Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ее культурно-исторические типы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раскрытие данной темы предполагает определение критериев периодизации истории философии. Разные философы по-разному определяли периоды в истории философии: (языческая и христианская, западная и восточная, мусульманская и европейская и т. д.). Начиная с Гегеля, периоды в истории философии связывают с известными историческими эпохами. Философия выступает «духовной квинтэссенцией эпохи». К. Маркс связывает периоды в истории философии с общественно-экономическими формациями и называет ее «живой душой культуры». Отсюда выводятся такие периоды истории философии как «рабовладельческий», «феодальный», «буржуазный», «социалистический». В настоящее время общепринятый критерий периодизации движения философской мысли, как и во времена Гегеля, соотносится с известными в истории эпохами развития человеческого духа и связывается с географией. Выделяют восточную и западноевропейскую философию. Внутри восточной называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая; внутри западноевропейской – античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию. В философских системах нередко различают философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, русскую, арабскую и прочие. Существует также периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям в философии: метафизическая, механистическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационализм и т. п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обобщениями, как схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т. п. Эти направления также определяются и уточняются в культурно-историческом контексте.
2.1. Философия Древней Индии. Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Однако ряд отличительных моментов характерен для большинства ее школ и направлений. Можно говорить о «морально-спиритуалистическом характере» индийской философии. Философская мудрость практически направлена на жизнь человека. Она выступает и как теория, и как образ жизни, руководство жизнью. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину Вселенной, определяет смысл жизни. Большинство философских систем древней Индии пессимистичны. Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о страдании, но намечает пути к прекращению страдания. Учение о спасении основано на мысли о некоем вечном нравственном миропорядке как воплощении справедливости, действие которого распространяется даже на богов и выражается в законе Кармы. Карма означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия, притом не только в «этой жизни», но и в «будущих жизнях», превращениях души. Карма не стесняет свободы человека действовать. Судьба есть, но она выступает в виде общих сил прошлых поступков. Усилиями настоящей жизни судьба может быть преодолена. Вселенная выступает как арена, где человек сражается с судьбой. Главная причина нашего страдания и зависимости заключается в незнании. Освобождение от страдания достигается через познание истины и действий в практической жизни. Чтобы познать истину, необходимо применять особую технику сосредоточения посредством самоконтроля. Он необходим для устранения страстей, препятствующих хорошему поведению. Самоконтроль – это контроль над «низшим я», над животными наклонностями. Низшее должно подчиниться высшему. Следует воздерживаться от нанесения вреда всему живому, лжи, воровства, стяжательства. Высшая цель жизни – освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства. Основными школами древнеиндийской философии являются Джайнизм, Буддизм и шесть классических школ: Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта. Ньяя. Философия Древнего Китая. С начала своего возникновения (5 век до н. э.) китайская философия синтезирует своим содержанием, прежде всего, этику и политику. Ее стержнем является триада – «знание – действие - нравственность». Этические критерии определяют и знание в целом, и философию, в частности. Традиционные европейские проблемы философии: отношения духа и материи, природы как источника познания, космологические проблемы и другие в китайской философии носят этико-прагматический характер. Знания оцениваются, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание – это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Немаловажным представлялось и искусство управлять страной, военное искусство. Все другие виды знания: математическое, астрономия, медицина и т. д., объявлялись низшими. В западной культуре, напротив, изучение математики являлось условием философствования. В самой философии логика и гносеология были отодвинуты на периферию и не получили такого бурного развития, как в европейской мысли. Философия в Китае никогда не находилась в подчиненной зависимости от религии и, уж, конечно не была служанкой богословия. Напротив, религия как бы проходила барьер философского обоснования, чтобы быть принятой в обществе. Но китайская философия была тесно связана с мифологией (носившей зооморфный характер), культом предков, тотемизмом, которые в большей степени, чем в Европе, определили ее содержание. Связь с мифологией была одной из причин недостаточной рационализированностии и системности китайской философии. Основными школами китайской философии, возникшими еще в древности, являются: Даосизм и Конфуцианство. Между ними помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен». Каждое из этих направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве понимание философии (хаосюэ) созвучно греческому и означает «любовь к мудрости»: хао – любить; сюэ – мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ – отрицание мудрости. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека – цзыжань – естественность. Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три основные идеи философии: 1. Философия Дао (естественного миропорядка); 2. Философия начинается с духовно-нравственного содержания; 3. Китайская философия сознает и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.
