Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое социология семьи? Предмет социологии семьи.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Что такое социология семьи? Предмет социологии семьи. Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью. Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматриваться в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Теории развития личности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2 Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Соц подход к изучению семьи заключается в ее целостном анализе, в единстве структурных и динамических характеристик. По оси соц структуры (вертикальная ось) семья рассматривается среди других институтов общества как часть, подсистема общества, взаимодействующая с этими институтами и с обществом в целом. Структурный подход устанавливает место семьи в иерархии институтов и фиксирует ее функции. С другой стороны, семья рассматривается как источник соц принадлежности в системе статусов и престижа, в стратификационной структуре. Семья приписывает новых членов к своей страте, ратифицирует их внутрисемейное и внесемейное положение. Горизонтальная ось фиксирует внимание на изменениях семьи, на социокультурной динамике. Слева находится полюс культуры, межпоколенной преемственности. Другой полюс – это требование учета психосоциальной динамики семьи как малой группы, динамики семейных взаимоотношений, локализованной по фазам, или стадиями, жизненного цикла семьи. Понятия «брак», «брачное поведение», «брачный градиент». Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера. • Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер, который и становится мужем или тем, с кем "живут вместе". Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. • В целом, если брать три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 Семья в системе первичных и вторичных групп. Первичные группы – непосредственно контактные группы людей, небольшие по размеру, где отношения строятся на межличностной основе. Вторичные группы – это большие группы людей, базирующиеся на формальных отношениях и связанные какой либо профессиональной деятельностью. (Общ системы: вооруж силы; культ, общ, спорт объединения; юридич система; раб места-фирмы-экономич система-профсоюзы; политич партии; система здравоохранения; сис обр-ния; религиозные инс-ты; соц классы; система госуправления). Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой занимаются общей социальной деятельностью. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4 Парадигма модернизации семьи и парадигма краха семьи. В рамках парадигмы модернизации — как позитивные, так и негативные изменения семьи воспринимаются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего и положительного (прогрессивного) процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа ("традиционного") другим ("современным"). Модернизация семьи при этом рассматривается как часть, проявление, элемент модернизации всего общества. Другая же парадигма — парадигма краха семьи как социального института — те же самые семейные изменения рассматривает как исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, вызванного к жизни не какими-то случайными, временными несоответствиями, негативными явлениями и проблемными ситуациями, а коренными, сущностными, атрибутивными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Парадигма кризиса семьи как социального института ориентирует исследователя семьи и практического политика рассматривать негативный характер семейных изменений, проблем, порождаемых ими, именно как выражение такого кризиса, охватившего семью и ценности семейного образа жизни. Этот кризис есть глобальная проблема современности, равновеликая, по крайней мере, экологической. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5 Репродуктивная установка характеризует количественную определенность потребности в детях. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9 Сети родства и свойства. Филиации – кровные связи. Родственниками являются люди, связанные происхождением. Существует две формы такой связи: первая – это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая – связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. Свойство – отношение, существующее между одним из супругов и родственниками другого супруга, а также между родственниками обоих супругов. 2. Акты, шаблоны и линии репродуктивного поведения. Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение опр числа детей в семье\вне брака. Элементарные поведенческие акты(единицы репр поведения) – специфические реакции на актуальную репродуктивную ситуацию, специфически и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Шаблоны р.п. – возникшие под действием привычных и достаточно устоявшихся семейных ситуаций, определенных стабильных конфигураций, элементарных поведенческих актов. Линия р.п. – специфическое сочетание шаблонов. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12 Жизненный цикл семьи. М.С. Мацковский определил этапы жизненного цикла семьи как «категорию, характеризующуюся динамикой изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада». Этапы: 1) от заключения брака или начала совместной жизни до появления первого ребенка. 2) оканчивается поступлениям последнего ребенка в школу, 3) достижением социальной зрелости, экономической самостоятельности последним ребенком. 4) начинается созданием собственной семьи последним ребенком». М. С. Мацковский рассматривает и другие основания для выделения этапов жизненного цикла семьи: «молодая семья», «семьи пожилых людей», «зрелые семьи». А) полный семейный цикл 1. Стадия предродительства от заключения брака до рождения первенца, возраст муж-25-26,1,жены-23-24,1 2. Стадия репродуктивного родительства от рождения первенца до рождения последнего ребенка, возраст мужа-26,1-28,6, жены 24,1-26,6 3. стадия социализационного родительства от рождения последнего ребенка до отделения от родителей, рождение первого внука. Возраст мужа- 28,6-50,1,жены 26,6-48,1 4. стадия прародительства от отделения от родителей до распада семьи, смерти одного или обоих прародителей. Возраст мужа 50,1-59+3,жены 48,1-72+3 Б) неполный семейный цикл: Возможен распад семьи на различных этапах. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13 Процесс брачного выбора. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 Цели семейной политики. Семейная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на внедрение в жизнь той модели семьи с двумя родителями и несколькими детьми, которая отвечает потребностям личности и общества. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Что такое социология семьи? Предмет социологии семьи. Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью. Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматриваться в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Теории развития личности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.012 с.) |