Психоэкология и организованность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоэкология и организованность



Добра

 

Мы видим, как марионетки танцуют на миниатюрной сцене,

перемещаются туда и сюда, влекомые своими веревочками, и сле­

дуют сценарию, определяющему их скромные роли. Мы учимся

понимать логику этого театра, и оказывается, что мы и сами

уже участвуем в представлении. Мы занимаем свое место в об­

ществе и тем определяем позу, в которой повисаем на невидимых

струнах. На мгновение мы действительно верим, что мы — ма­

рионетки. Но затем мы замечаем существенную разницу между

театром марионеток и нашей собственной драмой. В отличие

от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и

обнаружить движущие нас механизмы. За этим поступком скры­

вается первый шаг к свободе.

Питер Бергер, социолог

 

Весьма вероятно, что вы сталкивались с такой ситуацией: кто-

то из ваших родственников, коллег, друзей или знакомых неожи­

данно и незаметно увлекся какими-то слишком оригинальными

для него идеями; регулярно проводит время в некоей группе, о

которой рассказывает не очень охотно; с неоправданной стреми­

тельностью отказывается от прежних интересов, увлечений,

дружбы, общения, жизненных целей, привычек и буквально на

глазах превращается в незнакомую, отчужденную личность.

Этот человек приобретает «стеклянный» взгляд и механиче­

ские интонации в голосе при попытках поговорить с ним о про­

исходящем и через некоторое время либо переходит в состояние

некоего "параллельного существования", либо вообще исчезает

из вашего окружения, расставаясь с семьей, работой, прежним

образом жизни.

Если вы психолог, психотерапевт, психиатр или социальный

работник, то вам почти наверняка приходилось выслушивать

родственников вышеописанных людей и, опираясь на традици­

онные подходы, пытаться классифицировать это либо как обыч­

ный внутрисемейный конфликт из-за "оригинального личност­

ного роста" кого-то из детей или других членов семьи, либо как

симптомы каких-то психопатологических процессов, либо как

личные проблемы тех, кто непосредственно к вам обратился. К

сожалению, во многих случаях значительно больше шансов что

перед вами — картина последствий деструктивного контроля со­

знания и зависимости от авторитарной или даже тоталитарной

группы.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 8


 

 

Российские читатели и специалисты впервые имеют возмож­

ность ознакомиться сразу с новейшим трудом Стивена Хассена,

одного из известнейших и опытнейших американских консуль­

тантов-психологов по проблеме, обозначающейся как "контроль

сознания и деструктивные культы". Эти феномены, на мой взгляд,

представляют собой наиболее последовательные и организаци­

онно оформленные проявления более широкого явления — пси­

хологического насилия. История исследований контроля созна­

ния и деструктивных культов в американской психологической

науке и практике насчитывает, по сути дела, уже полвека и по

известным причинам была почти неизвестна в России до 90-х

годов. Но и сейчас ознакомление российской публики и профес­

сионалов с этими актуальнейшими наработками наталкивается

на подспудное и даже явное сопротивление — мне приходилось

выслушивать прямые угрозы в свой адрес после анонсирования

некоторых переводов. Угар «черных» да и сомнительно «белых»

полит — и пиар-технологий, мания магических методов манипу­

лирования клиентами, амбиции СМК/СМИ по подчинению себе

мозгов соотечественников — все это тоже создает не самую благо­

приятную атмосферу для честного, научно обоснованного обсу­

ждения оснований и границ социально-психологического воз­

действия на личность и общество. Надеюсь, что этот перевод

проложит путь не менее ценным и жизненно необходимым для

российской науки и системы психологической помощи изданиям

как классических, так и современных работ корифеев этой темы

— Роберта Лифтона, Маргарет Сингер, Филипа Зимбардо, Джоли­

она Веста, Фло Конвэй и Джима Зигель-мана, Майкла Лангоуни и

др.

