Подход к потенциальным членам команды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подход к потенциальным членам команды



Самый подходящий для этой роли член семьи должен провести

беседу с каждым потенциальным членом команды, прежде чем

приглашать присоединиться к работе по спасению культиста.

Иногда этим «парламентером» оказывается один из родителей,

иногда брат или сестра — словом, те, кто способен добиться наи­

лучших результатов. Проводите беседу осторожно, шаг за шагом,

начиная с краткого выражения обеспокоенности судьбой близко­

го человека: "Меня беспокоит Джон. Что ты об этом думаешь?".

Не стоит поспешно обрушивать на голову потенциальному союз­

нику свои опасения. Выслушайте, что скажет этот человек. Если

он покажется в какой-то степени заинтересованным, попросите

сохранять конфиденциальность: "Ты готов пообещать, что осталь­

ная часть беседы останется между нами? Особенно я не хотел бы,

чтобы что-то было передано Джону (т. е. культисту) или любому

другому человеку, способному подорвать наши усилия. Если ты

думаешь, что у тебя возникнет потребность с кем-то поговорить,

то, пожалуйста, сначала свяжись со мной для консультации".

Обычная ошибка состоит в том, что человека ошеломляют ин­

формацией: "Мы думаем, что Джон находится в культовой группе.

Не согласился бы ты подробнее вникнуть в ситуацию и подгото­

виться к разговору с кем-нибудь, кто лучше осведомлен?". Этот

подход может отпугнуть некоторых людей. Он также может за­

ставить их среагировать слишком остро и войти в контакт с

культистом. Это может непреднамеренно загнать человека еще

глубже под защиту культовой группы, вызывая недоверие к се­

мье. Каждого члена команды необходимо предупредить, что, если

адепт узнает об усилиях семьи, культ потратит больше времени

на его индоктринацию.

Чтобы помочь людям подготовиться и обдумать все заранее,

можно задать, например, такой вопрос: "Если Джон спросит, под­

держиваешь ли ты с нами связь, как ты думаешь, что бы ты

сказал?" Затем прорепетируйте с этим человеком вероятную ре­

акцию: "Да, я кратко говорил с ними по телефону. Они интересо­

вались, нет ли у меня известий от тебя. Они выражали свою

любовь к тебе". Этот ответ лучше, чем отрицание факта телефон­

ного разговора, которое было бы нечестным. Вы не должны гово­

рить ничего, что могло бы ухудшить ситуацию.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 132


 

 

Не исключайте важные ресурсы только потому, что человек

занят или кажется равнодушным. Разыщите прежних друзей

близкого вам человека, даже если они годами не разговаривали.

Если друг теперь отдалился от адепта, но раньше имел с ним

хорошие отношения, команда должна дать ему представление о

деструктивном контроле сознания. Напомните ему, что трещину

между ним и другом создала именно культовая личность челове­

ка, а не его подлинное «я». Я имел дело с несколькими случаями,

где старый друг с большим стажем был готов учиться и навещать

попавшего в культовую группу, гостя у него целыми днями и

демонстрируя таким образом «непредубежденность» и предан­

ность дружбе. Такие люди могут быть чрезвычайно эффективны,

если знают, что делают, и работают как члены команды.

При оценке потенциальных членов команды следует иметь в

виду следующие важные проблемы.

— Кому доверяет член культа?

— К кому он испытывает наибольшее уважение?

— Кто лучше всего общается?

— Кто самый близкий по возрасту и интересам?

Не каждый потенциальный член команды, к которому вы по­

дойдете, согласится помогать. Если человек говорит: "Я чувствую,

что не знаю, кому больше предан" или "Я ничего не хочу делать

или говорить за его спиной", — вы должны уважать его точку

зрения. Вы можете ответить: "Мы понимаем. Подумай об этом.

Если когда-нибудь ты изменишь свое мнение и захочешь погово­

рить, пожалуйста, позвони". Даже когда человек явно не склонен

брать на себя обязательства, остальная часть беседы должна быть

потрачена на сбор информации и установление взаимопонима­

ния и доверия. Например, вы могли бы спросить:

— "Что тебе известно о причастности близкого нам человека к

культовой группе?"

