Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте основные положения гендерной социологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как рассматривались гендерные отличия в мировой социологии? Феминизм: сущность, этапы, направления. Круглый стол по проблемам молодежи “Молодежь в XXI веке” Вопросы для обсуждения
1. Молодежь в современном обществе: проблемы социализации, профессионального самоопределения, духовно-нравственного развития, ориентаций на образование и труд. 2. Проблема взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества. 3. Особенности современных молодежных субкультур. Темы сообщений, выступлений 1. Молодежная субкультура, ее позитивные и негативные компоненты. 2. Личность молодого человека: проблемы социализации. 3. Типы специфически молодежных конфликтов. Социальные факторы их возникновения и локализации. 4. Особенности девиантного поведения молодежи в обществе. Механизмы социального контроля над поведением молодежи. 5. Социальные проблемы молодежи в украинском обществе, обусловленные состоянием экономики, политики, культуры и других факторов. 6. Молодежные объединения, их место и роль в решении молодежных проблем. Состояние и тенденции развития государственной молодежной политики в Украине. 7. Рынок труда и молодежь: состояние и тенденции. Проблемы трудоустройства молодежи и механизмы их реализации. 8. Проблемы студенческой молодежи. Основные интересы студенческой молодежи: образовательные, профессиональные, досуговые, др. 9. Общественные объединения студенческой молодежи, их роль в реализации интересов молодежи. 10. Основные проблемы молодой семьи.
Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между поколениями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между поколениями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей? 2. Изобразите графически межпоколенную мобильность на примере своей родословной. График подтвердите конкретными фактами. Тесты для самоконтроля: 1) Возникновение социологии молодежи как отдельной отрасли социологического знания в западной социологии относится к: а) 60-м годам XX в.; б) 20-30-м годам XX в.; в) концу XIX в.; г) 90-м годам XX в. 2) Формирование отечественной социологии молодежи как отдельной отрасли социологического знания относится к: а) 60-м годам XX в.; б) 20-30-м годам XX в.; в) концу XIX в.; г) 90-м годам XX в. 3) В каком из ответов наиболее полно и точно раскрыт предмет социологии молодежи? а) разработка понятийно-категориального аппарата для изучения сущности молодежи, специфики ее жизнедеятельности в обществе; б) анализ состояния и динамики ценностных ориентаций молодежи; в) изучение процессов формирования политических, этических, профессиональных и эстетических интересов и позиций молодежи; г) изучение факторов, которые влияют на формирование сознания и д) определение понятия “молодежь” и установление ее возрастных границ; є) изучение механизма формирования сознания молодежи, соотношения биологического и социального, а также: факторов, которые влияют на сознание и поведение человека; є) изучение взаимодействия поколений и определение роли возрастных этапов в структуре жизненного цикла личности; ж) изучение механизмов социализации и воспитания молодого поколения, приобретение социальной зрелости и становление молодежи как субъека истории. 4) Феномен единства поколений, механизм социального наследования в социологии молодежи изучался научной школой, использующей: а) психоаналитический подход; б) структурно-функциональный подход; в) культурологический подход. 5) Культура молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов называется: а) молодежной средой; б) молодежной субкультурой; в) молодежной культурой. 6) Объектом государственной политики являются: а) молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения; б) государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане; в) молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет.
