Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Учение о бытии. Человек и мир в философской,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
религиозной и научной картинах мира. Познающий разум пытается осмыслить вопрос о бытии человека в окружающем его мире. Мировоззренческая картина мира, рисующая образы человека во Вселенной и помогающая ему ориентироваться в бытии может возникать из разных способов видеть мир – в обыденности повседневной жизни, либо в результате специализированной духовной деятельности. Так различаются обыденная картина мира, формирующаяся в мире повседневного бытия; научный взгляд, или научная картина мира, создаваемая учеными-специалистами; религиозные представления о мироздании, складывающиеся в деятельности религиозных групп; эзотерическая концепция Вселенной, возникающая в узком кругу «посвященных» и философский подход к человеку и космосу, принадлежащий профессионалам-философам. У каждой картины мира есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ мироздания. При этом следует заметить, что «картина мира» является составляющей мировоззрения. Ее особенность в том, она, прежде всего, - результативная зарисовка видения мира без ее творца – человека, его свободы, спонтанности, сомнений, творчества. Мировоззрение же с необходимостью вбирает все эти моменты субъективности, выражая отношение человека к миру в формах мироощущения, мировосприятия, миропредставления, миропонимания и миропреобразования. Мировоззрение облачается в ценностные формы, что в той или иной степени сказывается и на его составляющих, включая картину мира. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность во всем богатстве ее форм, связей и отношений, во всей своей сложности и противоречивости – это мир, где человек – главная фигура. Обыденная картина мира персонифицирована и уникальна в своих реальных воплощениях, но она имеет и общие закономерности становления, изменения и сохранения содержания. Они раскрываются в изучении взаимозависимостей индивидуального, личностного с трансцендентальным, культуроемким, социальным. Научная картина мира, строится как объективная, свободная от персонального, от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Ее изначальная установка – обесчеловеченная реальность. Однако научная картина Вселенной исторически эволюционирует. «Антропный принцип» современного естествознания означает: мир таков, каков он есть, потому что это мы всматриваемся в него. И всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание – невозможно. В целом современная научная картина мира динамична и весьма противоречива. Религиозная картина мира делает главным предметом внимания соотношение повседневности с потусторонним, посюстороннего с трансцендентным. Мир дольний и мир горний, земное и небесное, сфера человеческого и божественного – ядро религиозных размышлений. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов как высшей власти над земным миром. Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира и пространство запредельное. Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном мире. Это пространство храмов, становящееся особенно близким Богу во время богослужений. Представления о времени разнятся в религиозных картинах мира. Однако время, в отличие от мифологической картины мира здесь приобретает направленность. Бытие человека в религиозных картинах мира, как правило - трагическое и разорванное. Можно особо выделить концепцию «эволюционно-космического христианства» Тейяр де Шардена. Она базируется на принципах религиозного монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог – это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Мир постоянно развивается от простого к сложному. Биологическая эволюция играет большую роль в становлении Космоса. До появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу – сферу духа. Эту сферу Тейяр по аналогии со стадиями геохимического развития земли – барисферой, литосферой, биосферой называет Ноосферой – мыслящим пластом Земли. Свое завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума – «точке Омеге» - Боге. Идея ноосферы с естественнонаучных и философских позиций была развита в учении В. Вернадского. Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое в разных пересекающихся ракурсах: онтологическом, гносеологическом (познавательном), аксиологическом (ценностном), праксеологическом, экзистенциально-феноменологическом. Поэтому философские картины мира множественны и порой не похожи одна на другую. Но их всегда единит интеллектуальность рассмотрения, постоянное сомнение в собственных утверждениях, критичность, неуспокоенность мысли. Это резко отличает философское представление о мире от представления обыденного и религиозного и роднит философию с наукой. Ядром философской картины мира является учение о бытии. Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможного человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философский ракурс рассмотрения бытия есть предмет онтологии. Бытие в философии изучается через анализ его соотносимости со «своим-иным» небытием; через исследование его всеобщих свойств – атрибутов. Для философской картины бытия ее собственный ракурс видения раскрывается через предельно общие его формы, фиксирующиеся понятиями – «материальное» и «идеальное», материальной и духовной субстанции. Не менее важной в онтологическом видении мира является определенное решение проблемы множественности-единства сущности. При решении этой проблемы кристаллизуются следующие философские направления: 1). Монистический эссенциализм: сущность едина.. Монистические концепции бытия исходят из основания и приоритетной значимости в объяснении мира одной из этих сущностей – либо материальной, либо идеальной. Установка на монизм соотносима с парадигмой абсолютов классического разума. В истории философской мысли различаются: а) религиозно-философский монизм: Бог един (христианский, исламский монизм, монизм иудаизма); б) объективно-идеалистический монизм: мировое сознание едино (Плотин, Гегель); в) материалистический монизм: материя едина (милетская школа; природа и общественое бытие едины в своей материальности – диалектический монизм Маркса, Энгельса: единство мира в его материальности). 2). Дуалистический эссенциализм: две сущности (материя – пракрити и дух - пуруша) - школа Санья. 3) Плюралистический эссенциализм: много сущностей. Варианты решения: а) политеизм: множество богов (индуизм, религии античности); б) объективно-идеалистический плюрализм: мировое сознание как многообразие сущностей (Хинаяна, Аристотель, Лейбниц); б) материалистический плюрализм: сущности – атомы (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Плюралистические концепции, как мы ранее отмечали, не выстраивают иерархии начал. В них кроется установка на сложный, противоречивый, многогранный характер самого бытия, как в его материальных, так и духовных воплощениях. Современный интерес к методологии плюрализма имеет свои истоки и основания. Он, с одной стороны, становится своеобразным выходом из кризиса идей классического рационализма в различных его вариациях: с упрощенными схемами исключительности механистической картины мира; признанием абсолютности причинных зависимостей и линейного характера форм развития; с онтологической абсолютизацией познающего и действующего субъекта; а соответственно – его норм, идеалов и утопических проектов, навязываемых бытию. А, с другой – формой методологии, созвучной синергетической картине мира (И. Пригожин, И. Стенгерс), которая в научных понятиях характеризует особенности саморазвития и самоорганизации «нелинейных», «неравновесных», «открытых» систем, не вписывающихся в узкие рамки линейного детерминизма. Таковы: природа, человек, коллектив, общество, культура, - словом, окружающий нас мир в сложном переплетении и взаимодействии его материальных и духовных форм бытия. Плюрализм полагает разнообразие. Но в этом разнообразии особенно важен сам выбор. Философия не дает человеку готового мировоззрения, побуждая к выбору на основе анализа и критической рефлексии. Проблема бытия, как вы помните, была введена в философию Парменидом (5 – 4 вв. до н. э.). Постановка этой проблемы в истории философии явилась не только фактом логики ее собственного саморазвития, но и формой выражения определенного социального и экзистенциального запроса. Это своеобразие проявляется и в последующем развитии философского дискурса на предмет бытия. Будучи предельно общим философским понятием, бытие характеризуется через свое «семейное родство» с другими категориями онтологии, такими, как «субстанция», «субстрат», «сущее», «материя», «Логос», «Космос», «Бог», «трансцендентное», «пространство», «время», «движение», «развитие», «диалектика», «элементы и система», «причинность – необходимость - случайность» и др. Соотносимость этих понятий получает определенное прочтение и интерпретацию в том или ином философском учении. При этом философия бытия традиционно ставит и обсуждает вопрос о существовании объективного, независящего от человека Разума, Логоса, Космоса, Бога, Природы, полагая мировоззренческий выбор человеком ценностных оснований и собственных ориентиров бытия. Таким образом, философия бытия выходит на проблему свободы человека, так же являющуюся сквозной в истории философской мысли. И в ее решении важен мировоззренческий выбор. От Парменида до Гегеля проблема бытия в логике классического разума по существу решалась с позиций несвободы, - обоснования необходимости для человека подчиняться каким-либо высшим ценностям. Назвав подобные ценности и абсолюты разума «идолами» и заявив: «Бог умер», что «Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью», Ф. Ницше открыл путь философствования в парадигме окончательного «разбожествления мира». Такой подход и реализовался, как мы видели, в философии постмодернизма. Постмодернизм взломал традиционную вертикаль «высшее-низшее», пытаясь оправдать бытование в повседневности «странствий по запретному»: секса, безумия, тюрьмы, половых извращений. Философия постмодернизма отвергает классический способ философствования, нацеленный на отработку ощущения самотождественности через отношение человека к чему-то надчеловеческому (Бог, Разум, Истина и т. д.), пытается показать людям, что они бытуют, обретают смысл жизни и нравственную идентичность только в повседневности, в общении с другими людьми. Нет Бога, Истины, Разума, есть только люди, нуждающиеся в стратегии совместной жизни. Постмодернистское философствование порождает новые вопросы и проблемы бытия. И главный среди них: не снимает ли написанная постмодернизмом картина мира и его взгляд на бытие извечный философский вопрос о сущности бытия, человечности человека, о смысле жизни и месте человеке в мире, во Вселенной. И не является ли такой подход вариантом обновленного философского мифа «отсутствия мировоззрения»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.014 с.) |