Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Человек, общество, культура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Природное и социокультурное бытие человека. Данная тема тесно связана с предыдущей. Бытие человека в мире – основная забота философских размышлений. И. Кант выразил ее следующими словами: «Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?». К этим трем вопросам, а за них по Канту отвечают, соответственно, - метафизика, мораль и религия, вполне логично добавить четвертый: «Что такое человек?». И на него, считает Кант, отвечает антропология. В философии сложились разные подходы и позиции к пониманию сущности человека, раскрытию тайны его бытия. В разные эпохи в основе понимания человека лежали разные объяснительные принципы. У античных мыслителей – это космоцентризм. Человек при этом оказался растворен в вещных отношениях космоса физических тел. Им подчинялось его бытие и его душа. В средние века в основе объяснения сущности человека лежал принцип теоцентризма. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Забота о бессмертной душе – основная цель и смысл его существования. Начиная с Нового времени, и по сей день, образ человека становится антропоцентричным. Образ Бога уходит в тень. Человек верит в себя. Превозносятся законы разума, человеческая субъективность. Воспитание и просвещение способствуют воплощению в жизнь социальных проектов. Ученые - это, прежде всего, естествоиспытатели. Природа «под пыткой» отвечает на их вопросы. Человек оказался наедине с вещами, действует с вещами и сам подчиняется вещным отношениям. Так зародилась «деятельностная парадигма» понимания человека. В своих модификациях и развитии она предстала в учениях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса. Фейербах разработал оригинальную концепцию человека. Реформа философии, которую он осуществил, заключалась, по его словам, в создании «философии человека, то есть антропологии». «Моей первой мыслью, - утверждает мыслитель, был бог, второй – разум, третьей и последней - человек». К. Маркс акцентирует внимание на социальной сущности человека. По Марксу человек – не только природное предметное существо, но и общественное предметное существо, живущее в человеческом общественно-предметном мире. Человек раскрывается как индивид, личность и индивидуальность. В рамках деятельностной парадигмы сформулированы критерии, отличающие человека от его животных предков. Именно сознательная жизнедеятельность отличает человека от животной жизнедеятельности. Тема сознания, разнопланово представлена в философии. В интересующем нас ракурсе размышлений она поднимает вопросы: происхождения и сущности сознания; статуса сознания; форм сознания, сознания индивидуального и общественного; соотносимости сознательного и бессознательного; сознания и тела (отправной точкой размышления А.Шопенгауэра, считавшего себя учеником И. Канта, но придавшего кантовской концепции человека сугубо волюнтаристский характер, были, к примеру, не бог, дух, идеи, но человек – голодающий, страдающий, человек исполненный желаний и действий); сознания и языка, речи; сознания и свободы, ответственности, и др. Многие из этих вопросов будут раскрыты в послудующем изложении тем курса. Человек формируется как субъект, противостоящий объекту. В качестве субъекта он уже не вещь среди вещей, но творец мира и самого себя. Он способен, по Канту, начинать причинный ряд, осуществлять то, что получило название «детерминация из свободы». Все эти вопросы поднимают проблему генезиса сознания и возникновения человека. Она по-разному осмысливается в различных философских учениях. Влиятельной среди них является концепция антропосоциогенеза, раскрывающая взаимообусловленность природного и социального начал в становлении и бытии человека. В ней, наряду с господствующей трудовой теорией, существует и теория культурной деятельности. «Культурная работа», по мнению американского философа Л.Мэмфорда, исторически заняла для человека более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Культурная деятельность в его учении связывается со значимым для выживания контролем над собственной психикой человека с помощью создания символической культуры. Необходимый порядок в преодолении хаотичности бытия первобытного человека, согласно его теории, вносили: ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего становящийся дискурсивный язык. Своеобразные взгляды на происхождение человека высказывали русские философы: В.В. Розанов, Л. Шестов, С.Л. Франк. Теория Эволюции, полагал Франк, - это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо… Он не возникает, а в определенном смысле есть всегда. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему космоса, если он в нем беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности. Акцент на бессознательном в объяснении природы и сущности человека предпринял З.