возможно было в условиях сильной центральной власти, что требовало от политической мысли апологии абсолютизма. С другой стороны сказывалось стремление народа к свержению деспотичной власти. Этим объясняется большая идеологизированность российской политической мысли, признание насильственных средств в политике решающими. Серьезное влияние оказала на содержание политической мысли православная религия, провозглашавшая особую историческую миссию России (“Москва - третий Рим”), воспитывающая в народе традиции соборности, общинности, подчинения государству. Вплоть до конца XVIII века политические идеи развивались в России в рамках религиозной философии. Разделение политической и религиозной мысли произошло позже, чем на Западе. Политические теории и концепции второй половины XX в.
Политические теории и концепции второй половины XX в.: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и некоторые другие течения. Либерализм Истоки современного либерализма заключаются в классическом буржуазном либерализме, представленном в трудах прежде всего английских, французских, американских и русских мыслителей прошлых исторических эпох. Это идеи и теории Дж. Локка и А. Смита, Ш. Монтескье и А. Токвиля, Т. Джефферсона, Т. Пейна и А. Гамильтона, Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и др. Как видно, либерализм имеет богатую традицию начиная со второй половины XVII в. и до наших дней. Его социальной базой в прежние исторические эпохи и в настоящее время являются различные слои буржуазии. Развитие капитализма и олицетворяющей его буржуазии соответствующим образом отразилось в развитии либеральной политической мысли. При этом главной идеей либерализма была и остается идея свободы. С позиции именно этой идеи представители либерализма разных исторических эпох осмысливали общество, его политическую, экономическую и духовную жизнь, деятельность его правовых и иных институтов, содержание его гражданских свобод, прежде всего свободы выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свободы его деятельности, передвижения, вероисповедания и т.д. Предлагались разные пути и способы наиболее полной реализации данных свобод. В настоящее время теоретиками либерализма решаются следующие проблемы: свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности; содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми; взаимодействие права и государства, которое, как писал Локк, не должно поглотить права и свободы граждан; основные принципы формирования правового государства; взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей (нахождение необходимых для их оптимального взаимовлияния сдержек и противовесов); роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики; условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения. Эти и другие проблемы, так или иначе связанные с проблемами прав и свободы человека, мерой их реализации в данном обществе, исследуются чаще всего путем анализа интересов людей (политических, правовых, экономических, духовных), существующих правовых норм и деятельности соответствующих политических, правовых и других институтов. В современном либерализме как теории и политике существуют две основные тенденции. Одна из них исходит из идей полностью свободного рынка и невмешательства государства в развитие экономики. Другая допускает ограниченное вмешательство государства в социально-экономические процессы в целях достижения большей социальной справедливости. Консерватизм Подобно либерализму, консерватизм является одним из основных течений современной буржуазной политической мысли. В качестве политической доктрины он ведет свое начало с конца XVIII в. как своеобразный ответ на идеи французской буржуазной революции. Содержание консерватизма как теории и идеологии заключается, в частности, в следующих положениях: человек обретает смысл своего существования не в активной общественной Деятельности, а во внутреннем религиозном смирении; в каждом своем поступке человек должен сообразовывать свои действия с существующими законами и обычаями; общество является «не договорным, а от Бога данным образованием»; государство является вторичным по отношению к гражданскому обществу, имеющему морально-религиозную основу; политика подчинена морали; из всех видов прав человека главным является право собственности. Эти и другие проблемы развития общества и существования человека осмысливаются в присущей консерватизму системе понятий и ценностей. Среди них выделяются прежде всего такие, как традиция, прагматизм, несовершенство человека, органицизм, иерархия, власть и авторитет, собственность. «Традиция» это центральное понятие консервативной мысли. Воспитывается уважение к тому, что прошло проверку временем и «укрепляет в обществе отношение стабильности и безопасности, давая людям ощущение общественной и исторической связи времен». «Прагматизм» характеризуется как «убежденность в том, что действовать нужно сообразно с практическими обстоятельствами и практическими целями». «Несовершенство человека» — пессимистический взгляд на саму природу человека как существо ограниченное, беспомощное и малодушное, стремящееся к спокойной и упорядоченной жизни. Из-за испорченности людей эгоизмом, жадностью и неумолимым стремлением к власти возникают преступность и иные общественные проблемы. Для поддержания порядка требуется сильное государство, строгие законы и жесткие наказания. «Органицизм» -общество и государство толкуются как продукт естественной необходимости и потому трудно поддаются совершенствованию под влиянием деятельности людей. «Иерархия» — утверждается, что в органическом обществе естественны различия в способностях и социальном положении людей, что неизбежно порождает иерархические отношения между ними, т.