Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опровержение ошибочных представленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вам понадобится направить свои силы на опровержение не правильных представлений окружающих. В конечном счете вы должны будете ясно сформулировать эти проблемы и для самого адепта. Чтобы облегчить этот процесс, я выделил десять наиболее типичных ошибок, касающихся культов, в которых применяется контроль сознания.
Ошибочное представление № 1 "НИКАКОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ" Люди, с порога отвергающие существование контроля созна ния, обычно имеют искаженное представление o нем. "Никто не может стереть вашу личность и превратить вас в зомби с промы
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 117
тыми мозгами" — таково обычное убеждение. Однако, как мы уже могли убедиться, контроль сознания не стирает подлинное «я» человека, а формирует доминанту в виде культового «я», по давляющего свободную волю. В разговоре с человеком, подверга ющим сомнению контроль сознания, можно обсудить, как куль товая личность не допускает возможности думать, чувствовать или вести себя вразрез с доктриной культа. Понимание культово го контроля сознания зависит от проведения этого решающего различия между двумя личностями одного и того же человека — культовой и подлинной. Изучив вторую главу настоящей книга, вы вооружаетесь тремя действенными моделями объяснения того, что подразумевается под термином "контроль сознания". Также полезно сослаться на пособие к лекциям, написанное профессором Стэнфордского уни верситета Филиппом Зимбардо и озаглавленное "Психология кон троля сознания". Как упоминалось ранее, диагностический спра вочник Американской психиатрической ассоциации включает в себя категорию "Нетипичное диссоциативное расстройство 300.15", где используются такие слова, как «культы» и "промыва ние мозгов". Справедливо также и то, что контроль сознания не всегда дей ствует с равной силой на всех людей. Те, кто участвует в одном и том же культе, могут испытывать на себе совершенно разные уровни контроля сознания. Некоторые адепты будут похожи на зомби с безжизненным взглядом, однако это крайние случаи, нередко являющиеся результатом недостатка сна или недоеда ния. Намного чаще культовая личность хоть и выглядит хорошо развитой, но на самом деле вбирает в себя таланты и навыки подлинного «я». В итоге для нетренированного взгляда культисты могут казаться вполне нормальными. Единственный способ оце нить степень контроля сознания заключается в задавании вопро сов, помогающих проверить мышление и свободную волю чело века.[38] Некоторые утверждают, что раз люди могут расстаться с куль тами, значит, контроля сознания не существует. Но, как правило, истина заключается в том, что они заболели, разочаровались или их изгнали. Тот факт, что люди сами уходят из культов, не озна чает, что контроля сознания не существует, — он означает толь ко, что контроль сознания не абсолютен. Поскольку контроль сознания не стирает подлинное «я» человека или его душу, воз можность побега и освобождения остается всегда. Зачастую контроль сознания понимается неправильно из-за того, что относительно немного людей имели опыт непосред ственного общения с культами, хотя большинство из нас так или
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 118
иначе сталкивались с ситуациями контроля сознания. Если по тенциальному члену команды трудно понять сущность контроля сознания, нижеследующие наводящие вопросы помогут опреде лить, с какими другими аналогичными процессами ему доводи лось сталкиваться. — Выражал ли ты когда-либо доверие и лю бовь тому, кто лгал, манипулировал тобой и эксплуатировал те бя? — Поддерживал ли ты когда-либо с кем-либо такие отношения, при которых чувствовал, что тебя контролируют, пренебрегая твоей волей? — Гипнотизировали ли тебя когда-нибудь? Был ли ты когда-ни будь свидетелем гипноза, направленного на других людей? — Делал ли ты когда-нибудь то, чего не хотел делать, вслед ствие внешнего давления (отдавал деньга, занимался сексом, ку рил, употреблял наркотики)? — Покупал ли ты когда-нибудь продукт, в котором не нуждал ся, после чего осознавал, сколько рекламы этого предмета тебе пришлось увидеть и услышать? Задавая некоторые из этих вопросов, можно побудить человека сравнить подобный опыт с проблемой контроля сознания в куль те. Так как процессы влияния можно рассматривать как изменя ющиеся по степени воздействия, будет легче увидеть, как чрезвы чайные условия, задаваемые культами, способны порождать са мые удивительные результаты.
