ТОП 10:

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



План семинара:

1. Понятие глобальных проблем современности и их целостный характер.

2. Основные сложности глобальных проблем и пути их решения.

3. Сущность экологической проблемы. Понятие экологического императива. Становление экологического мировоззрения.

4. «Человек» как глобальная проблема современности. Гуманистическое измерение современной цивилизации.

5. Перспективы развития современной цивилизации: понятие «планетарного гражданского общества». Преодоление «центризма».

10.4. Литература:

Учебная:

1. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.: ТОН – Остожье, 1999. С. 259 – 285, 316 – 366.

2. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 1999.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002. С.285 – 291.

4. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: «Лань», 2001. С.364 379.

Исследования и первоситочники:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

2. Гуревич П. Гуманизм как проблема и ересь // Своб. Мысль. 1995. № 5.

3. Иванов В. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.

4. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1.

5. Марсель Г. Люди против гуманности; пер. с фр. // Философские науки. 1994. № 1 – 3.

6. Моисеев Н. Рациональный гуманизм // Общ. Науки и современность. 1992. № 3.

7. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.

8. Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

9. Пуляев В.Т. О гуманизме, будещем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. № 3.

10. Фролов И. Новый гуманизм // Свобод. мысль. 1997. № 4.

4. Методические рекомендации к написанию

и оформлению контрольных работ по философии.

Письменная работа по философии и основные требования к ней.

Основными видами письменных работ студента-заочника при изучении философии являются конспект, реферат и контрольная работа. Контрольная работа – это обязательное отчетное задание. Тогда как конспект и реферат не являются нормативными формами отчетности. Однако составление конспекта и написание реферата в значительной степени облегчает усвоение материала при дистанционной форме обучения, организует самостоятельную работу студента. Хороший конспект может быть полезен при подготовке к семинарам и экзамену. Студенту следует научиться эффективно, с практической пользой конспектировать оригинальную научную литературу. Умело выполненные конспекты и рефераты – хорошая информационная база работы над контрольной работой и залог ее успешного написания.

Реферат.

Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – является одним из самых распространенных письменных сообщений. Реферат – сокращенное изложение содержания произведения с приведением основных фактов и выводов. Реферат отвечает на вопрос: «Что содержится в данной публикации». Реферат требует достаточно полной, четкой и последовательной передачи содержания произведения в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме. Но он – не механический пересказ работы, а изложение ее существа. При необходимости в реферат включаются цифровые данные, таблицы, чертежи, графики, схемы. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции рефератов весьма широки и разнообразны: информационная, поисковая, справочная, сигнальная, адресная, коммуникативная. Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств самих рефератов, от цели, поставленной при написании реферата. Независимо от вида реферат может быть разделен на три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочный аппарат.

Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и устранения последних. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата. В реферате не должно быть той обстоятельности изложения, которая свойственна, например, контрольной работе. В нем нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии смысла, сколько в форме констатации или описания. При написании реферата студент следует логике реферируемого произведения. В требованиях к нему делается акцент на точность, ясность, краткость, простоту описания.

 

Конспект и его формы.

В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу его и нужно составлять как обзор, содержащий основные мысли произведения без подробностей и второстепенных деталей. Слишком подробный конспект – это уже не конспект. По своей структуре он, как правило, соответствует плану книги. Составление конспекта начинается с постановки ряда вопросов, которые конспектирующий желает для себя решить, получить ответы от автора, обращаясь к той или иной книге. Эти вопросы могут совпадать с вопросами учебно-тематического плана курса, а могут носить творческий, развивающий характер, отражая индивидуальные особенности студента, уровень его подготовки и личностный интерес. Однако в учебном процессе они должны быть организованы в смысловые поля и контекст учебной программы предмета, содержательно представляя и раскрывая учебные цели.