— "Что тебя особенно тревожит?"

— "О чем ты пытался говорить?"

— "Я восхищаюсь вашей дружбой. Я рад, что вы поддерживаете

эту связь".

— "Пожалуйста, не прерывай контакта с нами. Мы действи­

тельно хотим помочь ему. Ты — связующее звено в этом".

С другой стороны, если человек говорит: "О, он действительно

изменился, и меня это расстраивает" или "Я слышал все эти ужас­

ные вещи о группе", — тогда можно двигаться на следующий

уровень. Коль скоро друг, родственник или сотрудник взял на

себя обязательство, вы можете начинать процесс предоставления

ему информации о культе и методах контроля сознания. Ваша

следующая цель будет заключаться в оказании членам команды

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 133


 

 

помощи в самообразовании и дальнейшем рассмотрении всех

проблем под тем углом зрения, как это сделали вы, чтобы подго­

товить их взаимодействовать с членом культа сбалансирован­

ным, информированным образом.

 

Позиции, усиливающие успех

— Уверенность, что человек, находящийся под властью контро­

ля сознания, со временем уйдет из группы.

— Вера в целостность, разум и творческий потенциал челове­

ка.

— Вера как в свое, так и других людей обязательство помогать

и в вашу изобретательность.

— Вера в Бога или какой-то другой великий авторитет, дающий

вам источник силы, утешение и надежду.

Терпение, гибкость и решительность.

 

Позиции, подрывающие успех

— Жесткость, упрямство, высокомерие и самонадеянность, не­

решительность.

— Безнадежность, паника, истерия.

— Критицизм и осуждение: "Я прав, ты неправ".

— Антидуховность.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 134


 

 

Глава 6

 

 

Подготовка участников команды

 

За годы работы консультантом я наблюдал широкий диапазон

семейных ситуаций, от самых нежных, основанных на доверии и

потребности друг в друге, до самых нездоровых и разрушитель­

ных — раздираемых тягой к насилию, вредными пристрастиями,

грубостью и презрением к окружающим. Впрочем, первых среди

моих клиентов гораздо больше — это семьи, для которых небез­

различна судьба близкого человека. «Проблемные» семьи обычно

не имеют ресурсов для оказания помощи, хотя на это и бывают

способны некоторые их представители. Я был поражен творче­

ским потенциалом и решимостью таких людей. Например, сестра

одного культиста однажды связалась со мной только для того,

чтобы сообщить о безрадостной участи других своих братьев:

один — в тюрьме, другой — буйный пьяница, третьего изнурила

тяжелая нервная болезнь. Несмотря на все эти дополнительные

проблемы, она продолжала настаивать на своей помощи тому,

кто оказался в культе.

Хотел бы я посмотреть на «совершенную» семью или по край­

ней мере на того, кто видел такую! История каждой семьи эмоци­

онально нагружена, несет в себе какую-нибудь тайну, тщательно

скрываемую от посторонних, и т. д. Это — неотъемлемый атрибут

повседневной жизни. Например, папа или мама слишком много

времени тратили на работу. Мама вмешивалась не в свое дело и

была навязчивой, папа был слишком рассеянным и сдержанным,

или наоборот. Возможно, имели место болезнь, развод, прежде­

временная смерть близких, психологическая или физическая

травма, внезапная смена обстановки. Независимо от того, какие

проблемы возникали в прошлом, члены семьи, относящиеся друг

к другу с участием, могут при необходимости оказать необходи­

мую помощь. Я всегда настроен очень оптимистично, когда есть

любящие, заинтересованные люди, готовые предпринять такие

усилия, и знаю, что они добьются успеха, помогая своим близким.

