Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет философии. Ее место и роль в культуре.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности не только у начинающих ее изучение. Он бурно обсуждается уже порядка 2,5 тысячи лет самими философами – на протяжении всей истории философской мысли. Смысл философии как мировоззрения кроется в универсальности и бесконечности самого человека. В миропонимании он способен соизмерить себя со всем миром, со всей реальностью, опираясь при этом не только на личный, но и на родовой, коллективный опыт прошлых поколений, запечатленный в языке и знаковом символизме культуры. Философия является специфической формой духовного освоения действительности. Это отражено и в этимологии самого понятия. Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов phileo - люблю и sofia - мудрость и буквально означает «любовь к мудрости». Философия бытует в динамике мысли. Для нее характерны: бесконечный поиск истины; неудовлетворенность достигнутым; перманентность сомнения; обновляющийся круг вопросов, проблем; обращение к наследию прошлого и обновление смыслов. Углубляя знание, философия с не меньшей необходимостью расширяет круг вновь возникающих вопросов, круг незнания. Именно поэтому за ней закрепилось имя “ знания о незнании ”. Из ранних форм мировоззрения и стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценностях жизни, философия рождается и развивается как уникальная форма культуры и общественного сознания – в лице оригинальных творцов мировоззренческих систем и учений. В качестве теоретического усилия мысли она становится самосознанием культуры. В самом же спектре развитого человеческого сознания она оказывается как бы «ничейной землей» между такими могущественными образованиями духа, каковыми являются религия и наука. Определенный взгляд на соотношение философии с этими формами общественного сознания сказывается на понимании предмета философии как феномена культуры, ее смысла и предназначения в жизни человека и общества. Философия и религия – это две основные мировоззренческие формы сознания. Обе обращают человека к вечным, высшим истинам, к конечным целям и подлинным смыслам жизни. Но религия – массовое сознание, ее истины – это истины откровения; религиозное состояние души – вера. Философия же, ее системы и учения – элитное сознание, предполагающее высочайший уровень мыслительной культуры – интеллектуального напряжения личности (что ставит ее на высший пьедестал иерархии науки). Философия и наука. Философия не противоположна науке, но и не сводится к ней. Научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат нравственной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, «пристрастен»: истины философии преломлены через призму жизненных интересов, целей и ценностей человека. Таким образом в философском знании органически связаны, соединены друг с другом две составляющие, два способа освоения мира человеком: с одной стороны, теоретический, роднящий философию с наукой в ее стремлении к объективности знания и поиске истины; а, с другой - духовно-практический (эмоционально-ценностный), ориентированный на субъективную значимость, веру, идеал. Философия синтезирует эти противоположности и становится теоретическим мировоззрением. В ней теоретический и духовно-практический, ценностный способы освоения мира оказываются дополнительными. При этом философская мысль способна обретать характер обоснованности и силу убеждения, то есть высших принципов, делающих жизнь человека осмысленной и оправданной. Каждый шаг истории по-своему изменяет, усложняет роль и положение человека в мире, а потому изменяется и реальное содержание предмета философии. Этот предмет так же подвижен, историчен, как исторична сама общественная жизнь, сама культура. Но есть в этой историчности и изменчивости существенно-устойчивое, определяющее философию, круг ее проблем и ключевых вопросов. Философские вопросы – это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни – вот исходная точка философского сознания. Что я могу знать? Что должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? – именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума. Философские вопросы – это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Эти вопросы ставит сама жизнь, а философы – в меру своих сил и способностей – решают эти вечные, смысложизненные вопросы. По большому счету философию во все времена заботила проблема спасения человека: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед социальными переменами и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти. И, вместе с тем, не все философские учения в равной мере и непосредственно обращаются к этим экзистенциальным проблемам. Само древо философии, как мы увидим далее, много сложней и многогранней, так же как ставящиеся в ней проблемы и обсуждаемые вопросы. Но сквозь многогранность и разноликость философского знания с необходимостью обнаруживается его специфика, характеризующаяся его всеобщим характером. Поэтому именно вопрос об соотносимости предельно общих начал дуальности мышления и бытия рассматривается в качестве основного вопроса философии. Этот вопрос раскрывает соотношение между идеальными и материальными процессами, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? То или иное решение вопроса об отношении мышления к бытию подразделяет философов различных школ на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов. И материализм, и идеализм, как последовательные в своих основаниях философские учения, исходящие в понимании и объяснении мира только из одного начала – либо материального, либо духовного – представляют монизм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат два начала, две независимые субстанции – душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя.Существуют и философские школы, занимающие промежуточную непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом. В них эклектически объединяются элементы того и другого направления. Эклектики нередко заявляют о ненужности основного вопроса философии и ориентируются в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию. Существует в философии и иная оппозиция монизму – плюрализм. Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философско-мировоззренческая позиция, стремящаяся утвердить в своих исходных основаниях множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому. Они рассматриваются значимыми в качестве уникальных и независимых друг от друга. Корень плюрализма в отражении многообразия форм бытия, познания, общественной жизни в обосновании необходимого со-бытия различающегося, сосуществования различий. В самом же общем плане основным философским вопросом фиксируется осознание универсальности бытия познающего и действующего в мире человека; постоянная воспроизводимость антиномичного (противоречивого) характера этого бытия. Выражается эта антиномичность, «пограничные» состояния бытия противоположностями: материального и идеального, локального и универсального, конечного и бесконечного, индивидуального и социального, разумного и безумного (абсурдного) и т. д. И эти абстракции обретают весьма конкретное содержание в реальном процессе социальной жизни, в истории, трансформируясь в вопросы: могут ли люди изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или и то, и другое должно осуществляться одновременно? Но как это возможно? Как учение о всеобщем, философия характеризуется и особенной структурой знания. Эта структура начала определяться с момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания. Она представлена: онтологией – учением о бытии; гносеологией – учением о познании; диалектикой – философскимучением о развитии; логикой, этикой, эстетикой, историей философии.. В процессе развития философии эти структуры обогащали свое содержание, сформировались новые элементы философского знания, такие, как учение о формах и методах научного познания, философия культуры, философия науки, философия техники, философия человека – антропология и др. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития, объективного, бесконечного в своих проявлениях, мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением в его существовании. На первый план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности. Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции: 1) мировоззренческую, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии и найти свое собственное место в этом мире; 2) методологическую – состоящую в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире; 3) гносеологическую, обеспечивающую приращение новых знаний о мире; 4) социально-коммуникативную, которая позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Обращенная к человеку, философия способствует выработке смыслов человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Философию д о лжно признать особой стратегией свободы. Поставив вопрос: «Как возникла философия?», можно обратить внимание на то, что свободные граждане Афин и других эллинских городов-полисов «изобрели» философию как стратегию свободной человеческой деятельности. В этом смысле философское творчество – полная противоположность архаическому мифотворчеству, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, вечно начертанным ходом вещей. Философия же и философствование есть «вызов» человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. В общественной жизни на всем протяжении своего существования философия играет роль неутомимого «возмутителя спокойствия», бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Фигуры философов в человеческой истории – почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Казни, тюрьмы, изгнания – очень знакомые нам страницы философских биографий. Откровенно враждебными философии всегда были тоталитарные режимы. Философскую критику нельзя понимать узко – только как критику политическую. Ее логика критической рефлексии имеет значительно более широкий адрес – критики и наличного бытия, и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного). Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире. В настоящее время человеку как мыслящей материи необходимо глубокое осознание себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, организационные, нравственные и духовные качества личности. А эти задачи и ценностные ориентиры со своей стороны оживляют образ «философии перед зеркалом», всматривающейся через настоящее в вечное и будущее, вбирая в свой взор ценнейший духовно-практический опыт прошлого. Философия как взгляд в вечность взращивается не на небе, а на земле, т. е. людьми определенного исторического опыта. В этом смысле понятны и слова Гегеля: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.008 с.) |