Опровержение ошибочных представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опровержение ошибочных представлений



Вам понадобится направить свои силы на опровержение не­

правильных представлений окружающих. В конечном счете вы

должны будете ясно сформулировать эти проблемы и для самого

адепта. Чтобы облегчить этот процесс, я выделил десять наиболее

типичных ошибок, касающихся культов, в которых применяется

контроль сознания.

 

Ошибочное представление № 1

"НИКАКОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"

Люди, с порога отвергающие существование контроля созна­

ния, обычно имеют искаженное представление o нем. "Никто не

может стереть вашу личность и превратить вас в зомби с промы­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 117


 

 

тыми мозгами" — таково обычное убеждение. Однако, как мы

уже могли убедиться, контроль сознания не стирает подлинное

«я» человека, а формирует доминанту в виде культового «я», по­

давляющего свободную волю. В разговоре с человеком, подверга­

ющим сомнению контроль сознания, можно обсудить, как куль­

товая личность не допускает возможности думать, чувствовать

или вести себя вразрез с доктриной культа. Понимание культово­

го контроля сознания зависит от проведения этого решающего

различия между двумя личностями одного и того же человека —

культовой и подлинной.

Изучив вторую главу настоящей книга, вы вооружаетесь тремя

действенными моделями объяснения того, что подразумевается

под термином "контроль сознания". Также полезно сослаться на

пособие к лекциям, написанное профессором Стэнфордского уни­

верситета Филиппом Зимбардо и озаглавленное "Психология кон­

троля сознания". Как упоминалось ранее, диагностический спра­

вочник Американской психиатрической ассоциации включает в

себя категорию "Нетипичное диссоциативное расстройство

300.15", где используются такие слова, как «культы» и "промыва­

ние мозгов".

Справедливо также и то, что контроль сознания не всегда дей­

ствует с равной силой на всех людей. Те, кто участвует в одном и

том же культе, могут испытывать на себе совершенно разные

уровни контроля сознания. Некоторые адепты будут похожи на

зомби с безжизненным взглядом, однако это крайние случаи,

нередко являющиеся результатом недостатка сна или недоеда­

ния. Намного чаще культовая личность хоть и выглядит хорошо

развитой, но на самом деле вбирает в себя таланты и навыки

подлинного «я». В итоге для нетренированного взгляда культисты

могут казаться вполне нормальными. Единственный способ оце­

нить степень контроля сознания заключается в задавании вопро­

сов, помогающих проверить мышление и свободную волю чело­

века.[38]

Некоторые утверждают, что раз люди могут расстаться с куль­

тами, значит, контроля сознания не существует. Но, как правило,

истина заключается в том, что они заболели, разочаровались или

их изгнали. Тот факт, что люди сами уходят из культов, не озна­

чает, что контроля сознания не существует, — он означает толь­

ко, что контроль сознания не абсолютен. Поскольку контроль

сознания не стирает подлинное «я» человека или его душу, воз­

можность побега и освобождения остается всегда.

Зачастую контроль сознания понимается неправильно из-за

того, что относительно немного людей имели опыт непосред­

ственного общения с культами, хотя большинство из нас так или

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 118


 

 

иначе сталкивались с ситуациями контроля сознания. Если по­

тенциальному члену команды трудно понять сущность контроля

сознания, нижеследующие наводящие вопросы помогут опреде­

лить, с какими другими аналогичными процессами ему доводи­

лось сталкиваться. — Выражал ли ты когда-либо доверие и лю­

бовь тому, кто лгал, манипулировал тобой и эксплуатировал те­

бя?

— Поддерживал ли ты когда-либо с кем-либо такие отношения,

при которых чувствовал, что тебя контролируют, пренебрегая

твоей волей?

— Гипнотизировали ли тебя когда-нибудь? Был ли ты когда-ни­

будь свидетелем гипноза, направленного на других людей?

— Делал ли ты когда-нибудь то, чего не хотел делать, вслед­

ствие внешнего давления (отдавал деньга, занимался сексом, ку­

рил, употреблял наркотики)?

— Покупал ли ты когда-нибудь продукт, в котором не нуждал­

ся, после чего осознавал, сколько рекламы этого предмета тебе

пришлось увидеть и услышать?

