Возрастная стратификация общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная стратификация общества



 

Внутрипоколенные отношения охватывают два ранее обозначенных аспекта понятия поколения: возрастную группу (когорту) людей и "хронологическое поколение" в процессе социализации.

Возраст – важная социологическая категория. Знание своего возраста, а следовательно, своего места, значения в семье, в обществе свидетельствует об определенном культурном уровне.

По мере исторического развития общества возраст человека начинает во многом обусловливать его социальный статус, место и роль в системе общественного разделения труда, в особенностях возрастной градации и т. д.

Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов. У нас трудовая жизнь человека начинается в 16 лет, в США - в 14. Сегодня начало трудовой деятельности - острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются "потерянными" в социальном отношении. 13-14-летние не учатся, но и не имеют права работать. Важен и рубеж окончания трудовой деятельности. В нашей стране пенсионный возраст - 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин; в США соответственно - 65 и 62; в Швеции - 67 лет - и для мужчин и для женщин; в Норвегии - 70 лет для тех и других.

Классификация возрастов, как и продолжительность жизненного пути, разных его этапов, исторически изменчива. Древнегреческий мыслитель пределом жизни считал 80 лет (и сам умер в 80 лет). О человеческой жизни он говорил как о смене времен года: четыре сезона по 20 лет: весна - детство до 20 лет; лето - молодость - 20-40 лет; осень - зрелость - 40-60 лет; зима - старость - 60-80 лет.

К середине XX в. произошли значительные социально-демографические сдвиги. Наблюдается “постарение” населения во всех экономически развитых странах, неуклонное увеличение числа людей пожилого и старческого возраста. Долголетие – проблема социально-биологическая, государственно-общественная. Медицина здесь тесно сплетается с социальной политикой, с социологией. Биологический предел жизни человека меняется крайне медленно. Наука считает возможной продолжительность жизни каждого человека в 150 лет.

В 1962 г. симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 лет - средний возраст; 60-75 лет - пожилой возраст; 75-90 лет - старческий возраст; свыше 90 лет - долгожители.

Знать научно обоснованную возрастную классификацию необходимо как для осуществления социальной политики, так и для саморегуляции своей жизни каждым индивидом.

Особой в социально-психологическом контексте оказывается проблема стариков. Почитание возраста ослабевает, по мнению Э. Дюркгейма, вместе с цивилизацией: "Столь развитое некогда, оно теперь сводится к нескольким обрядам вежливости, внушаемым своего рода состраданием. Возрасты нивелированы... Вследствие этого нивелирования нравы предков теряют свое влияние... Связь времен менее ощутима, так как она не имеет уже своего материального выражения в непрерывном соприкосновении следующих друг за другом поколений". Адаптация стариков к социальным изменениям снижается из-за расстройства здоровья, из-за ощущения себя в положении социальных иждивенцев. Эта тенденция вызывает беспокойство в США, да и у нас. В обществах, где с большим уважением относятся к традициям, например в Японии, старики пользуются почетом. У нас все меньше стариков живут вместе с детьми. Дома же для престарелых и инвалидов - одна из болезненных проблем нашего общества.

Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны и ранимы. В. Белов пишет: "Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества. Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем".

Среди социально-психологических проблем возраста - соотношение физического и социального созревания личности. В последние десятилетия мы сталкиваемся с таким явлением, как акселерация. Ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития приходит в противоречие с традиционно сложившимися социальными условиями воспитания и нормами поведения, что становится источником социально-психологических коллизий, конфликтов, аффективных форм поведения.

Особенным является и психическое восприятие возраста. Именно в психике человека представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Психика человека относительно автономна. Восприятие возраста имеет индивидуальный характер, хотя и основывается на ряде общих проявлений, закономерностей возрастного развития личности. Так, например, Э. Берн в структуру личности любого возраста включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Все три аспекта важны для выживания человека, хотя соотношение их и биологически и психологически индивидуально. Сохранение свежести детского отношения к жизни, способности удивляться, искренне радоваться и огорчаться во многом скрашивает жизнь пожилых людей, делает ее более продуктивной. Человек с молодой душой легок на смену обстановки, дел, восприимчив к новому.

С возрастом меняется отношение ко времени: "С точки зрения молодости, жизнь - бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это - очень краткое прошлое", - писал Шопенгауэр. Пока мы молоды, что бы нам ни говорили, мы считаем жизнь бесконечной и потому не дорожим временем. Чем старше мы становимся, тем больше экономим свое время.

Определение возраста, отношение к возрастным особенностям человека - проблема духовно-интеллектуальная, социально-философская. Активное и счастливое долголетие человека связано не только с трудовым образом жизни, но и с деятельностью, направленной на общее благо.

Творческий труд во имя общего блага, любовь, альтруизм как противоположность эгоизму, духовность - путь к долголетию, а в конечном счете и к бессмертию. В. М. Бехтерев - основатель российской неврологии, педагог, философ говорил, что духовный облик каждого человека сотворяется то видимым, то неявным воздействием на него сотен других людей, еще живых и уже ушедших. И поэтому любой человек тоже не умирает, исчезая в никуда и бесследно, а продолжает вечно жить во всей совокупности своих мыслей, дел и поступков, во всех проявлениях своей личности, отпечатавшейся в других и сказавшейся на их жизни. Каждая человеческая личность не прекращает своего существования вместе с прекращением индивидуальной жизни, а продолжает его в полной мере во всех тех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время ее жизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитою, но зато живет вечно, пока существует вообще жизнь на Земле... В. М. Бехтерев утверждает идею духовной преемственности людей, а значит и двойного долга каждого: благодарности и ответственности, идею эстафеты духовной жизни вопреки телесной смерти. Возрастная определенность жизни человека, возрастные особенности имеют своим следствием возникновение проблем взаимодействия разных поколений. В чем их суть?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.007 с.)