Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет, история возникновения массовой коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коммуникация как одно из базовых условий существования общества свойственна любой форме существования людей. Поэтому она является социальным образованием. Коммуникация (лат. communicatio - связь, сообщение) – передача информации от одной системы к другой посредством сигналов или специальных материальных носителей. Коммуникация может быть вербальной (передача информации посредством устных или печатных слов), визуальной (посредством образного ряда), ориентированной на восприятие посредством слуха (музыкальная), невербальной (когда получатель информации интерпретирует мимику, жесты, символы), комбинированной. С развитием общества, осложнением социальной структуры и социокультурных отношений изменялись формы и особенности аудитории, на которую была направлена информация. Соответственно изменялась и коммуникация, что дало основание говорить о массовой коммуникации в индустриальных обществах, которая осуществляется посредством технических средств распространения сообщений. Массовая коммуникация – систематическое и одновременное распространение однотипных сообщений в больших аудиториях с целью информирования и осуществления идеологического, политического, экономического, психологического, организационного влияния на мнения, оценки и поведение людей. Коммуникация, хоть и связана с передачей информации, но не ограничивается лишь этим. Поэтому часто разграничивают понятие массовой коммуникации и массовой информации. Массовая информация – стереотипизированная информация, которая оперативно и регулярно распространяется на большую, географически рассеянную (разбросанную) аудиторию. Информация и коммуникация является двумя уровнями процесса общения. Первый - познавательный (когнитивный) - связан с распространением социально важных сведений среди широкой аудитории. На этом уровни информация создает условия для познавательной деятельности социальных субъектов, является познавательным ресурсом при формировании представлений, ценностных ориентиров, стереотипов поведения и др. На втором уровне процесса общения полученная социальным субъектом информация соединяется с системой существующих норм и ценностей, регулирует контакты с окружающей средой, прежде всего социальной. При этих условиях процесс коммуникации имеет непосредственное отношение к социальному действию. Все это свидетельствует, что коммуникация - это процесс, который существенно влияет на функционирование социума. С массовой информацией ее роднит то, что обе они контактируют лишь в средствах массовой информации (СМИ) и не могут существовать вне них. Средства массовой информации - социальные институты (пресса, радио, телевидение, Интернет, издательства и др.), которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации. Одновременно с возникновением феномена массовой коммуникации и развитием средств массовой информации появляется социология массовых коммуникаций как отдельная область в социологии. Социология массовых коммуникаций - ветви социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных явлений и процессов, деятельность социальных институтов, которые производят и распространяют массовую информацию. Предмет ее исследований - взаимодействие коммуникатора, аудитории и содержания информации, особенности восприятия массовой информации, изучение функционирования отдельных средств массовой информации. Объект - совокупность массовых информационных и коммуникационных явлений в их социальном измерении. Появлению социологии массовых коммуникаций способствовало развитие социально-политических систем в XX в., в частности формирование в первой его половине тоталитарных режимов в Европе с крепкой и разветвленной системой массовой пропаганды. В это время на переднем плане оказываются проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды, влияния массовой коммуникации на поведение граждан. А своим главной задачей социология массовых коммуникаций считала изучение особенностей процесса коммуникации и факторов, которые влияют на его эффективность. Сам процесс коммуникации наука рассматривает по такой схеме: «Кто? – Что сообщает? – По какому каналу? – Кому? - С каким эффектом?» (схема Г.