Как псв справляется с проблемами исцеления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как псв справляется с проблемами исцеления.



Депрограммирование заканчивается, как только человек вы­

ходит из группы. Экс-культисты часто оказываются без помощи

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 92


 

 

обученных людей на последующих стадиях. В результате семья и

друзья, как правило, не готовы и не знают, как действовать в

качестве системы поддержки. После консультирования о выходе

могут попробовать обеспечить некоторую поддержку бывшие

члены культов. Можно выбрать одно- или двухнедельное пребы­

вание в Веллспринге, реабилитационном центре в штате Огайо,

или пребывание в течение нескольких месяцев в Мидоу-Хэйвен

в штате Массачусетс. Это зависит от финансовых ресурсов и го­

товности экс-культиста пребывать там добровольно.

Культы используют вину и страх, чтобы запрограммировать

веру своих членов в то, что вне группы их жизнь ничего не стоит.

Трудно вообразить ту боль, которую причиняют эти захоронен­

ные в психической почве пласты, когда человек все-таки ухитря­

ется уйти. Необходимо проработать культовый опыт и индоктри­

нацию в течение весьма длительного периода исцеления и пере­

оценки ценностей, на что обычно уходят месяцы, а иногда и годы.

Если человек участвовал в отвратительных действиях — вер­

бовал людей, был изнасилован, стал проституткой или украл

деньги, — полезно, чтобы он получил длительное консультиро­

вание. В противном случае он проведет остаток жизни, травми­

рованный случившимся с ним или чувствуя себя виновным во

вредной деятельности группы.

Во время периода исцеления ваш близкий должен научиться

пользоваться техниками реабилитации, чтобы уметь визуализи­

ровать и работать с культовой личностью с целью восстановле­

ния личностной истории, силы и целостности. Он должен при­

знать, что делал в то время все что мог при той информации,

которая была ему доступна.

ПСВ обеспечивает долгосрочный процесс реабилитации как

для участника культа, так и для членов его семьи. Участие в

культе травмирует каждого, даже тех, кто непосредственно не

был затронут. Оскорблены чувства. Системы верований подвер­

гаются нападкам или рушатся. Люди теряют сон. Они впадают в

депрессию. Гнев, разочарование и негодование подавляются.

Каждый человек, переживший травмирующий опыт участия

близкого человека в деструктивном культе, нуждается в поддерж­

ке на психологическом и эмоциональном уровнях.

Повышенное чувство крайней необходимости, возникающее,

когда близкий человек оказывается в деструктивном культе,

обеспечивает катализатор по-настоящему замечательного роста,

изменения и развития.

Члены семьи, родственники, родные братья и сестры, друзья

готовы упорно работать с собственными проблемами ради близ­

кого человека. Они готовы брать на себя обязательства, которые

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 93


 

 

могли бы показаться невозможными при менее тяжелых обстоя­

тельствах. Их наградой является множество положительных пе­

ремен, имеющих место в результате совместной работы над тем,

чтобы возвратить члена семьи или друга, потерянного в культе.

Даже в тех обстоятельствах, когда человек не принимает не­

медленно решение покинуть культ, существует основание для

надежды. До его сведения будут доведены многие ключевые во­

просы, особенно о фобиях, информационном контроле и более

широких проблемах культового контроля сознания. Мягкость по­

вторных мини-взаимодействий поможет отношениям стать бо­

лее честными, заботливыми и сострадательными — создавая

основу для будущих взаимодействий.

НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВЕН ПОДХОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ?

Подход стратегического взаимодействия имеет превосходные

результаты помощи людям в уходе из деструктивных групп. Все

случаи разные и преподносят новые сложные задачи. Каждый

комплекс семейных ресурсов уникален. Подход стратегического

взаимодействия черпает силу в любви, преданности и гибкости.

Он обеспечивает поощрение, наступательный порыв и практиче­

ское знание.

