Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных наукСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отечественной социологии молодежь рассматривается как социальная общность, занимающая определенное место в социальной структуре общества и приобретающая социальный статус в разнообразных социальных структурах (социально-классовых, профессионально-трудовых, социально-политических и др.), имеющая общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности. Дискуссионным является вопрос возрастной периодизации молодежи. Согласно самой распространенной точкой зрения возрастными границами молодежи считается возраст от 16 до 30 лет. Существуют и другие взгляды на возрастные границы молодежи: 11-25, 15-28, 16-24 года. В последнее время нижней границей молодежного возраста считается 14, верхней - 35 лет. В основу этой точки зрения (14-35 лет) положен тезис о “продолжении юности”, увеличения времени входа в социальную жизнь. Расширение общепринятых в 60-70-ые годы XX ст. возрастных границ молодежи от 16-30 до 14-35 лет отображает объективные процессы в развитии человечества. С одной стороны, жизнь все упорнее выдвигает задание более ранней социальной зрелости молодежи, привлечение ее к трудовой деятельности на ранних этапах жизни, с другой - расширяются границы среднего и старшего возраста, продолжительность жизни в целом, продлеваются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса. Социология молодёжи — это отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных; социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи. Социология молодежи как наука имеет три взаимосвязанных уровня: 1) общеметодологический, основанный на подходе к изучению молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретический, раскрывающий специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирический, анализирующий на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни молодежи. Возникновение “социологии молодежи” как отдельной отрасли социологии относится к периоду “молодежной революции” 60-х годов XX века, приведшей к росту внимания к молодежным проблемам, конфликту поколений и роли молодежи в социальных изменениях. Исторически и социологически молодежь как социальная группа оказалась продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и трудовыми коллективами в воспитании и формировании молодого поколения. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Предмет социологии молодежи охватывает такие аспекты: - выработка понятийно-категориального аппарата для определения сущности молодежи, специфики ее жизнедеятельности в обществе; - анализ состояния и динамики ценностных ориентаций молодежи; - изучение процессов формирования политических, моральных, профессиональных и эстетичных интересов и позиций; - изучение факторов, которые влияют на формирование сознания и реального поведения разных групп молодежи; - определение понятия «молодежь» и установление ее возрастных границ; - изучения механизма формирования сознания молодежи, соотношения биологического и социального, а также факторов, которые влияют на сознание и поведение молодого человека; - исследование взаимодействия поколений и определения роли возрастных этапов в структуре жизненного цикла личности; - изучение механизмов социализации и воспитания молодого поколения, приобретение социальной зрелости и становление молодежи как субъекта истории. Объект социологии молодежи – молодежь как большая социально-демографическая группа, с присущими ей возрастными характеристиками, особенностями социального положения, социально-психологическими особенностями. Функциями социологии молодежи является: - методологическая - обеспечивает разработку научных подходов для создания современной социологической молодежной концепции и формирование на этой основе эффективной государственной молодежной политики; - теоретико-познавательная - заключается в выработке специфического понятийно-категориального аппарата, исследовании сущностной характеристики молодежи как особенной социально-демографической общности; - прогностическая - проявляет себя в исследовании актуальных экономических, правовых и социальных проблем молодежи, выработке ближайших и долгосрочных прогнозов их развития; - практическая - связана с выработкой современных методик комплексного изучения молодежных проблем, установлением эффективных механизмов, обеспечением тесной связи исследовательских институтов, лабораторий с государственными и общественными структурами, которые работают с молодежью; - управленческая - реализуется через научно обоснованные методы и формы деятельности государственных, общественных учреждений относительно регуляции социальных процессов в молодежной среде. Изучение молодежных проблем осуществляется по многим направлениям, в разнообразных сферах жизнедеятельности: труд, учеба, семья, неформальные организации, досуг, что, в свою очередь, предусматривает активный обмен информацией с другими смежными науками. Например, демография выявляет тенденции количественных изменений молодежи в структуре населения, уровень рождаемости, смертности, соотношения количества молодых мужчин и женщин. Вместе с социологией молодежи она исследует проблемы возрастных границ, возрастной дискриминации, изменения поколений, специфики социального статуса молодежи, последовательность жизненных событий. Психология исследует возрастные особенности сознания и поведения молодежи, возрастные изменения в структуре личности, процесс акселерации, динамику интеллектуального, эмоционального развития. Социальная психология раскрывает специфику механизмов общения, формирование контактных групп, изменения социальных ролей. Педагогика определяет возможности и средства воспитания и обучения молодого человека, усвоение им необходимой информации, привлечения молодежи к разнообразным видам деятельности. Молодежные проблемы изучают также социология труда, социология образования, социология брака и семьи, социология воспитания, социология девиантного поведения. Эти отрасли социологического знания исследуют молодежь в отдельных сферах ее жизнедеятельности. Их данные помогают составить более полную картину молодежных проблем, процессов, явлений. Социология молодежи не только использует полученные другими науками знания, но и интегрирует их в целостную систему, благодаря чему возлагает на себя функцию целостного системного анализа молодого поколения в социальной структуре, политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.007 с.) |