Ошибочное представление № 2 "ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ" Ход мысли здесь следующий: контроль сознания существует повсюду — например, в психотерапии, рекламе, образовании и в армии, — поэтому без него не обойтись. Когда мы допускаем подобные обобщения, любые различия утрачиваются. Мы не до стигаем никакой ясности. Более продуктивна модель, в соответ ствии с которой проявления контроля сознания и отношения к нему распределяются в некоем пространстве, на одном полюсе которого будет влияние квалифицированное, тактичное, ценя щее индивидуальность и способствующее личностному росту; а на другом — исповедующее негативные ценности, такие, как конформизм адепта, его рабская зависимость от группы, полное подчинение авторитарному лидеру. Деструктивным контролем сознания может пользоваться прак тически любой социальный институт и организация, а также любой человек. Институты (организации) и систематические со циальные программы влияния следует оценивать каждый раз конкретно. Некоторые из них вполне позитивны; другие — более
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 119
или менее безопасны; третьи — пагубны. Хотя процессы влияния существуют во всех областях человеческой деятельности, культо вый контроль сознания — это особый феномен, однозначно отно сящийся к деструктивному полюсу.
Психотерапия Профессиональные психотерапевты используют полученные сведения о сознании, чтобы влиять на клиентов в процессе лич ностного роста и связанных с этим изменений. Локус контроля в ходе лечения должен оставаться у клиента, а не у тераписта. Верно, что многие люди, находящиеся под воздействием психи ческой болезни, нуждаются в авторитетной помощи в принятии решений. Другие, возможно, так и не достигли уровня зрелой личности в своем развитии; иными словами, они все еще дей ствуют как дети, а не как взрослые. Если человек сильно страдает от психического заболевания или какой-то значительной психо логической проблемы, ему, возможно, бывает необходима зави симость от авторитета до тех пор, пока он сам не станет сильным. Конечно, встречаются и плохо подготовленные, а также неэтич ные тераписты, способствующие развитию зависимости по ко рыстным причинам.
Реклама Реклама оказывает глубокое экономическое, культурное и со циальное воздействие на нашу жизнь. Специалисты по рекламе применяют изощренные психологические методы для манипу лирования нашими желаниями, мыслями и поведением. Цель нередко заключается в том, чтобы создать потребность на пустом месте или же искусственно усилить ее, стремясь превратить всех без исключения людей в потенциальных покупателей. Как стало ясно на примере рекламной тактики табачных компаний, неко торые формы рекламы приносят вред и вводят в заблуждение. Это не отменяет существования хороших рекламных объявлений, предназначенных информировать и убеждать людей, мотивируя развитие ответственности за собственную жизнь и жизнь согра ждан. Наиболее эффективные способы свести к минимуму отри цательные последствия рекламы — осознание ее власти и следу ющая за этим смена канала или же полное отключение телевизо ра или радио.
Образование Без сомнения, некоторые образовательные системы предназна чены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие образовательные системы, поощряющие самостоятельное мыш ление учащихся, творческий подход к делу, уважение к себе и
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 120
другим. Образовательные системы, манипулирующие чувствами страха и вины, — в том числе и те, что сосредоточиваются на воспитании конкуренции и конформизма, — порождают готовых кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать навыкам критического мышления и поощрять их стремление противостоять слепому конформизму. Образование должно так же развивать умение учащихся думать с различных точек зрения в целях более глубокого понимания жизни.