По своей форме конспект может быть обычным, текстовым и формализованным. В формализованном конспекте все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен. Табличная форма конспекта может быть применена также при подготовке единого конспекта по нескольким источникам, особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов и явлении. Конспект такого типа также удобен, когда предполагается сопоставление тех или иных характеристик. Еще одна форма конспекта – графическая. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта – это наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

Таким образом, можно выделить следующие типы конспектов:

1. Плановый. Его легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения; каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);

б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

2. Текстуальный. Это конспект, созданный в основном из цитат.

3. Свободный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

4. Тематический – дает более или менее исчерпывающий ответ (основанный на совокупности приведенных источников и другого материала, к примеру, своих же записей, фрагментов лекции, на поставленный вопрос-тему):

а) обзорный; б) хронологический.

Конспектирование – это краткое изложение основного смысла изучаемого текста. Во всяком научном тексте содержится информация двух основных видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т. д. В тексте главная информация может быть выделена курсивом или каким-либо другим способом. Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Иначе говоря, вспомогательная информация носит методический характер. Основная информация в конспекте записывается как можно полнее; вспомогательная, напротив, полностью опускается. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить – значит представить ее в более общей, схематизированной форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов.

Объектом сокращения при конспектировании может быть не только сама информация (мысли, факты и т. п.), но и форма ее письменного изложения, т. е. запись отдельных слов и предложений. Однако при чтении такой записи должна полностью воспроизводиться и восприниматься зафиксированная в ней мысль.

Ведение записей – обязательный элемент работы над источником, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». В пределах целей, преследуемых при чтении той или иной книги, записи должны быть предельно полными.

Существует ряд практических приемов наиболее эффективной записи конспекта:

· Стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений.

· Наглядность и обозримость записей. Их расположение, позволяющее уяснить логические связи и иерархию понятий. Использование с этой целью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, а также расчленение текста с помощью абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д.

Под целью конспектирования в данном случае подразумевается выполнение студентами контрольных заданий преподавателя по углубленному или самостоятельному изучению некоторых вопросов. Эти вопросы фиксируются темой контрольной работы студента и планами семинарских занятий. Конспект при этом оформляется аккуратно и может быть представлен преподавателю на проверку. Вместе с тем инициатива составления конспекта книги может возникнуть у самого студента, во-первых, для более прочного усвоения прочитанного, во-вторых, для сбора материала, необходимого для написания курсовой или дипломной работы.

Требования к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа является обязательным заданием и формой отчетности студента заочного обучения. По курсу философии студентом выполняется одна контрольная работа. Тематику контрольных заданий разрабатывает кафедра философии. Как правило, это узловые вопросы предмета. Кафедра рекомендует формулировки тем, а также список учебной и научно-исследовательской литературы. План контрольной работы студент составляет сам на основании подобранной литературы и методических рекомендаций преподавателя по данной теме.

По содержанию контрольная работа представляет собой реферат рекомендованной литературы. Важно, чтобы это была специальная философская, монографическая литература, хрестоматии, произведения классиков философской мысли, современных авторов. Учебник в контрольной работе должен играть лишь роль ориентира, давать основы знаний, но не быть главным и, тем более единственным, в ее написании.

Выполнение контрольной работы развивает философское мышление, прививает навык письменного изложения мысли, аргументации, обоснования позиции, учит творческому исследовательскому подходу к конкретному учебному материалу. Одновременно контрольная работа является важным средством самоконтроля студента, залогом глубокого изучения и усвоения учебного материала, способствует активной подготовке к зачетам и экзаменам. Весьма важно и то, что при написании контрольной работы студент приобретает навыки, необходимы для написания курсовых (дипломных) работ. Работа над контрольной работой по философии может стать общей методологической и мировоззренческой базой научных исследований студента, в дальнейшем выполняемых в ходе курсовых и дипломных исследований по избранной специальности. При этом важно сориентироваться в выборе темы контрольной работы.