Литература
1.Волков Ю.Г. Социология молодежи. Учебное пособие / Ростов на Дону, 2001. 2.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999. 3.Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998. 4. Социология молодёжи. Учебник. /Под ред. В.Т.Лисовского. - С.-Пб. 1996. 5. Чупров В.И. Социальное развитие молодёжи. Теоретические и прикладные проблемы. М., Социум. 1994. 6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. 7.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во. МГУ 1980. 8. Боряз В.Н. Молодёжь. Методологические проблемы исследования. Л.:Наука. 1973. 9. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993. 10.Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодёжи. //Социс., 1998. № 8. 11. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодёжь как социальная категория. М.,1970. 12. Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1994. 13. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.:Социум. 1999. 14.Ковалёва А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М. 1996. 15.Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М. 2000. 16. Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство политической литературы. 1967. 17. Парсонс Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории. //Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992. 18. Савва М.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодёжной среде. //Социс. 1992. №5. 19. Социология. Основы общей теории. Учеб. пособие./Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичёва. - М., 1996 20. Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодёжи. //Рабочая книга социолога. М.:Наука. 1983. 21.Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука. 1989. 22.Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс. 1990. 23.Харитонов Б.М. Человек и власть. Механизмы взаимодействия. М.,1997 24.Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия. //Социс. -1994 №6. 25.Чупров В.И. Мотивационная сфера сознания молодёжи: состояние и тенденции развития. М. 1993. 26.Чупров В.И. Социальное развитие молодёжи. Теоретические и прикладные проблемы. М.,Социум. 1994. 27.Чупров В.И. Молодёжь в общественном воспроизводстве. //Социс 1998. №3. 28. Авраамова Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 98 – 103. 29. Алайба Т.Е. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов / Т.Е. Алайбе, Е.Н. Заборова // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 93 – 97. 30. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О.А.Большакова // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136 – 139. 31. Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. - № 6. – С. 26 – 37. 32. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 99 –105. 33. Зубок Ю.Л. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю.Л. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 3 7 – 46. 34. Исхакова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р.Исхакова, Р.Р. Болгачев // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 103 – 106. 35. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И.Ковалева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 109 – 113. 36. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111 – 115. 37. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 111 – 116. 38. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 79 – 87. 39. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С.134 –138. 40. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи / П.А.Михеев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 91 – 95. 41. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г.М. Мкртчян // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 104 – 113. 42. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88 – 94. 43. Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А.В. Соколов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 91 – 97. 44. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы / Г.А. Чередниченко // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 114 – 117. 45. Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В.Черкасова // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 104 – 106. 46. Юдин В.В. Религиозность молодежи / В.В. Юдин // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 137 – 140. 47. Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения / М.А. Ядова // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 78 – 87. Семинар №7. Общественное мнение как социальный институт (2 часа) План 1. Понятие, структура, функции, механизмы формирования и формы выражения общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения. 2. Особенности общественного мнения в современной Украине. 3. Методы изучения общественного мнения. Темы рефератов и докладов
1. Общественное сознание и общественное мнение: проблемы соотношения понятий. 2. Роль общественного мнения в формировании гражданского общества. 3. Общественное мнение как социальный институт общества. 4. Особенности формирования общественного мнения в современном украинском обществе. 5. Мониторинг как способ изучения общественного мнения. 6. Проблемы истинности и ложности общественного мнения. 7. Социологические методы в изучении общественного мнения. 8. Мировое общественное мнение: условия и особенности формирования. 9. Средства массовой информации как источник общественного мнения.
Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Как соотносятся категории “общественное сознание” и “общественное мнение”? 2. Назовите условия и источники формирования общественного мнения. 3. Чем отличаются индивидуальное и групповое общественное мнение? 4. Каковы основные формы и способы выражения общественного мнения? 5. Назовите особенности использования метода интервью при изучении общественного мнения. Тесты для самоконтроля: 1) Под функциями общественного мнения понимают: а) связь социологии общественного мнения с другими отраслями науки; б) типы общественного мнения; в) роль общественного мнения, которое оно выполняет в обществе. 2) Общественное мнение выступает в роли генератора новых идей, отношений, выполняя: а) функциональную роль; б) дисфункуиональную роль; в) нейтральную роль. 3) Каковы основные функции общественного мнения: а) регулятивная (управленческая); б) директивная; в) консультативная; г) критическая; д) распределительная; е) производственная. 4) Управленческая функция общественного мнения заключается в: а) осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты; б) участвует в формировании содержательной стороны политики и управления; в) заключается в способности общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению; г) состоит в том, что общественное мнение способно выступать в качестве источника, средства и способа социального познания. 5) Общественное мнение отражает: а) реальное состояние общественного сознания; б) интересы и настроения классов и социальных групп общества; в) интересы отдельного индивида; г) реальное поведение индивидов и групп. 6) Выделите три компонента базисной (внутренней) структуры общественного мнения: а) рациональный; б) эмоциональный; в) волевой; г) поведенческий (деятельностный). 7) Объект общественного мнения: а) это конкретные явления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения субъекта общественного мнения; б) это явления или темы, касающиеся только политической сферы общества; в) это явления или темы, по которым может быть высказана точка зрения субъекта общественного мнения когда-нибудь в будущем; г) это явления или темы, касающиеся только духовной сферы общества. 8) Тремя условиями формирования общественного мнения являются: а) наличие проблемы, имеющей важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей; б) проблема должна носить дискуссионный характер; в) наличие компетентности по вопросам, о которых необходимо высказать мнение у субъекта общественного мнения; г) необходим продукт взаимодействия людей. 9) Общественное мнение может существовать в форме: а) оценочного суждения; б) побудительного мотива; в) сплетни; г) социального действия.