Даже когда ваш близкий участвует в процессе только три дня

и решает вернуться в группу (что случается редко), семена уже

посеяны. В таких случаях культист обычно уходит позднее. Когда

адепт культа хочет оставить группу, ему нужно знать, Что семья

и друзья протянут руки с любовью и поддержкой.

КАКОВА РОЛЬ ТЕРАПИСТА?

Терапист стратегического взаимодействия по определению яв­

ляется экспертом по культам и психотерапевтом или психологом.

В течение ряда лет я делился своим подходом с несколькими

людьми, брал их с собой для участия в конкретных случаях и

обучал ПСВ. Я надеюсь вдохновить большее количество людей

изучать мой подход и планирую предложить большее количество

учебных семинаров и супервизию. Бывшие адепты культов с

подготовкой по консультированию являются идеальными канди­

датами на обучение ПСВ. В ходе ПСВ роль тераписта заключается

в том, чтобы способствовать общению между культистом и ко­

мандой, поощряя внутренний рост каждого человека. Хотя воз­

можно вдохновить адепта выйти из культа без помощи формаль­

но обученного консультанта, я рекомендую связаться с професси­

ональным консультантом, обсудить вашу ситуацию и спланиро­

вать подход. Если нет под рукой тераписта с опытом консульти­

рования участников культов, вам следует удостовериться, что

ваш консультант читал эту книгу, прежде чем вы начнете гото­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 94


 

 

виться к взаимодействию со своим близким человеком.

В последующих главах мы будем готовить, репетировать и за­

тем проводить мини-взаимодействия с участником культа. Чле­

ны команды, оттачивая знания и навыки, формируют творческие

и гибкие стратегии. План А, план Б, план В — наши варианты

выбора открыты!

Когда наступит нужный момент, мы научимся, как попросить

культиста провести некоторое время вдали от группы — время

для исследований и вопросов, время восстановления связей с

семьей и друзьями. Уровень взаимопонимания и доверия будет

настолько высоким, что ваш близкий согласится участвовать в

стратегическом взаимодействии.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 95


 

 

Глава 4

 

 

Оценка ситуации

 

Близкий вам человек сообщил о намерении изменить поведе­

ние и посвятить жизнь новой системе верований. Вы волнуетесь,

полагая, что он, быть может, уже не в состоянии думать самосто­

ятельно. Пытались ли вы сесть и действительно поговорить с

вашим близким, обменяться опытом? Пробовали ли вы улучшить

свои отношения с ним? Посещали ли вы группу, читали литера­

туру, говорили с лидерами? Не выяснилось ли, что ваш близкий

не расположен сесть и обсудить эти заботы? Даже когда возника­

ет ощущение, что варианты выбора исчерпаны, остаются альтер­

нативы, ведущие к более совершенному общению и к более счаст­

ливому исходу.

Подход стратегического взаимодействия поможет выработать

новый план действий, основанный на конкретных обстоятель­

ствах. Поскольку культовая группа, адепт культа и команда ПСВ

всякий раз уникальны, мы построим нашу работу в соответствии

с ситуацией. Прежде чем приступать к делу, необходимо потра­

тить некоторое время на рассмотрение следующих фундамен­

тальных вопросов.

1) Как обстоят дела с адептом культа? Прежде всего, как он там

оказался и насколько глубоко вовлечен?

2) Каков деструктивный потенциал культа?

3) Каковы конкретно ваши тревоги и возражения против при­

частности близкого вам человека к культу?

Конечно, ваши тревоги связаны с тем, до какой степени де­

структивным является данный культ и как он воздействует на

близкого вам человека. Поэтапный подход, то есть последова­

тельные ответы на все актуальные вопросы, поможет четко про­

думать свою позицию, которая, в свою очередь, позволит успеш­

но выразить свои заботы вашему близкому.