Фрейд в учении психоанализа. В постфрейдистский период психоаналитическая философия критически перерабатывает классическое наследие за счет усиления социологических (Э. Фромм), теистических и культурологических (К. Юнг) оснований. Юнг разработал концепцию архетипов, врожденных психических структур, лежащих в основе общечеловеческой символики и определяющих формы человеческого поведения. Достаточно основательно тема человека в плане постановки вопроса о смысле его существования раскрывается ее экзистенциальным обоснованием. В нем специально анализируются такие качества и состояния человека, как: свобода и формы несвободы; диктат (насилие) и ненасилие; свобода и ответственность; цель и смысл жизни; жизнь и смерть. Эти вопросы специально будут расмотрены в последующих темах. Особый интерес в раскрытии темы природного и социокультурного бытия человека имеет вопрос социальзации личности и философское осмысление понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность – синтетическое понятие, предмет изучения разных наук. Любопытна его этимология. Буквально, оно происходит от слова «личина», означающего маску, которую надевали древнегреческие актеры. Так подчеркивалась социальная обусловленность природы человека и его определение через место и роль в социуме (царь, раб, поэт). Позже в содержание понятия личности включается представление о человеческой индивидуальности. Слово «индивид» первоначально имело исключительно биологический смысл и означало особую «особь» как представителя биологического вида. В современном смысле понятие индивидуальности развилось в философии Просвещения, в эпоху становления рыночных отношений, когда, с одной стороны, любой человек выступал как отдельный, «неделимый», автономный предприниматель, с другой – обладал конкретными и неповторимыми чертами биографии, характера и поведения. Обыденный язык, в котором нередко скрывается интуитивная мудрость, использует слово «личность» для интегральной характеристики человека. Личность – индивидуальность в коммуникации, в этом определении достаточно четко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость личностного и социального самоопределения. Таким образом, в содержании понятия «личность» выражены три ключевые компонента: индивидуальность, социальная роль, коммуникационный процесс. В общей истории изучения личности различными гуманитарными науками выделились несколько подходов. Среди них: философско-литературный – изучение личности, прежде всего, во взаимодействии с обществом; клинический подход – исследование нормы, патологии и аномалии в развитии личности; психологически экспериментальный подход – определение доминантных личностных черт, комплексов, обуславливающих психику и поведение. Следует отметить и влияние на философское понимание личности таких глобальных проблем психологической науки, как роль наследственности и среды, сознательного и бессознательного в формировании личностной психики и поведения. Проблема личности в современном мире вызвана и трудностью согласования социально-экономических реалий и этико-психологических требований к человеку. Осознание двойственности человеческой природы (наличия в нем природного и социального) и двойной детерминации (биологической и культурной) для практически всех психических и поведенческих актов является необходимым методологическим основанием философского осмысления личности. Будучи незавершенным природой, человек осуществляет себя в культуре, и даже самые простейшие его жизненные акты осуществляются не инстинктивно, а по общественным образцам. Отсюда многообразие форм хозяйства, семьи, общения. Чтобы быть, человеку нужно себя сформировать, стать человеком в процессе обретения опыта индивидуальной и коллективной жизни. Отсюда важным процессом, формирующим и определяющим личность, является социализация. Она осуществляется через социальные институты: государство, система образования, семья, армия и т. д. Они различны по своим задачам, структурам и способам деятельности, но все созданы социумом для своего развития и воспроизводства человека. Процесс социализации условно можно разделить на личностное внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности или решение вопроса: кто я такой; и внешнее социальное самоопределение, как поиск своего места в социальной реальности. Социализация протекает через всю жизнь человека и тесно связана с возрастными и половыми жизненными циклами. Можно утверждать, что общество определяется типом или типами личности, его составляющими или им культивируемыми, и так же личность определяется характером общества, в котором развивается. Понятие социальной идентичности отражает тот факт, что каждая личность, во-первых, знает свое место в социальной реальности, соответствующее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям; во-вторых, она имеет представление, сформированное через соответствующие социальные институты, о задачах, которые ей придется решать на этом месте, причем «рамки» успешности личности заложены в определение данного социального места. Социальная идентичность означает определение своего места в социальной реальности, своих социальных функций, соответствующих месту и роли, а также своих социальных притязаний, выраженных в социальном идеале. Социальная