Античная философия (греческая и греко-римская) Почти тысячелетним периодом – с 6 в. до н. э. - по 6 в. н. э. отмечен исторический путь античной философии. В нем выделяются основные этапы: 1).Становление древнегреческой философии (6 – 5 вв. до н.э.). Философы – Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Зенон, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др. представляют этот период. 2). Класическая греческая философия (5 – 4 вв. до н э.). Это прежде всего учения Демокрита, Платона и Аристотеля. 3). Эллнистически-римская философия (с конца 4 в. до н. э. до 6 в. н. э.). Это учения эпикуреизма, стоицизма, скеприцизма. Социокультурными основаниями возникновения и развития античной философии явились: становление цивилизации и развитие городов-государств (полисов); демократия; дух состязательности во всем; поростой язык и доступность обучения; усвоение греками восточной культуры; простая религия без власти жрецов; мощные импульсы искусства. В развитии античной философии важно отметить единые философские идеи, проблемы и методы, проходящие через все его этапы: Проблема «архе». Что означает «первоначало», «первопричина» существующего, исходную сущность, от которой происходит все сущее. При всем многообразии решений у архе отмечается и ряд других общих признаков – самодостаточность, вечность, универсальность действия. От хаоса к Логосу. Уже в космогонических мифах задана динамика становления от неопределенного беспорядка к упорядоченному космосу. Эта тенденция углубляется понятиями философии, дающими ту или иную трактовку мира как целого: Огонь-Логос Гераклита, движение атомов Демокрита, бестелесные эйдосы и формы Платона и Аристотеля. Диалектика как взаимодействие противоположностей. Образ противоположностей греческие философы использовали двояко. У досократиков он играл ключевую роль в понимании изменчивости бытия и конструировании моделей такого понимания. В них противоположности обеспечивали поток изменений. Таковы «возгорания и угасания» Огня у Гераклита, «Любовь и Вражда Эмпедокла и т.п.». Это онтологические модели. Сократ и сократики разработали субъективную диалектику, где противоположные мнения формировали проблемы и в спорах рождались истины. Человек как микрокосм. Греческие мудрецы размышляли над вопросом: «Человек подобен простой вещи или это особый мир?». Как сторонники натурализма досократики склонялись к первому решению. Противоположную позицию разрабатывали сократики. Идея микрокосма была усилена орфическими представлениями о противоположности души и тела. Это направление впоследствии вылилось в учения гуманизма, изучение структуры сознания и т. п. Сущность познаваема посредством мыслящего разума. Не чувственные мнения, а познающий разум овладевает истиной. Эта установка рационализма в Греции была реализована более полно и последовательно чем в учениях Востока. Демократия представляла на суд разума многие представления чувственного опыта. На основе их рациональной критики появились такие понятийные идеи, как «число», «эйдос», «атом», «форма» и др. понимание: глубинные сущности открывает разум. Так родилось противопоставление теории практике, выразившееся в принципе: «знания ради знания». Не случайно первая научная теория с аксиоматической структурой появляется в Древней Греции (геометрия Евклида). Греческая философия продемонстрировала высокий уровень рационального мышления и единство с теоретической наукой вплоть до синкретизма. Эти ключевые философские идеи и проблемы античной мысли по- разному представлены в учениях отдельных философов, разными школами и направлениями древнегреческой философии. С ними студент познакомится по учебникам.
2.4. Европейская средневековая философия. Европейская христианская или средневековая философия занимает большой временной интервал – 1 – 15в. Главным в отличии христианской философии является ее сопряженность с проблемами религии. Философия развивается с учетом основных догм христианства. Такое сближение философии с религией называется «сакрализацией философии». Социокультурные особенности: 1) Рождение Библии как единой священной книги христианства. Ее осмысление породило христианскую теологию и христианскую философию. 2) Воздействие эллинистической культуры на становление христианства. Библия рождалась в одеждах европейского и греческого языка. Существенно и то, что развитая эллинистическая философия помогала становлению христианской теологии и философии, которые были необходимы для выработки догматов и критики различных ересей. 3) Гибель Римской империи и формирование христианской церкви. В 5 в. под ударами германских племен пала Римская империя. К этому времени уже были заложены основы христианской церкви, как особого социального института. У ее истоков стоял Иисус Христос, богочеловек, принявший смерть на кресте и воскресший (научное религиоведение отрицает достоверность этих фактов). Его дело продолжили ученики – апостолы. Из небольшой группы верующих со временем возникла многомиллионная Церковь со своими руководящими органами, храмами и монастырями. 4) Латынь – единый язык западноевропейских народов. Существование библии на латинском языке и духовное господство Римской Церкви над западноевропейскими государствами определили латынь в качестве общекультурного языка. Он не только на религиозных проповедях, это был единый язык науки, искусства и философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.54 (0.012 с.) |