Первая книга Стива Хассена "Борьба с культовым контролем

сознания", заканчивалась словами Эдмунда Берка: "Каждая побе­

да зла обязана тому, что значительное число добрых людей ниче­

го не делает". Сам Стив, несомненно, относится к той части до­

брых людей, чьи энергия и интеллект полностью отданы поиску

эффективных методов воспрепятствования злу. И эта энергия

оказалась настолько сильна и широка, что нашла отклик в Рос­

сии еще в 1992 г., когда Хассен был приглашен в Москву провести

5-дневный семинар для психологов и психотерапевтов. Мне не

довелось в нем участвовать, но благодаря моей коллеге Вере Це­

ликовой, прошедшей этот семинар, я узнал и о Стиве, и о его

первой книге.

Перевод 30-страничного дайджеста совершил буквально пере­

ворот в моей профессиональной жизни. Я открыл для себя не

только практически неизвестную в России область психологиче­

ской теории и практики, но способы решения актуальнейших

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 9


 

 

проблем психологического насилия. Крах тоталитаризма в на­

шей стране, к сожалению, не привел к последовательной и се­

рьезной "работе над ошибками" в виде системы просветитель­

ских и организационных антитоталитаристских мер, схожих с

денацификацией Германии после второй мировой войны. Это

привело как к бурному вторжению зарубежных неототалитар­

ных групп и движений, так и обильному «цветению» доморощен­

ных деструктивных культов. Опыт гражданского общества США,

столкнувшегося с неототалитаризмом почти 30 лет назад и про­

шедшего большой путь в понимании и терапии этого недуга,

показался мне вполне адекватным новым российским реалиям.

Знакомство с Карен Истер, руководительницей одной из кри­

зисных психологических служб в штате Нью-Йорк, и Интернет

позволили мне связаться с Американским семейным фондом, ве­

дущей общественной организацией по исследованию деструк­

тивных культов, которая также занимается разработкой профи­

лактических и терапевтических мер против злоупотребления

контролем сознания. Трансатлантическая цепочка выглядела

так: Карен по телефону консультировалась в АСФ, какие книги и

работы мне нужно в первую очередь прочитать и перевести, за­

тем она же эти книга заказывала и пересылала мне; я их читал и

с помощь моей сестры Ирины переводил, чтобы сделать доступ­

ными для огромного количества российских семей, потерявших

в тоталитарных сектах своих детей и близких и метавшихся в

поисках хоть какой-то полезной информации и помощи. "Борьба

с культовым контролем сознания" попала ко мне не менее слож­

ным путем: ее прислал Дима Ивахненко из Киева, который, в

свою очередь, получил ее от известной в США антикультовой

организации CAN (Cult Awareness Network). Дальнейшие органи­

зационные и издательские перипетии могут составить солидную

и во многом любопытную главу, которую я бы начал со встречи с

Михаилом Чураковым (ныне гендиректором издательства "Прай­

м-Еврознак"), а закончил бы встречами со Стивом в США во время

своей прошлогодней стажировки. Но я ограничусь этой краткой

зарисовкой, чтобы хоть эскизно показать, как возникали, пересе­

кались и замыкались друг на друга тоненькие ниточки инициа­

тивы и неравнодушия.

Не так давно я впервые прочитал у Росса и Нисбетта в "Челове­

ке и ситуации" про канальные факторы, т. е. такие аспекты ситу­

ации, которые могут казаться незначительными, но оказывают

очень существенное влияние на успех или провал сознательных

социальных изменений и инноваций. Прежде всего у меня воз­

никла ассоциация с теми американцами и россиянами, которые

не оглядываются на ограниченность своих личных ресурсов и

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 10


 

 

возможностей и не страшатся масштабов проблемы психологи­

ческого насилия, а просто делают все возможное, чтобы справить­

ся с этой бедой и помочь другим.

А проблема злостной и изощренной манипуляции человече­

ской психикой, психологического насилия, избавлению от кото­

рого посвящена данная книга, действительно почти необъятна и

сверхактуальна. Я не буду пересказывать содержание этой рабо­

ты, пусть оно говорит само за себя. Важнее, как мне кажется,

сформулировать тот широкий и фундаментальный контекст, ко­

торый придает книге Хассена более существенное значение, чем

только решение конкретной проблемы психологической помо­

щи. Этот контекст — проблема социально-психологической эко­

логии.

До сих пор тему экологии культуры и человеческой души в

основном развивали философы, культурологи или естествоиспы­

татели типа В. Вернадского. Социально-психологические процес­

сы последних десятилетий XX в. и опыт столкновения с массовой

трансформацией личности и психологическим насилием на про­

тяжении всего уходящего столетия (коммунизм, фашизм, деструк­

тивные культы) ставят эту проблему в разряд первоочередных

как для психологической теории, так и для психологической

практики.