идентификация осуществляется в процессе приобщения к группе. Личностная социальная идентификация отражает уровень развития общества. Общество представляет собой целостную систему, обладающую иерархической, динамической структурой, а социальная стратификация и социальная мобильность общества в свою очередь представляют модели возможных личностных ролей, типов, вариантов поведения. В обществе всегда есть некое понятие нормы личностного развития. При этом личностные и общественные представления о норме, об общественных идеалах не совпадают. Для общества нормально то, что способствует его сохранению на данном этапе, и идеально то, что еще больше воплощает общественные интересы в данный момент. С точки зрения индивидуального развития, независимо от общественного уклада, нормально жить значит жить счастливо, значит жить в достатке и иметь возможность индивидуального развития в любых сферах. Личностное и социальное развитие различаются и по отношению к индивидуальности: социум заинтересован в максимальном следовании заданным образцам, личность испытывает потребность в утверждении собственной уникальности. С точки зрения социума нормален конформист, а с точки зрения личности нормален тот, кто способен поступать не как все, сохраняя свою индивидуальность. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено противоречием индивидуализации и унификации. Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, является ценностная система: потребности, нормы, ценности и идеалы. Развивающийся человек в процессе социализации приобретает черты характера, формирует волю, в конечном счете, строит свою жизнь. Динамика социума обусловливает изменение жизненных ориентиров: человек-рабочий, человек-ученый или человек- предприниматель предполагают разные формы жизни. Изменение героев, кумиров и идолов приводит к переменам в одежде, обстановке квартиры, лексике, увлечениях. Изменение понятия о престижных или не престижных профессиях влияет на иерархию значимых в общественном мнении групп. В то же время социум испытывает не менее сильное давление со стороны личности. В любое время есть «герои», с которых «пишутся» общественные идеалы; личности, персонифицирующие общественно значимые идеи. Их имена и лица ассоциируются в сознании масс с их собственными интересами. Это и мыслители, и политики, и деятели культуры, которые своими произведениями задают модели повседневного поведения, формируют привычки и вкусы, - то, что называют уровнем массовой культуры. Все эти вопросы специально анализируются социальной философией. Раскрывая проблемы исторической закономерности и необходимости, она в той или иной мере связывает тему человека с проблемами истории и сущности социума. В этом плане ставится вопрос о роли субъективного фактора в истории и отдельно рассматривается тема роли личности в истории. Историческая личность как персона, во-первых, воплощает в себе общественные идеи; во-вторых, объединяет вокруг себя социальные группы; в-третьих, благодаря особенностям личной биографии и характера обеспечивает понимание «своеобразия текущего момента». Исторические личности существуют, но причины и влияние на общественную жизнь не носят мистического характера, а могут быть исследованы в контексте исторической необходимости, социальных и духовных структур данного общества. Подробнее эти проблемы рассмарриваются в следующей теме.
Тема 5. Общество, его структура и развитие: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Данной темой открывается блок вопросов и проблем социальной философии. Социальная философия изучает качественное своеобразие общества, его законы, структуру, социальные идеалы, генезис и развитие. В ней ставятся мировоззренческие вопросы о судьбах и перспективах истории, логике социальных процессов. Специфика социальной философии в том, что она размышляет об обществе как системе вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. В ней социальная жизнь объясняется глубокими, не лежащими на поверхности причинами, коренящимися главным образом в том способе, которым сгруппированы объединенные между собой индивиды. Людей объединяют социальные формы: семья, трудовой коллектив, круг друзей, общественные организации, государство, народ, нация и т. д. Социальные формы предстают продуктом совместной человеческой деятельности. И в то же время - существующими объективно, независимо от конкретной деятельности конкретных людей. Каждый человек объективно включается в сеть многогранных общественных связей и отношений, социальных норм, включается в исторический процесс. При этом встает философская проблема отношений «человек – общество». Решение этой проблемы предполагает выработку определенных взглядов на понимание общества, его структуры, феноменов гражданского общества и государства, на соотношение личности и массы, свободы и необходимости. Она является центральной в социальной философии и решается с разных позиций, которые можно обобщить в ряд подходов. Первый подход – детерминистский - основан на представлениях о человеке как ансамбле социальных отношений. Люди охотно подчиняются