Основные методы изучения общественного мнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы изучения общественного мнения



 

Выделяют следующие методы изучения общественного мнения: наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, различные виды опросов. Среди опросов выделяют: анкетирование, проведение интервью, почтовые, телефонные, прессовые. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками. Методы наблюдения, эксперимента не позволяют получить полной, представительной и точной информации. Эти методы предпочтительнее использовать на этапах предварительного изучения мнения отдельных групп населения или, напротив, при углубленном анализе информации, полученной в результате опроса. Во втором случае использование эксперимента и наблюдения позволяет уточнить причины и мотивы тех или иных мнений. Главными методами изучения общественного мнения являются опросы, позволяющие сравнительно быстро и с минимальными затратами получить систематическую и точную информацию о мнениях людей. Опрос заключается в обращении специально подготовленных интервьюеров к респондентам с заранее подготовленными вопросами. Специфика социологических опросов, в частности, состоит в выяснении мнения людей, которые по собственной инициативе не станут высказываться по тем или иным вопросам. Не все люди охотно участвуют в опросах. Одни респонденты сами ищут возможности высказаться, охотно участвуют в опросах, проводимых через газеты, радио, телевидение. Другие к опросам относятся равнодушно или даже с подозрением; чтобы привлечь их к опросу, необходимо проделать определенную работу. Искусство социолога состоит, в частности, в том, чтобы в результатах опроса были отражены мнения негативно и позитивно настроенных респондентов.

Опросы бывают письменными (анкетирование, когда респондент заполняет заранее подготовленную и распечатанную анкету) и устными (интервью, когда анкету заполняет интервьюер на основе ответов респондентов). Различаются очные (когда интервьюер непосредственно общается с респондентом) и заочные (когда общение происходит косвенно, через почтовую, газетную анкету, через общение по телефону) опросы. Выделяют так же экспертные и массовые опросы. Чаще всего проводят массовые опросы, но в необходимых случаях опрашивают по специальной методике и экспертов, лиц, профессионально владеющими теми или иными вопросами. Различают так же выборочные и сплошные опросы. Сплошные опросы имеют две формы: референдумы, когда опрашивают все население, и опросы, когда опрашивают каждого члена той или иной группы. Опросы бывают разовые и повторяющиеся.

Опросы проводят по месту работы, учебы и месту жительства, а так же в общественных местах.

Выделяют четыре главных типа опросов: зондажные, экспресс-опросы, регулярные и углубленные. Различия между разными типами обусловлены целями опросов, новизной проблематики, скоростью проведения опросов, используемыми методами, объемом собираемой информации, глубиной проникновения в свойства и сущностные характеристики общественного мнения.

Наиболее сложными являются углубленные опросы. Они ориентированы на выявление глубинного слоя общественного мнения, изучение его фундаментальных характеристик, основных закономерностей его развития, того содержания общественного мнения, которое сохраняется в течение длительного времени.

Указанные типы опросов могут проводиться как самостоятельные исследования, но могут входить в единую исследовательскую программу. Типы опросов могут варьировать.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте сущность общественного мнения как социального явления. В чем состоят его основные функции?

2. Охарактеризуйте механизм формирования общественного мнения.

3. Проанализируйте типы отношений общественного мнения и властных структур.

4. Раскройте сущность общественного мнения как фактора социальных изменений.

5. Проанализируйте типологию процессов производства общественного мнения.

6. Назовите основные методы изучения общественного мнения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.004 с.)