Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Методология и методика исследований семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические подходы к социологическому исследованию семьи. Институциональные и групповые исследования семьи. Грамотное применение научных парадигм для теоретического анализа брачно-семейных отношений. Методы исследования семьи и их особенности. Основные понятия социологического исследования семьи, специфика их анализа на примере семьи. Проблема операционализации теоретических понятий в рамках подготовки программы научного исследования. Типология изучения семьи и объяснительные модели при разработке программ эмпирических исследований семьи. Нахождение и стандартизация эмпирических индикаторов исследования брачно-семейных отношений. Проблемы выборки. Типичные ошибки эмпирических исследований. Роль системы переменных в сборе и обобщении эмпирических данных. Значение эмпирических социологических исследований семьи. Анализ и интерпретация социологических данных как отражение наглядной картины семейных процессов. Важность теоретического осмысления брачно-семейных отношений для укрепления института семьи. Специальная социологическая теория семьи и проблемы укрепления ее социального потенциала. Специфика социологического подхода к изучению семьи, плодотворность ее рассмотрения как социальной системы.
Тема 20. Проблемы семейной политики и государственные социальные программы Государственные социальные программы и семейная политика. Семейная политика как один из путей преодоления негативных явлений в жизни семьи как социального института. Общая ориентация семейной политики, ее необходимость и сущность. Основные задачи и принципы государственной семейной политики. Общество на стадии поиска целей и средств семейной политики. Демографическая ситуация и изменения в семье. Решение проблем семьи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Государственный патернализм. Семейный менеджмент. Доходы, налоги, кредиты и экономическое положение семьи. Величина заработной платы супругов и пути пополнения семейного бюджета. Жилищная проблема. Реальность: разрозненные государственные меры помощи семье. Социальная работа с различными типами семей. Семейная терапия и брачные консультации. Настоятельная необходимость целенаправленной, ресурсно-подкрепленной, социально обусловленной семейной политики. Организация деятельности государства по реализации социальных программ укрепления семейного образа жизни. Факторы, способствующие совершенствованию реальных усилий общества, направленных на помощь семье. Новые социальные программы, направленные на помощь женщине матери и ребенку в первые годы нынешнего века. Роль науки в обосновании мудрой семейной политики; ее идеальная модель. Перспективы семейной политики.
Тема 21. Семья в ХХI веке Проблема перспектив развития семьи: достоверность прогнозирования. Реальные процессы жизни и типичные мифологемы будущего семьи. Эволюционная перспективность института семьи в трудах социологов, демографов, футурологов. Реализм прогнозов социологов рубежа XIX-XX вв. Сбывшиеся пророчества о прогрессивных сторонах развития семьи (Ф. Ле Пле, Ф. Энгельс, П.А. Сорокин). Современная семья рубежа XX-XXI вв.: многоцветность фактической картины. Многообразие действующих моделей в границах типов семьи. Будущая семья: гипотезы исследователей XX столетия (Р. Вейс, У. Гуд, Л. Руссель, Р. Флетчер, Р. Зидер, А.Г. Харчев, С.И. Голод, А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, А. Карлсон, В.И. Чекалин). Альтернативы семье в наступающем тысячелетии. Неисчерпаемость ценностей моногамии. Предопределение жизнестойкости института моногамной семьи богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Комфортное семейное существование как смысл грядущего. Всесилие семейного образа жизни.
IV. Рабочая учебная программа (учебно-тематический план)
Требования к рейтинг-контролю Рейтинговый контроль знаний студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утвержденным Ученым советом университета. Качество усвоения студентом учебной дисциплины “Социология семьи” оценивается по 100-балльной шкале. Сумма баллов распределяется между модулями (два в семестр). Содержание модулей, распределение тем и рейтинговых баллов
Оценка текущей работы студента (в баллах): выполнение домашнего задания – 1-3 (работа со справочниками и энциклопедиями – 1, прочтение главы учебника – 1; изучение научной статьи – 2; исследование фрагмента монографии – 3); подготовка конспекта – 3; выступление – 3-4; толковые вопросы, поставленные студентом на семинаре, дополнения – 1; участие в дискуссии – 2; представление результатов индивидуального или коллективного творчества – 2-3. Усвоение перечня основных понятий и терминов –2. Написание одной аннотации – 2. Активное участие в коллоквиуме – 4-5.