социальным правилам и воспринимают социальный мир как легитимный (узаконенный). Общество только воспроизводит заложенную в нем программу (Э. Дюркгейм). С этих позиций трудно осознать механизмы изменчивости общества, возникновения социальных новаций. Второй подход основан на понимании человека как автономного индивида-субъекта, обладающего сознанием и волей, способного к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Тогда общество – сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли. (М. Вебер). Однако, очевидно, что результаты деятельности и тем более, социальные отношения далеко не совпадают с нашими желаниями. Концепция, «примиряющая» эти противоположные взгляды (и созданная еще до их появления) – это социальная теория К. Маркса. В ней общество рассматривается как продукт воспроизводства людьми своей жизни. Общество, будучи продуктом человеческой деятельности, составляет целостность, несводимую к отдельным людям. В обществе происходят процессы социализации человека, становления личности. Современная социальная философия углубляет понимание связи «человек-общество», вводя понятия «социальной реальности», «мира повседневности», механизмов «конструирования социальной реальности» отдельным человеком через посредствующие звенья: 1) язык, 2) социальные институты (формы коллективности), 3) системы легитимации (оправдание и узаконение донного социального порядка). Эти структуры делают социальный мир повседневности понятным человеку и адаптивным. Чем дальше от повседневности, тем более мир непрозрачен, темен, непонятен (П. Бергер, Т. Лукман). Социальная философия предстает и как философия исторического процесса. И для нее также характерны плюрализм взглядов, различие позиций и подходов. Начало философии истории в европейской культуре положил Августин Аврелий (1У в н. э.) своим трудом «О граде Божьем». Длительный процесс «спасения» человечества после центрального события начала истории – грехопадения первых людей - Адама и Евы - и составляет историю как обретение людьми утраченного единства с Богом. Философия истории как светская наука формируется в ХУ111 – Х1Х вв. Объективный характер исторического процесса отражен в концепции единства истории Г. Гегеля, выстроенной на основе идеалистического понимание истории. Оно связывается с саморазвитием «Абсолютной идеи», «Мирового Духа». Представлен объективный характер истории и учением исторического материализма, связывающим историю со сменой общественно-экономических формаций. Понятия «общественного бытия» и «общественного сознания» оказываются ключевыми для этой теории, классически изложенной К. Марксом в предисловии к работе «К критике политической экономии». Существенным поворотом в философии истории стало изображение исторического процесса как процесса развития культуры. При этом понятие культуры рассматривается в его соотношении с понятием цивилизации. И здесь возможны разные подходы: 1. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин); 2. Цивилизация толкуется как коренной этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс); 3. Цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс); 4. Цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер); 5. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и другая комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Рассматривая вопрос о значении духовной культуры в жизни общества, следует отметить, что М. Вебер и С.Н. Булгаков переосмыслили основные положения марксизма: о ведущей роли материального производства в историческом процессе, теории общественно-экономических формаций и общественного прогресса. М. Вебер исходил из анализа «идеальных типов» общества, в которых фиксируется «культурный смысл» исторических событий и явлений. Он формулирует универсально-историческую модель развития капитализма, отмечая, что это развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. М. Вебер усматривает непосредственную связь этического кодекса протестантизма и духа капиталистического хозяйствования, образа жизни. С. Булгаков теории прогресса К. Маркса противопоставляет концепцию «религиозного единства жизни», пытаясь осуществить «синтез» науки, философии и религии. Николай Бердяев в своих историософских исследованиях рассматривал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории на основе центральной для его концепции идеи метаисторического эсхатологического «смысла» исторического процесса. Человек, полагал он, отчужден в мире эмпирических условий жизни. Это «мир призрачный», мир рабства и плена, где царствуют разъединенность, разорванность, вражда. Но творчество и свобода, присущие человеку, прорывают его в «мир подлинный». Конструирование радикально иного – «внеисторического» бытия – смысл истории по Бердяеву. Мир подлинный основан на «космической любви», данной человеку по образу и подобию Бога-творца. Таким образом, по мнению мвслителя, нет общественного прогресса - смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей «мира свободного духа», находящегося вне реального исторического времени, в ином («эсхатологического