Литература 1. Матусевич В.А. Общественное мнение // Социологический справочник. К., 1990. 2. Піча В.М. Соціологія: загальний курс. Навчальний посібник для студентів вищих закладів освіти України. – К., 2000. 3. Соціологія. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. / За ред.. Городяненко В.Г. – К.: Академія, 1999. 4. Социология. Под ред. Емигина П.С., Мутагирова Д.З., Скворцова Н.Г. – Питер, 2004. 5. Соціологія: Терміни. Поняття. Персоналії. – М., 1998. 6. Якуба С.А. Социология. – Харьков, 1996. 7. Алихаджиева И.С. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению (региональное исследование) / И.С. Алихаджиева // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 82 – 85. 8. Горяинов В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения / В.П. Горяинов // Социологические исследования. – 2002. – № 4. – С. 35 – 48. 9. Давыдов А.А. Системный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения / А.А.Давыдов, А.Н. Чураков // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 13 1 – 137. 10. Докторов Б.З., Хурья Э. Забытая страница из истории изучения общественного мнения / Б.З.Докторов // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 121 – 130. 11. Невирко Д.Д. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Н.А. Горбач // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 76 – 84. 12. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2001. – № 6. – С. 3 – 15. 13. Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения / Л.В. Шубина // Социологические исследования. – 2005. – № 11. – С. 138 –141.
Семинар №8. Образование как социальный институт (2 часа) План 1. Общественная и личностная ценность образования. Образование как фактор социальных изменений, социализации личности и социальной мобильности. 2. Структура и функции образования. 3. Тенденции развития образования в современном мире. Социальные проблемы образования в современной Украине. Темы рефератов и докладов 1. Образование как социальная ценность и социальный институт. 2. Интеграция образования в современном мире. 3. Социальные проблемы образования в Украине в XXI веке. 4. Проблемы реформирования общего образования в современной Украине. 5. Проблемы реформирования профессионального образования в современной Украине. 6. Трансформация функций украинской высшей школы. 7. Проблемы коммерциализации образования в Украине. 8. Структура ориентаций на ценности образования современного украинского студенчества. Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Каковы, по Вашему мнению, перспективы двенадцатилетней школы в нашей стране? 2. Согласны ли вы со следующим суждением: “Высшее образование способствует реализации творческого потенциала”?. 3. Почему высшее образование является фактором социальной мобильности человека? 4. К каким социальным последствиям может привести коммерциализация высшей школы? 5. Исследования показывают, что те, кто рано покидают школу, в будущем имеют более низкий социальный статус. Каковы, на ваш взгляд, причины этого явления? Тесты для самоконтроля: 1) Образование в XXI веке переживает: а) кризис, вызванный падением общественной ценности образования; б) расцвет, связанный с ростом масштабов и появлением новых форм и типов образовательных систем; в) временный кризис, вызванный противоречием сложившихся традиций в системе образования с новым образом мышления.