Причастность к культу, как известно, имеет драматические

последствия не только для самого адепта, но и для каждого члена

семьи. Близкие могут потерять сон, стать более раздражительны­

ми, могут даже утратить веру в свои силы и испытывать постоян­

ную тревогу, стыд, чувство вины. Подход стратегического взаимо­

действия предполагает вовлечение всей семьи как системы. Хотя

причина появления семьи на консультировании всегда воплоще­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 135


 

 

на в конкретном человеке (семейные тераписты обозначают его

как "идентифицированного клиента"), проблемы найдутся у каж­

дого. Например, в семьях, возникших в результате повторного

брака, часто возникают взаимные претензии у бывших жен и

мужей и их детей. Проблемы такого рода формируют неустойчи­

вый психологический климат и сильно влияют на последующий

процесс.

Участие в культе может длиться годами. Без необходимой под­

держки и помощи семьи оказываются расколотыми и теряют

способное справиться с нерешенными проблемами, которые вы­

ходят на поверхность именно в критический момент. Родители,

родные братья и сестры, родственники и друзья часто не готовы

к тому, чтобы справиться с силой и глубиной своих чувств и

стремлений. Люди могут впасть в угнетенное, подавленное состо­

яние и в результате работать против самих себя, сводя на нет все

благие намерения и надежды. Иногда какой-нибудь член коман­

ды может страдать от слабого чувства собственного достоинства,

неистребимой дурной привычки или пережитого в прошлом по­

трясения. В ходе реализации ПСВ сначала необходимо помочь

каждому члену команды позаботиться о решений собственных

проблем. Не боясь банальностей, которые, как правило, и отража­

ют наиболее верные суждения, повторюсь, что мы можем по-на­

стоящему помогать другим, пока не научимся помогать себе. Се­

мья и друзья видят, что близкий им человек попал в беду, но при

этом нередко не понимают, что зачастую они сами нуждаются в

специализированной помощи.

Бесчисленное множество семей непреднамеренно заложили

основы восприимчивости близкого человека к культовому мани­

пулированию. Классический пример — суровая, властная роди­

тельская фигура (обычно это отец, хотя и не обязательно). Такой

человек воплощает поведенческий стиль, типичный для лидера

культа, отличающегося диктаторскими замашками, высокомер­

ного и бесцеремонного; видящего мир в «черно-белом» цвете и не

признающего компромиссов, ограничивающего проявления сво­

боды со стороны окружающих, эксплуатирующего чувства вины

и страха, стремящегося поставить людей в зависимость от себя.

По иронии судьбы, лидер культа поначалу привлекает ребенка

именно тем, что кажется очень "не похожим" на родителей, в то

время как на самом деле действует по тем же шаблонам, а факти­

чески оказывается куда хуже.

Иногда культовой вербовке предшествует какое-то важное со­

бытие или ряд событий. Мне вспоминается один весьма сложный

случай. За несколько месяцев до вербовки молодой женщины в

культ Муна ее мать перенесла нервное расстройство. Отец был

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 136


 

 

совершенно подавлен случившимся с его женой и страдал от

бремени забот о трех детях, неожиданно свалившегося на его

плечи. Случилось так, что однажды ночью эту молодую женщину

изнасиловали. Она пришла к отцу за помощью, но недостаток

духовных сил обусловил грубую реакцию с его стороны. Он рас­

сердился на дочь и принялся обви нять ее в том, что она это

специально выдумала, чтобы добиться его внимания. К сожале­

нию, все обстояло иначе, женщина действительно перенесла же­

стокое нападение и нуждалась в опеке. Не получив ничего в ответ

на свою откровенность и продолжая переживать по поводу нерв­

ного расстройства матери, она стала в высшей степени уязвимой

мишенью для культовых вербовщиков. Хотя это крайний пример,

он демонстрирует необходимость понимать и решать сначала

проблемы, лежащие в основе. Я не мог приступать с ней к выяс­

нению истинного положения вещей в культе Муна до тех пор,

пока подспудная травма, полученная еще ее докультовым «я», не

была выявлена и выражена словами. Ее отец признал свою ошиб­

ку и попросил у нее прощения. Только после этого мы смогли

наконец обратиться к проблемам культового контроля сознания.

