Основные направления юридической мысли в дореволюционной России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления юридической мысли в дореволюционной России.



Д. Д. Оболенский.

В 1884 г. был издан специальный циркуляр, определяющий объемы финансирования подготовки к профессорскому званию, а также правила «административного» сопровождения стипендиатов: назначение научных руководителей, утверждение программы подготовки, а также отбор достойных кандидатов. С 1899 г. была допущена подготовка профессоров без предоставления им государственных стипендий.

С середины XIX в., когда университеты начали расширять свою деятельность за счет разрешения публичных лекций, допущения к занятиям и ученым диспутам посторонних лиц, популярность высшего образования уже становится всеобщей. В это время в университетах начали появляться женщины. Хотя допуск женщин все же осуществлялся с разрешения лектора, большинство профессоров российских университетов не видело к этому препятствий. К 1861 г. посещение женщинами занятий в университетах становится массовым. Однако официальное разрешение к зачислению женщин в университеты в качестве вольнослушательниц было получено лишь к 1904 г. «в особо уважительных случаях» с разрешения Министра народного образования, расширенное в 1909 г. до права женщин после прослушания университетского курса сдавать испытательные экзамены в качестве экстернов (а в 1911 г. – до возможности получения научных степеней магистра и доктора). Право женщин обучаться в университетах наравне с мужчинами (становиться «студентками») приобреталось постепенно, чаще – в индивидуальном или исключительном порядке. Распространение возможности учиться в университете, претендовать на занятие профессорских должностей гораздо чаще встречало препятствия.

В 1910 и 1911 гг. первыми женщинами, окончившими юридический факультет Санкт-Петербургского университета, стали A. M. Горовиц, А. В. Лучинская, Е. И. Ридник, Т. М. Савинская, О. М. Шамановская.

О первой женщине-профессоре по кафедре русской истории

М. А. Островской известно, что разрешение на преподавание она смогла получить после длительных рассмотрений, согласований, обсуждений соответствующих ходатайств лишь к началу учебного года в 1914 г., спустя два года после прохождения всех испытаний и подачи прошения о чтении лекций в Петроградском университете в качестве приват-доцента.

С XX в. начали возникать частные учебные заведения с обучением праву: юридические курсы при гимназиях и высших училищах, академические юридические отделения частных университетов и др.

Увеличение числа учебных заведений, занятых подготовкой юристов, конечно же, не могло не сказаться на повышении доступности юридического образования. С 1911 г., когда в связи с политической обстановкой в стране «неблагонадежность» российских университетов стала несоизмеримо выше, чем в зарубежных учебных заведениях, рекомендации Министерства народного просвещения сводились к перемещению подготовки к профессорскому званию в Западную Европу: по римскому праву – в Берлинский университет, другим юридическим наукам – в Парижский.

В эпоху бурных и не всегда мирных событий начала XX в. юридическое образование и юриспруденция как наука, в наибольшей степени испытывающая влияние общественных настроений, эти настроения и отражали. Но не только. Правовая наука, как и юридическое образование, сама стала заложницей культивированных ею идей. Гуманизм и справедливость как общечеловеческие правовые ценности были тогда истолкованы на партийной идейной платформе, а юриспруденция на долгие годы была превращена в инструмент идеологической борьбы, оценку влияния которой на цивилизационное развитие еще предстоит дать.

 

40. Юридическое образование в дореволюционной России

Труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина, не утратили своей актуальности и в наше время.

Отдельные элементы юридического образования можно увидеть уже в период Московского государства. Уже при Иване III начали обучать боярских детей для посольского дела, а при Иване IV началось обучение первых чиновников для многих приказов. В конце XVI века Борис Годунов направил группу детей бояр для образования в Европу. А в XVII веке появляются юридические сочинения и даже открывается первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где впервые начали преподаваться основы юриспруденции.

В 1715 г. Петру I был подан «проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». Тогда же в Москве существовало Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика.

В 1720 г. в соответствии с «Генеральным регламентом» была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 г.), слушатели которой должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.

При учреждении Российской Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения: юриспруденция преподавалась тогда в академическом университете с 1726 по 1765 гг. Она была включена и в программу открытого в 1732 году Шляхетского корпуса.

В Московском университете первые лекции по праву были прочитаны в 1755г. Однако систематические занятия на юридическом факультете начались с 1764 г. С 1767 г. их вели первые русские профессора-юристы С.Е.Десницкий и И.А.Третьяков.1 Помимо Московского университета право преподавалось в Харьковском, Казанском, Дерптском, Петербургском, Киевском и Новороссийском университетах. В 40-50 гг. XIX в. в Московском университете на юридическом факультете преподавали К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский, С.П.Шевырев.

Среди специализированных учебных заведений следует назвать Демидовский лицей в Ярославле. Он был основан в 1803 г. П.Г.Демидовым и первоначально назывался Ярославским Демидовским высших наук училищем. В 1862 г. в связи с предстоящей судебной реформой и необходимостью подготовки образованных юристов К.Д.Кавелин предложил преобразовать лицей в юридическое училище. Так появился в 1870 г. Демидовский юридический лицей.

Как и университеты, он предназначался для выпускников классических гимназий, но непопулярность его среди последних вынудила Министерство народного просвещения отступить от установленного правила. С 1898 г. в Лицей стали допускаться и питомцы духовных семинарий, которые вскоре уже составляли 50% лицеистов. Выпускники Лицея получали диплом, равнозначный университетскому и пополняли

Десницкий С.Е. Слово о прямом и ближайшем способе к изучению (научению) юриспруденции. - М., 1778. судебный и административный аппарат. Являясь одной из старейших юридических школ, Лицей воспитал целую плеяду видных русских правоведов. На его кафедрах началась академическая карьера многих университетских профессоров (М.Ф.Владимирский-Буданов, Н.Л.Дювернуа, И.И.Дитятин, В.И.Сергеевич и др.).! В начале XX века неоднократно поднимался вопрос о преобразовании этого высшего учебного заведения в университет. Однако соответствующее решение было принято только после Февральской революции.

Близким к юридическому факультету университетов по учебным программам были привилегированные юридические школы. Наиболее престижным из них являлись Александровский (бывший Царскосельский) лицей (1811г.) и Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции (1832г.). Это старейшие в России закрытые дворянские учебные заведения.

Великолепное юридическое образование давал Александровский (Царскосельский) лицей, основанный в 1811 г. Он находился в ведении ведомства императрицы Марии и пользовался особым покровительством царской фамилии. Первым директором Лицея стал М.Ф.Малиновский.

 

Не менее престижным юридическим заведением было открытое в 1835 г. в Петербурге Правовое училище.

Преимущественно юридическое образование давал и Лицей в память цесаревича Николая (Катковский). Он был основан в 1868 г. в Москве известным апологетом самодержавия М.Н.Катковым и профессором П.М.Леонтьевым. Основанный на деньги московских меценатов лицей вплоть до 1917 г. финансировался кругами торговой и промышленной буржуазии. Однако вскоре он перешел в ведение Министерства народного просвещения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.009 с.)