Литература 1. Ашин Г.К. Проблемы элитного образования в зарубежной социологии / Г.К. Ашин // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 87 – 95. 2. Гребнев Л.С. Образование: рынок «медвежьих услуг» / Л.С. Гребнев // Мир России. – 2005. – № 2. – С.40 – 96. 3. Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э.С. Демиденко // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 80 – 87. 4. Зборовский Г.Е. Образование как ресурс информационного общества / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 107 – 113. 5. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта / Ф.Г.Зиятдинова // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 51 – 58. 6. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – №2. – С. 134 – 138. 7. Осипов А.М. Университет как региональная корпорация / А.М. Осипов, С.В. Иванов // Социологические исследования. – 2004. – № 11. – С. 105 – 110. 8. Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования / Г.А. Праздников // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 78 – 82. 9. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора / А.В.Селиверстова // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 95 – 103. 10. Собкин В.С. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников / В.С.Собкин // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 106 – 115. 11. Соколов А.В. Интллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А.В. Соколов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 91 – 97. 12. Тюрюканова Е.В. Ориентации детей мигрантов на получение высшего образования / Е.В. Тюрюканова, Л.И. Леденева // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 94 –100. 13. Федоренко Л.П. «Теневые» отклонения в вузе: грани проблемы / Л.П. Федоренко // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 62 – 64. 14. Шевченко И.О. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования / И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 118 – 123. 15. Ярская-Смирнова Е.Р. Проблема доступности высшего образования для инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 48 – 56. Семинар 9. Наука как социальный институт (2 часа) План 1. Наука как социальный институт: структура и функции. 2. Социальная ценность науки. Наука и общество. Личность ученого и его социальный статус. 3. Наука в современном украинском обществе и государственной политике.
Темы рефератов и докладов
1. Состояние и перспективы развития украинской науки. 2. Социальные аспекты воспроизводства научных кадров. 3. Социальная ответственность ученого. 4. Социальный статус научных работников. 5. "Утечка умов" как социальная проблема украинской науки. 6. Организационная структура современной украинской науки. 7. Интеграционные процессы в современной науке. 8. Роль науки в развитии постиндустриального общества. Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Привлекая материалы средств массовой информации, раскройте функции современной науки. 2. В чем особенность взаимосвязи социальных институтов науки и образования? 3. В чем выражается сущность проблемы формирования социальной ответственности ученого? 4. В чем состоит проблема этики в науке? Тесты для самоконтроля: 1) Социология науки как специфическая отрасль общей социологии возникла? а) в 40-50-е гг. ХIX в.; б) в 30-е г. ХХ в.; в) в начале ХХI века. 2) Основоположником «институциональной» социологии науки принять считать: а) К. Маркса; б) М. Вебера; в) Э. Дюркгейма; г) Р. Мертона. 3) Наука включает: ж) все вышеперечисленное. 4) Набор социальных норм (этос), регулирующих научную деятельность разработал: а) Р. Мертон; б) Т. Парсонс; в) Т. Кун. 5) Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки? а) борьба за соблюдение авторских прав; б) неоднозначность последствий научных открытий; в) проявление новых научных направлений; г) стремление к научной истине. 6) Верны ли следующие суждения, характеризующие науку? А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления. Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны. 7) Верны ли следующие суждения о социальной функции современной науки? А. Социальная функция науки проявляется в накоплении знаний по различным областям жизни общества и природы. Б. Научные знания влияют на общественное управление. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны. Литература
1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М.: Социолог, 1993. 2. Адибекян О. А. Философско-методологические проблемы социологии науки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1990. 3. Большой толковый социологический словарь (Collins) в 2-х томах: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. 4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.: Изд-во Логос, 1999. 5. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Учебное пособие. – К., МАУП, 1998. 6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2000. 7. Смелзер Н. Социология: статьи разных лет. – М.: Феникс, 1994. 8. Соціологія. За ред. В.Г. Городяненка. – К.: Академія, 1999. 9. Социология: наука об обществе. Учебное пособие/ Под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996. 10. Социологический энциклопедический словарь // М.: ИНФРА – М – НОРМА, 1998. 11. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Прометей, 1994. 12. Черниш Н. Соціологія: Курс лекцій. – Львів, Кольвадорія, 1996. 13. Шаповал М. Загальна соціологія. К.: УЦДК, 1996. 14. Широкова И.Г. Социология. Конспект лекций. – М.: Приор, 2000. 15. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. 16. Якуба Е.А. Социология: Учебное пособие. – Х.:Константа, 1996. 17. Богданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра / И.Ф.Богданова // Социологические исследования. – 2004. – № 1. – С. 103 – 111. 18. Попова И.П. Профессиональный статус научных работников - вариации поведения / И.П.Попова // Социологические исследования. – 2001. – № 12. – С. 64 – 72.