е. отношения соподчинения. Власть и авторитет» — указывается, что они «исходят не снизу, а сверху», что «только подлинное лидерство дает обществу направление движения и обеспечивает поддержку тем, кому недостает знаний, опыта или образования». Говорится о том, что «сегодня авторитет и лидерство даются опытом и образованием». «Собственность» — ей консерваторы придают «наиважнейшее значение», ибо она приносит человеку свободу, независимость и безопасность. Подобно предшествовавшему, современный консерватизм неоднороден по своему содержанию. В нем выделяются такие направления, как традиционализм -- идеология феодально-аристократического толка, либертаризм идеология свободного предпринимательства, и неоконсерватизм - идеология государственно-монополистического капитализма. Эти направления современного консерватизма в разных сочетаниях проявляются в США, Великобритании, Германии, Франции и в других западно-европейских странах, в том числе скандинавских. В свое время большое влияние на идеологию и политику консерватизма оказали теоретические воззрения Дж. М. Кейнса, который в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. заявлял о конце либеральной доктрины стихийного развития экономики. Он утверждал, что многие из наибольших зол нашего времени «являются плодами риска, непредсказуемости и незнания», что «большой бизнес -- это всегда лотерея», что экономика, основанная на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции, неизбежно порождает неравенство в распределении богатства и безработицу, что в этом случае «многие обоснованные экономические ожидания не оправдываются» и что эффективность производства падает. Некоторые программные положения учения Кейнса были им глубоко обоснованы и развиты в его фундаментальном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В нем Кейнс обосновал идеи сведения к минимуму всякого рода неопределенностей в развитии экономики, разумного регулирования экономических процессов и целесообразности государственного вмешательства в развитие экономики на основе учета объективных и субъективных факторов ее развития, в том числе собственно экономических, а также политических, психологических, нравственных и др. Начиная с последней трети XX в. под влиянием ряда объективных факторов развития экономики и политической жизни в странах Запада и мире в целом позиции консерваторов в области теории и практики значительно сблизились с позициями либералов. Многие из них все больше признают традиционные либеральные ценности и сами выступают за расширение свободы предпринимателей, сведение до минимума контроля за их деятельностью и обязанностей перед государством. Со своей стороны многие современные либералы, сохраняя приверженность базовым ценностям либерализма, все чаще соотносят их с реальной действительностью, все более убеждаясь в том, что ничем не ограниченная свобода предпринимательства может привести к разгулу стихийных рыночных сил, способствующему возникновению кризисных ситуаций в экономике, и социальным потрясениям. Они приходят к выводу о необходимости государственного регулирования развития экономики, хотя и в ограниченных пределах. В связи с этим направления исследований экономических и политических процессов, предпринимаемых современными либералами и консерваторами, нередко совпадают. Теоретические истоки социал-демократизма как течения общественно-политической мысли восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Его основополагающие идеи были разработаны в трудах немецких теоретиков Фердинанда Лассаля (1825—1864), Эдуарда Бернштейна (1850—1922), Карла Каутского (1854—1938) и были развиты их единомышленниками в разных странах. Многие из них провозглашали себя сторонниками марксизма, но впоследствии отошли от него. А после Октябрьской (1917г.) революции в России начал происходить окончательный разрыв социал-демократов с последовательными марксистами. Этот разрыв происходил постепенно. Еще в 30-х и 40-х годах XX в. многие социал-демократы, как и марксисты, отвергали частную собственность на средства производства и так называемый свободный рынок, поскольку они ведут к поляризации общества на богатых и бедных, способствуют усилению эксплуатации трудящихся масс. Они указывали также на то, что частное распоряжение средствами производства и нерегулируемый рынок ведут к циклическим кризисам капиталистической экономики, росту безработицы и ухудшению условий жизни широких слоев населения во многих странах мира. Социал-демократы первой половины XX в. «вплоть до периода окончания Второй мировой войны возлагали надежду на то, что в конечном итоге полная социализация всех основных средств производства (т.