ТОП 10:

Очной дистанционной форм обучения



Нефилософских специальностей

В двух частях

Часть 1

Автор и составитель:

 

М. П. Арутюнян -д. ф. н., профессор,

зав. кафедрой философии ДВГГУ

 

 

Хабаровск 2006

 

План:

 

 

Введение.

 

 

1. Нормативные документы и основные требования к изучению курса философии в высшем учебном заведении на основе ГОС.

 

 

2. Учебная программа и учебно-тематический план курса.

 

 

3. Методические рекомендации к основным темам программы курса:

 

 

3.1. Программный модуль содержания темы.

 

3.2. Вопросы для самопроверки.

 

3.3. Темы контрольных работ.

 

3.4. План семинара.

 

3.5. Литература.

 

 

4. Методические рекомендации к написанию и оформлению контрольных работ по философии.

 

 

5. Требования к экзамену по философии.

 

 

6. Список использованной литературы.

Введение

 

Настоящий учебно-методический комплекс адресуется студенту заочной формы обучения. Однако он вполне может быть использован всеми студенами, приступающими к изучению курса философии, в особенности теми, кто ориентируется на самостоятельную работу. Пособие не заменяет учебника по философии, но во многом дополняет его. Работа состоит из двух частей. В первой книге учебный курс философии тематически представлен на основании нормативно-правовой базы и основных требований к изучению предмета. Во второй, выполненной с использованием новейшей учебной литературы по философии, раскрываются смысловые поля и содержательные модули разделов курса. Даются методологические основания каждой темы и методические рекомендации к ее изучению, фиксируются ключевые понятия и идеи. Акцент делается на вопросах, наиболее сложных для самостоятельного изучения, либо недостаточно представленых в учебной литературе.

Методические рекомендации выполнены на основе ныне действующего государственного образовательного стандарта. В них дается полный тематический план курса, рассчитанный на 144 часовую программу по философии, и учитывается вариативный характер обучения. Учебно-тематический план предусматривает основные виды занятий: самостоятельную работу студента, лекции, семинары, консультации. Он допускает возможность реализации учебной программы в вариативах пропорции учебного времени, отведенного на основные виды учебных занятий соответственно нормативу изучения предмета на разных факультетах и отделениях вуза.

В пособии к каждой теме даны вопросы для самопроверки студента, темы контрольных работ и план семинара. Выбор темы и соответствующего учебного плана семинара рекомендуемого студентам определяется преподавателем с учетом профиля обучения, специальности и учебного интереса студентов. Для работы над контрольными заданиями и подготовки к семинарским занятиям рекомендован достаточно полный (предполагающий возможность выбора источников) перечень литературы. В него включены соответсвующие разделы учебников, первоисточники, статьи и монографические исследования. Организация круга чтения философской литературы необходима для успешного усвоения предмета. В целях эффективности философского чтения и успешного овладения языком философии даны рекомендации к составлению конспектов, написанию рефератов и оформлению контрольных работ.

Учебно-методический комплекс соответствует задачам организации дистанционной формы обучения студента. Его содержательный блок в определенной степени восполняет ограниченность аудиторных занятий при заочной форме обучения. Содержательные модули тем курса соотверствуют авторскому видению и моделированию учебного предмета, что со своей стороны способствует плодотворной коммуникации преподавателя и студента при дистанционной форме обучении.

 

В добрый путь, и успехов Вам в изучении философии!

 

М. Арутюнян

Нормативные документы.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

содержания цикла

«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

раздел «Философия»:

Утверждено Министерством образования

Российской федерации 17. 03. 2000г.

 

· Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

 

· Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

 

· Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

 

· Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

 

· Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного познания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

· Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

2. Учебная программа и учебно-тематический план курса.

Учебная программа курса составлена на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания раздела «философия» цикла: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для нефилософских специальностей и отражена в учебно-тематическом плане изучения предмета в основных видах учебной деятельности: лекциях, семинарах, консультациях, самостоятельной работе студентов. Варианты программы (144 часовой, 115 часовой и др.) реализуются за счет пропорций учебного времени, отведенного на самостоятельную работу студентов по заданным темам.

Результаты самостоятельной работы отражаются студентом в конспектах изученных источников, в контрольной работе и в составлении учебного философского словарика. В него студент вносит основные философские понятия, встречающиеся при чтении источников, монографической и учебной литературы, дает их краткие формулировки. Должным образом оформленная и представленная в названных формах самостоятельная работа студента учитывается при выставлении итоговой экзаменационной оценки.

Отдельные разделы и темы курса даются в форме установочных лекций и семинарских занятий. Тематика лекций и семинаров, а также количество часов предназначенных для данных аудиторных занятий определяется учебно-тематическим планом. Он носит вариативный характер. Студент знакомится с этим планом в период установочной сессии, получая от преподавателя соответсвующие рекомендации для самостоятельной работы и задания к аудиторным семинарским занятиям.

По программе курса разделы: 2.1. – 2.2. темы 2не предполагают углубленного изучения и вопросы этих разделов не являются обязательными в перечне контрольных экзаменационных вопросов на основе ГОС и федерального компонента базисного учебного плана. От студентов требуется лишь общее знакомство с направленностью философской мысли Древней Индии и Древнего Китая. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается общий подъем интереса к культуре Востока и его философии, что объяснимо и требует определенного отклика. Тем самым, представленное в методическом пособии содержание данных разделов темысостветствует запросу времени, а также может быть рассмотрено в качестве регионального компонента базисного учебного плана и рекомендуется студенту для самостоятельного изучения и написания контрольных работ.

В методических рекомендациях даны планы семинарских занятий по всем разделам и темам курса. Студенты готовят семинар лишь по тем темам, которые определены преподавателем в соответствии с учебно-тематическим планом курса.

 

Учебно-тематический план курса.

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самост. работа
  1.   2.   2.1. 2.2. 2.3. 2.4.   2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10.   3.     4.   5.   6.   7.   8.   9.       Предмет философии. Ее место и роль в культуре. Становление философии. Ее культурно-исторические типы. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая. Античная философия. Европейская средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Марксистская философия. Русская философия. Современная западная философия.   Учение о бытии. Человек и мир в философской, религиозной и научной картинах мира. Человек, общество, культура. Природное и социальное бытие человека.   Общество, его структура и развитие: многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта.   Человек в ценностном мире культуры. Представления о совершенном человеке в диалоге культур.   Личность: свобода и ответственность. Проблема цели и смысла человеческой жизни.   Сознание. Познание, его природа, формы, возможности и границы. Знание и вера.   Человек в информационно-техническом мире. Роль научной рациональности в развитии общества.   Человечество перед лицом глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.                                                                  

 

 

3. Методические рекомендации к разделам курса по темам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.007 с.)