характера») измерении. Его историософская концепция глубоко персоналистична. Понятия «исторической ситуации», «постулата веры», «философской веры», «оси мировой истории» в философии истории К. Ясперса позволяют мыслителю обосновать особую роль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях. Мировоззренческая направленность в осмыслении общественных процессов развивается крупным представителем современной философии истории А. Тойнби (1889 - 1975). Философия истории по Тойнби – это изучение взаимосвязи исторического Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души. Вопрос о человеческом смысле истории становится для него основным. История персоналистична. Она всецело не подчиняется человеческому произволу, но развивается через человека, имеет человеческое лицо. Бытие в его историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Для каждого человеческого существа объективная всеобщая история одновременно является и личной историей. История человечески одухотворена. Смысл истории есть реализация человеческого достоинства, то есть человеческого в человеке. Эти идеи Тойнби связывает с принципами христианского философского мировоззрения: В истории действует Вселенский Разум, божественный Закон – Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. История общества, таким образом, становится взаимосвязью и взаимодействием исторического, временного и надисторического, вечного. Объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные национально-государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые Тойнби и называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации сравнимы, сопоставимы между собой. Каждое общество проходит в своем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. Основной критерий роста – это прогрессивное движение в направлении саморазвития цивилизации на основе развития самоопределения личности. Изучение вопроса форм исторического развития предполагает классификацию различных подходов к анализу общества. В социальной философии сложились различные подходы к вопросу периодизации мирового культурно-исторического процесса: формационный (К. Маркс); цивилизационный (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), технологический и др. Анализируя их, также необходимо соотнести узловые понятия: «формация», «цивилизация», «культура» и обратить внимание на то, что они соотносимы. Формационное членение общества придает цивилизации историческую конкретность и отражает «однолинейное» восходящее развитие всех сфер культуры в общественно- историческом процессе. В концепциях «локальных цивилизаций» Н. Данилевского, А. Тойнби историческое развитие рассматривается как замкнутый циклический социокультурный процесс. Необходимо различать понятия локальной и глобальной цивилизации. Осознание многоаспектности указанных подходов позволит глубже понять природу многих проблем и противоречий современного общества в целом. Рассматриваемая тема предполагает также уяснение сущности и характера культурного и цивилизационного прогресса общества, его закономерностей и критериев. Здесь рассматривается идея прогресса в концепциях «индустриального» (Сен-Симон, Конт, Спенсер, Дюркгейм, Р. Арон, Ростоу и др.) и «постиндустриального» общества (Д. Белл, Ю. Хабермас и др.). В современной социальной философии происходит отход от доминанты «технологического детерминизма». Общество рассматривается как сложная система взаимодействующих факторов – и социальных, и экономических, и политических, и духовных. Одна из важнейших практических задач современности, требующая мировоззренческого, а значит, и философско-методологического осмысления – это созидание гражданского общества. Философское образование должно раскрыть сущностную природу гражданского общества. По своей сущности - это общество, ориентированное на свободу как социальную ценность. Сущность раскрывается содержанием. В гражданском обществе государство безоговорочно признает основные права и свободы человека: свободу слова, собраний, вероисповедания; равенство всех перед законом. Гражданское общество имеет Конституцию, утверждающую разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. В нем граждане имеют возможность осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, полномочия которых ограничиваются определенным сроком. Все граждане принимают участие в выборах представительных органов, и т. д. Гражданское общество – это общество достаточно высокого уровня правовой и политической культуры его субъектов. Все больший исследовательский интерес социальной философии вызывает сегодня, как уже отмечалось, сфера повседневности. Обращение к «жизненному миру», обыденному сознанию, мотивам поступков лудей, жизненным ситуациям, социальному восприятию осуществляется на основе теоретических понятий «интенциональности» и парадигмы «конструктов интерсубъективного мира» и др. Так социальная философия смыкается с феноменологией (в феноменологической социологии А. Шютца) и коррелирует с концептами философии экзистенциализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.013 с.) |