е. их переход в собственность коллективов и под их управление) в сочетании с экономическим планированием может стать "королевской дорогой" к преодолению экономических кризисов, отчуждения и неравенства». Современные социал-демократы, давно отказавшиеся от идеи ликвидации частной собственности на средства производства, ныне выступают за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они признают преимущества свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия государства на развитие экономики. В этом они единодушны со многими современными консерваторами и либералами. Для них основной способ социальных преобразований не революция, а реформы. Главным девизом современной социал-демократии остается свобода и достоинство личности, гуманизация человеческих отношений. «Социал-демократия стремится к обществу, в котором каждый человек может развивать свою личность в условиях свободы», • - говорится в новой программе германских социал-демократов. Последний по времени программный документ французских социалистов (1988) начинается со слов: «Идея, которая живет, питает и пронизывает наш проект, зовется свободой». Проблема свободы личности занимает центральное место в программных документах всех современных социал-демократических партий и в трудах их теоретиков. Современная позитивистская политология представлена, в частности, такими направлениями, как политическая социометрия и структурно-функциональный анализ. Представители первого из этих направлений, основателем которого является американский психолог и социолог Дж. Морено (1892—1974), применяют разработанные ими экспериментальные методы исследования в изучении социально-психологических отношений между людьми в разного рода политических учреждениях и организациях, и прежде всего в существующих в них малых коллективах (группах). Представители второго направления — американский социолог Т. Парсонс и его последователи — исследуют на основе разработанной ими теории социального действия содержание и направленность политической деятельности различных субъектов. Существуют и другие направления позитивистской политологии, в том числе исследующие проблемы политической власти, политических элит, политического лидерства, политической культуры, политических конфликтов и т.д. Надо сказать, что эти проблемы в той или иной степени исследуются представителями современного либерализма, консерватизма, социал-демократизма, марксизма. Однако со временем они оказались в центре специальных исследований многих ученых, росло количество публикаций по каждой из названных проблем, расширился и углубился диапазон их изучения. В итоге в современной политологии сложились указанные выше направления. Их проблематика рассматривается в соответствующих главах настоящего учебника. Представители этих направлений в той или иной степени используют методологию современного социологического позитивизма. Представители бихевиоризма утверждают, что «политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи строго научных эмпирических методов». Обосновывается «личностное измерение политики». При этом утверждается, что «групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей». Тем самым игнорируется известный принцип системного подхода, согласно которому свойства системы несводимы к свойствам ее элементов. А ведь почти любая группа людей, тем более осуществляющая политические действия, представляет собой более или менее устойчивую систему. Значит, при взаимодействии ее элементов (личностей) возникают ее новые, сугубо групповые свойства, называемые эмерджентными. Если же сводить действия политических групп только к действиям составляющих их личностей, то за пределами анализа окажутся именно эти групповые (эмерджентные) свойства, влияющие на поведение каждого члена группы. Уже это указывает на не вполне адекватный анализ представителями бихевиоризма политического поведения людей и складывающихся из этого их поведения политических явлений и процессов. Тем не менее бихевиоризм играет немаловажную роль в развитии современной политологии. Используя отмеченные выше научные методы, представители этого направления смогли глубже объяснить объективные факторы политического поведения людей, которые во многом игнорировали представители разных школ психологического направления в политологии: они сосредоточивали свое внимание главным образом на субъективных факторах политического поведения людей (их желаниях, воле, ценностных ориентациях, политической культуре и т.д.). Используя естественно-научные, количественные и статистические методы исследований политических явлений, бихевиористы постоянно совершенствуют эти методы. Их достижения способствовали тому, что «бихевиористский подход стал знаменем направления в политологии, выступающего за превращение ее в строгую научную дисциплину». Широкое распространение получила так называемая компаративистская, или сравнительная, политология, которая, подобно бихевиористскому направлению современного политологического позитивизма, становится одним из влиятельных течений современной политической мысли. Как и бихевиоризм, сравнительная политология характерна не столько спецификой изучаемых политических явлений, сколько применяемыми ею методами их исследования. Она теоретически и методологически базируется на применении метода сравнительного анализа. По мнению некоторых видных западных политологов, сравнение представляет собой методологическое ядро научного исследования политики, а компаративистский метод, т.е. метод сравнительного анализа, может быть использован для описания и объяснения различных сочетаний политических событий и институтов, существующих в различных обществах. 10. Политика как общественное явление: сущность, содержание, субъекты.