Армия Армия — пример жестко структурированной пирамидообраз ной организации. Здесь главенствует строгий иерархический принцип. Солдатам присваиваются номера, предписывается но шение униформы и определенной прически, их учат особым спо собам речи, ходьбы, маршировки и борьбы. Специфика военной карьеры заключается в большей ограни ченности личного выбора по сравнению с обществом в целом. В ходе обучения в лагерях для новобранцев, особенно в морской пехоте, в SEAL[39] и других специальных видах вооруженных сил, использование методов контроля сознания считается необходи мым для создания личности элитного солдата.[40] Но в противоположность деструктивным культам, военные признаны и ценятся обществом. При демократии военачальники несут ответственность перед другими ветвями власти, в не мень шей, если не в большей степени руководствуясь этическим ко дексом и принципами внутриструктурной взаимозависимости и взаимоограничения. Люди становятся военными на заранее ого воренный период времени, за что получают зарплату и социаль ные привилегии. В идеале военные не применяют обман при вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и друзьями, им ежегодно предоставляется отпускное время. Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских, юридических, военных учебных заведениях или в семинариях, они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адво катами, солдатами или священниками. Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предла гает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ. Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, ли деры немедленно начинают процесс разрушения и перепрограм мирования подлинной идентичности человека с целью дальней шего отказа от нее. Человек утрачивает свободную волю. Он не получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет узаконенного способа уйти с честью.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 121
Ошибочное представление № 3 "ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТ ЛИВ!» Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомаг нитофон прощальные заявления, объяснявшие причину, по кото рой они решили покинуть свои «оболочки» и совершить само убийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и счастливы принять это радикальное решение. Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что он «счастлив», — значит принимать желаемое за действитель ное. В культе счастье нередко переоценивается как жертва или страдание. Счастье в группе Врата Небес определялось как пре одоление «индивидуальности» и «человечности», а самоубийство трактовалось как переход на следующий уровень существования. Проглатывание роковых пилюль, запиваемых яблочным соком и водкой, и натягивание полиэтиленовых пакетов на головы рас сматривалось как необходимая стадия метаморфозы. Культовая личность была «счастлива» умереть. Для членов Врат Небес отказ умирать считался подлинным самоубийством, поскольку озна чал отказ от перехода на более высокий уровень. Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощрен ными методами контроля сознания. Она не тождественна лично сти в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что культистов учат подавлять отрицательные мысли и эмоции лич ного характера. Они натренированы говорить о своем участии в культе только положительно. Когда адепт заявляет, что «счаст лив», за него говорит культовая личность. Культовое «я» делает то, чему было обучено. В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счаст ливее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пре бывание рядом с Богом приносит «счастье», а Бог определяется как страдающий родитель. Следовательно, чем сильнее вы спо собны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла, счастье есть страдание. Как мунистов, нас учили подавлять все отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чув ствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать се бя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой прони кали нам в душу, нас наказывали и отправляли на переподготов ку. Заявления культиста нельзя принимать без исследования бо лее глубоких вопросов. Тут приходит время для проверки реаль ности. Если у потенциальных членов команды имеются сомне
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 122
ния на том основании, что член культа заверяет всех в том, что счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа следующие дополнительные вопросы. — Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? — Если бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться самому себе? — Сказал бы ты нам о своем несчастье? — Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувство вать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из группы?
Ошибочное представление № 4 "ОН — ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА ВМЕШИ ВАТЬСЯ" Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственни ков или друзей — нормальное явление. В самом деле, закон утвер ждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно восемнадцати лет, но в некоторых странах — двадцати одного года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый контроль сознания ослабляет способность человека к принятию зрелых решений. Члены семьи и друзья осознают, что что-то неправильно, особенно на начальной стадии вовлечения. Но они часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: "Не указывайте, что мне делать. Я — взрослый человек. Не пытайтесь контролировать мою жизнь". Люди не понимают, что это — так тика, нацеленная на нейтрализацию возражений и стимулирую щая пассивное принятие сложившегося положения вещей. Куль тисты часто угрожают отказаться от любых контактов, если с ними не будут "обращаться как со взрослыми". Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означа ет, что он действует с присущей взрослому человеку ответствен ностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в дет ство. Он думает, чувствует и действует как ребенок. Это становит ся его «реальностью». Лидерам множества культов свойственно требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными "детьми Бога". В самом деле, существенный аспект культовой идентично сти заключается именно в обретении наивности. Преклонение ребенка перед фигурой родителя — это как раз то, что необходимо лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуа цию. Эксплуатируя миф о детской невинности, культовый кон троль сознания подрывает нормальные ресурсы зрелого рассуд ка. Если обеспокоенный друг или член семьи подвергает сомне нию собственное право вмешиваться, напомните ему, что любовь
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 123
дает право быть заинтересованным лицом. Если близкий человек находится во власти деструктивного контроля сознания, род ственники и друзья имеют право и даже просто обязаны предпри нять меры по пресечению этих процессов, дабы вернуть человеку способность думать независимо. Как только у члена культа по явится возможность узнавать признаки контроля сознания, под мечать характерные черты деструктивного культа и встречаться с бывшими адептами и экспертами, он будет в состоянии сделать свой выбор на основе адекватного владения информацией.