Ласауелла). Одновременно развивался методологический арсенал исследований: процедуры массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (Г. Лазарсфельд), контент-анализа (Г. Ласауелл, бы. Берельсон), экспериментов в сфере массовой коммуникации (К. Левин, К. Ховланд). Эффективность коммуникации рассматривали тогда как прямое следствие влияния пропаганды, уделяя основное внимание факторам, которые усиливали или ослабляли ее. В 50-60-ые годы XX в., под воздействием структурного функционализма, понятие эффективности было дополнено понятием о функции и дисфункции в процессе коммуникации. А объектом исследований вместо процесса коммуникации стала система социальных связей, в пределах которых процесс массовой коммуникации реализуется и на которые он непосредственно влияет. С тех пор роль массовой коммуникации начали видеть не только во влиянии на установки и знания отдельных индивидов, но и в распространении определенных стандартов восприятия действительности, культурных норм, стереотипов поведения. Все это дало возможность в 70-80-ые годы развить радикальные критические направления социологии массовой коммуникации. Критически настроенные исследователи обращают внимание на манипуляции массовым сознанием, распространение и навязывание через средства массовой информации определенных идеологий, раскрывают механизмы их навязывания, давления на субъектов социальной жизни, широкие слои населения, на общество в целом через процесс массовой коммуникации. Одновременно заостряется интерес к массовой культуре, международным коммуникациям, глобальныхм проблемам распространения информации, которые часто рассматривали в пределах концепции “культурного империализма”. Конкретным результатом развития социологии массовых коммуникаций в этот период стала подготовка в рамках ЮНЕСКО программы “нового информационного порядка”, призванной обеспечить равные права развивающимся странам, в структуре мировой информационной сети. В последние десятилетия социология массовых коммуникаций сосредоточилась и на культурологических проблемах, особенностях функционирования современных средств массовой информации и качествах распространяемой информации. Представители постмодернистского подхода заостряют внимание на резких разногласиях между реальным миром и его образом в современных коммуникативных потоках, на росте в процессе массовой коммуникации роли информационных образов, которые не отвечают жизненным реалиям. В целом развитие социологии массовых коммуникаций, ее проблематика тесно связаны с эволюцией самой системы средств массовой информации. Первым средством массовой информации исторически была пресса. Газеты (тогда это были памфлеты на актуальные темы и листки новостей) появились в Европе в начале XVII в., став одним из толчков «печатной революции» - появления печатных станков, что обусловило радикальное подешевление и резкий рост количества печатных изданий. В течение XIX в. пресса становилась все дешевле, все более массовой. Одновременно сокращалось время между событием и информированием о ней публики, актуализировалась информация в прессе. В начале XX в. было изобретено радио, которое проявило недосягаемую для прессы способность интегрировать географически и политически жителей отделенных территорий. Именно благодаря радио стал очевидным эффект одновременной трансляции одной и той же информации на широкие слои населения. Здесь уместно вспомнить трагикомический эффект, который произвела радиопостановка (в 30-ые годы XX в.) романа Г. Уеллса «Война миров» на жителей Соединенных Штатов Америки, которые восприняли игровой сюжет как официальное сообщение об интервенции внеземной цивилизации. Ощутимым был и эффект консолидации людей, разбросанных войной по обе стороны фронта. В этом смысле Вторая мировая война была и войной СМИ. Еще одним неопровержимым достижением радио как средства массовой информации было привлечение в контекст социального взаимодействия сельского населения. Даже в 90-ые годы XX в., как выяснили отечественные социологические опросы, радио было в сельской местности самым распространенным источником информирования. Телевидение еще больше расширило возможности СМИ, закрепило созданные радио представления о географическом и социальном пространстве и возможностях его преодоления. Синтезируя изображение и звук, оно обеспечило пользователям более широкие коммуникативные возможности, создало недосягаемый для других СМИ «эффект присутствия», иллюзию непосредственного участия в важных политических и культурных событиях. Благодаря телевидению социальный мир стал персонифицированным, показанным наглядно: люди начали получать конкретную информацию о том, что, где и как происходит. С точки зрения аудитории, телевидение создает эффект непосредственного двустороннего общения. А соответствующая организованность информации вместе с разнообразными зрительными, звуковыми и другими эффектами делает телевидение самым влиятельным СМИ современности. В последнее время все большую