Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое биографический профиль культовой

Поиск

ЛИЧНОСТИ?

Начните общаться с нынешними членами культового объеди­

нения и составьте подробную картину их верований, языка и

поведения. Затем поговорите с бывшими членами, чтобы углу­

бить понимание личностного прототипа интересующего вас че­

ловека. Начните оценивание его культовой личности. Сколько

времени он провел в культе? Как правило, чем дольше люди

находились в группе, тем больше разочарований они испыта­

ли, — и одновременно тем тяжелее им уйти: сдерживающими

факторами являются привычка, психологическая зависимость,

финансовые затраты и т. д. Какие виды работ он выполнял и

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 103


 

 

выполняет? Составьте "трудовую биографию" этого человека —

чем именно он занимался, будучи в группе, и когда. Если вы не

знаете, спросите, является ли он главным образом вербовщиком

или просто работает на одном из предприятий группы. Был ли он

рядовым членом на протяжении многих лет? Был ли он когда-то

лидером, впоследствии пониженным в должности? Каков доступ

этого человека к высшему лидеру? Где именно он находится: в

штаб-квартире или в небольшом вспомогательном центре?

На протяжении всего процесса ПСВ вам следует продолжать

совершенствовать эти профили. Чем лучше вы понимаете под­

линное «я» и культовую личность адепта, тем легче вам будет

помочь ему думать и действовать независимо.

 

ОЦЕНКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТОВОЙ

ГРУППЫ

Обратимся теперь непосредственно к самой культовой группе.

Исследуя доктрину и внутреннюю иерархию группы, вы сможете

понять применяемые ею способы контроля сознания и то, как

они воздействуют на близкого человека.

 

ЛИДЕРСТВО

Лучше всего искать информацию о деструктивном потенциале

группы, начиная с верхушки. Вы должны спросить:

— Кто является лидером (лидерами)? Какова его (их) личная

история? Был (и) ли он (и) женат (ы)? Разведен (ы)? Имеет (имеют)

детей?

— Какие дипломы об образовании есть у лидера? Нет ли у него

уголовного прошлого? Нет ли психических заболеваний?

— Какое образование, подготовку и род занятий он имел до

того, как появилась данная группа? Всегда ли он был причастен

деструктивным культам?

— Высказывает ли лидер претензии на исключительную муд­

рость, могущество и духовное совершенство?

— Существует ли система сдержек и противовесов власти?

— Что лидер культа изложил в письменной форме или сказал

устно?

Сравнение лидера группы, в которую попал близкий вам чело­

век, с главами какой-либо из мировых религий поможет лучше

понять, насколько опасен этот человек. Например, Мозес Дэвид

Берг, ныне покойный лидер «Семьи», утверждал, что он — Апо­

стол, и на этом основании поощрял женщин из своей группы

становиться "счастливыми проститутками Иисуса". Им приказы­

вали "делиться любовью Бога", чтобы добывать деньги, новых

рекрутов и политическое покровительство. Эта доктрина доходи­

ла до поощрения секса с детьми, — нет ничего удивительного в

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 104


 

 

том, что Берг сбежал из Соединенных Штатов после предъявле­

ния ему обвинения в сексуальных приставаниях к детям. Религи­

озные лидеры наподобие Папы Римского или Билли Грэхэма ре­

шительно осудили бы такое безнравственное поведение.

Другой пример — самозваный буддистский лидер, "просветлен­

ный учитель", Фредерик Ленц, ака Рама. Он объявлял своим по­

следователям, что они должны «делать» большие деньги, ездить

на дорогих автомобилях, прервав при этом все контакты с семьей

и друзьями и скрывая собственные мысли и чувства, чтобы дру­

гие не высосали их энергию. Трудно сопоставить цинизм Ленца с

истинной верой, например с учением Далай-ламы — политиче­

ского и духовного лидера Тибета, ведущего жизнь, в которой осо­

бое значение придается любви, состраданию, служению другим.

Далай-лама скромен и открыт; он приемлет все мировые религии.

Ленц требовал от людей денег за право получить от него, якобы

просветленного, "энергию и защиту". К остальным версиям буд­

дизма он относился с пренебрежением.

Вам потребуется искать информацию о лидере у бывших адеп­

тов, у экспертов и в базах данных различных средств массовой

информации. Вы можете также связаться с сетью групповой под­

держки семей. Существенно полезными часто могут оказаться

видеозаписи прошлых телевизионных шоу. Например, в шоу

Лэрри Кинга Фредерик Ленц отрицал, что является просветлен­

ным, — однако последователям он заявлял как раз противопо­

ложное. В недавнем интервью программе «Дэйтлайн» он не смог

ответить даже на элементарные вопросы о компьютерном бизне­

се, владельцем которого является. В главе 7 будет подробно разъ­

ясняться, как следует пользоваться Интернетом в поисках инфор­

мации о группе и о ее лидере.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Взгляд на структуру группы нередко может дать информацию

о ее властной иерархии. Вообще деструктивные культы можно

рассматривать как пирамиды с харизматическим лидером на

вершине и фундаментом из рядовых адептов. Сразу под лидером

располагается небольшой круг советников, как правило, управ­

ляющих предприятиями культа. Ниже находится более крупная

группа сублидеров. Под ними в основании пирамиды — рядовые

члены. В группах, где лидер уже несколько лет как умер, случает­

ся, что узкая кадровая группа преданных последователей рвется

заполнить возникшую пустоту. В любом случае, когда лидер с

сомнительным прошлым организует жестко централизованную

группу, можно предположить формирование деструктивного

культа. Всемирно известный христианский апологет

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 105


 

 

Норман Гейслер излагает это так: "Всякий раз, когда вы имеете

дело с человеком, заявляющим, что он напрямую связан с Богом

и никому не подотчетен, знайте, что если культ не рождается

сегодня, то он возникнет завтра".

