Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте основные подходы к изучению массовой коммуникации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проанализируйте особенности функционирования СМИ.
Тема 12. Социально-поселенческая структура общества
12.1. Социология города 12.2. Социология села
Основные понятия: город, урбанизация, демографическая подсистема, экологическая подсистема, техническая подсистема, управленческая подсистема
Социология города
Социально-поселенческую структуру общества в социологии рассматривают как составляющую социальной структуры, которая включает также социально-демографическую, социально-классовую и социально-этническую структуры. Социально-поселенческая (социально-территориальная) структура общества включает многообразные виды городских и сельских образований. Изучением этих социально-территориальных образований занимаются отрасли социологии – социология города и социология села. Социология города берет свое начало с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До ХІХ века включительно города создавались и возникали как символ власти, как центры торговли, как портовые города. Да и с наступлением эпохи капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И только на пороге ХХ века появились концепции французского архитектора Т.Гарнье и английского урбаниста Э.Ховарда, в которых были высказаны первые идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации. Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это именование. Понятие города является условным и обозначает населенный пункт, отнесенный согласно законодательству данного государства к категории городов. При этом важное значение имеет количество населения: как правило, к городам относят населенные пункты с численностью населения свыше 8-12 тысяч человек. Все остальные поселения имеют другие специфические названия: деревня, село, рабочий поселок, городской поселок, поселок городского типа. Возникновение и развитие городов обусловлено рядом факторов: · усилением хозяйственно-экономических связей; · задачами политического объединения; · военно-оборонительными функциями; · необходимостью религиозной централизации; · географическим месторасположением; · ростом народонаселения. Формирование городов осуществляется за счет: естественного прироста населения, миграции, административных преобразований (включение в состав города пригородных поселений). Город можно рассматривать как исторически возникшее устойчивое локальное пространственное проживание людей, связанных разной совместной деятельностью. Бурное развитие городов (урбанизация) происходит в 19-20 веках в связи с мощным индустриальным развитием стран. В конце ХХ века городское население планеты составляло свыше 41% населения мира, а в некоторых странах Европы до 80% населения государства. В настоящее время в мире свыше 2,5 тысяч городов с населением более 100 тыс. жителей, в том числе свыше 200 городов-“миллионеров”. Существует много типов городских образований. По числу жителей принято разграничивать четыре вида городов: 1) малые (50-100 тыс.); 2) средние (100-500тыс.); 3) крупные (500 тыс. - 1 млн.); 4) крупнейшие (свыше 1 млн.). По уровню градообразовательных процессов выделяют города старые и новые. Общей тенденцией развития поселенческих структур является их усложнение. Рост урбанизации определяет не только сам процесс образования городов. Научно-технический прогресс знаменует переход от старого типа расселения – точечный (город-село) – к новому – агломерациям и урбанизированным районам. Выделяют два типа городских агломераций: · моноцентрические агломерации с городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения (пригороды, города-спутники) и превосходит их по своим размерам и социально-экономическому потенциалу (Киевская агломерация. Московская агломерация, агломерация Мехико и др.); · полицентрические агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных крупных городов (в России – Уральская, Кузбасская агломерации). Современные города – это, прежде всего, места концентрации производственных функций внесельскохозяйственного характера. Есть типы городов административного характера (Бонн), военные города-крепости (Кронштадт, Севастополь), научные центры (г. Пущино в Московской области), города-курорты (Ялта), религиозные центры (Мекка) и др. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей. Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. В системе города выделяют три градообразующих подсистемы, взаимодействие которых определяет его устойчивость: · демографическую подсистему – население с его функциями и отношениями; · техническую подсистему – все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города; · экологическую подсистему – естественную среду, включенную в систему города (сады, парки, водоемы и т.д.); · управленческую подсистему (городские органы управления: городской совет или дума, комитеты, отделы и т.д.). Демографическую подсистему города составляет городское население, «социальный субстрат» городской жизни. Население города (человеческая составляющая) является носителем таких важных характеристик, как потребности (интересы, ориентации, позиции), способности (ресурсы, резервы, кадровый потенциал, профессиональная структура), деятельность (функции людей в системе города), социальные отношения горожан во всех их формах и видах, социальные институты (учреждения, организации, партии, заведения, предприятия). Вся эта совокупность определяется как городской социум. Укажем ряд базовых показателей, которые имеют первоочередное значение в исследовании субъектов городской жизни: - количество городского населения; - плотность населения (число постоянных жителей на 1кв.