Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет философии. Ее место и роль в культуре.

Поиск

Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности не только у начинающих ее изучение. Он бурно обсуждается уже порядка 2,5 тысячи лет самими философами – на протяжении всей истории философской мысли. Смысл философии как мировоззрения кроется в универсальности и бесконечности самого человека. В миропонимании он способен соизмерить себя со всем миром, со всей реальностью, опираясь при этом не только на личный, но и на родовой, коллективный опыт прошлых поколений, запечатленный в языке и знаковом символизме культуры. Философия является специфической формой духовного освоения действительности. Это отражено и в этимологии самого понятия. Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов phileo - люблю и sofia - мудрость и буквально означает «любовь к мудрости». Философия бытует в динамике мысли. Для нее характерны: бесконечный поиск истины; неудовлетворенность достигнутым; перманентность сомнения; обновляющийся круг вопросов, проблем; обращение к наследию прошлого и обновление смыслов. Углубляя знание, философия с не меньшей необходимостью расширяет круг вновь возникающих вопросов, круг незнания. Именно поэтому за ней закрепилось имя “ знания о незнании ”.

Из ранних форм мировоззрения и стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценностях жизни, философия рождается и развивается как уникальная форма культуры и общественного сознания – в лице оригинальных творцов мировоззренческих систем и учений. В качестве теоретического усилия мысли она становится самосознанием культуры. В самом же спектре развитого человеческого сознания она оказывается как бы «ничейной землей» между такими могущественными образованиями духа, каковыми являются религия и наука. Определенный взгляд на соотношение философии с этими формами общественного сознания сказывается на понимании предмета философии как феномена культуры, ее смысла и предназначения в жизни человека и общества.

Философия и религия – это две основные мировоззренческие формы сознания. Обе обращают человека к вечным, высшим истинам, к конечным целям и подлинным смыслам жизни. Но религия – массовое сознание, ее истины – это истины откровения; религиозное состояние души – вера. Философия же, ее системы и учения – элитное сознание, предполагающее высочайший уровень мыслительной культуры – интеллектуального напряжения личности (что ставит ее на высший пьедестал иерархии науки).

Философия и наука. Философия не противоположна науке, но и не сводится к ней. Научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат нравственной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, «пристрастен»: истины философии преломлены через призму жизненных интересов, целей и ценностей человека.

Таким образом в философском знании органически связаны, соединены друг с другом две составляющие, два способа освоения мира человеком: с одной стороны, теоретический, роднящий философию с наукой в ее стремлении к объективности знания и поиске истины; а, с другой - духовно-практический (эмоционально-ценностный), ориентированный на субъективную значимость, веру, идеал. Философия синтезирует эти противоположности и становится теоретическим мировоззрением. В ней теоретический и духовно-практический, ценностный способы освоения мира оказываются дополнительными. При этом философская мысль способна обретать характер обоснованности и силу убеждения, то есть высших принципов, делающих жизнь человека осмысленной и оправданной.

Каждый шаг истории по-своему изменяет, усложняет роль и положение человека в мире, а потому изменяется и реальное содержание предмета философии. Этот предмет так же подвижен, историчен, как исторична сама общественная жизнь, сама культура. Но есть в этой историчности и изменчивости существенно-устойчивое, определяющее философию, круг ее проблем и ключевых вопросов.

Философские вопросы – это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни – вот исходная точка философского сознания. Что я могу знать? Что должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? – именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума. Философские вопросы – это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Эти вопросы ставит сама жизнь, а философы – в меру своих сил и способностей – решают эти вечные, смысложизненные вопросы. По большому счету философию во все времена заботила проблема спасения человека: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед социальными переменами и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти. И, вместе с тем, не все философские учения в равной мере и непосредственно обращаются к этим экзистенциальным проблемам. Само древо философии, как мы увидим далее, много сложней и многогранней, так же как ставящиеся в ней проблемы и обсуждаемые вопросы. Но сквозь многогранность и разноликость философского знания с необходимостью обнаруживается его специфика, характеризующаяся его всеобщим характером.