Тема контрольной работы дается в пределах программы курса философии, она не призвана охватывать содержание всего учебного курса, включая лишь часть изучаемого материала. При необходимости тема контрольной работы студента, выполняемой в рамках учебной программы по философии, может быть скоррелирована с его основной специальностью, уточнена и сориентирована на удовлетворение его индивидуального учебно-познавательного исследовательского интереса. Этот вопрос решается кафедрой философии по заявлению студента и представлению преподавателя, ведущего курс философии.

К выполнению контрольной работы можно приступать, лишь будучи уверенным в том, что необходимый учебный материал усвоен, источники и литература по теме изучены. Написание работы начинается с плана. Следует продумать соотношение отдельных частей плана – введения, параграфов, заключения, учитывая то, что контрольная работа по философии должна быть объемом не менее 10 страниц, форматом А-4, машинописи (естественно, что количество рукописных страниц будет больше). Введение должно составлять примерно 1/16 часть всей работы. Объем, планируемый для освещения того или иного вопроса, должен соизмеряться с общим объемом работы и с его значимостью среди других вопросов. План пишется в начале работы. Пункты плана в качестве разделов работы обязательно фиксируются в тексте.

Во введении кратко определяется тема, дается характеристика изученных источников и литературы, констатируются задачи работы. Далее раскрывается суть вопросов, каждый из которых – небольшая самостоятельная часть контрольной работы, имеющая название, определяющее содержание вопроса. Как правило, в контрольной работе бывает два-три основных вопроса. В заключении студент делает выводы по всей работе, рассматривает связи исследуемого материала с практикой. Заключение по объему меньше других частей работы – одна-две страницы. Оно должно быть конкретно, аргументировано, весомо и органически связано со всей работой. За заключением следует список использованных источников и литературы, т. е. библиография.

Контрольная работа по философии сопровождается приложением – глоссарием, словариком, раскрывающим основные философские понятия, использованные автором в раскрытии темы. (Объем глоссария не входит в нормативный объем контрольной работы).

Контрольная работа должна быть аккуратно и правильно оформлена. Чистовой вариант работы содержит титульный лист, текст, написанный в тетради или на скрепленных листах, необходимый справочный аппарат. Оформляя контрольную работу, студент придерживается определенного порядка: на обложке он указывает необходимые сведения: наименование учебного заведения, кафедры, по которой выполняется работа, название работы, автор, город, год, домашний адрес. На следующей странице – план работы. Далее излагается ее содержание. При этом оставляются поля для пометок рецензента. Все части работы в тексте озаглавливаются, сокращения слов не допускаются, страницы нумеруются.

Тщательно следует подходить к оформлению справочного аппарата, в первую очередь, к оформлению ссылок в тексте работы на источники и литературу. При составлении библиографического списка использованных источников и литературы следует соблюдать общепринятый в научной практике порядок. Выполняемая работа предоставляется в указанный срок на кафедру, для передачи преподавателю. Работа считается зачтенной в том случае, если она отвечает определенным требованиям:

а) правильно раскрывает предложенный план;

б) выявляет знание источников и литературы по теме;

в) содержит достоверный материал;

г) соответствует правилам оформления.

Дифференцированная оценка по контрольной работе не выставляется. Незачтенная контрольная работа отправляется студенту на доработку, а затем вновь рецензируется.

Требования к экзамену по философии.

Экзамен по философии – необходимая и обязательная форма контроля знаний и итогового отчета студента. Экзамен проходит в форме собеседования преподавателя со студентом по вопросам, обозначенным в экзаменационных билетах. Собеседование может осуществляться в различных формах, предполагаемых нормативами высшей школы: индивидуальных ответов, группового обсуждения экзаменационных вопосов, письменного отчета.

При оценке знаний студента учитываются: уровень знаний по предмету; умение мыслить и решать возникающие в ходе обсуждения проблемы; кругозор студента; характер проделанной при подготовке к экзамену индивидуальной работы (выполнение контрольной работы; составление конспектов изученных источников; составление индивидуальных словарей основных философских понятий; выступления на семинарских занятиях).