Задавая некоторые из этих вопросов, можно побудить человека

сравнить подобный опыт с проблемой контроля сознания в куль­

те. Так как процессы влияния можно рассматривать как изменя­

ющиеся по степени воздействия, будет легче увидеть, как чрезвы­

чайные условия, задаваемые культами, способны порождать са­

мые удивительные результаты.

 

Ошибочное представление № 2

"ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ"

Ход мысли здесь следующий: контроль сознания существует

повсюду — например, в психотерапии, рекламе, образовании и в

армии, — поэтому без него не обойтись. Когда мы допускаем

подобные обобщения, любые различия утрачиваются. Мы не до­

стигаем никакой ясности. Более продуктивна модель, в соответ­

ствии с которой проявления контроля сознания и отношения к

нему распределяются в некоем пространстве, на одном полюсе

которого будет влияние квалифицированное, тактичное, ценя­

щее индивидуальность и способствующее личностному росту; а

на другом — исповедующее негативные ценности, такие, как

конформизм адепта, его рабская зависимость от группы, полное

подчинение авторитарному лидеру.

Деструктивным контролем сознания может пользоваться прак­

тически любой социальный институт и организация, а также

любой человек. Институты (организации) и систематические со­

циальные программы влияния следует оценивать каждый раз

конкретно. Некоторые из них вполне позитивны; другие — более

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 119


 

 

или менее безопасны; третьи — пагубны. Хотя процессы влияния

существуют во всех областях человеческой деятельности, культо­

вый контроль сознания — это особый феномен, однозначно отно­

сящийся к деструктивному полюсу.

 

Психотерапия

Профессиональные психотерапевты используют полученные

сведения о сознании, чтобы влиять на клиентов в процессе лич­

ностного роста и связанных с этим изменений. Локус контроля в

ходе лечения должен оставаться у клиента, а не у тераписта.

Верно, что многие люди, находящиеся под воздействием психи­

ческой болезни, нуждаются в авторитетной помощи в принятии

решений. Другие, возможно, так и не достигли уровня зрелой

личности в своем развитии; иными словами, они все еще дей­

ствуют как дети, а не как взрослые. Если человек сильно страдает

от психического заболевания или какой-то значительной психо­

логической проблемы, ему, возможно, бывает необходима зави­

симость от авторитета до тех пор, пока он сам не станет сильным.

Конечно, встречаются и плохо подготовленные, а также неэтич­

ные тераписты, способствующие развитию зависимости по ко­

рыстным причинам.

 

Реклама

Реклама оказывает глубокое экономическое, культурное и со­

циальное воздействие на нашу жизнь. Специалисты по рекламе

применяют изощренные психологические методы для манипу­

лирования нашими желаниями, мыслями и поведением. Цель

нередко заключается в том, чтобы создать потребность на пустом

месте или же искусственно усилить ее, стремясь превратить всех

без исключения людей в потенциальных покупателей. Как стало

ясно на примере рекламной тактики табачных компаний, неко­

торые формы рекламы приносят вред и вводят в заблуждение.

Это не отменяет существования хороших рекламных объявлений,

предназначенных информировать и убеждать людей, мотивируя

развитие ответственности за собственную жизнь и жизнь согра­

ждан. Наиболее эффективные способы свести к минимуму отри­

цательные последствия рекламы — осознание ее власти и следу­

ющая за этим смена канала или же полное отключение телевизо­

ра или радио.

 

Образование

Без сомнения, некоторые образовательные системы предназна­

чены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют

конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие

образовательные системы, поощряющие самостоятельное мыш­

ление учащихся, творческий подход к делу, уважение к себе и

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 120


 

 

другим. Образовательные системы, манипулирующие чувствами

страха и вины, — в том числе и те, что сосредоточиваются на

воспитании конкуренции и конформизма, — порождают готовых

кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать

навыкам критического мышления и поощрять их стремление

противостоять слепому конформизму. Образование должно так­

же развивать умение учащихся думать с различных точек зрения

в целях более глубокого понимания жизни.

 

Армия

Армия — пример жестко структурированной пирамидообраз­

ной организации. Здесь главенствует строгий иерархический

принцип. Солдатам присваиваются номера, предписывается но­

шение униформы и определенной прически, их учат особым спо­

собам речи, ходьбы, маршировки и борьбы.

