Тема 8. Сознание. Познание, его природа, формы, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Сознание. Познание, его природа, формы,



возможности и границы. Знание и вера.

Философия сознания является общей методологией изучения явлений и закономерностей психики. В союзе с психологией и физиологией она раскрывает природу психических явлений. Изучает эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Решая психофизиологическую проблему (вопрос об отношении психических явлений к физическим), философия касается вопросов природы психических образов; строения, локализации и специфики мозговых функций. В понятии психики необходим анализ бессознатеьного как психического феномена; исследование энергетики и структуры бессознательного («Оно», «Я», «сверх-Я» по З. Фрейду; «архетипы бессознательного» по Юнгу).

Раскрытие данной темы предполагает характеристику сознания как интегрального образа выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Рефлексивная природа сознания раскрывается понятием самосознания. Понимание сознания как деятельности дополняется его характеристикой как совокупности знаний.

Основой структуирования сознания является характеристика его процессуальности. Перцептивные процессы структуируются формами: ощущения, восприятия, представления; мыслительные процессы - языко-речевыми, образно-наглядными, понятийно-логическими формами. Сознание структуируется соотносимостью образного и понятийного мышления. Существенными его структурами являются интуиция, воображение, творчество.

Важным аспектом темы сознания является анализ взаимосвязи сознания и языка. При этом важно отличать языки искусственные и естественные. В данном блоке исттедования сознания встает проблема искусственного интеллекта.

Философия сознания предполагает осмысление эмоционально-психического мира сознания. Здесь исследуютсяструктура и функции эмоций и эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуациях стресса, фрустрации). Характеризуется мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда).

Необходимыми состояниями сознания являются: воля – как универсальный регулятор сознательной деятельности; связанное с волей – принятие решений; память – как способность запечатлевать, хранить и воспроихводить опыт.

Блок вопросов «сознание и личность» характеризует сознание в качестве индивидуально-личностных детерминант, каковыми являются, как мы ранее видели, - потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. В этом блоке ставятся вопросы сознания как понимания; сознания как познаватеьная деятельность; решаются проблемы интенциональности (направленности на…) сознания; его инструментально-операционной оснащенности; мотивации. Характеризуется интерсубъективная, диалогическая и игловая природа сознания.

Тема «сознание» предполагает рассмотрение вопроса: «Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь». Здесь характеризуется структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Дается понятие общественного сознания и социального действия.

Философскую теорию познания или гносеологию интересуют наиболее общие вопросы познания мира человеком, форм существования знания и методов его получения. В ней обосновывается исходная философская позиция понимания возможностей познания и его границ – либо познаваемости, либо отрицания (полностью или частично) принципиальной возможности познания человеком объективного мира, его закономерностей, постижения объективной истины. Последняя установка носит название агностицизма. Представители скептицизма, не отрицая познаваемости мира, в разных формах высказывают сомнения в его возможностях. Гносеологическая проблематика является сквозной в истории философии. Она связана с онтологией, диалектикой, логикой, аксиологией, методологией и своеобразно представлена в тех или иных философских учениях. Часть их рассмотрена нами в разделах историко-философского введения.

Познание как предмет философского анализа характеризуется многообразием форм познания. Это научные, преднаучные и вненаучные формы знание. В познании соотносятся знания и мнения, вера и убеждения; раскрывается природа обыденного знания и здравого смысла. Раскрывается познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание научное и художественное. Раскрывается характер познания как чувственного опыта и рационального мышления; характеризуются их основные формы и способы взаимодействия. Исследуется природа интуитивного и дискурсивного познания. Даются представления об основных этапах похнания и уровнях знания.

Для философской теории познания важны понятия: субъект, объект, знание, мнение, истина, вера, рефлексия, отражение, переживание, достоверность, практика, сенсуализм, рационализм, догматизм, релятивизм, плюрализм и др. Каждое из данных понятий раскрывает существенные черты познавательного процесса. А их набор и взаимозависимость характеризуют гносеологическую позицию и особенность того или иного философского учения по принципиальному для гносеологии вопросу получения истинного знания, соотношения в познавательном процессе знания и веры. В связи с этим встают и другие значимые философские проблемы: источников знания и способов его обоснования; видов знания; различения умозрения, откровения, эмпирического опыта; знания явного и неявного; соотношения знания, понимания, умения; знания коллективного, индивидуального, личностного; проблема знания как ценности; знания как прогноза и т.д.

Интересен и актуален сегодня философский анализ типов познания. Различие форм донаучного, ненаучного и научного знания. Анализ «неспециализированных» типов познания может быть начат с познания обыденного, его особенностей и функций. В нем по-своему раскрывается проблема соотношения познания и практики. Его продолжат вопросы: о здравом смысле как регулятиве обыденного познания и деятельности; о мифе и религии как специфических формах познания; о художественном познании и познавательном значении художественного образа; о взаимодействии неспециализированных видов познания (обыденного, мифологического, религиозного, художественного и др.) и их отношении к науке, научному познанию. Принцип гармонии веры и знания может быть представлен идеалом целостного познания как единства рационального и иррационального, чувственного и логического, веры и разума, интуиции и «совести сердца» (А. Хомяков).

Наука и научное познание рассматривается как тип специализированного познания, характеризующийся своими закономерностями. Философская теория познания не только рефлексирует особенности научного познания, но и чутко реагирует на развитие научного познания.

Поскольку субъектом познания и «центром» всей гносеологии является человек, то гносеология широко опирается на данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии, психологии, других наук о человеке – физиологии, нейрофизиологии, медицины. Оставаясь в своем, философском, предметном поле исследования, она реагирует на развитие этих наук. Так, развитие гносеологических представлений конца ХХ века определяются тем, что оно происходит в условиях информационного общества и, в частности, опирается на данные т. н. «постнеклассической» науки. Для нее характерны: изменение объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся «человекоразмерные» системы), широкое распространение идей и методов синергетики – науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во все науки, их глубокая диалектизация и историзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» у И. Пригожина и ряд других).

Что касается методов гносеологии, то на современном этапе ее развития все более характерным становится гносеологический плюрализм. То есть возможность сочетания самых разных методов и приемов, наиболее эффективных в данной познавательной ситуации. Это, прежде всего, философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это общенаучная методология – системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические методы, характерные для частных наук, которые осмысляются и используются в теории познания в тесном единстве и динамическом взаимодействии с другими методами. Общенаучные формы методы и уровни познания составляют предмет специального раздела философии - методологии научного познания, изучающего рост и организацию научного знания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.006 с.)