Политическое сознание и политическая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое сознание и политическая культура



 

Политическая культура – это один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и основные общественные цели, отражает многообразие политической жизни, оказывая решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности трудно. Политическая культура помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет общекультурный уровень отдельной личности, социальной общности и общества в целом.

Проблемы политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей. Г.Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно отмечал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: “этику идеи” и “этику ответственности”. Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала; вторая - строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее “этики ответственности”, чем “этики идеи”.

И.А.Ильин считал политику инструментом, обеспечивающим наилучшие возможности для культурного развития общества. Но для того, чтобы воспользоваться этим инструментом, народ должен обладать государственно-политическим кругозором, глубоким пониманием задач своей страны, высоким уровнем сознания, выражающимся в образованности и способности к самостоятельному мышлению, а также чувством собственного достоинства и силой характера.

Современная западная (и отчасти отечественная) социология отдает приоритет изучению “человека политического”, его взглядов, ценностей, политического поведения, т. е. изучает реального участника политической жизни, который не причастен к принятию политических решений, но чьи традиции, нормы, ориентации являются подлинной основой политического режима.

Политическая культура рассматривается некоторыми социологами как один из наиболее важных компонентов политической сферы жизни общества, в которую входят наряду с ней политические институты, партии, заинтересованные политические группы, избирательная система и т. д. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не то, что происходит в мире политики, а скорее идеи, отношения, мнения по поводу политики.

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л.Дитмер). Р.Путнэм понимает политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой. Е. Вятр утверждает: "Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами".

На наш взгляд, следует различать такие понятия, как “политическая культура общества” и “политическая культура личности”. Политическая культура индивида основывается на политической культуре общества и является его частью. Но личное восприятие политических ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе, т. е. политическая культура личности не сводима к политической культуре общества.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

Познавательные элементы. Это знания о политике, которые отражают сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты и свойства. Они составляют основу политической культуры. По мнению Г.Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное “изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе”. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, способность к политическому мышлению.

Эмоционально-оценочные элементы. Это чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть позитивным или негативным. Примером устойчиво позитивного отношения к власти является позиция населения Великобритании. Эта страна имеет достаточно стабильную политическую систему, основанную на уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законами.

Политическую культуру США и стран Западной Европы Г.Алмонд и С.Верба назвали культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органично сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы. Во всех цивилизованных странах отношений граждан к политическим институтам, государству, власти постоянно изучается социологическими организациями, которые разрабатывают рекомендации для различных субъектов управления.

Поведенческие элементы. Это различные формы участия граждан в политической деятельности. Важнейшим элементом выступает политическое поведение, т. е. проявление широкой системы общественных отношений, с которой целостно взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, политическая социализация, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Существуют разные точки зрения на проблему участия граждан в политической жизни общества. В “теории индустриальной политической демократии” Э.Фромм связывает нерешенные проблемы западного общества с политической пассивностью его граждан, полагая, что активность является высшим критерием демократичности общества. “Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь становится более интересной и стимулирующей. Действительно, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становится интересной”. Путь повышения активности личности в обществе, по Э.Фромму, состоит в переходе от бюрократического управления к гуманному, при котором развиваются активность человека и его творчество, помогающие преодолеть или ограничить “злокачественную агрессивность” индивидов.

Иной точки зрения придерживается Г.Д.Ласки. “Вообще полагать, - писал он, - что люди являются активными и постоянными политическими существами, - серьезная ошибка. Контекст жизни, наиболее важный для большинства, - частный контекст”. С этой мыслью согласны Г.Алмонд и С.Верба, которые всеобщее участие граждан в политике считают утопией. В идеальной культуре гражданственности, по их мнению, активность и вовлеченность граждан в политику должны уравновешиваться некоторой долей пассивности и неучастия. Социологические исследования, проведенные ими, показали, что для большинства американцев политика не является предметом первостепенного внимания. Но в то же время многие американцы поддерживают идею участия каждого гражданина в общественных делах и убеждены, что располагают знаниями и средствами для того, чтобы повлиять на ход дел в стране (75% опрошенных) и на местном уровне (77%).