км.); - миграция населения (пространственные перемещения: приезд-отъезд); - половая характеристика населения (мужчины - женщины); - возрастная характеристика населения; - брачно-семейная структура города; - воспроизводство населения (рождаемость - смертность); - профессиональная занятость населения; - национально-этнический состав населения. Город является социальной ячейкой общества, которая охватывает все этапы человеческой жизни. Город обеспечивает такие стороны жизнедеятельности, как труд, материальные и духовные потребности, подготовка кадров, рекреации, охрана здоровья, защита окружающей среды, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, общественная деятельность. Социально-экономическая ситуация существенно влияет на жизнь трудящихся. Если в городе нет достаточных шансов на социальное продвижение, не отвечает современным требованиям жилищно-бытовая сфера, высок уровень загрязнения окружающей среды, то ухудшается социальное настроение, растет число конфликтов и претензий, снижается рождаемость, возникают диспропорции в использовании трудовых ресурсов. Из-за стихийного развития городов нередко складывается ситуация, когда количество рабочей силы с соответствующей профессиональной и образовательной подготовкой оказывается значительно ниже того, что требует усложняющаяся техника и технология труда. В этом случае производственные мощности предприятий, особенно вновь вводимые, не могут быть освоены в срок, и город не дает обществу того, что он мог бы дать. На основе профессиональной структуры и структуры мест приложения труда складывается социальная структура населения, которая характеризуется соответствием или несоответствием качества рабочей силы и качества мест приложения труда. В связи перехода страны к рыночным отношениям остро стал вопрос о безработице, что является причиной миграции населения. Экологическая подсистема города - это преобразованная человеком естественная среда: сады, парки, скверы, бульвары, водоемы, аллеи и т.д. В экологической подсистеме города можно выделить четыре экологических сферы или объекта: · литосферу (земля, ландшафт); · гидросферу (водоемы всех типов: реки, пруды, озера, ручьи, родники); · атмосферу (воздушная среда города); · биосферу (флора и фауна города). По отношению к четырем экологическим объектам человек осуществляет четыре функции, составляющие содержание экологической деятельности людей: сохранение, восстановление, совершенствование природы и защита человека от пагубного воздействия естественной среды. Техническая подсистема города формируется многообразной производственно-экономической деятельностью людей и представляет собой совокупность всех технических объектов города: здания, дороги, транспортные средства, коммуникации, сооружения, рекламно-осветительные системы, малые архитектурные формы и т.д. Создание благоприятной жизненной среды в городе начинается с архитектурно-планировочных преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей. При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства. Скученность населения, безликость городской среды, распространение массовой культуры, жилищная проблема перемежаются с такими насущными проблемами, как рост преступности, увеличение количества неблагополучных семей. Все заметнее проявляется отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия. Духовную атмосферу города создают люди, имеющие общую и специальную подготовку – интеллектуальный потенциал города. Культурная ситуация в городах во многом определяется особой ролью, которую выполняет интеллигенция – люди, работающие в руководящем звене на производстве, в научно-исследовательских и академических учреждениях, в народном образовании, культурной сфере, здравоохранении. Уязвимой стороной жизни городов является торговое и бытовое обслуживание, создание их современной базы, внедрение новых методов работы, повышение культуры быта. В перспективе, по прогнозам социологов, около 2/3 самодеятельного населения городов и их пригородных зон будут заняты в обслуживающих отраслях. Одной из наиболее актуальных проблем городов является жилищная проблема. В настоящее время ее решение связано с приватизацией жилья, с реформой коммунально-бытовой сферы, которая проявляется в намерении государства переложить эти заботы на плечи самих граждан. Управленческая подсистема представлена на поверхности городского социума различными управленческими институтами: отделения милиции, городской совет, мэрия, суды, следственные органы, прокуратура, дирекции предприятий, банков, форм, партии, избирательные комиссии и т.д. За этими управленческими институтами стоят соответствующие отношения, деятельность и потребности, социально регулирующие жизнь города. По своей сущности управленческая деятельность – это деятельность по актуализации, мобилизации потенциала людей, их готовности к деятельности. Идеальной является такая организация общественной жизни, когда в обществе доминируют органы самоуправления, т.е. когда субъект и объект управления совпадают, когда управитель и исполнитель представлены в одном лице (в городе – местное самоуправление). Опыт убедительно показывает, что сосредоточение в их руках всего жилищного фонда, а также финансовых и материальных ресурсов создает благоприятные условия для гармоничного развития города, для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей, для улучшения социального самочувствия и создания устойчивого социального настроения.