Контрольные вопросы к 1-му модулю 1. Объект, предмет и основные категории социологии семьи. 2. Основные социальные функции семьи. 3. Многообразие семейных структур. 4. Жизненный цикл семьи. Сети родства и свойства. 5. Эволюционный и функциональный подходы к изучению семьи. 6. Исследование семьи как малой группы: западные традиции. 7. Две парадигмы в науке о семье. 8. Особенности семьи как социального института; социальная сущность семьи. 9. Специфика семьи как малой социально - психологической группы. 10. II глава я книги Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государств: актуальность для современности. 11. Труд М.М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»: главные проблемы. 12. Статья П.А. Сорокина “Кризис современной семьи: социологический очерк: основные идеи. 13. Брак как общественное явление. 14. Проблема выбора брачного партнера. 15. Успешность функционирования семейно – брачных отношений. Контрольные вопросы ко 2-му модулю 1. Репродуктивное поведение. 2. Сексуальное поведение. 3. Сущность и исторические особенности семейной социализации; основные пути социализирующего воздействия семьи на личность. 4. Семейные конфликты: понятие, разновидности, особенности. 5. Специфика супружеских конфликтов. 6. Причины распада браков и мотивы разводов; пути сохранения и укрепления супружеских союзов. 7. Понятие молодой семьи, ее особенности, проблемы, перспективы; своеобразие студенческой семьи. 8. Внебрачные семьи. 9. Альтернативные семейные стили. 10. Альтернативные браки. 11. Методы исследования семейно – брачных отношений. 12. Проблемы семьи в социальной политике. 13. Будущая семья: прогнозы социологов 19-20-го вв. 14. Перспективы развития института семьи в 21-м веке.
V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания для проведения текущей проверки знаний студентов по темам курса
Тема 1. Предмет социологии семьи 1. Каков предмет социологии семьи? 2. Что такое семья как социальный феномен? 3. Чем отличается семья от брака? 4. Как различают семью как макро- и микрообъект? 5. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?
Тема 2.Социальные функции семьи 1. Каковы основные социальные функции семьи? 2. Дайте анализ подхода М.С. Мацковского к представлению функций. 3. Как изменяются функции семьи в последнее время? 4. Попытайтесь представить и схематично-наглядно изобразить разнообразие функций семьи.
Тема 3. Структура семьи 1. В чем состоит структурное многообразие моделей семьи? 2. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей и браков? 3. Какова структура нуклеарной семьи?
Тема 4. Жизненный цикл семьи 4. Представьте схему жизненного цикла семьи. 5. Чем отличается родство ритуальное от кровного? 6. Что такое геносоциограмма?
Тема 5. История зарождения и становления науки о семье (западная традиция) 1. Чем характеризуется функциональный подход в исследовании семьи? 2. Какие две парадигмы имеют место в науке о семье? 3. Определите теоретические традиции изучения семьи как малой группы. 4. Один из ученых трактовал род как социальную форму, предшествующую семье. А Ваше мнение? 5. Какова, по мнению Ф. Энгельса, трансформация семьи в первобытную эпоху? 6. Оцените с современных позиций взгляды великого ученого на семью.
Тема 6. Социология семьи в России 1. Дайте краткую характеристику дореволюционного периода развития социологии семьи в России. 2. Считал ли М.М. Ковалевский, что семью можно понять через один какой-либо фактор? 3. Воспроизведите определение семьи, данное ученым, в изучаемой работе. Сделайте его анализ. 4. Что писал П.А. Сорокин по поводу дезинтеграции семьи? 5. Сохранится ли в будущем семья как союз супругов и союз родителей и детей, по словам исследователя? 6. Назовите этапы изучения проблем брачно-семейных отношений в интерпретации санкт-петербургских исследователей. 7. Какие две ведущие теоретические концепции исследования семьи в России Вы знаете? 8. Определите проблемы социологии семьи, над которыми предстоит работать ученым в нынешнем десятилетии.