Семинар №10. Семья как социальный институт (2 часа) План 1. Семья как социальный институт и малая группа. Типология семьи. Эволюция функций семьи. 2. Статусно-ролевая структура современной семьи. Внутрисемейные конфликты. Причины распада семьи и расторжения браков. 3. Социальные проблемы семьи в современном украинском обществе. Темы рефератов и докладов 1. Семья и брак как социальные институты. 2. Семья как социальный институт и малая группа. 3. Современные типы семьи. 4. Трансформация функций семьи в современном обществе. 5. Статусно-ролевая структура современной семьи. 6. Семейные конфликты и способы их разрешения. 7. Развод: причины и последствия. 8. Перспективы семьи в XXI веке. 9. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений. 10. Студенческая семья сегодня.
Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Что представляют собой семья и брак как социальные институты? 2. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей? 3. Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время? 4. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? 5. Социальные причины распада семьи. 6. Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, заключенные в раннем (до 20 лет) и зрелом (после 30 лет) возрасте. Прокомментируйте это суждение. 7. Считается, что большинство женщин испытывают неудовлетворенность жизнью, если они не справляются с родительской и супружеской ролями, а мужчины – с профессиональной ролью. Выскажите свое мнение.
Тесты для самоконтроля: 1) Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется: а) совместной деятельностью; б) наличием общей цели; в) совместным принятием решений; г) общностью быта. 2) К основным функциям семьи относятся: а) функция сексуального регулирования; б) репродуктивная функция; в) стабилизация доминирующей в обществе социально-классовой структуры; г) регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний. 3) Наиболее древней формой семейной жизни является: а) родственная семья; б) нуклеарная семья; в) тотемический клан; г) клан родственников. 4) Моногамия это: а) когда женщина имеет несколько мужчин; б) когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях; в) когда запрещены браки между родственниками; г) брак одного мужчины с одной женщиной. 5) Для большинства современных обществ существует только эта форма супружества: а) полигамия; б) групповой брак; в) полиандрия; г) полигиния. 6) Для современного западного общества характерен следующий тип семьи: а) нуклеарная; б) расширенная; в) патриархальная; г) полигамная. 7) Семья как один из основных социальных институтов выполняет функции (дописать): а) эмоционального удовлетворения;б)в)г)д)8) Семья, которая состоит из представителей двух поколений: родителей и их детей, называется: а) полигамной семьей; б) нуклеарной семьей; в) расширенной семьей; г) полигенной семьей. 9) В современной европейской культуре половое сожительство кровных родственников трактуется как: а) полигамная семья; б) инцест; в) свингерство; г) полигенная семья. 10) Известно, что Киевский князь Владимир имел несколько жен и наложниц. Это можно трактовать как: а) полиандрийную семью; б) полигенную семью; в) полигамную семью; г) расширенную семью. 11) Семья выступает в современном обществе как доминирующий агент социализации на: а) всех этапах социализации; б) ранних этапах социализации; в) на этапе ресоциализации. Литература 1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 78 – 84. 2. Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 109 – 119. 3. Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадаева // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 120 – 126. 4. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А.Н. Ильяшенко // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 85 –90. 5. Лысова А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США / А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 108 – 116. 6. Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье / Т.С. Лыткина // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 85 – 90. 7. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2004. – № 5. – С. 65 – 72. 8. Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства / Н.В. Панкратова // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 116 – 123. 9. Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики / А.А. Пахомов // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 101 – 107. 10. Шевченко И.О. Большая семья – какая она? / И.О.Шевченко, П.В. Шевченко // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – 57 – 63. Семинар №11. Социальные конфликты (2 часа) План 1. Понятие, источники и функции социального конфликта. 2. Типы социальных конфликтов. 3. Динамика и способы разрешения социальных конфликтов. Темы рефератов и докладов 1. Социальные конфликты: их структура, функции, типы и стадии протекания. 2. Способы разрешения социальных конфликтов. 3. Межличностные конфликты и способы их преодоления. 4. Конфликты в современном украинском обществе. 5. Межэтнические конфликты в современном украинском обществе. 6. Понятие, особенности протекания и способы разрешения трудовых конфликтов. 7. Социальное противоречие и социальный конфликт: проблема соотношения понятий. 8. Виды и формы социальных конфликтов в современной Украине. Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Охарактеризуйте конфликтную ситуацию и фазы назревания конфликта. 2. Что такое латентный конфликт? 3. Назовите основные стадии протекания конфликта. 4. Приведите примеры субъектов различных конфликтов. 5. Охарактеризуйте способы разрешения конфликтов.