Социология села
Социология села представляет собой изучение сущности и особенностей сознания крестьянства как крупной социальной группы общества, его поведения в условиях специфической жизни, обусловленной близостью к природе, характером производственной деятельности и повседневного быта. В истории социологии села видное место принадлежит А.Н.Энгельгардту, который в своих письмах “Из деревни”, осмысливая ситуацию в России после отмены крепостного права, обратил внимание на субъективное восприятие крестьянами происходящих изменений, их приверженность традициям и обычаям предков. Исследованию аграрных проблем много внимания уделял В.М.Чернов. В своей работе “Марксизм и аграрный вопрос” он рассмотрел особенности положения крестьян в условиях проникновения капиталистических отношений в деревню. Начиная с 60-х годов исследованиями жизни деревни и ее обитателей занялась большая группа ученых, чьи труды способствовали становлению этой ветви социологической мысли, - Ю.В.Арутюнян, П.П.Великий, Т.И.Заславская, И.В.Рывкина, Г.А.Лисичкин, П.И.Симуш, В.И.Староверов, А.И.Тимуш и др. Осмысление новых реалий на селе, происходящих в условиях экономических и политических изменений, нашло отражение в работах нового поколения социологов: В.Г.Виноградского, Г.А.Родионовой, В.Ф.Томилина и др., - внимание которых сосредоточено на понимании специфики крестьянского сознания и поведения, проблемах и особенностях функционирования современного села. Для социологии села важными методологическими положениями являются, во-первых, то, что сельскохозяйственное производство представляет собой сферу, обеспечивающую целостность народнохозяйственного организма и без которой невозможно функционирование других отраслей; во-вторых, причастность огромного количества людей к работе, к жизни в деревне. До революции, когда деревня состояла из мелких производителей, она была достаточно крепкой, устойчиво консервативной единицей с тенденцией к еще большему обособлению и раздроблению. На первых этапах существования коллективных форм хозяйствования село и его главные социальные институты — колхоз, совхоз – в основном совпадали между собой. В дальнейшем, начиная с 50-60-х годов, когда усилилась направленность к концентрации, специализации и укрупнению сельскохозяйственного производства, деревня, как единство производственных и территориальных аспектов жизни люден, вновь распалась, но теперь уже на иной основе, что, как показала жизнь, обернулось крупными экономическими и социальными просчетами. К середине 80-х годов ситуация в сельском хозяйстве показала во всем объеме тот кризис, к которому привела аграрная политика. Лицо деревни определяло не то небольшое количество передовых колхозов и совхозов, а их основная масса, которая все больше и больше отставала от реальных потребностей времени, знаменовала тот тупик, к которому привел процесс коллективизации в стране, обернувшийся разорением деревни, массовой миграцией, снижением престижа работы на земле. Экономический кризис на селе сопровождался далеко идущими изменениями и в социальной жизни. В деревне сложилась очень непростая социально-демографическая ситуация, что, прежде всего, проявилось в усилении миграционных процессов. Технический прогресс, попытки совершенствования организационных форм управления не привели к эффективности и новому качеству труда, что поставило на повестку дня такие неотложные вопросы, как изменение форм землевладения, качественной структуры занятости, подготовка работников, способных коренным образом повысить производительность труда. Важно посмотреть на сельскую жизнь еще с одной стороны. Несмотря на неоднократные попытки улучшить материальное благосостояние жителей села, уровень реальных доходов колхозников и рабочих совхозов серьезно уступал этому показателю в городах. И не столько в плане различия зарплаты, сколько в том, что сельские труженики не пользуются тем комплексом благ - по жилью, по коммунальному обслуживанию, по транспортной сети, - которые имеются у работников, живущих в городах. По-прежнему много проблем, связанных с удовлетворением духовных потребностей населения. Хотя некоторые количественные характеристики социального и культурного развития на первый взгляд улучшались (величина жилищного фонда, количество клубных учреждений и киноустановок), нельзя не заметить бедность того книжного фонда, отсутствие клубов и домов культуры не только во многих селах и городах, но даже в районных центрах. В целом культурное обслуживание на селе не отвечает потребностям времени, запросам сельских тружеников. Но главное все же в том, что коренным образом, стратегически изменилось сознание и поведение крестьянства, что выработало у него особую форму образа жизни и специфическую реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале коллективизации, в 30-х годах, отношения колхоза и семейного двора складывались так, что колхоз выступал своеобразным филиалом крестьянского семейного хозяйства. Это проявлялось в том, что крестьянин так же упорно, самозабвенно и настойчиво трудился в колхозе, как привык ранее работать в своем индивидуальном хозяйстве, не считаясь ни с какими затратами, временем. Однако в 50-60-е годы происходил процесс «тихой коллективизации», который, по выражению В.