Политика (др.-гр. politike) означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля политика характеризуется как «наука государственного управления», тем самым она охватывает все, что связано с функционированием государственной власти. Более четкое определение дано в современном «Политологическом словаре», где политика характеризуется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти». Можно указать на следующие наиболее существенные свойства политики. Политика содержит в себе динамичное, деятельное начало. Прежде всего она выступает как политическая деятельность, совокупность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов. Политика заключает в себе, как правило, две стороны -объективную и субъективную. Объективная сторона политики -это не зависящие от сознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер, - это субъективная сторона политики. Она и представляет собой политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в политическом сознании политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология. Политика — это совокупность общественных отношений по поводу политической власти, а также отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод. Субъекты политики - это участники политического процесса, способные действовать активно, свободно и самостоятельно. У них есть свои потребности и интересы, осознаваемые ими. Это позволяет субъектам политики реалистично оценивать происходящее в обществе, в политике, определять цели своих действий, выбирать средства их достижения. Выделяются такие постоянно действующие на политической арене субъекты политики: индивиды (рядовые граждане, политические лидеры); социальные группы (классы, нации, народы, этнические группы, конфессиональные, производственные, корпоративные общности); политические институты (государство, политические партии, политизированные общественные организации и движения). Их активность и влияние на политические процессы различны. Но все они пытаются осуществить свои индивидуальные и групповые интересы и несут ответственность за свою деятельность. К субъектам политики относятся и такие специфические образования, как элиты и бюрократия. Нередко именно они вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируя в своих руках немалую власть. Сила и влияние этих субъектов в том, что они являются устойчивыми социальными образованиями со своими интересами, противостоящими интересам других социальных групп. Политическая элита — это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия. Она образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, выступает как исполнитель воли элиты и непосредственно взаимодействует с населением. Политология как наука. Ее объект, предмет, взаимосвязь с другими науками.
Политика как специфическая деятельность людей стала предметом научного исследования еще со времен Древней Греции и Рима. Ей были посвящены философские трактаты Платона «Законы» и «Государство», Аристотеля «Политика» и др. авторов. Однако их исследования еще не создали политической науки, т.к. они были переплетены с космологическими, философскими и этическими представлениями того времени. Только с XVI века начинается формирование собственно политической проблематики и связывается учеными с трудами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. Подлинно научный характер исследований политики был начат лишь в конце XIX века, когда возникли первые научные учреждения, специализирующиеся на изучении политических отношений людей. Это были свободная школа политической науки во Франции (ныне это Институт политических исследований Парижского университета), Школа политических наук в США и Лондонская школа экономической и политической науки. В конце XIX — начале XX вв. происходит качественный скачок на пути формирования политологии в самостоятельную область знания. Это было связано с возрастанием значения политической сферы жизни общества и настоятельной потребностью в научном познании политики, с одной стороны, а с другой — с усложнением политических социальных структур, новыми масштабами отношений между государствами, ролью СМИ, расширением участия масс в политике и бурном развитии социальных наук. Сегодня политология — одна из обширных областей научного знания, которая имеет как теоретическое, так и практическое значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология занимает одно из первых мест среди общественных наук. С 1949 г. существует Международная ассоциация политической науки, которая содействует развитию политических исследований. Объект политологии—политическая сфера общественной жизни, область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных социальных групп, социальных институтов и организаций, опосредующих эти взаимоотношения по поводу государственности. Предмет же политологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, единовременно не может включать в себя весь объект