Конечно, доля участия людей в политических действиях не может являться критерием уровня их политической культуры. Вполне естественно, что рядовые граждане не участвуют в процессе принятия политических решений по ключевым вопросам (экономика, оборона и др.), поскольку такие вопросы находятся в ведении государства. В истории были государства, в которых все граждане участвовали в принятии решений. В Древних Афинах граждане собирались для решения важных вопросов на рыночной площади. Но в современном государстве это невозможно. Поэтому на практике власть сосредоточена у небольшого числа людей. Граждане современного общества воздействовать на политику могут лишь как члены сорганизованной группы, используя две формы "права на участие" во власти: референдум (непосредственное участие граждан в осуществлении власти); голосование, являющееся одновременно актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений.

Существуют и другие формы политического участия (коллективные и индивидуальные). Как правило, граждане вовлекаются в политику периодами (предвыборная кампания, подготовка и проведение референдума, акции в связи с принятием властями непопулярного в общественном мнении политического решения).

Развитие политической культуры является органичной частью развития духовной культуры общества, перехода ее на более высокие ступени. Если принять мысль французских просветителей о том, что общество, основанное на началах разума и справедливости, есть цивилизованное общество, то тогда политическая цивилизованность будет означать осуществление политики и реализацию власти в интересах людей, гражданского общества, социального прогресса. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политической культуры общества и конкретных индивидов.

Для политической культуры цивилизованного общества характерны следующие признаки:

- плюрализм, трактуемый как многовариантность независимых и не сводимых друг к другу точек зрения (позиций, мнений, взглядов), связанных со всеми сферами общественной жизни. Плюралистическая демократия позволяет рассматривать политическую систему как арену столкновения конкурирующих групп (союзов, коалиций, соглашений). Это предполагает, с одной стороны, противоборство политических сил, преследующих часто противоположные цели и задачи, а с другой - политическое сотрудничество, предусматривающее решение общих задач и проблем. На практике эти формы политических отношений переплетаются, уравновешивая друг друга и удерживая в равновесии всю политическую систему;

- политическая толерантность, означающая терпимость к иным политическим взглядам (чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям). Она обусловливает возможность легальной борьбы за власть, существование легальной оппозиции, согласие между политическими силами общества относительно соблюдения "правил игры" в политической сфере. Особенно важно соблюдение этого принципа в периоды крупных политических кампаний, политических кризисов;

- искусство диалога и компромисса. Результатом диалога является компромисс. Искусство идти на компромисс – одно из важнейших качеств политической культуры, а компромисс – незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его – в способности четко представить приоритет целей, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы;

- легитимность – признание гражданами своей обязанности подчиняться правительству, вытекающее из уверенности в том, что правительство пришло к власти законным путем, что оно будет пользоваться властью в соответствии с установленными законами и традициями, в соответствии с интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в обществе.

Процесс формирования политической культуры сложный и длительный. В нем большую роль играет политическая традиция, придающая политическим ценностям конкретно-историческое и национальное содержание. В Украине есть свои политические традиции, корни которых в самобытности украинской истории и украинского национального характера, "в верованиях народа".

Перспективы политической системы как регулятора социальной жизни общества представляются достаточно оптимистичными, хотя управление сложным индустриальным обществом потребует большего государственного вмешательства и регулирования. Государство сможет эффективно выполнять свои функции только в том случае, если оно окажется способным объединить граждан и всех субъектов политической системы, политики вокруг общего интереса.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каково место и роль политической сферы в жизни человеческого общества? Дайте определение политики.

2. Что такое “политическая система общества”, какова ее структура и функции?

3. Охарактеризуйте уровни функционирования политической системы общества.

4. В чем сущность социологического подхода к исследованию политической системы? В чем Вы видите различие между политологией и социологией, изучающей политические процессы?

5. Какое место в политической системе занимает государство?

6. Какими признаками характеризуется правовое государство? Как оно соотносится с гражданским обществом? Есть ли противоречия между политической системой и гражданским обществом?

7. Тождественны ли понятия “политическая культура общества”, “политическая культура личности”, “политическое сознание”?

8. Какова сущность политической культуры и пути ее формирования?

9. Каковы особенности политической культуры украинского общества?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.013 с.)