Специфика военной карьеры заключается в большей ограни­

ченности личного выбора по сравнению с обществом в целом. В

ходе обучения в лагерях для новобранцев, особенно в морской

пехоте, в SEAL[39] и других специальных видах вооруженных сил,

использование методов контроля сознания считается необходи­

мым для создания личности элитного солдата.[40]

Но в противоположность деструктивным культам, военные

признаны и ценятся обществом. При демократии военачальники

несут ответственность перед другими ветвями власти, в не мень­

шей, если не в большей степени руководствуясь этическим ко­

дексом и принципами внутриструктурной взаимозависимости и

взаимоограничения. Люди становятся военными на заранее ого­

воренный период времени, за что получают зарплату и социаль­

ные привилегии. В идеале военные не применяют обман при

вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их

ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и

друзьями, им ежегодно предоставляется отпускное время.

Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских,

юридических, военных учебных заведениях или в семинариях,

они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адво­

катами, солдатами или священниками.

Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предла­

гает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ.

Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, ли­

деры немедленно начинают процесс разрушения и перепрограм­

мирования подлинной идентичности человека с целью дальней­

шего отказа от нее. Человек утрачивает свободную волю. Он не

получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет

узаконенного способа уйти с честью.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 121


 

 

Ошибочное представление № 3

"ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТ­

ЛИВ!»

Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомаг­

нитофон прощальные заявления, объяснявшие причину, по кото­

рой они решили покинуть свои «оболочки» и совершить само­

убийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и

счастливы принять это радикальное решение.

Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что

он «счастлив», — значит принимать желаемое за действитель­

ное. В культе счастье нередко переоценивается как жертва или

страдание. Счастье в группе Врата Небес определялось как пре­

одоление «индивидуальности» и «человечности», а самоубийство

трактовалось как переход на следующий уровень существования.

Проглатывание роковых пилюль, запиваемых яблочным соком и

водкой, и натягивание полиэтиленовых пакетов на головы рас­

сматривалось как необходимая стадия метаморфозы. Культовая

личность была «счастлива» умереть. Для членов Врат Небес отказ

умирать считался подлинным самоубийством, поскольку озна­

чал отказ от перехода на более высокий уровень.

Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощрен­

ными методами контроля сознания. Она не тождественна лично­

сти в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно

предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что

культистов учат подавлять отрицательные мысли и эмоции лич­

ного характера. Они натренированы говорить о своем участии в

культе только положительно. Когда адепт заявляет, что «счаст­

лив», за него говорит культовая личность. Культовое «я» делает

то, чему было обучено.

В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счаст­

ливее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пре­

бывание рядом с Богом приносит «счастье», а Бог определяется

как страдающий родитель. Следовательно, чем сильнее вы спо­

собны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее

вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла,

счастье есть страдание. Как мунистов, нас учили подавлять все

отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чув­

ствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать се­

бя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой прони­

кали нам в душу, нас наказывали и отправляли на переподготов­

ку.

Заявления культиста нельзя принимать без исследования бо­

лее глубоких вопросов. Тут приходит время для проверки реаль­

ности. Если у потенциальных членов команды имеются сомне­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 122


 

 

ния на том основании, что член культа заверяет всех в том, что

счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа

следующие дополнительные вопросы.

— Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? — Если

бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться самому

себе?

— Сказал бы ты нам о своем несчастье?

— Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувство­

вать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из

группы?

 

Ошибочное представление № 4

"ОН — ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА ВМЕШИ­

ВАТЬСЯ"

Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственни­

ков или друзей — нормальное явление. В самом деле, закон утвер­

ждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно

восемнадцати лет, но в некоторых странах — двадцати одного

года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый

контроль сознания ослабляет способность человека к принятию

зрелых решений. Члены семьи и друзья осознают, что что-то

неправильно, особенно на начальной стадии вовлечения. Но они

часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: "Не

указывайте, что мне делать. Я — взрослый человек. Не пытайтесь

контролировать мою жизнь". Люди не понимают, что это — так­

тика, нацеленная на нейтрализацию возражений и стимулирую­

щая пассивное принятие сложившегося положения вещей. Куль­

тисты часто угрожают отказаться от любых контактов, если с

ними не будут "обращаться как со взрослыми".

Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означа­

ет, что он действует с присущей взрослому человеку ответствен­

ностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в дет­

ство. Он думает, чувствует и действует как ребенок. Это становит­

ся его «реальностью». Лидерам множества культов свойственно

требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными "детьми

Бога". В самом деле, существенный аспект культовой идентично­

сти заключается именно в обретении наивности. Преклонение

ребенка перед фигурой родителя — это как раз то, что необходимо

лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуа­

цию. Эксплуатируя миф о детской невинности, культовый кон­

троль сознания подрывает нормальные ресурсы зрелого рассуд­

ка.

Если обеспокоенный друг или член семьи подвергает сомне­

нию собственное право вмешиваться, напомните ему, что любовь

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 123


 

 

дает право быть заинтересованным лицом. Если близкий человек

находится во власти деструктивного контроля сознания, род­

ственники и друзья имеют право и даже просто обязаны предпри­

нять меры по пресечению этих процессов, дабы вернуть человеку

способность думать независимо. Как только у члена культа по­

явится возможность узнавать признаки контроля сознания, под­

мечать характерные черты деструктивного культа и встречаться

с бывшими адептами и экспертами, он будет в состоянии сделать

свой выбор на основе адекватного владения информацией.

 

Ошибочное представление № 5

"ОН ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРИТЬ, ВО ЧТО ХОЧЕТ"

Если человек хочет верить, что Дэвид Кореш — Христос, это его

право. Если люди хотят верить что Сан Мыонг Мун и Хак Джа Хан

— идеальные Истинные Родители, они имеют на это право. В

свободном обществе люди вольны верить во что угодно, однако

это не означает, что их не стоит ограждать от злоупотребления

влиянием, заставляющего верить во что-то и мешающего пере­

оценивать те или иные верования.

Как мы видели, осуществляемый культом контроль сознания

создает впечатление, что адепты якобы следуют своей свободной

воле, но это — лишь иллюзия выбора. Когда люди в контролируе­

мом окружении подвергаются психосоциальному воздействию

вроде группового давления или модификации поведения, они

оказываются объектами манипулирования и подвергаются инд­

октринации, навязывающей совершенно иные системы верова­

ний. Социальные психологи провели эксперименты, наглядно

продемонстрировавшие, как верования человека могут чрезвы­

чайно легко поддаваться влиянию при правильном подборе со­

циальных обстоятельств. Поскольку методы культового контро­

ля сознания более изощренные и агрессивные, чем методы, при­

мененные в этих исследованиях, культовая идеологическая обра­

ботка начинает представляться еще более эффективной в плане

подавления свободной воли человека.

Если человек настаивает, что свободно выбрал свои верования,

особенно те, что противоречат прежним, он должен быть готов

участвовать во всесторонней дискуссии с целью показать, что

сам принимал решение, когда выбирал новые верования. Для

любого человека, рожденного в рамках определенной системы

религиозных, политических или каких-то иных верований, все­

гда приходит время взросления, когда становится необходимо

бросить себе вызов и проверить собственные предположения.

Это нечто большее, чем одномоментный процесс. Это должно

произойти с каждым из нас, когда мы достигаем уровня ответ­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 124


 

 

ственности, характерного для взрослого человека.

 

Ошибочное представление № 6

"ОН СЛИШКОМ УМЕН, ЧТОБЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУЛЬТУ"

Это была реакция моей матери в 1974 году, когда я бросил кол­

ледж, оставил работу, переоформил свой банковский счет на ну­

жды культа и переехал в Центр Муна в Квинсе, штат Нью-Йорк.

Мать пыталась примириться с тем, что ее сын, студент-отличник,

вдруг оказался настолько глуп, что связался с культом и начал

разделять такие вздорные верования. Она думала, что я быстро

разберусь в этом самостоятельно. Хотел бы я, чтобы она была

тогда права!

Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди

— часто из хороших семей и с высшим образованием — могут

попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что

культы преднамеренно вербуют «ценных» людей, — они букваль­

но охотятся на умных, неравнодушных, целеустремленных. Боль­

шинство культов не стремятся обременять себя невежественны­

ми людьми с серьезными эмоциональными или физическими

проблемами. Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться,

обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство

бывших культистов, с которыми я встречался, были исключи­

тельно яркими, способными и образованными людьми. Они де­

монстрировали живое воображение и творческий разум. Они

были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состоя­

ния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо разви­

тым чувством социальной ответственности. Они с максимальной

самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь

человечества.

