Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер



1. Установление контроля над временем, в котором существует

человек, особенно в периоды размышлений, и над физической

окружающей средой.

2. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимо­

сти при одновременном обеспечении образцами, демонстрирую­

щими новые поведенческие стандарты, следование которым же­

лательно для лидера.

3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива­

ниями новичка (в том числе и с использованием измененных

состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное по­

ведение и социальные установки новичка.

4. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива­

ниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 54


 

 

установок.

5. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на

себе логической системой, внутри которой инакомыслящих за­

ставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельству­

ют об их изначальной неполноценности.

6. Новичков держат в неведении относительно контроля их

сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии рефор­

мировать мышление человека в условиях полной реализации его

умственных способностей и его информированного согласия.

 

С моей точки зрения, ключевые различия между "промывани­

ем мозгов" и контролем сознания (или реформированием мыш­

ления) заключаются в следующем: термин "промывание мозгов",

как правило, связывается в людских умах с открытым принужде­

нием, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков.

Процесс "промывания мозгов" предполагает изначальное отно­

шение субъекта к "агентам влияния" как к "врагам".

В условиях контроля сознания "агенты влияния" рассматрива­

ются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления

личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипу­

лирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искус­

ности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния

поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек пола­

гает, что "делает собственный выбор", тогда как фактически под­

вергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разо­

рвать связь между его собственным критическим сознанием и

способностью к принятию решений. Другими словами, он верит,

что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу

Бога, лидера или идеологии. Когда человек пытается со стороны

оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся,

степень манипулирования становится весьма очевидной.

 

 

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И РАЗВИТИЕ

BITE-МОДЕЛИ

В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип

теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение

человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к ми­

нимуму". Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологи­

ческая напряженность, возникающая, когда поведение человека

находится в противоречии с его убеждениями и верованиями.

Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать

дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпо­

читают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласо­

вывались, и допускают лишь незначительное несоответствие

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 55


 

 

между этими тремя компонентами своей личности. Психологи­

ческое исследование показало, что, если один из трех компонен­

тов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения

когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться не­

сколькими различными способами. Например:

— Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнрав­

ственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том,

что их поведение разумно и оправданно.

— Люди, придерживающиеся противоположных взглядов,

склонны интерпретировать одни и те же новости или фактиче­

ский материал спорного характера совершенно по-разному: каж­

дый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукра­

шивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссо­

нанс.

— Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, неза­

служенно причиняют кому-либо боль, они снижают возникаю­

щий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов

или «принижая» ее.

— У людей существует склонность снижать когнитивный дис­

сонанс путем рационализации.

В 1956 году Фестингер написал книгу "Когда пророчество не

сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то

время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы по­

лучала сообщения, посланные высшим «Хранителем» с планеты

«Кларион». Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года

случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных,

погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали

прибытия космических кораблей.

Когда утро наступило, без «тарелочек» и без наводнения, мож­

но было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда мис­

сис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их пра­

воверного бдения и решили пощадить Землю, большинство чле­

нов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря

на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой воз­

рожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли

членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, создан­

ный их поведением.

Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный,

структурированный способ мышления о контроле сознания. Ко­

нечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложно­

го явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные

теории, объясняющие это явление.

 

РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 56


 

 

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль пове­

дения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент

испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя

элементами, культы начинают контролировать личность чело­

века. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами куль­

тов я выделил четвертый, не менее важный компонент — кон­

троль информации, который существенно ограничивает способ­

ность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора,

которые можно для простоты обозначить как BITE[18] (Behavior

— поведение, Information — информация, Thoughts — мысли,

мышление и Emotions — эмоции), (Моя благодарность преподоб­

ному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут слу­

жить основой вашего понимания контроля сознания.

 

BITE — модель

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выби­

рает цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает

и отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развле­

чения, отпуска и каникулы.

 

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и

групповым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволе­

ния.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и дей­

ствиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения —

позитивные и негативные подкрепления).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мыш­

ление".

7. Жесткие правила и предписания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.148.178 (0.017 с.)