Ошибочное представление № 5 "ОН ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРИТЬ, ВО ЧТО ХОЧЕТ" Если человек хочет верить, что Дэвид Кореш — Христос, это его право. Если люди хотят верить что Сан Мыонг Мун и Хак Джа Хан — идеальные Истинные Родители, они имеют на это право. В свободном обществе люди вольны верить во что угодно, однако это не означает, что их не стоит ограждать от злоупотребления влиянием, заставляющего верить во что-то и мешающего пере оценивать те или иные верования. Как мы видели, осуществляемый культом контроль сознания создает впечатление, что адепты якобы следуют своей свободной воле, но это — лишь иллюзия выбора. Когда люди в контролируе мом окружении подвергаются психосоциальному воздействию вроде группового давления или модификации поведения, они оказываются объектами манипулирования и подвергаются инд октринации, навязывающей совершенно иные системы верова ний. Социальные психологи провели эксперименты, наглядно продемонстрировавшие, как верования человека могут чрезвы чайно легко поддаваться влиянию при правильном подборе со циальных обстоятельств. Поскольку методы культового контро ля сознания более изощренные и агрессивные, чем методы, при мененные в этих исследованиях, культовая идеологическая обра ботка начинает представляться еще более эффективной в плане подавления свободной воли человека. Если человек настаивает, что свободно выбрал свои верования, особенно те, что противоречат прежним, он должен быть готов участвовать во всесторонней дискуссии с целью показать, что сам принимал решение, когда выбирал новые верования. Для любого человека, рожденного в рамках определенной системы религиозных, политических или каких-то иных верований, все гда приходит время взросления, когда становится необходимо бросить себе вызов и проверить собственные предположения. Это нечто большее, чем одномоментный процесс. Это должно произойти с каждым из нас, когда мы достигаем уровня ответ
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 124
ственности, характерного для взрослого человека.
Ошибочное представление № 6 "ОН СЛИШКОМ УМЕН, ЧТОБЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУЛЬТУ" Это была реакция моей матери в 1974 году, когда я бросил кол ледж, оставил работу, переоформил свой банковский счет на ну жды культа и переехал в Центр Муна в Квинсе, штат Нью-Йорк. Мать пыталась примириться с тем, что ее сын, студент-отличник, вдруг оказался настолько глуп, что связался с культом и начал разделять такие вздорные верования. Она думала, что я быстро разберусь в этом самостоятельно. Хотел бы я, чтобы она была тогда права! Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди — часто из хороших семей и с высшим образованием — могут попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что культы преднамеренно вербуют «ценных» людей, — они букваль но охотятся на умных, неравнодушных, целеустремленных. Боль шинство культов не стремятся обременять себя невежественны ми людьми с серьезными эмоциональными или физическими проблемами. Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться, обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство бывших культистов, с которыми я встречался, были исключи тельно яркими, способными и образованными людьми. Они де монстрировали живое воображение и творческий разум. Они были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состоя ния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо разви тым чувством социальной ответственности. Они с максимальной самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь человечества. Культовые группы, применяющие контроль сознания, процве тают в той степени, в какой они могут вербовать таких интеллек туальных, динамичных людей. Очень важно, чтобы все члены команды ПСВ понимали, что культы нацеливаются на этих людей как на объекты для вербовки. Чем более творческим сознанием обладает человек, тем в большей мере оно поддается манипули рованию. Действительно, у способных людей иногда возникают куда более изощренные фантазии относительно группы и ее док трины, нежели у самого лидера культа. Способный адепт обычно истолковывает систему верований группы по-своему, руковод ствуясь собственными индивидуальными фантазиями.