Тесты для самоконтроля: 1) Определите последовательность стадий конфликта: а) стадия разрешения конфликта; б) конфликтная стадия; в) постконфликтная стадия; г) предконфликтная стадия. 2) Какие из названных функций конфликта являются позитивными: а) стимулирование социальных изменений; б) достижение внутреннего единства; в) «выпуск пара»; г) нарушение социальной стабильности. 3) Какие из перечисленных теорий рассматривают социальный конфликт как явление, выполняющее позитивные функции в обществе: а) структурный функционализм; б) марксистская теория; в) «конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа. 4) Позитивные функции социальных конфликтов в обществе (дописать): а) влияние на установление оптимального соотношения индивидуальных и групповых интересов;б)в)г)д)е) 5) Негативные функции социальных конфликтов в обществе (дописать): а)б)в)г)д)е) 6) К основным принципам разрешения конфликтов (1 – игнорирование конфликта; 2 – подавление конфликта; 3 – признание его реальности; 4 – индивидуальный подход к каждому конфликту; 5 – совместный поиск путей его преодоления) можно отнести: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 3, 4, 5; в) 1, 2.7) Конфликты замедляют и усложняют процессы принятия решений, отвлекают от выполнения текучих плановых заданий, нарушают ритм и эффективность деятельности. О какой функции конфликтов идет речь? а) дестабилизирующая; б) коммуникативная; в) сверхзатратная; г) дезорганизующая; д) социально-диагностическая. 8) Участие в конфликте способствует консолидации людей, которые защищают общие интересы, формированию их заинтересованности в сотрудничестве, согласовании и объединении своих усилий. О какой функции конфликтов идет речь? а) дестабилизирующая; б) коммуникативная; в) интегральная; г) дезорганизующая; д) социально-диагностическая. 9) Поиск путей разрешения конфликта активизирует социальное взаимодействие, обеспечивает взаимоприспособление его участников, совместную выработку общих решений. О какой функции конфликтов идет речь? а) дестабилизирующая; б) коммуникативная; в) интегральная; г) дезорганизующая; д) социально-диагностическая. 10) Конфликты приводят к нарушению социального равновесия, общественного порядка, применению насильственных методов разрешения существующих проблем. О какой функции конфликтов идет речь? а) дестабилизирующая; б) коммуникативная; в) интегральная; г) дезорганизующая; д) социально-диагностическая. Литература
1. Видоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире / З. Видоевич // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 25 – 32. 2. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации / А.В. Глухова // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 100 –106. 3. Дмитриев А.В. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда / А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 90 – 99. 4. Дмитриев А.В. Этнические группы трудящихся – мигрантов и принимающее общество: взаимодецствие, напряженность, конфликты / А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 86 –94. 5. Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф.Ногайчук // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 48 – 54. 6. Якимец В.Н. Сложносоставные конфликты – атрибут постсоциалистической трансформации / В.Н. Якимец, Л.И. Никовская // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 77 – 89.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.016 с.) |