 

ПОНЯТЬ КУЛЬТИСТА

Большинству людей хотелось бы верить, что они всегда кон­

тролируют свое сознание в полном объеме. Убежденность в том,

что рациональное мышление делает нас неуязвимыми, более

приятна, нежели мысль о нашей восприимчивости к контролю

сознания. Именно наивная уверенность людей в собственной не­

уязвимости позволяет культам заманивать их в ловушку.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 96


 

 

Существуют три важных причины, почему умные, образован­

ные люди со стабильным положением могут быть вовлечены в

культ. Во-первых, сказывается большой дефицит информации о

контроле сознания и культах. Даже когда проблемы, связанные с

культовыми группами, освещаются в средствах массовой инфор­

мации, проблема контроля сознания часто игнорируется или в

лучшем случае неправильно истолковывается. Не счесть, сколь­

ко раз я бывал на ток-шоу, где ведущий спрашивает члена культа:

"Вас подвергли промывке мозгов?", на что тот отвечает: "Нет,

конечно нет". Как будто можно хот бы с малой вероятностью

допустить, что адепт скажет: "Да!". Ведущий не в состоянии по­

нять, что член культа, сознание которого находится под контро­

лем, не будет знать, что с ним происходит, до тех пор, пока не

отойдет от группы и не усвоит знаний о культовой вербовке и

индоктринации.

Во-вторых, некоторые ситуации делают людей более уязвимы­

ми для вербовки. Например, человек, родители которого недавно

развелись, с большей вероятностью будет прислушиваться к вер­

бовщику, описывающему свою группу как "одну большую счаст­

ливую семью". Так же и человек, чей роман или брак только что

закончился, будет весьма заинтересованно реагировать на стрем­

ление произвести впечатление, исходящее от привлекательного

существа противоположного пола. Утрата близкого человека, бо­

лезнь, потеря работы, окончание учебного заведения и переезд

на новое место — эти и другие сложные ситуации делают нас

особенно чувствительными и уязвимыми. Ситуационная уязви­

мость имеет место в жизни каждого человека. Легко заметить,

что люди наиболее уязвимы перед привлекательным вербовщи­

ком, который к тому же обещает любовь и смысл на фоне выби­

вающих из колеи событий.

Наконец, структура некоторых психологических типов лично­

сти благоприятствует вербовке. Как правило, легкими мишенями

оказываются люди, испытывающие недостаток критического

мышления. Например, людей, мыслящих в терминах магических

или предопределенных событий, будет легче склонить на свою

сторону пророчеством лидера культа или событиями, если они

кажутся синхронными. Далее, люди типа "что вам угодно", ищу­

щие одобрения своей группы из-за неуверенности в себе и низко­

го чувства собственного достоинства, более подвержены группо­

вому давлению, осуществляемому вербовщиками культа. Те, кто

отличается хорошей концентрацией и ярким воображением, бо­

лее восприимчивы к гипнотическому внушению. То же самое

можно сказать о людях, чрезмерно увлекающихся гипнозом, ме­

дитацией и другими практиками, стимулирующими "изменен­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 97


 

 

ные состояния сознания" (вплоть до телевизора и компьютерных

игр). Легкую мишень представляют собой люди, которым трудно

учиться, которым трудно побороть наркотическую или алкоголь­

ную зависимость, у которых есть проблемы с сексуальной ориен­

тацией или которые пережили травму изнасилования или хули­

ганского нападения, которые охвачены фобиями (боязнь высоты,

воды, СПИДа, инопланетян, террористов, преступников). Культы

ищут в человеке слабое место и эксплуатируют его, часто высту­

пая с претенциозными заявлениями о том, что их группа способ­

на решить все проблемы. Люди, не обретшие гармоничного, уве­

ренного чувства собственного «я», легко втягиваются в практику

культов. С другой стороны, культы склонны избегать серьезно

больных, а также физически или умственно неполноценных лю­

дей. Им нужны те, кто будет капиталом, а не обузой.

Рассмотрев наиболее вероятные факторы уязвимости близкого

человека, можно приступать к оценке текущей ситуации в куль­

те. Решающее значение имеют в данном случае два вопроса:

— где живет близкий вам человек?

— насколько глубоко он вовлечен?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.160.129 (0.074 с.)