Тема 7. Семья как социальный институт 1. Каким образом социология семьи выделяет институциональный характер брачно-семейных отношений? 2. Определите характерные роли в семье. 3. Какова социальная сущность семьи как исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений 4. В чем причины недостаточно высокой эффективности института семьи в различных обстоятельствах.
Тема 8. Семья как малая социально-психологическая группа 1. В чем специфика семьи как социально-психологической целостности? 2. Каковы типы характеристик анализа семьи как малой социальной группы? 3. Раскройте особенности жизнедеятельности семьи как психологической группы. 4. Покажите специфику межличностных отношений в семье. 5. Напишите эссе на тему: «Понятие и проблемы семейной гармонии».
Тема 9. Институт брака 1. Представьте понятие брака. 2. Как соотносятся два вопроса: «Выбор брачного партнера и «Проблема выбора и личность». 3. Почему объективно регистрируемые характеристики – достоверный материал о роли факторов при выборе супруга (супруги)? 4. Разве анализ критических ситуаций в брачной жизни – наиболее перспективное направление для выяснения факторов удачности выбора? 5. Свяжите теоретически два понятия «Качество брака» и «Успешность брачно-семейных отношений». 6. Докажите важность социальной оценки брака и функционирования семьи.
Тема 10. Условия жизнедеятельности семьи 1. Что входит в условия жизни семьи, по мнению М.С. Мацковского? 2. Определите факторы макро- и микросреды. 3. Каковы объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности семьи? 4. Дайте классификацию последних.
Тема 11. Образ мыслей семьи 1. Почему образ мыслей семьи – важнейшая категориальная единица понятийного аппарата социологии семьи? 2. Семейная идеология и образ мыслей семьи – это идентичные понятия? 3. Сравните типичные нормы традиционной патриархальной и современной нуклеарной семьи. 4. Наметьте общие тенденции изменения норм и ценностей семейной жизни, характерные для большинства населения страны.
Тема 12. Репродуктивное поведение семьи 1. Дайте определение понятию репродуктивного поведения. 2. Что такое репродуктивный цикл? 3. Каковы психологические особенности репродуктивного поведения семьи, по мнению А.И. Антонова? 4. Почему происходит снижение рождаемости? Аргументируйте ответ. 5. Что Вы думаете по поводу проблемы депопуляции в промышленно развитых странах? Тема 13. Сексуальное поведение 1. Дайте определение понятию “сексуальное поведение”. 2. Каковы цели сексуального поведения, по мнению И.С. Кона? 3. “Стремительный рост распространенности добрачных половых связей является,- пишет один из российских социологов,- одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном обществе”. Так ли это? 4. Каковы основные тенденции изменения сексуального поведения в мире и в России? 5. Составьте схему классификации методов и средств контрацепции, поделив их на традиционные и современные.
Тема 14. Семейная социализация 1. Что такое социализация как процесс? 2. Насколько велика роль семьи в формировании личности? Докажите. 3. Сделайте анализ роли бабушек и дедушек в воспитании внуков. 4. Отчего семья не всегда является для ее члена референтной группой? 5. Почему в укреплении семьи обоюдно заинтересованы личность и общество?
Тема 15. Социальный аспект семейных конфликтов 1. Что такое противоречие в отношениях людей? 2. Определите понятие семейного конфликта. 3. Чем семейный конфликт отличается от супружеского? 4. Какие меры предлагают ученые для разрешения конфликтов? 5. Бывает ли семейная жизнь без конфликтов? Тема 16. Социальные последствия развода 1. Что является предметом изучения для социологии развода? 2. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? 3. С.И. Голод считает развод атрибутом современного брака. Что Вы на это скажете? 4. К увеличению числа разводов приводят раннее деторождение, добрачная беременность и бездетность, полагают английские исследователи. Выскажите свою точку зрения.
