Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Человечество перед лицом глобальных проблем.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Мы уже выяснили, что человечество может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Н.Н. Моисеев, настойчиво подчеркивая эту мысль в своих работах, образно выразил ее: «Человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле держится «на острие». Бытие общества как системы характеризуется синергетическими закономерностями саморазвития и сложной самоорганизации, выходящей за рамки жестких линейных детерминаций и пердсказуемых темпоритмов. Ускорение процессов развития человечества сопровождается, как известно, понижением уровня его стабильности, состояниями неустойчивости, порождающими новые системные качества, появление новых аттракторов, приводящих к радикальным изменениям исходных качеств системы, исключенных в сценариях линейной экстраполяции настоящего в будущее. «Случайное» и «непредсказуемое» может оказаться важным и решающим в саморазвитии общества, демонстрирующем такую закономерность. И так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то вновь возникающие его проблемы часто имеют глобальный характер. Это жизнено важные проблемы всего человечества, от решения которых зависит его дальнейшая судьба. Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу, и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, различиями в уровнях развитых и развивающихся стран. Многообразие этих проблем, охватывающих экономическую, социальную, политическую, эстетическую и нравственную жизнь общества может быть представлено в виде основных групп: 1) Проблемы общественно-политического характера: предотвращение мировой термоядерной войны; создание безъядерного ненасильственного мира; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. 2) Проблемы, связанные с взаимоотношением человека и общества: ликвидация нищеты, голода (в Африке перед угрозой смерти находится около 30 млн. чел) и неграмотности; борьба с болезнями; регулирование роста народонаселения; предвидение и предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное использование ее достижений на благо общества и личности. 3) Экологические проблемы, возникающие в сфере отношений между обществом и природой: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; сохранение растительного и животного мира; обеспечение человечества природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии. 4) Проблемы культуры (преодоление забвения ее достижений); нравственности; образования. При анализе глобальных проблем важно учитывать, что их разрешение – весьма сложное и нередко опасное дело. Безусловно, уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов во многих отношениях решающим образом способствовали бы улучшению нынешнего состояния человечества. Но даже осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, ибо на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. (К примеру, сегодня обнаружила свой глобальный характер угрозы человечеству существовавшая и ранее проблема борьбы с терроризмом). Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера. Н.Н. Моисеев справедливо подчеркивает, что предотвращение «деградации человечества как элемента биосферы сводится по существу к формированию новой цивилизации (или новых цивилизаций). И этот вопрос остается открытым». Актуальной задачей, обосновываемой с позиций философских, математических, синергетических и кибернетических идей становится разработка «Стратегии человека», согласованной со «Стратегией Природы». Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф. В этой связи Н.Н. Моисеев вводит понятие экологического императива – как некоторого множества свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях, и ясно почему. В то же время нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. И экологический, и нравственный императивы - то органические составляющие стратегии человечества, вне этой стратегии они неминуемо предстанут в форме табу, недостаточно обоснованных догматов, приверженность которым опять же не безопасна. Таким образом, стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно рискованных условиях. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это идеал международного сообщества в целом. Стратегия человечества – это необходимость последовательной, шаг за шагом, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и нравственного потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен. К концу ХХ века, как никогда ранее, выявилась несостоятельность позиции надуманно-надменного отношения человека к достижениям науки, к ценностям повседневной жизни, к философствованию как одному из методов разрешения проблемных ситуаций. Как никогда выясняется то, что так называемые простые решения с их ориентацией на стихийно складывающееся непроясненное общественное мнение все чаще ведут в тупик. Именно поэтому речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. При этом главной озабоченностью футурологов, всматривающихся в ХХ1 век является та, что в наиболее развитых цивилизациях ХХ в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но подчас и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а не техника. В то же время весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций. Какие именно станут в них доминирующими: удовольствие, свобода, справедливость, национальная принадлежность, мир, счастье? Выбор - стратегия новой модернизации. А для выбора нужно и новое мировоззрение. В становящееся новое мировоззрение вводится представление о планетарном мышлении, которое носит целостный, синкретичный характер и является необходимой ступенью в развитии ноосферы. Ему свойственен планетарно-космический масштаб мысли и взаимодействие ядер философии, религии, естествознания, науки, выявляющихся посредством их самоорганизаци. Под планетарным мышлением авторами В.С. Даниловой и Н.Н. Кожевниковым понимается способность человека связывать образы, представления, понятия посредством естественного сочетания относительных равновесий, сформировавшихся в философских системах, религиях, естественно-научных концепциях, произведениях литературы и искусства, в которых эти равновесия взаимно дополняются и образуется, с точки зрения планетарных масштабов, единое мировоззрение. При этом возрастает роль философии как методологической основы становления такого мировоззрения.
Список использованной литературы. 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. 2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.: ТОН – Острожье, 1999. 3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 4. Ермакова Е.Е. Философия: Учеб. для техн. Вузов. М.: Высш шк.; 2000. 5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: «Высшая школа», 2001. 6. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 1999. 7. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. Т. 1 – 2. СПб.: «Лань», 1998. 8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: «Логос», 2002. 9. Комплекс программ по дисциплинам общекультурного блока. Хабаровск 1999. 10. Новейший филосфский словарь. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996. 12. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: «Лань», 2001. 13. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. «Феникс», 1997. 14. Философсккий экциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 15. Философия / Под ред. Н.И. Жукова. Мн.: НТЦ «АПИ», 2000. 16. Философия Учебник. 2-е изд.. Отв. ред.: В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2000. 17. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н / Д. “Феникс”, 1995. 18. Философия: 100 экзаменационных вопросов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н / Д: Изд. центр «МарТ», 2000. 19. Юлов В.Ф. Философия. Проблемный курс лекций для вузов. Киров, ВятГПУ, 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.1 (0.008 с.) |