Вступая в контакт с членами культа, вы обнаружите, что они

заняли оборонительную позицию. Они даже будут нападать на

вас, не дожидаясь каких-либо действий с вашей стороны, будут

обличать реальные или выдуманные недостатки, присущие вам

или какому-нибудь другому члену команды стратегического вза­

имодействия. Культист может спросить у родителя: "Почему я

должен говорить с терапистом? Ты никогда не пытался справить­

ся со своим пьянством". Или член культа может указать на брата

или сестру, которые несчастливы в браке, но ничего не делают

для того, чтобы выйти из своего губительного положения. В таких

ситуациях членам семьи лучше признать наличие проблемы и

попытаться преодолеть ее. Это не только поможет добиться взаи­

мопонимания, но продемонстрирует культисту, что любое изме­

нение возможно. Моделирование и демонстрация изменений —

это на самом деле ключевая особенность ПСВ.

Я рекомендую каждому подумать о тех моментах в своей жиз­

ни, когда он чувствовал, что все пошло наперекосяк: и отношения

с людьми, и ситуация на работе, и представления о том, что есть

хорошо, а что — плохо. Вспомните, как вы пробовали исправить

положение. Возможно, вам удавалось сделать это, как только у

вас появлялась нужная информация о себе и поддержка со сторо­

ны.

Чувство, что ты попал в плохую колею, — универсальный опыт,

но плохо, если оно становится постоянным. В свои тридцать лет

Гарри Трумэн был банкротом; в шестьдесят — Президентом Со­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 137


 

 

единенных Штатов. Дональд Трамп, один из самых преуспеваю­

щих бизнесменов в американской истории, восстановил свое со­

стояние после того, как чуть не стал банкротом, и, заняв высочай­

шее положение в обществе, написал бестселлер под названием

"Искусство возвращения".

Изучение подобных примеров вдохновляет, потому что они

демонстрируют важную базисную модель: 4- сначала человек

может даже не понимать, что существует проблема;

— позднее он понимает, что с ним творится неладное;

— он ищет дополнительные ресурсы и информацию со сторо­

ны;

— он получает новую перспективу;

— он преодолевает трудности, получая помощь и следуя ново­

му образу действия.

Как я уже сказал, методы контроля сознания сами по себе не

являются ни хорошими, ни дурными. В культовой практике они

применяются для манипулирования людьми и их эксплуатации.

"Локус контроля" отчуждается от человека и фокусируется заново

на некоей авторитетной фигуре. В подходе стратегического взаи­

модействия методы типа блокировки мышления могут парадок­

сальным образом способствовать пробуждению у культиста чув­

ства собственного достоинства, прекращению паники, исчезно­

вению тревоги и формированию уверенности в самом себе.

Если методы четко определены и реализуются с определенной

последовательностью, то "локус контроля" вновь перемещается

внутрь данного человека.

Этичные, квалифицированные консультанты могут учить, на­

правлять и воспитывать. Их цель состоит в том, чтобы помочь

людям жить плодотворной жизнью, способствующей максималь­

ной самореализации. Подлинный специалист не стремится к по­

стоянному терапевтическому воздействию на клиента. На самом

деле он помогает определить терапевтические цели и подталки­

вает человека к их достижению. В некоторых случаях подойдет

консультирование у специалиста по брачным отношениям. В

других — программы личностной реабилитации (поддержки)

или сеансы индивидуальной психотерапии. Важно, чтобы в ходе

стратегического взаимодействия каждый человек ощущал пози­

тивные сдвиги в состоянии своего душевного здоровья. ПСВ пред­

лагает всем, кто участвует в процессе его реализации, осознать

следующие моменты:

— отношения человека с окружающими;

— становление этих отношений в детстве;

— что человек думает о самом себе;

— как он сравнивает себя с другими;

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 138


 

 

— как он обращается с другими;

— как другие обращаются с ним.

В ходе стратегического взаимодействия возникает бесчислен­

ное множество проблем/Когда каждый член команды приступает

к решению собственных проблем, он не только прибавляет сил

себе и команде, но и подает пример культисту. Помните, что

наша основная цель — рост и совершенствование каждого, а не

только члена культа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.091 с.)