Культовые группы, применяющие контроль сознания, процве­

тают в той степени, в какой они могут вербовать таких интеллек­

туальных, динамичных людей. Очень важно, чтобы все члены

команды ПСВ понимали, что культы нацеливаются на этих людей

как на объекты для вербовки. Чем более творческим сознанием

обладает человек, тем в большей мере оно поддается манипули­

рованию. Действительно, у способных людей иногда возникают

куда более изощренные фантазии относительно группы и ее док­

трины, нежели у самого лидера культа. Способный адепт обычно

истолковывает систему верований группы по-своему, руковод­

ствуясь собственными индивидуальными фантазиями.

 

Ошибочное представление № 7

"ДОЛЖНО БЫТЬ, ОН СЛАБ ИЛИ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ОТВЕТОВ. ЕМУ

НУЖЕН КТО-ТО, КТО БЫ РУКОВОДИЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ"

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 125


 

 

Это — очень широко распространенное, но ошибочное обобще­

ние относительно культистов. Люди часто стараются придраться

к тем, кто переживает трагедию, обвиняя жертву. Возложение

вины на кого-либо дает людям ложное ощущение контроля над

собственной жизнью, дистанцирует их от жертвы. Однако пред­

ставление о том, что люди сознательно присоединяются к де­

структивным культам, является, без сомнения, неверным. Боль­

шинство людей поддаются вербовке в момент, когда они наибо­

лее уязвимы и не понимают, какие силы привлекаются культом

для осуществления своих намерений. Иногда культ манипулиру­

ет силами самого новичка. Например, играя на моей повышенной

уверенности в себе, мунисты сумели заманить меня на свой

семинар и продержать там целых три дня.

Нет никаких сомнений, что у многих культистов имеется эмо­

циональная предыстория и другие, самые разнообразные пробле­

мы — они есть у каждого. Но сваливать вину за принадлежность

к культу на самого человека — ошибка. Если друг или член семьи

обвиняет исключительно самого адепта, предложите поразмыш­

лять о следующем.

— Почему более 900 мужчин, женщин и детей последовали

приказу Джима Джонса и выпили лимонад с добавлением циани­

да? — Почему рядовые участники позволяли Дэвиду Корешу за­

ниматься сексом с любой женщиной в группе (включая девочек),

тогда как другим мужчинам вообще запрещалось вступать в ин­

тимную связь, даже с собственными женами? Почему большин­

ство членов группы сгорели заживо, но не сдались властям? —

Почему семь мужчин из числа последователей Маршалла Эпплу­

айта кастрировали себя?

— Почему члены Врат Небес приняли водку с пилюлями и поз­

волили надеть себе на головы полиэтиленовые пакеты для уду­

шения?

— Почему Свидетели Иеговы готовы скорее допустить смерть

своих приверженцев, чем позволить, чтобы им сделали перели­

вание крови?

После двадцати с лишним лет работы с проблемами культовой

практики я могу категорически заявить, что большинство адеп­

тов — отнюдь не «слабые» люди, ищущие того, кто бы указывал

им, что делать. Я настоятельно рекомендую встретиться с как

можно большим количеством бывших адептов и сделать выводы

на основании собственных наблюдений.

 

Ошибочное представление № 8

"ЕЙ ЛУЧШЕ БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ОНА ЕСТЬ"

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 126


 

 

Иногда семья, друзья и даже психологи и психотерапевты

склонны думать, что человеку лучше оставаться в группе, нежели

возвращаться туда, где он был до вербовки. Заманчиво было бы

согласиться с этим, особенно если человек прекратил злоупотреб­

лять алкоголем или наркотиками, перестал подвергаться физиче­

скому или сексуальному насилию, — хотя некоторые культы

практикуют именно это.

Культ может временно облегчить переживание травмирую­

щих воспоминаний, но участие в нем не способствует устране­

нию проблем. Напротив, законную помощь оно подменяет пре­

ступными методами контроля сознания. Деструктивный кон­

троль сознания сам по себе является формой психологического

насилия. В руках лидера культа он оказывается разрушительным

для психики человека. Стимулируя диссоциативное состояние и

формируя доминирующую культовую личность, культовый кон­

троль сознания подавляет реальные проблемы докультовой и

подлинной личности. Проблемы с семьей и друзьями, бывшие у

адепта в прошлом, используются для углубления разрыва, а не

для его устранения. Когда люди покидают культ, все проблемы, с

которыми они сталкивались до вербовки, вновь выходят на по­

верхность, отягчая последствия пребывания в деструктивном

культе.

