Особенности функционирования средств массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования средств массовой информации



 

Функционирование и развитие системы массовой коммуникации в современной Украине имеют существенные особенности, что обусловлено как общими сущностными характеристиками трансформационных обществ, так и собственно украинскими реалиями. Учитывая это, социологию интересует влияние социальных процессов на особенности функционирования СМИ, а также на то, как модификация СМИ отражается на социальной жизни.

Качественные изменения в отечественных СМИ начались в конце 80-х годов XX в. Это время, как и начало 90-х, характеризовалось ростом социальной активности граждан, резким увеличением количества и повышением популярности печатных средств информации, расширением аудиторий специфических программ масс-медиа (трансляции заседаний Верховной Рады СССР и Украины, общественно-политические телерадиопрограммы). Масс-медиа были тогда своеобразным нервным сгустком процессов, которые переживала страна.

Во второй половине 90-х годов общие тиражи печатных изданий снизились, хотя выросло общее количество наименований. По официальным данным, с 1990 по 1996 год количество периодических изданий выросло на 23%. Но общий разовый тираж их снизился с 25 млн. экземпляров в 1990 г. до 23 млн. в 1996 г. Сократилась и читательская аудитория. По социологическим данным, почти 25% опрошенных отметили, что за неделю до опроса они не пересмотрели ни одной газеты. Читательский интерес стал переориентироваться с общественно-политической тематики на развлекательную, что обусловило рост популярности соответствующих изданий: среди самых популярных тематик в прессе респонденты отмечают прежде всего гороскопы, кроссворды, юмор, светскую хронику и др. Похожая ситуация наблюдается и на телевидении. Согласно данных опроса четко прослеживается интерес аудитории к развлекательным, музыкальным, спортивным программам, телесериалам, художественным фильмам и т.п.

Самыми распространенными в масс-медиа становятся рекреативная функция та функция воспроизводства в аудитории определенного эмоционально-психологического настроения, которые до недавнего времени находились на последних позициях. Это касается как общей ситуации, так и каждого масс-медийного продукта в частности. Все чаще газеты - особенно еженедельные - превращаются в то, что в западных исследованиях массовых коммуникаций называют “омнибусами” - прессу, рассчитанную на любой вкус, самую широкую аудиторию.

Существенно изменяет лицо современных масс-медиа экономический фактор. Рыночная экономика превращает информацию в товар. Она должна быть не только передана, но и приобретена, использована. СМИ все чаще пытаются увеличить свои тиражи за счет рыночных технологий, маркетинговых стратегий и т.п. Но превращение информации в товар со свойствами потребительской стоимости актуализирует проблему выполнения массовой коммуникацией всей совокупности присущих ей функций. Прежде всего возникает вопрос, возможна ли реализация всей совокупности функций СМИ одновременно с коммерциализацией, доминированием рекреативних тем, сюжетов в масс-медиа.

Другой проблемой является степень контроля за обществом со стороны властных структур через СМИ. Эта проблема в социологии массовых коммуникаций в последнее время является особенно актуальной. В частности, активно дебатируется проблема давления на общество во время избирательных кампаний, использования “избирательных технологий” и т.п. Современные технологии дают возможность осуществлять давление на аудиторию не жестким идеологическим принуждением, а на уровне так называемого “слабого влияния”. Например, вся концепция современных паблик рилейшнз (англ. public relatious - связи с общественностью) ориентируется на использование методик непрямого давления на общественное мнение. Все чаще специалисты говорят об удивительной эффективности влияния на сознание человека так называемого “двадцать пятого кадра”.

Но нравственность таких влияний вызывает определенные сомнения. PR-практика, скажем, находится перед дилеммой: имеет ли она право на аморальные манипуляции с сознанием общественности даже для улучшения ее положения. Эта дилемма осложняется тем, что современные средства массовой коммуникации через свою природу и особенности функционирования прибегают к подмене реальности, ее имитации. Следовательно, речь идет в лучшем случае о контроле и селекционной практике относительно информации в СМИ, о превращении ее на “нормативную”, “социальную”, которая отвечала бы социальным вкусам большинства.

Все чаще социологи указывают на то, что СМИ превращаются в рычаги управления, даже манипулирование общественным мнением. Легитимизация действий власти, попытка подать их такими, каковы поддерживаются обществом, интеграция широкой аудитории - все эти аспекты находятся в центре внимания исследователей массовой коммуникации. Исследования последних лет свидетельствуют о резком усилении контроля над информацией с целью управления общественным мнением.

Легитимизация властных действий, создание позитивного общественного мнения относительно властных структур, поддержка доминирующих ценностных ориентиров в обществе - именно этого власть ожидает от масс-медиа. Украинские реалии последнего десятилетия XXI в. свидетельствуют об использовании властью СМИ в политических целях и их самоинициативное подключение к системе идеологического давления. Опасность этого заключается в реальных возможностях опосредствованного влияния масс-медиа на общественность благодаря современным СМИ. Как утверждают исследователи, “тяжело представить себе, чем закончился бы национал-социализм, если бы у Гитлера было телевидение”.

Однако давление властных структур на общественность через СМИ не во всем является прямым и грубым. Общественное мнение является феноменом, который функционирует не только на основе информации, переданной через каналы коммуникации, а будучи достаточно автономной, селекционирует, фильтрует эту информацию. Поэтому не все, что циркулирует по каналам СМИ, эффективно влияет на общество. Прямое идеологическое давление может быть ослаблено провозглашением в современном обществе ориентации на гражданские права, поскольку возможность предания собственной позиции огласке является эффективным рычагом социального контроля над массовой коммуникацией.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте объект, предмет, историю возникновения массовой коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.004 с.)