Примерный перечень экзаменационных вопросов

по курсу философии:

1.Философия как мировоззрение. Исторические типы и формы мировоззрения.

2. Философия, и ее предмет. Структура философского знания. Функции философии.

3. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики.

4. Основной вопрос философии и варианты его решения.

5. Материализм в философии Древнего мира.

6. Философское учение Демокрита.

7. Этический рационализм Сократа.

8. Философское учение Платона.

9. Философия Аристотеля.

10. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.

11. Ф. Бэкон как родоначальник эмпиризма. Его учение о методе.

12. Рационализм Р. Декарта. Его учение о методе.

13. Учение о субстанции в философии Б. Спинозы и Г. Лейбница.

14. Французский материализм ХУ111 века (Дидро, Ламетри, Гольбах) и его особенности.

15. Философские взгляды французских просветителей (Вольтер, Руссо и др.).

16. Теория познания И. Канта: сущность априоризма и агностицизма.

17. Этическое учение И. Канта.

18. Идеалистическая диалектика Гегеля. Противоречие между системой и методом в гегелевской философии.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Исторические границы и предпосылки марксизма.

21. Сущность и основные этапы развития марксистской философии. Качественная специфика марксизма.

22. Русская философия ХУ111 века. Развитие социальной теории.

23. Социально-философские взгляды славянофилов и западников, их размышления о судьбе России.

24. Русская религиозная философия конца Х1Х и начала ХХ веков.

25. Основные идеи русского космизма.

26. Современная зарубежная философия. Основные черты, круг проблем и ведущие направления.

27. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и способы обоснования единства мира. Понятия субстанции, субстрата, атрибута.

28. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

29. Диалектика как философское учение о противоречии. Основные принципы, законы и категории диалектики.

30. Детерминизм, вероятность, целесообразность. Самодвижение и самоорганизация: простые и сложные системы.

31. Проблема человека в истории философии.

32. Биосоциальная природа человека.

33. Общество как объект философского анализа.

34. Проблема власти и насилия. Свобода как ответственность и самоорганизация человека.

35. Проблема смысла жизни и ценностный мир человека.

36. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества.

37. Происхождение и сущность сознания.

38. Сознание и творчество.

39. Познание и его формы. Интуиция и познание.

40. Практика и познание.

41. Философское учение об истине.

42. Научное познание, его формы и методы. Проблема научной рациональности.

43. Проблема человека в информационно-техническом мире.

44. Понятие глобальных проблем современности и их общая характеристика.

45. Пути решения глобальных проблем.

46. Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего.

 

6. Список использованной литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.: ТОН – Острожье, 1999.

3. Ермакова Е.Е. Философия: Учеб. для техн. Вузов. М.: Высш шк.; 2000.

4. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: «Высшая школа», 2001.

5. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 1999.

6. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. Т. 1 – 2. СПб.: «Лань», 1998.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: «Логос», 2002.

8. Комплекс программ по дисциплинам общекультурного блока. Хабаровск 1999.

9. Кузнецов И. Лойко Л. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Методические рекомендации по подготовке и оформлению. Минск. «Завигар» 1998.

10. Методические рекомендации к семинарским занятиям по философии для студентов дневной формы обучения. Хабаровск. 1996.

11. Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.

13. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: «Лань», 2001.

14. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. «Феникс», 1997.

15. Учебные программы по специальности «Философия». – СПб. 1999.

16. Философский экциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1988.

17. Философия / Под ред. Н.И. Жукова. Мн.: НТЦ «АПИ», 2000.

18. Философия Учебник. 2-е изд.. Отв. ред.: В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2000.

19. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н / Д. “Феникс”, 1995.

20. Философия: 100 экзаменационных вопросов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н / Д: Изд. центр «МарТ», 2000.

21. Юлов В.Ф. Философия. Проблемный курс лекций для вузов. Киров, ВятГПУ, 1998.

 

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный педагогический университет

Кафедра философии

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.021 с.)