Если до попадания в культ жизнь человека была нездоровой,

чреватой душевными травмами, то правильно организованный

психотерапевтический процесс может направить их по пути ис­

целения, облегчая:

— позитивный рост и изменение положения в лучшую сторо­

ну;

— формирование чувства собственного достоинства;

— обучение доверию к себе и другим;

— разработку лучших методов разрешения жизненных про­

блем.

В руках профессионального психотерапевта с хорошей репута­

цией методы контроля сознания могут быть чрезвычайно эффек­

тивными при условии, что клиент неизменно сохраняет право на

автономию. Это касается, например, эффективных программ, по­

могающих человеку преодолеть алкоголизм и наркоманию. По­

добные объединения, должным образом структурированные, вы­

ступают гарантами здоровья и безопасности и являются приме­

рами альтернативного применения методов контроля сознания,

так как поощряют клиентов:

— думать самостоятельно;

— руководствоваться собственными чувствами и потребностя­

ми;

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 127


 

 

— осознавать себя органичной частью осмысленного сообще­

ства (без индоктринации).

Люди, без сомнения, имеют полное право управлять собствен­

ной жизнью. Я знаю бесчисленное множество бывших культи­

стов, ставших впоследствии преподавателями, адвокатами, док­

торами, программистами, наконец, просто счастливыми родите­

лями.

 

Ошибочное представление № 9

"ОН УЙДЕТ САМ, КОГДА БУДЕТ ГОТОВ"

Эта точка зрения основывается на предположении, что у члена

культа есть возможность свободного выбора, что он может уйти

по собственной воле. Ничего подобного! Могу сказать по собствен­

ному опыту: если бы у него был свободный выбор, он бы вскоре

оставил группу. Как мы увидим дальше, один из жизненно важ­

ных этапов подхода стратегического взаимодействия заключает­

ся в устранении фобий, удерживающих культиста в заключении.

Важно сделать все возможное, чтобы ускорить процесс возвраще­

ния к реальности, так как чем дольше человек остается в группе,

тем больший ущерб наносится структуре его личности. Чем боль­

ше здоровых контактов адепт поддерживает с семьей, друзьями

и людьми, не состоящими в культовых группах, тем больше шан­

сов освободиться.

Бывшие члены культов часто говорят о боли, которую они ис­

пытывают в результате ущерба, нанесенного их духовной жизни

и отношениям с близкими людьми. Они горько сожалеют об

утрате благоприятных возможностей, открывавшихся им в обра­

зовании и в карьере. Еще хуже, что они чувствуют себя винова­

тыми перед людьми, которых сами вербовали, их мучают угрызе­

ния совести за то, что они выманивали у людей деньги и вели

себя преступно по отношению к окружающим. Чем больше вре­

мени они провели в группе, тем глубже сожаления, которые они

испытывают в процессе ухода. Практика культов демонстрирует,

что пассивный, выжидательный, основанный на невмешатель­

стве подход имеет трагические последствия. Немногие изначаль­

но подозревали, что культ поклонников НЛО типа Врат Небес

может завершиться массовым самоубийством.

Однако есть семьи, быстро осознавшие, что их родственник

оказался во власти контроля сознания. Я впервые встретил Боба

и Алису Мэдер на собрании Информационной службы по культам

(Cult Information Service) в Нью-Джерси через год после смерти их

дочери Гейл. Хотя Гейл разорвала контакт с ними, они делали

неоднократные и часто изобретательные попытки находить ее и

общаться с нею. Мэдеры — хорошие люди и любящие родители.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 128


 

 

Даже потеряв дочь из-за Врат Небес, они посещают просветитель­

ские собрания по культам, появляются на телевидении и дают

интервью в надежде, что могут предотвратить или облегчить

страдания других родителей. Они обращаются ко всем с призы­

вом: "Делайте все возможное, чтобы спасти близкого вам челове­

ка. Не расслабляйтесь, не будьте пассивными, ожидая, пока он

уйдет сам".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.31 с.)