Тема 17. Современная семья: состояние и трансформация. 1. Определите влияние макроэкономических изменений на функционирование института семьи. 2. Раскройте проблемы дезорганизации, кризиса и краха, по работам А.И. Антонова. 3. Кризис семьи – это социологическая проблема, как Вы считаете? 4. Что Вы знаете о парадигмах объяснения семейных изменений – “кризисной” и «….». Добавьте термин и поясните. 5. В чем заключаются социетальные причины кризиса семьи. 6. Рассмотрите драматизм российской действительности и свяжите его с мощным внутренним потенциалом моногамной семьи. 7. Отчего появляются немоногамные модели брака и семьи? 8. Какие примеры внебрачных семей Вы можете назвать?
Тема 18. Молодая семья: особенности и проблемы 1. Какие специфические особенности имеет молодая семья? 2. Как Вы понимаете предбрачное ухаживание? 3. Некоторые молодые супружеские пары не желают иметь детей, говоря, что хотят “пожить для себя”. Не станут ли они сожалеть о такой установке в недалеком будущем? 4. В какой конкретно помощи нуждается молодая семья? 5. Выполните домашнее задание: попытайтесь заполнить бланк брачного контракта.
Тема 19. Методология и методика исследования семьи 1. Какие методы преимущественно используются в исследовании семьи? 2. Расскажите о возможностях контент-анализа в изучении семейной проблематики. 3. А.И. Антонов считает, что целесообразно расширить исследовательскую работу с документами разного рода. Почему? 4. М.С. Мацковский обнаружил, что в публикациях об итогах социологических исследований по проблемам семьи собственно о методиках крайне мало сообщений (в 2-3 % работ). Не является ли такой поход явно негативным? Тема 20. Проблемы семьи в социальной политике 1. В чем заключена цель семейной политики? 2. Каковы основные принципы семейной политики? 3. Насколько эффективна, на Ваш взгляд, семейная политика в России? 4. Что такое просемейная политика? 5. Что Вы знаете о региональной семейной политике?
Тема 21. Семья в ХХI веке: тенденции и прогнозы 1. Оправдались ли прогнозы развития семьи Ф. Энгельса? 2. Каким видел будущее семьи П.А. Сорокин? 3. “…Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло “уничтожить” ее как институт”,- уверенно высказывается польский социолог Я. Щепаньский. Ваше мнение. 4. “… Реальность моногамии невозможно поставить под сомнение… необходимо осознать, что жизнестойкость этого института предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры”, - утверждает С.И. Голод. Выразите, пожалуйста, свои мысли по поводу написанного.
Примерная тематика курсовых работ 1. Семья как социальный институт. 2. Социальные функции семьи. 3. Мотивы вступления в брак и причины разводов. 4. Молодая семья: особенности и проблемы. 5. Особенности молодежного брака и условия его стабильности. 6. Студенческая семья: общефамилистические и специфические черты. 7. Современная нуклеарная семья: трансформация и перспективы. 8. Семейные конфликты как социальная проблема. 9. Супружеские конфликты: сущность и основные пути разрешения. 10. Социальные последствия развода. 11. Государственная поддержка семьи. 12. Социология семьи П.А. Сорокина.
Тест (* в задании означает несколько правильных вариантов ответа) 1. Кто по праву признается патриархом отечественной фамилистики? а) И.В. Бестужев-Лада, б) А.И. Антонов, в) С.И. Голод, г) В.И. Чекалин, д) А.Г. Харчев.
2. Какой термин в этот ряду по смыслу не подходит? а) инцест, б) агамия, в) инфантицид, г) абстиненция.
3.Для молодой семьи типично наличие *: а) материальных затруднений, б) жилищных трудностей, в) психологических проблем общения, г) сложностей в разрешении конфликтных ситуаций, д) безоблачного счастья и непротиворечивого сосуществования.
4. Системы сексуальных ценностей ученые подразделяют на основные типы *: а) легализм, б) ситуационная этика, в) гедонизм, г) аскетизм и рационализм, д) контрацептизм.
5. Исторически традиционными типами брачности являются *: а) восточное многоженство, б) индийско-тибетское многомужество, в) единобрачие, г) крепкое содружество, д) вечное единение.
6. «Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли». Мысль высказал: а) Ф. Ле Пле, б) Р. Хилл, в) У. Гуд, г) Т. Парсонс, д) Б. Малиновский.