Ошибочное представление № 7 "ДОЛЖНО БЫТЬ, ОН СЛАБ ИЛИ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ОТВЕТОВ. ЕМУ НУЖЕН КТО-ТО, КТО БЫ РУКОВОДИЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ"
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 125
Это — очень широко распространенное, но ошибочное обобще ние относительно культистов. Люди часто стараются придраться к тем, кто переживает трагедию, обвиняя жертву. Возложение вины на кого-либо дает людям ложное ощущение контроля над собственной жизнью, дистанцирует их от жертвы. Однако пред ставление о том, что люди сознательно присоединяются к де структивным культам, является, без сомнения, неверным. Боль шинство людей поддаются вербовке в момент, когда они наибо лее уязвимы и не понимают, какие силы привлекаются культом для осуществления своих намерений. Иногда культ манипулиру ет силами самого новичка. Например, играя на моей повышенной уверенности в себе, мунисты сумели заманить меня на свой семинар и продержать там целых три дня. Нет никаких сомнений, что у многих культистов имеется эмо циональная предыстория и другие, самые разнообразные пробле мы — они есть у каждого. Но сваливать вину за принадлежность к культу на самого человека — ошибка. Если друг или член семьи обвиняет исключительно самого адепта, предложите поразмыш лять о следующем. — Почему более 900 мужчин, женщин и детей последовали приказу Джима Джонса и выпили лимонад с добавлением циани да? — Почему рядовые участники позволяли Дэвиду Корешу за ниматься сексом с любой женщиной в группе (включая девочек), тогда как другим мужчинам вообще запрещалось вступать в ин тимную связь, даже с собственными женами? Почему большин ство членов группы сгорели заживо, но не сдались властям? — Почему семь мужчин из числа последователей Маршалла Эпплу айта кастрировали себя? — Почему члены Врат Небес приняли водку с пилюлями и поз волили надеть себе на головы полиэтиленовые пакеты для уду шения? — Почему Свидетели Иеговы готовы скорее допустить смерть своих приверженцев, чем позволить, чтобы им сделали перели вание крови? После двадцати с лишним лет работы с проблемами культовой практики я могу категорически заявить, что большинство адеп тов — отнюдь не «слабые» люди, ищущие того, кто бы указывал им, что делать. Я настоятельно рекомендую встретиться с как можно большим количеством бывших адептов и сделать выводы на основании собственных наблюдений.