Оценивая структуру группы, нужно обратить внимание на сле­

дующее.

— Кто осуществляет руководство и какую власть имеют эти

люди над близким вам человеком?

— Насколько многочисленна группа (тысячи, миллионы лю­

дей)?

— Где располагается ее центр? Отрезана ли она от мира или

стремится к законному существованию?

— Как группа добывает деньга? За счет пожертвований или

путем сбора средств? Организована ли она как некоммерческая

организация? Имеет ли она предприятия?

— Как группа тратит деньги? Использует ли она деньги для

организации кампаний по связям с общественностью? Нанимает

ли она команды адвокатов, чтобы эффективно воздействовать на

своих критиков путем юридического преследования?

— Когда утверждается, что группа имеет открытые бухгалтер­

ские отчеты, действительно ли обеспечивается публичный до­

ступ к ним? Если люди боятся спрашивать, то как это свидетель­

ствует об атмосфере в группе?

Структура группы также оказывает влияние на степень свобо­

ды в принятии решений со стороны участников.

— Заставляют ли членов группы пугаться даже мысли об уходе

из группы?

— Изолированы ли члены группы? Отрезаны ли они от членов

семьи?

— Зависят ли они от группы эмоционально или материально?

 

ДОКТРИНА

В рамках подхода стратегического взаимодействия мы рассмат­

риваем то, как группа ведет себя, а не то, во что она верит. Но

даже в этом случае доктрину группы нужно принять во внимание

для того, чтобы оценить ее деструктивность. Вообще, чем мас­

штабнее притязания, чем фанатичнее верования и чем глобаль­

нее пророчества (Армагеддон, нашествие "пришельцев"), тем вы­

ше потенциал злоупотреблений. Наиболее опасные группы меня­

ют доктрину по прихоти лидера. Чем более доктрина разработана

и систематизирована, тем более устойчивой оказывается группа.

В прошлом некоторые общепризнанные религиозные органи­

зации поддерживали культы, практикующие контроль сознания,

в юридической борьбе, полагая, что они разделяют похожие веро­

вания. Например, если библейский культ говорит: "Иисус — Бог",

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 106


 

 

или когда Сан Мыонг Мун утверждает, что выступает за "семей­

ные ценности", религиозные лидеры основных направлений ча­

сто спешат приписать данной организации легитимный статус.

Некоторые культы используют свои глубокие карманы,

чтобы помочь другим религиозным лидерам, вроде Джерри

Фалвелла, а затем используют этого человека, чтобы узаконить

себя

Так создается мнимо респектабельный образ, могущий быть

весьма убедительным для членов культа. Перепроверяйте факты,

чтобы судить самим.

Вы можете столкнуться как с книжной, так и с электронной

продукцией, создающей видимость того, что религиозные ученые

и основные религиозные организации поддерживают их, руко­

водствуясь соображениями свободы религии. Культовые лидеры

организуют свои выступления по телевидению, чтобы осудить

тех, кто якобы занят "охотой на ведьм", то есть пытается на самом

деле вывести деструктивные культы на чистую воду. Спор о док­

трине часто затевается культом для отстаивания своих корыст­

ных интересов. Нередко утверждается, что преследование того

или иного культа — проявление религиозной нетерпимости. Но

деструктивные группы варьируют свою «истину» в зависимости

от ситуативных потребностей. В обществе ими распространяется

немало публикаций, ставящих под сомнение законность критики

культов. Легитимным группам не требуется изменять доктрину,

чтобы обманывать публику. Упомянем еще два важных вопроса.

— Существует ли доктрина для «посвященных» и доктрина для

«посторонних», то есть идейное разделение на «избранных» и

широкую публику?

— Меняется ли истина на различных уровнях групповой иерар­

хии?

Любые верования группы должны свободно открываться лю­

дям, которые хотят к ней присоединиться. В ходе процесса вер­

бовки деструктивные культы используют обман, который пред­

полагает как прямую ложь, так и утаивание или искажение жиз­

ненно важной информации. Информированное согласие ими ис­

ключается.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Теперь, когда оценена причастность близкого человека к куль­

ту и деструктивность последнего, пришло время подготовить се­

бя к взаимодействию с пострадавшим. Для этого требуется напра­

вить свой взгляд не только вовне, на объект и его окружение, но

и на себя. Одной из наиболее важных вещей является наблюде­

ние за собственными мыслями, чувствами и поведением и стрем­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 107


 

 

ление лучше понять их. Некоторые из ваших тревог, касающихся

близкого человека, способны, видимо, зажить собственной жиз­

нью, выливаясь в огромное напряжение и чувство мучительного

беспокойства. Я коснусь способов избежания подобных эмоций в

главе 6. Старайтесь держать голову ясной. Только тогда вы сумее­

те обратиться к близкому вам человеку так, чтобы он вас услы­

шал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.008 с.)