7. Предтечей эмпирического подхода к изучению семьи в Х1Х в. стал: а) Ф. Энгельс, б) К. Маркс, в) Ф. Ле Пле, г) Дж. Г. Мид, д) У. Томас.
8. «Если бы брак не был основой семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба». Так высказался: а) О.Конт, б) Э. Дюркгейм, в) Ф. Энгельс, г) К. Маркс, д) М. Вебер.
9. Для молодой семьи характерны специфические медицинские проблемы, такие как *: а) незапланированная беременность, б) подбор подходящей контрацепции, в) пониженная плодовитость, г) частые болезни детей, д) редкое посещение детской поликлиники.
10. Уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность. Так полагал: а) Ф. Энгельс, б) Г. Спенсер, в) О. Конт, г) Э. Дюркгейм, д) Г. Зиммель.
11. Отстаивал извечность патриархализма а) Л.Г. Морган, б) Ф. Ле Пле, в) Дж. Мак-Леннан, г) И. Бахофен, д) Г.С. Мэн.
12.«Семья – великая школа альтруизма, того альтруизма, который обновит мир…». Эти слова принадлежат: а) А.М. Коллонтай, б) Н.К. Михайловскому, в) П.А. Сорокину, г) М.М. Ковалевскому, д) В.М. Бехтереву.
13.Диагноз кризиса семьи как ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников и свойственников в начале ХХ века поставил: а) П.Л. Лавров, б) П.А. Сорокин, в) М.М. Ковалевский, г) А.М. Коллонтай, д) Е.В. Де Роберти.
14.«Забота о подрастающем поколении должна быть делом не родителей, а государства». Эти слова принадлежат перу: а) П.А. Сорокина, б) М.М. Ковалевского, в) А.М. Коллонтай, г) А.С. Звоницкой, д) В.А. Зайцева.
15.Полный семейный цикл предполагает стадии *: а) предродительства, б) репродуктивного родительства, в) социализационного родительства, г) прародительства, д) спорадического попечительства.
16.Соедините логически по парам три «чистых» типа семьи (традиционный, постсовременный, патриархальный, современный, детоцентристский, супружеский), сконструированные С.И. Голодом: а) _________________________________и ___________________________, б) _________________________________и ___________________________, в) _________________________________и ___________________________.
17. В современном обществе функционируют параллельно три основных типа семьи *: а) патриархальный, б) детоцентристский, в) супружеский, г) эгалитарный, д) матрилокальный.
18. Социология семьи, по мнению А.И. Антонова, исследует динамику событий (роды, рождения, браки, разводы), соотнесенных с параметрами времени, пространства и совокупности событий. а) верно, б) неправильно, в) и да, и нет.
19. К изучению семейно-брачных отношений в макросоциологии семьи применяют основные социологические теории *: а) структурный функционализм, б) психоанализ, в) конфликтологический подход, г) социодраму, д) феноменологическую теорию.
20.Семья – это «лифт», способствующий перемещению личности вверх и вниз по социальной лестнице. Это подметил: а) М. Туган-Барановский, б) М.М. Ковалевский, в) Н.К. Михайловский, г) П.А. Сорокин, д) Е.В. Де Роберти.
21.Свойственники – это родственники жены для мужа и родственники мужа для жены: а) верно, б) неверно.
22.Кто из российских исследователей семьи представил полную картину функций семьи, связав их с основными сферами ее жизнедеятельности: а) А.И. Антонов, б) А.А. Клецин, в) Т.А.Гурко, г) С.И. Голод, д) М.С. Мацковский.
23. «…Без здоровой семьи невозможно здоровое общества… Оздоровление семьи, улучшение ее организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор… создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма и невежества слепой стадности». Эту идею высказал: а) М.М. Ковалевский, б) С.М. Шпилевский, в) П.А. Сорокин, г) А.М. Коллонтай, д) Л.И. Петражицкий.
24. Основные принципы современной российской семейной политики в идеале – это *: а) принцип суверенности и общественного договора, б) свободы выбора семьей любого образа жизни, в) единства целей федеральной и региональной политики, г) социального участия, д) обширной технологичности.