Понимание ценности и хрупкости биосферы привело к возник­

новению «зеленого» экологического движения и соответствую­

щего направления государственной и международной политики.

Понимание сложности и ценности тысячелетиями наработанных

аспектов социопсихосферы и ее экологии находится пока в зача­

точном состоянии. На этом обстоятельстве беззастенчиво спеку­

лирует огромная армия шарлатанов-парапсихологов, "био-поле-

энерго-экстрасенсоро-терапевтов" и просто психопатов с нездоро­

вой фантазией, вроде Рона Хаббарда, Секо Асахары и им подоб­

ных.

Не меньше проблем создают и плохо контролируемые "инфор­

мационные загрязнения" социальной среды, резкие изменения

условий и способов коммуникации, в связи с чем психолога на­

чинают говорить об информационных психологических заболе­

ваниях.

Возникла парадоксальная ситуация: темы "промывания моз­

гов", «зомбирования», "психологических войн", манипулирова­

ния сознанием через СМК/СМИ, вообще "информационно-психо­

логических воздействий" давно и устойчиво являются одними из

самых популярных у широкой публики, политических и обще­

ственных деятелей, представителей многочисленных псевдона­

ук, сомнительных популяризаторов "от психологии", но только

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 11


 

 

последние два-три года были опубликованы действительно се­

рьезные труды с результатами подлинно научных эксперимен­

тов и с настоящими профессиональными концепциями.[1]

И лишь издательство «Прайм-Еврознак» решилось выпустить

в свет работу, основанную на наиболее дискутируемой и встреча­

ющей ожесточенное сопротивление концепции контроля созна­

ния и деструктивных культов. Изложение этой концепции и

определения терминов даны в первых же главах, и, как наверня­

ка убедится читатель, речь идет не о каких-то экзотических, не­

известно откуда взятых взглядах и фактах, а о честном и последо­

вательном применении современной социальной психологии к

реальным жизненным проблемам. Мне же хочется в завершении

своего предисловия дать несколько важных штрихов к указанной

проблеме.

Способность человека к самодеструктивному поведению и по­

гружению в иллюзорные миры связана с отсутствием у него

жесткой, генетически предопределяемой программы жизнедея­

тельности и привязки к специфической экологической нише. Эта

исходная фундаментальная свобода человека позволила ему вы­

рваться из царства животных, но одновременно возложила тяже­

лейшую ношу согласованного конструирования и поддержания

особой экологической системы — социума с его культурой и ци­

вилизацией. Это, в свою очередь, создало настолько сильную и

тотальную психологическую зависимость людей друг от друга,

что ею сравнительно легко можно пользоваться как в конструк­

тивных, так, к сожалению, и в любых других целях. Начало инду­

стриальной эксплуатации этих своеобразных социоэкологиче­

ских ресурсов примерно в середине прошлого столетия совпало и

с резким ростом в развитых странах тех групп, которые позднее

получили определение в качестве "деструктивных культов".

Проблема деструктивных культов, таким образом, заключает­

ся не только и не столько в них самих, сколько в тех глобальных

социально-психологических процессах, индикаторами которых

они являются, хотя и в патологической форме. Современная мно­

гочисленность и массовость деструктивных культов связана с

возникновением очень широкого люфта в механизмах социали­

зации и в правилах и нормах "социального конструирования

реальности" (воспользуюсь здесь заголовком книги П. Бергера и

Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности"[2]).

В силу этого задача определения правил и норм социально-

психологической экологии приобретает в настоящее время ха­

рактер не только проблемы академической или узкопрофессио­

нальной, но и проблемы национальной безопасности, а также

глобальной социальной проблемы.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 12


 

 

Борьба за права человека позволила личности выбраться из-

под тотального диктата тех или иных социальных групп, появи­

лась широкая возможность перехода из группы в группу, смены

не только рода занятий, но и самого образа жизни, мировоззре­

ния и ценностей. В результате обострилась конкуренция групп

между собой за привлечение в свои ряды новых приверженцев.

