Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль социологии труда и занятости в решении социально-экономических проблем

Поиск

 

Главной социально-экономической проблемой, решениям которой сегодня занимается социология труда, является занятость населения. Ведь она не только обеспечивает материальную основу жизни человека, но и способствует развитию его духовных, моральных качеств. Успешно решенная проблема занятости обеспечивает социальную гармонию в обществе. Нерешенность ее приводит к социальному напряжению, деградации творческих и профессиональных качеств человека. Поэтому программы занятости, будучи направленными на решение проблем как занятого, так и незанятого населения, охватывают прогнозирование дисбаланса на рынке труда; профессиональный отбор, подготовку и переподготовку кадров; предотвращение массовой безработицы; стимулирование гибкого рынка труда; стабилизацию кадров на предприятиях и др.

Значительная роль в этом принадлежит социологии труда, рекомендации которой являются неоценимыми во время выработки программ занятости населения, которые охватывают такие вопросы:

- стабилизация сферы применения труда;

- создание дополнительных рабочих мест;

- внутриотраслевое и территориальное перераспределение работников;

- профессиональная ориентация, переподготовка и повышение квалификации работников;

- социальная защита работников;

- организация общественных работ и временной занятости;

- управление программой и контроль за ее выполнением.

Социология труда активно участвует в выработке и реализации методов социальной защиты работников. Раньше эти вопросы в нашей стране отображались в планах экономического и социального развития предприятий, впоследствии - в коллективных договорах между работниками и администрацией. Для обеспечения эффективности такого договора социологи изучают потребности и интересы работников в производственной и непроизводственной сферах, проводят вместе с другими службами мероприятия по их удовлетворению. Определенную роль социология труда играет в организации контроля за реализацией коллективного договора и изучением его эффективности.

Традиционно социология проявляет заинтересованность условиями труда. Хоть до недавнего времени она по большей части занималась не исследованием объективных условий труда и их влияния на работников, а изучением отношения работников к разнообразным аспектам производственной ситуации, вникая в то, насколько удовлетворяют составляющие процесса труда (условия, организация труда, заработная плата, и др.) их интересы и потребности.

Актуальным направлением социологии труда является внедрение на предприятиях научного менеджмента. Осложнение социально-экономических условий труда, распространение и углубление самостоятельности предприятий, развитие рыночных отношений требуют более внимательного отношения к проблемам регуляции трудового поведения, формирования трудовой мотивации, стимулирования работников. В связи с этим перед социологией встала задача изучения потребностей и интересов работников и выработки на этой основе эффективной системы материальных, социальных, социально-психологических стимулов.

Социология труда активно влияет на решение проблем адаптации работников к новым условиям труда, связанным с обновлением экономических отношений, внедрением современных технологий, изменением социально-психологических отношений между работниками. В сфере ее исследований - особенности адаптации к внешней среде разных по образованию, профессии и другим параметрам категорий работников, а также факторы, которые положительно влияют на этот процесс.

Чаще всего социология труда принимает участие в решении таких проблем:

- диагностика процессов в трудовых коллективах;

- изучение социального самочувствия работников;

- установление обратной связи между руководителями и работниками для принятия научно обоснованных решений, нейтрализации трудовых конфликтов;

- изучение деловых и личных качеств руководителей предприятия;

- организация деловых игр, тренингов для развития профессиональных навыков работников предприятий, формирования эффективного стиля руководства;

- участие в выработке имиджа руководства;

- участие в маркетинговых исследованиях.

Результатами ее исследований активно пользуются как разнообразные социальные, общественно-политические отрасли знаний, так и экономическая, политическая, социальная наука и практика.

 

Вопросы для самопроверки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.006 с.)