исследований. Понимание предмета политологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. В настоящее время можно вычленить следующие элементы предмета политологии. В политическую сферу общественной жизни включается, прежде всего, сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участите человека в делах государства. Исторически первым предметом политологии было государство. Одним из главных направлений в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства, а следовательно, и вопроса о политической власти: ее сущности и структурах, механизмах распределения и осуществления, способности власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества. Другим направлением политологических исследований был вопрос о субъектах политики, мотивах и целях их политического поведения. На первых этапах в качестве субъектов политики рассматривались государство и окружение, затем социальные общности и выражающие и отстаивающие их интересы политические и общественные организации. Третьим направлением политического исследования был вопрос о ценностно-смысловых и духовных основах политической сферы жизни, политической культуре, политическом сознании. Таким образом, политология — это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания. Политология взаимосвязана с целым рядом общественных наук, так как все они объектом своего исследования называют политическую сферу жизни общества. К их числу, прежде всего, относят такие науки, как политическая философия, история, психология, политическая география, теория государства и права, социология и др. Одни ученые считают, что политология — это лишь одна из наук о политике, а это значит, что предмет ее изучения исчерпывается институциональными аспектами политической жизни, прежде всего, исследованием механизмов власти в институтах государства. Другие предлагают наделить политологию особым статусом общей интеграционной науки о политике, взаимодействии ее с личностью и обществом, содержательном, институциональном, функциональном выражении, о технологии политических процессов. В этом подходе политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, изучающая различные стороны политики: политическую философию, политическую историю, политическую психологию, политическую социологию, теорию международной политики, политическую географию, теорию государства и права, политическую антропологию, политическую астрологию. Политическая философия изучает позиции мировоззрения отдельного человека и общества в целом, применяя нормативно-ценностные подходы в исследовании властных отношений и формулирует теории и закономерности развития политического процесса. Другими словами, политическая философия является мировоззренческо - методологической базой политологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, давая оценку смысла и значения различных политических концепций. Политическая история исследует процессы развития политической жизни общества в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Политическая психология изучает психологические аспекты политического поведения людей, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека. Политическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти. Теория международной политики изучает международные организации и объединения, внешнеполитическую деятельность государств, проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования конфликтов. Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с природными и географическими факторами. Теория государства и права изучает закономерности возникновения государства и права. Политическая антропология изучает влияние родовых качеств личности и основополагающих потребностей человека в пище, одежде, жилье, безопасности на политическое поведение. Политическая астрология изучает влияние космоса на политические события и поведение. Научное политическое знание, кроме деления на общетеоретическое и прикладное (экспертное), можно разделить также по характеру изучаемых явлений, их масштабности. В этой связи можно говорить о следующих явлениях: - микро-политологии, изучающей политику на уровне личности (политическое поведение, мотивацию политического действия, межличностные взаимодействия в политике, особенности формирования политического сознания личности и т.д.); - мезо-политологии, ориентированной на исследование отдельных политических институтов, организаций, групп и общностей, действующих в политике; - макро-политологии, изучающей политические явления и процессы на уровне общества, в фокусе анализа которой находятся политические системьадолитические режимы, взаимосвязи между политическими институтами, организациями, группами; - мега-политологии или геополитике, исследующей глобальные политические процессы, международные отношения, деятельность международных политических организаций. Указанные выше уровни политологии подчеркивают высокую сложность политологического знания, многообразие интересов ученых. Вместе с тем, эти уровни нельзя сравнивать по принципу большей или меньшей сложности научного анализа. Изучение политического поведения отдельных людей является не менее сложной научной задачей, чем изучение политических систем в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.103 (0.018 с.) |