Ошибочное представление № 8 "ЕЙ ЛУЧШЕ БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ОНА ЕСТЬ"
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 126
Иногда семья, друзья и даже психологи и психотерапевты склонны думать, что человеку лучше оставаться в группе, нежели возвращаться туда, где он был до вербовки. Заманчиво было бы согласиться с этим, особенно если человек прекратил злоупотреб лять алкоголем или наркотиками, перестал подвергаться физиче скому или сексуальному насилию, — хотя некоторые культы практикуют именно это. Культ может временно облегчить переживание травмирую щих воспоминаний, но участие в нем не способствует устране нию проблем. Напротив, законную помощь оно подменяет пре ступными методами контроля сознания. Деструктивный кон троль сознания сам по себе является формой психологического насилия. В руках лидера культа он оказывается разрушительным для психики человека. Стимулируя диссоциативное состояние и формируя доминирующую культовую личность, культовый кон троль сознания подавляет реальные проблемы докультовой и подлинной личности. Проблемы с семьей и друзьями, бывшие у адепта в прошлом, используются для углубления разрыва, а не для его устранения. Когда люди покидают культ, все проблемы, с которыми они сталкивались до вербовки, вновь выходят на по верхность, отягчая последствия пребывания в деструктивном культе. Если до попадания в культ жизнь человека была нездоровой, чреватой душевными травмами, то правильно организованный психотерапевтический процесс может направить их по пути ис целения, облегчая: — позитивный рост и изменение положения в лучшую сторо ну; — формирование чувства собственного достоинства; — обучение доверию к себе и другим; — разработку лучших методов разрешения жизненных про блем. В руках профессионального психотерапевта с хорошей репута цией методы контроля сознания могут быть чрезвычайно эффек тивными при условии, что клиент неизменно сохраняет право на автономию. Это касается, например, эффективных программ, по могающих человеку преодолеть алкоголизм и наркоманию. По добные объединения, должным образом структурированные, вы ступают гарантами здоровья и безопасности и являются приме рами альтернативного применения методов контроля сознания, так как поощряют клиентов: — думать самостоятельно; — руководствоваться собственными чувствами и потребностя ми;
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 127
— осознавать себя органичной частью осмысленного сообще ства (без индоктринации). Люди, без сомнения, имеют полное право управлять собствен ной жизнью. Я знаю бесчисленное множество бывших культи стов, ставших впоследствии преподавателями, адвокатами, док торами, программистами, наконец, просто счастливыми родите лями.
Ошибочное представление № 9 "ОН УЙДЕТ САМ, КОГДА БУДЕТ ГОТОВ" Эта точка зрения основывается на предположении, что у члена культа есть возможность свободного выбора, что он может уйти по собственной воле. Ничего подобного! Могу сказать по собствен ному опыту: если бы у него был свободный выбор, он бы вскоре оставил группу. Как мы увидим дальше, один из жизненно важ ных этапов подхода стратегического взаимодействия заключает ся в устранении фобий, удерживающих культиста в заключении. Важно сделать все возможное, чтобы ускорить процесс возвраще ния к реальности, так как чем дольше человек остается в группе, тем больший ущерб наносится структуре его личности. Чем боль ше здоровых контактов адепт поддерживает с семьей, друзьями и людьми, не состоящими в культовых группах, тем больше шан сов освободиться. Бывшие члены культов часто говорят о боли, которую они ис пытывают в результате ущерба, нанесенного их духовной жизни и отношениям с близкими людьми. Они горько сожалеют об утрате благоприятных возможностей, открывавшихся им в обра зовании и в карьере. Еще хуже, что они чувствуют себя винова тыми перед людьми, которых сами вербовали, их мучают угрызе ния совести за то, что они выманивали у людей деньги и вели себя преступно по отношению к окружающим. Чем больше вре мени они провели в группе, тем глубже сожаления, которые они испытывают в процессе ухода. Практика культов демонстрирует, что пассивный, выжидательный, основанный на невмешатель стве подход имеет трагические последствия. Немногие изначаль но подозревали, что культ поклонников НЛО типа Врат Небес может завершиться массовым самоубийством. Однако есть семьи, быстро осознавшие, что их родственник оказался во власти контроля сознания. Я впервые встретил Боба и Алису Мэдер на собрании Информационной службы по культам (Cult Information Service) в Нью-Джерси через год после смерти их дочери Гейл. Хотя Гейл разорвала контакт с ними, они делали неоднократные и часто изобретательные попытки находить ее и общаться с нею. Мэдеры — хорошие люди и любящие родители.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 128
Даже потеряв дочь из-за Врат Небес, они посещают просветитель ские собрания по культам, появляются на телевидении и дают интервью в надежде, что могут предотвратить или облегчить страдания других родителей. Они обращаются ко всем с призы вом: "Делайте все возможное, чтобы спасти близкого вам челове ка. Не расслабляйтесь, не будьте пассивными, ожидая, пока он уйдет сам".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.231.128 (0.012 с.) |