Такая мобильность личности создала благоприятную почву не

только для индивидуального развития, но и для попыток асоци­

альных личностей создавать новые тоталитарные группы и дви­

жения, обслуживающие их патологические комплексы. Это не

только идеологическая или политическая проблема, это социо­

экологическая и психологическая проблема.

Феномен деструктивных культов выявляет, прежде всего, не­

разработанность и незакрепленность ряда существенных правил

социального взаимодействия. Деструктивные культы предпола­

гают не просто изменение некоторых правил, а весьма суще­

ственное изменение самой сути и смысла наличной социальной

реальности. Тут возникают проблемы не только недостаточности

средств правового, административного или гражданского (него­

сударственного) регулирования, но и дефицита теоретических

концепций, терминологии, отсутствия согласованности многих

важных принципов научного анализа подобных явлений.

Если выражать эту проблему на языке социальной психологии

и к тому же в терминах, не получивших общепризнанного толко­

вания, то деструктивные культы демонстрируют попытку, ис­

пользуя плюрализм и толерантность современного общества, на­

вязать господство своей «реальности» посредством нарушения

множества основных писаных и неписаных правил человеческо­

го общежития. При этом они изначально отвергают все существу­

ющие возможности диалога, поскольку исходят из постулата не­

разумности и невменяемости всего некультового мира. "Социаль­

ная реальность" в данном контексте — это постоянное создание

и воссоздание человеком себя и всей системы социальности, ко­

торая и существует только как непрерывный процесс взаимодей­

ствия людей по разделяемым ими правилам и взаимно приняты­

ми способами, в отличие от природной реальности самой по себе,

включающей человека только как биологическое существо с при­

родно-экологическими последствиями его деятельности.

В этом отношении в деятельности культов можно выделить

два аспекта:

— манипулятивное перемещение человека без его осознанного

согласия из "основной реальности" в "культовую реальность". Это

аспект прав человека, личности.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 13


 

 

— деятельность, направленная на тотальное замещение

"основной реальности" «реальностью», основанной на культовой

доктрине. Этот аспект социально-психологической экологии,

прав социума. При этом отнюдь не исключаются и иные формы

насилия, они включаются в гораздо более изощренную систему,

в которой становятся непременным дополнением и страховкой

(в смысле "орудие страха") социально-психологических средств

агрессии.

Деструктивные культы обустраиваются именно в том аморф­

ном поле, которое создается отказом общества и государства от

многих позиционных ограничений (деидеологизация, демокра­

тия, плюрализм, свобода и права человека, уважение прав мень­

шинств) и отсутствием сильной и организованной системы, га­

рантирующей соблюдение наиболее важных принципов и пра­

вил социально-психологического взаимодействия.

Любой деструктивный культ вырастает на почве "основного

общества",[3] "основной реальности", педалируя и концентрируя

вроде бы мелочные и привычные грани повседневной реально­

сти: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии

простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков.

Это позволяет добиться того, что человек становится врагом само­

му себе при соответствующей организации взаимодействия и

воздействия окружающей его группы. Как писал М. К. Мамарда­

швили, человек способен оставаться самим собой только тогда,

когда он постоянно преодолевает себя, превосходит (трансценди­

рует) себя, в том числе наперекор обстоятельствам и влиянию

других людей. При организованном же чрезмерном социальном

(групповом) давлении способность человека к самостоятельному

поведению подвергается неоправданной перегрузке. Тот факт,

что большинство людей относительно быстро покидают ряды

культов, свидетельствует прежде всего о том, что эти «дезертиры»

пока могут находить поддержку своего противостояния культам

в "основном обществе" и в его здоровых группах, а не о том, что

они лично обладают такими сильными чертами характера. При

этом редко кто из них громко "хлопает дверью", большинство

предпочитает незаметно отстраняться от участия в культе.

Активной сферой противодействия деструктивным культам

должно быть образование и просвещение, все остальные инсти­

туциональные формы социализации, а также система коммуни­

кации и информирования, т. е. СМК — средства массовой комму­

никации (телевидение, радио, Интернет, печать). Теоретическая

и практическая психология должны дать ясную и обоснованную

систему критериев деструктивности, разработать инструменты и

технологии профилактики, терапии и реабилитации культовой

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 14


 

 

травмы, чему и посвящена данная книга.