Поэтому именно вопрос об соотносимости предельно общих начал дуальности мышления и бытия рассматривается в качестве основного вопроса философии. Этот вопрос раскрывает соотношение между идеальными и материальными процессами, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? То или иное решение вопроса об отношении мышления к бытию подразделяет философов различных школ на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов.

И материализм, и идеализм, как последовательные в своих основаниях философские учения, исходящие в понимании и объяснении мира только из одного начала – либо материального, либо духовного – представляют монизм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат два начала, две независимые субстанции – душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя.Существуют и философские школы, занимающие промежуточную непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом. В них эклектически объединяются элементы того и другого направления. Эклектики нередко заявляют о ненужности основного вопроса философии и ориентируются в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию. Существует в философии и иная оппозиция монизму – плюрализм. Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философско-мировоззренческая позиция, стремящаяся утвердить в своих исходных основаниях множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому. Они рассматриваются значимыми в качестве уникальных и независимых друг от друга. Корень плюрализма в отражении многообразия форм бытия, познания, общественной жизни в обосновании необходимого со-бытия различающегося, сосуществования различий.

В самом же общем плане основным философским вопросом фиксируется осознание универсальности бытия познающего и действующего в мире человека; постоянная воспроизводимость антиномичного (противоречивого) характера этого бытия. Выражается эта антиномичность, «пограничные» состояния бытия противоположностями: материального и идеального, локального и универсального, конечного и бесконечного, индивидуального и социального, разумного и безумного (абсурдного) и т. д. И эти абстракции обретают весьма конкретное содержание в реальном процессе социальной жизни, в истории, трансформируясь в вопросы: могут ли люди изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или и то, и другое должно осуществляться одновременно? Но как это возможно?

Как учение о всеобщем, философия характеризуется и особенной структурой знания. Эта структура начала определяться с момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания. Она представлена: онтологией – учением о бытии; гносеологией – учением о познании; диалектикой – философскимучением о развитии; логикой, этикой, эстетикой, историей философии.. В процессе развития философии эти структуры обогащали свое содержание, сформировались новые элементы философского знания, такие, как учение о формах и методах научного познания, философия культуры, философия науки, философия техники, философия человека – антропология и др. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития, объективного, бесконечного в своих проявлениях, мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением в его существовании. На первый план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции: 1) мировоззренческую, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии и найти свое собственное место в этом мире; 2) методологическую – состоящую в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире; 3) гносеологическую, обеспечивающую приращение новых знаний о мире; 4) социально-коммуникативную, которая позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Обращенная к человеку, философия способствует выработке смыслов человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели.

Философию д о лжно признать особой стратегией свободы. Поставив вопрос: «Как возникла философия?», можно обратить внимание на то, что свободные граждане Афин и других эллинских городов-полисов «изобрели» философию как стратегию свободной человеческой деятельности. В этом смысле философское творчество – полная противоположность архаическому мифотворчеству, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, вечно начертанным ходом вещей. Философия же и философствование есть «вызов» человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

В общественной жизни на всем протяжении своего существования философия играет роль неутомимого «возмутителя спокойствия», бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Фигуры философов в человеческой истории – почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Казни, тюрьмы, изгнания – очень знакомые нам страницы философских биографий. Откровенно враждебными философии всегда были тоталитарные режимы.

Философскую критику нельзя понимать узко – только как критику политическую. Ее логика критической рефлексии имеет значительно более широкий адрес – критики и наличного бытия, и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного). Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире. В настоящее время человеку как мыслящей материи необходимо глубокое осознание себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, организационные, нравственные и духовные качества личности. А эти задачи и ценностные ориентиры со своей стороны оживляют образ «философии перед зеркалом», всматривающейся через настоящее в вечное и будущее, вбирая в свой взор ценнейший духовно-практический опыт прошлого.

Философия как взгляд в вечность взращивается не на небе, а на земле, т. е. людьми определенного исторического опыта. В этом смысле понятны и слова Гегеля: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.008 с.)