Г.Виноградского, по форме означал укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел, а по сути, осуществил радикальную перестройку крестьянской жизни: теперь уже двор превратился в филиал колхоза. Двор ставился в центр забот сельского жителя, он питался, развивался, существовал за счет коллективного хозяйства, начал быстро, систематически и сознательно подключаться к финансово-ресурсному потенциалу колхозов и совхозов, в полной мере воплощая широко известную поговорку: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Если в 70-80-е годы производительность труда в сельском хозяйстве составляла примерно 20-25% от уровня США, то в середине 90-х годов этот разрыв еще более увеличился и равнялся 10-15%. Упадок сельского хозяйства резко уменьшил доходы крестьян, перевел их на рельсы натурального жизнеобеспечения. Социальное развитие деревни фактически приостановлено: закрылось большинство клубов, детских садов, с перебоями действуют библиотеки, не обновляются их фонды. Внимание социологии села во все большей мере сосредоточивается на решении проблем отчуждения и возможностях превращения крестьянина в реального хозяина земли. Предстоит выработать новую систему взаимоотношений, высвободить стремление человека к жизни на земле, к самостоятельному хозяйствованию. Нужно, чтобы сельское хозяйство стало высокорентабельной отраслью производства, привлекательной для каждого труженика, являющейся благодатным полем для проявления его творческой активности. Показательно и то, что на сельское хозяйство были затрачены огромные капитальные вложения. Но должной отдачи не получилось. Сегодня уже ясно, что все в конечном счете замыкается на человеке, на его желании или нежелании постоянно и высокопроизводительно трудиться. Особенно остро стоят вопросы о кардинальных изменениях в организации труда. Практика подтверждает, что, несмотря на отдельные высокие показатели трудовой деятельности, передовой опыт, в целом существующие формы организации труда себя не оправдали, не дали ни экономического, ни социального эффекта, соответствующего современным требованиям научно-технического прогресса. Решая вопросы организации труда, следует обратить внимание на вызревание различных форм организации производства. Радикальные изменения в аграрной сфере привели к появлению объединений, комплексов, где сельское хозяйство органически сочетается с переработкой его продукции, где рационально используются трудовые ресурсы, где обеспечивается более эффективная связь с городом. В результате изменений, которые происходят в сфере производственных отношений, в сельском хозяйстве начали формироваться новые отношения между людьми, основанные на взаимном интересе и обоюдной ответственности. Деревня стоит на пороге возрождения самостоятельных крестьянских хозяйств, что, несомненно, обогатит ее экономическую и социальную жизнь. Вместе с тем колхозно-кооперативная собственность далеко еще не исчерпала своих возможностей и по ряду показателей соответствует современным требованиям развития народного хозяйства. Для социального развития села большое значение имеет решение проблемы сочетания сельскохозяйственного и промышленного труда. Суть предложения состоит в том, что работники сельского хозяйства в свободное от сельскохозяйственных работ время моли бы быть заняты в промышленном производстве и на промыслах. Однако и целом промышленные производства в сельском хозяйстве развиты очень слабо. В работе подсобных промышленных предприятий участвует незначительное количество людей, а затраты на них не превышают нескольких процентов всех годовых затрат труда в общественном хозяйстве. Еще в меньшей мере используется труд крестьян в работе различных промыслов. Имевшие в свое время место ошибочные установки привели к тому, что кустарные промыслы постепенно пришли в упадок и в конце концов были почти полностью ликвидированы. Это пагубно отразилось на финансовом положении села, а в социальном отношении привело к тому, что страна лишилась большого количества изделий, удовлетворяющих бытовые нужды населения. Отметим также, что неполно использовались трудовые ресурсы села, велики были потери доходов, которые приносили эти промыслы при реализации продукции как внутри страны, так и за рубежом. Большую и сложную часть проблем социального развития на селе представляют совершенствование крестьянского быта, повышение культурного обслуживания сельского населения и изменение крестьянской психологии. Анализ показывает, что материальная основа крестьянского быта и