25. «Во всех промышленно развитых странах (разумеется, и в России) базовой семьей, несмотря на существенную ее трансформацию, как и в прошлом, остается моногамия, на ее фоне все альтернативы выглядят небольшими вкраплениями». Это утверждает: а) А.И. Антонов, б) Л.В. Карцева, в) С.И. Голод, г) И.В. Бестужев-Лада, д) Г.Е. Зборовский.
Вопросы для зачета 1. Предмет социологии семьи; основные дефиниции. 2. Функции семьи: общественные и личностные. 3. Структуры семьи: содержание, многообразие. 4. Этапы жизненного цикла семьи. 5. Сети родства и свойства. Генеалогическое древо семьи. 6. Зарубежная социология семьи. 7. Социология семьи в России. 8. Вклад П.А. Сорокина в становление науки о семье. 9. Особенности семьи как социального института. 10. Специфика семьи как малой социально-психологическая группы. 11. Брак как социальное явление. 12. Роль семьи и воспроизводстве населения. 13. Сексуальное поведение. 14. Социализация в семье. 15. Семейная идеология. 16. Качество брака и успешность функционирования брачно-семейных отношений. 17. Социальный аспект семейных конфликтов и основные пути их разрешения. 18. Супружеские конфликты. 19. Социальные последствия развода. 20. Немоногамные модели брака и семьи. 21. Современная российская семья: основные проблемы и тенденции развития. 22. Особенности жизнедеятельности молодой семьи. 23. Методология и методика социологического исследования семьи. 24. Защищенность семьи в социальной политике. 25. Будущее семьи: взгляд зарубежных и российских ученых. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Социология как учебная дисциплина ориентирована на формирование у студентов определенной системы знаний о закономерностях жизнедеятельности социума, закрепление умений творческой аналитической деятельности, выработку навыков применения накопленной информации в учебе и практической работе. Социология семьи как частная социологическая теория призвана раскрыть перед студентами широкое поле проблем одного из важных разделов социологии институтов, суть главных вопросов крупной отрасли социологического знания, выступает как специальный курс. Семья представляет собой уникальную человеческую микрообщность, влияющую на все сферы жизни общества. Эта супермикроячейка обеспечивает возобновление поколения, социализирует каждого человека, превращая его в личность. Курс направлен на формирование ясного, научно-обоснованного взгляда юношей и девушек на институты семьи и брака, накопления студентами определенной совокупности теоретических знаний по предмету для умелого применения в практике принципов позитивного построения межсубъектных взаимодействий, а также закрепление навыков организации внутрисемейных личностных отношений. Именно последнему способствуют семинары, при подготовке к которым студентам следует ориентироваться на разработанные планы занятий и на программу курса. Целесообразно внимательно прорабатывать монографии, материалы периодических изданий (в основном статьи из научных журналов “Социологические исследования”, “Вестник Московского университета” (Сер. 18. «Социология и политология»), “Журнала социологии и социальной антропологии”, “Социологического журнала”, “Рубеж: Альманах социальных исследований”, «Народонаселение», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», а также обращаться к справочной литературе. Иллюстрациями к вопросам темы могут служить текущие события, представленные в прессе (газетные публикации, статьи молодежных журналов «Студенческий меридиан», «Смена» и др.). При подготовке к занятиям студенты сегодня имеют возможность использовать различные источники информации: Интернет, аудиовизуальные материалы и т.п. И все же наиболее эффективным методом обучения остается работа с печатным текстом. Работа с книгой включает ряд этапов. Предварительный просмотр состоит в ознакомлении с оглавлением, предисловием, заключением. Это позволяет составить о ней предварительное впечатление. Глубже понять ее содержание позволяет введение, комментарии, список литературы. Предисловие содержит справочно-информативный материал. В примечаниях обычно обращают внимание на те аспекты изучаемой проблемы, которые по разным причинам не нашли достаточного отражения в данной работе. Список литературы повышает информационно-познавательную ценность издания, дает читателю возможность подобрать дополнительную литературу по разрабатываемой теме. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить разделы, главы, параграфы, представляющие интерес. Следующий этап изучения книги – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Его цель – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу темы имеет отношение помещенная информация, как ее использовать и чем дополнить. Отдельный этап работы с книгой – запись прочитанного. Ее основные формы: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, резюме, аннотация, конспект. План представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге; каждый его пункт раскрывает одну из сторон избранной темы, а все в совокупности охватывают ее целиком. Выписка – есть текстуально оформленный фрагмент монографии (либо журнальной статьи); лучше сделать ее на отдельном листке или карточке. Тезисы – это сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения, сомнения или отрицания; они составляются после предварительного знакомства с текстом, нередко при повторном прочтении и предназначены для сохранения основной информации. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги теоретической работы. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Его основное содержание составляют тезисы, дополненные собственными суждениями и посильными доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный создается из заимствования отрывков подлинника – цитат со ссылками, с сохранением смысла и логики текста. В свободном конспекте материал излагается в удобном для читателя порядке. В тематическом за основу берется конкретная проблема, тогда он может быть составлен по нескольким источникам. При работе над конкретными темами используется литература, имеющаяся в библиотеках города, кабинетах факультета; делаются опорные конспекты (возможны иные формы фиксации: подробный план, составление библиографии); конспектируя прочитанное, разумно на полях тетрадей записывать свои мысли, возникшие идеи, вопросы. Если тема предлагается для самостоятельного изучения или излагается только в лекции (не является предметом рассмотрения на семинаре), то при подготовке к промежуточному контролю в середине семестра и к экзамену необходимо внимательно ознакомиться с содержательной частью программы по теме. Пристальное внимание надо обратить на аннотации (две-три в течение семестра). Аннотация, понимаемая как краткое изложение содержания статьи, дает общее представление о ней. Целесообразно готовить развернутые аннотации, которые отражают основные идеи в обобщенном виде (объем – 2-3 страницы формата А-4). Аннотации по периодике пишут для шлифовки навыков работы с научной литературой. Их следует составлять по новейшим журнальным публикациям (рекомендованным или найденным самостоятельно). Принимается, как правило, рукописный вариант. При выполнении данного вида работы имеются два варианта, которые выбирает сам студент. I. Традиционный, как это обычно делалось на 1-2-м курсах (краткий пересказ содержания по своему усмотрению). II. По предлагаемой схеме (анализ статьи по пунктам):1) Определена ли цель написания? 2) Сформулирована ли в ней проблема? 3) Каковы основные идеи статьи? 4) Просматривается в начале статьи ее результат? 5) Отграничен ли основной вопрос изложения от побочных тем? 6) Какие средства использует автор для достижения цели? 7) Представляется ли ясность система доказательств, каковы аргументы? 8) Какие логические и теоретические просчеты обнаруживаются в статье? 9) Согласные ли Вы с выводами автора? 10) Какова Ваша оценка статьи? Для проверки собственного понимания проблем целесообразно выполнять задания для самоконтроля. Успешное овладение курсом предполагает также апробирование и закрепление полученных знаний с помощью тестов. Полезно для запоминания составлять структурно-логические схемы изучаемой темы. Разумно иметь небольшие словарики основных понятий по курсу. Для привития вкуса к познанию классических текстов, пополнения лексического запаса студентов, более глубокого понимания проблем изучаемого курса представляется чрезвычайно важным весьма полезным чтение научной, художественной и научно-популярной литературы. В заключение изучения программного материала по проблемам брачно-семейных отношений проводится зачет в устной форме. При этом, разумеется, учитывается работа студентов в течение всего семестра: на семинарских занятиях (главным образом), лекциях, во время обсуждения проблем на коллоквиуме, а также результативность самостоятельной деятельности.
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) список основной литературы 1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Учебник. 2-е изд. М,. 2005. 2. Гидденс Э.Социология: Учебник: Пер. с англ. 2-е изд. / При участии К. Бердсолл. М., 2005. Ч. 2, гл. 4. С. 93-97, 98. Гл. 7. 3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. 4. Голофаст В.Б. Социология семьи. СПб., 2006. 5. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008. 6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.10. Гендер. Семья. Брак М., 2006. 7. Клецин А.А. Социология семьи // Социология в России: Учеб. пособие / Под. ред. В.А. Ядова. М., 1998. 8. Ковалевс
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.221.194 (0.043 с.) |