популярность приобретает такое средство массовой информации, как Интернет («всемирная паутина») - мощная сеть компьютеров, соединенных в единое информационное пространство. Он открывает доступ к любым размещенным в нем информационным базам данных (текстовой, аудио- и визуальной информации), предоставляет возможность использовать их, обмениваться данными, вступать в коммуникацию с неограниченным количеством лиц. К системе Интернет подключены тысячи библиотек, предприятий, органов управления. Одной из черт Интернета является высокая степень независимости информационных пакетов, поскольку они не лицензируются. Невзирая на существенные специфические возможности, средства массовой информации характерезуються такими общими особенностями: - широта аудитории, направленность и скорость информационного влияния; - сила, коммуникативность, постоянство и многофакторность влияния; - единство пропагандистского, воспитательного и информационного влияния; - богатство методов и форм влияния; - доступность, распространенность, динамика информации. Развитие СМИ повлекло изменения в общественной психологии, способе мышления людей. Они являются важным фактором создания личности нового типа, с особенной психологией и поведенческими реакциями, которые реализуют идеологическое, политическое влияние на людей, сплачивают их в единое целое. Влияние СМИ на общественность предопределяется по меньшей мере двумя функциональными задачами. 1. Отображение, фиксация, моделирование действительности, то есть событий, фактов, социальных отношений, а окончательным продуктом является информация об этой действительности. 2. Изменение социальной реальности и управление ею, утверждение, поддержка и трансляция ценностных, нормативных ориентиров общества, контроль за реализацией управленческих решений, регуляции социальных отношений. На практике отделить эти задачи тяжело, поскольку они реализуются в единственном социально-информационном просторе. К тому же процесс функционирования СМИ по своей природе является целостным, тяжело поддается дифференциации на уровне непосредственных действий. Среди функций СМИ самыми главными являются: - информационная - направлена на удовлетворение информационных потребностей индивидов и социальных групп относительно разнообразных событий в обществе и мире; - коммуникативная - заключается в организации информационного взаимодействия между разными социальными слоями населения, а также между общественностью и источником ее информирования; - воспитательная - связана с формированием, изменением установок и ценностных ориентаций индивидов, поощрением аудитории к пропаганде определенного образа жизни, с формированием общественно значимых черт, усвоением социального опыта; - управленческая - проявляет себя в контроле за взаимоотношениями между членами общества, а также между ними и системой руководящих органов; - социальной адаптации и ориентации - опирается на потребности аудитории в информации для ориентирования в социальных процессах и явлениях, адаптации к изменениям социальных, политических, экономических условий жизни; - социальной идентификации - базируется на потребности человека чувствовать свою общность с определенными социальными группами, слоями и т.п.; - воссоздание определенного эмоционально-психологического тонуса - направлена на снятие психологического напряжения и т.п.; - рекреативна - связана с отдыхом, развлечениями и др. СМИ реализуют свои возможности не только на макроуровне (в глобальных социальных измерениях). Не менее важными являются мезо- и микроуровень их деятельности, ориентированной на конкретные социальные группы и индивиды. Согласно этого эффективность их деятельности зависит от особенностей психологических и социальных эффектов, которые они направляют на аудиторию, среди которых выделяют: - утилитарний - выражается в удовлетворении индивида информацией, необходимой ему для решения жизненных, практических заданий; - престижа - представляет собой удовольствие информацией, что подтверждает ценность группы, к которой принадлежит индивид; - усиление позиций - проявляется в позитивном влиянии на индивида информации, которая подтверждает мысль, суждения человека по определенному дискуссионному вопросу; - удовлетворение познавательного интереса - заключается в ощущении осведомленности по определенному кругу вопросов; - эмоциональный - проявляется в компенсации познавательной потребности; - эстетичный - базируется на удовлетворении восприятия прекрасного, эстетичном обогащении; - комфорта - формируется в результате снятия личностного напряжения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.009 с.) |