крестьянской психологии осталась во многом такой же, как и прежде. Для повседневного уклада крестьянина все еще характерна высокая степень консервативности и индивидуализма. Формы удовлетворения бытовых потребностей меняются очень медленно. Новые тенденции в переустройстве быта деревни соседствуют с вековыми, устаревшими обычаями, технической беспомощностью и несостоятельностью. Используя современные строительные материалы, в деревне часто строят все те же хаты, нередко неуютные, не соответствующие техническим и санитарно-гигиеническим требованиям. Новое жилище крестьянина должно быть современным и максимально приспособленным к условиям жизни в деревне. Вот почему, к примеру, жители села отвергли надуманное массовое строительство многоэтажных домов, в которых не были учтены особенности повседневного уклада жизни крестьянина. Особо трудные проблемы стоят перед сферой культуры на селе. К середине 90-х годов многие библиотеки и клубы просто прекратили свое существование: государство не может их поддержать, а большинство сельских производственных организаций находится на грани выживания. Экономическая целесообразность вступила в противоречие с социальными потребностями – значительное число сельских жителей лишено возможности регулярно удовлетворять духовные потребности. Отстают от общих по Украине показателей и другие характеристики развития села: школы не обеспечены кадрами учителей, невелика сеть музыкальных, художественных и других специализированных учреждений, не развита сеть дошкольного воспитания. Неудовлетворительно решаются и вопросы здравоохранения. На низком уровне находится обеспеченность врачами. И самое главное - большинство жителей села сориентировано в основном на помощь со стороны городских больниц и поликлиник или на самолечение. Особое место в социологии села занимает анализ состояния и тенденций функционирования сознания сельской интеллигенции как социальной группы. Сельский учитель еще со времен земства был и просветителем, и фельдшером, и агрономом, и советчиком крестьянина во всех его делах. Постепенно село приобретало и другие группы представителей умственного труда — специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, представителей культурно-просветительной деятельности и т.д. В тех случаях, когда промышленность, строительство становились частью сельской жизни, интеллигенция была представлена инженерными кадрами. Но чем больше деревня насыщалась работниками умственного труда, тем меньше она дорожила ими и тем слабее они исповедовали идею служить людям там, где начали трудиться. Интеллигенция еще более стремительно, чем сами крестьяне, вымывалась из сельской жизни. И это не могло не сказаться на процессе постоянной деградации деревни как в производственном, так и в духовном аспекте. Отдельные позитивные примеры никак не решали проблему в целом: жизнь на селе теряла притягательность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно, по данным П.П.Великого, 40% опрошенных в 1994 году крестьян не желают, чтобы дети унаследовали их социальный и имущественный статус. Более того, в этом же исследовании было выявлено (по сравнению с 1992 и 1993 годами) серьезное ухудшение экономического положения, социальной защищенности, перспектив будущего. Одним из серьезных изменений и сдвигов в социальном настроении на селе является поведение подрастающего поколения, определяющего перспективы своей жизни. Сегодня становится все меньше и меньше желающих выбирать профессию, связанную с жизнью в сельской местности. В целом реалии сегодняшней жизни показывают, что в общественном сознании уже сформировано негативное отношение к сельской жизни, что является негативным фактором по отношению к формированию поселенческой структуры украинского общества.
Вопросы для самопроверки: 1. Что представляет собой социально-поселенческая структура общества? 2. Назовите основные причины возникновения городов. 3. Назовите известные вам классификации городов. 4. Каковы современные социальные проблемы больших и малых городов? 5. Перечислите основные социальные подсистемы города и объясните необходимость их изучения. 6. В чем состоят основные социально-экономические проблемы села? 7. Охарактеризуйте особенности культурной жизни сельского населения. 8. Каковы особенности сознания и поведения современной сельской молодежи? Тема 13. Этносоциология
13.1. Этносоциология как научная отрасль социологии 13.2. Этнические общности: племя, народ, нация 13.3. Национально-этнические отношения 13.4. Национально-этническое возрождение
Основные понятия: этносоциология, этническая общность, племя, этнос, народ, нация, национальные отношения, субъекты национальных отношений, коренные и некоренные нации; межнациональные отношения, национальные интересы, национальный вопрос, взаимное уважение, межнациональные конфликты
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.178 (0.011 с.) |