В заключение еще раз подчеркну, что социально-психологиче­

ская экология, экология третьего тысячелетия, не сводится только

к проблеме деструктивных культов. Она значительно шире и

включает весь спектр проявлений психологического насилия и

вреда, возникающего в результате информационных и психоло­

гических воздействий. Особенно актуальным является регулиро­

вание СМК/СМИ именно с точки зрения непосредственных и от­

даленных психологических последствий тех способов искажения

и подачи информации, которые в них сегодня преобладают.

Не менее злободневно и просвещение граждан о разнообраз­

ных методах манипулирования и контроля их сознания со сторо­

ны бизнеса политических и государственных деятелей и соответ­

ствующих организаций, а также вооружение гражданского обще­

ства эффективными инструментами и технологиями для обеспе­

чения здоровой социально-психологической среды, о чем с оправ­

данной озабоченностью пишет Стив в конце своей книги. Я рад

предуведомить, что следующий наш совместный с издательством

«Прайм-Еврознак» проект — издание перевода книги Э. Пратка­

ниса и Э. Аронсона "Эпоха пропаганды" — во многом решает эти

насущные задачи.

Вместе с известным ироническим мудрецом Ежи Лецем желаю

читателям: "Быть собственным министром внутренних дел!". И

до новой встречи!

Евгений Волков, психолог, переводчик, доцент Нижегородского

университета. Февраль 2001 г., Нижний Новгород

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 15


 

 

Предисловие

 

Подобно большинству людей, я ничего не знал о контроле со­

знания, когда обманным путем был завербован в "Крестовый по­

ход за объединенный мир", группу прикрытия Церкви Унифика­

ции, члены которой лучше известны как «мунисты». Мне было

девятнадцать лет, и я был студентом предпоследнего курса Квин­

с-колледжа. В тот роковой февраль 1974 года я только что расстал­

ся со своей подругой и был заманчивой мишенью: способный,

образованный, из солидной семьи, идеалистически настроенный,

в этот самый момент я оказался не в силах противостоять улыб­

кам трех привлекательных и заигрывающих женщин, пригла­

сивших меня "на обед".

За обедом последовали более длительные встречи. После ин­

тенсивного трехдневного «семинара» я пришел к убеждению, что

Богу угодно, дабы я бросил учебу, оставил работу, передал по

доверенности свой банковский счет и последовал за «Мессией» и

моим "истинным отцом" — Сан Мьюнг Муном. За несколько ко­

ротких недель я уверовал в приближение Армагеддона, а также в

то, что третья мировая война начнется в 1977 году и что миссия

по сокрушению Сатаны и созданию Царства небесного на земле

возложена именно на нас.

Я работал ежедневно по восемнадцать-двадцать часов, занима­

ясь сбором средств, вербуя новых членов и знакомя их с учением,

организуя кампании по связям с общественностью и политиче­

ские мероприятия и регулярно встречаясь с Муном и его замести­

телями высшего ранга. Как американец, я не имел никакой ре­

альной власти, только формальную позицию. Верхние этажи

иерархии состояли исключительно из корейцев и японцев, при­

чем корейцы находились в положении "главной расы". Мун пере­

брался в Соединенные Штаты и нуждался для прикрытия в аме­

риканцах, которые были бы умными, пылкими и преданными.

Через несколько месяцев я поднялся от должности руководителя

вербовочной группы прикрытия CARP[4] в своем бывшем колле­

дже до ранга помощника директора Церкви Унификации в наци­

ональной штаб-квартире в Манхаттане. Меня очень хвалил сам

Мун, и вскоре меня уже приводили в пример остальным как

"образцового члена церкви".

Я мог бы и сегодня оставаться активным сторонником культа,­

[5] если бы не чудо. В 1976 году после трех дней, проведенных без

сна, я задремал за рулем мунистского фургона для фандрайзинга

и врезался сзади в огромный грузовик. Этот почти фатальный

случай оказался судьбоносным, так как дал моей семье шанс по­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 16


 

 

мочь мне покинуть культ. В то время единственным средством,

доступным для моих родителей, был действенный метод спасе­

ния, называемый депрограм-мированием, который, как правило,

предполагает удержание члена культа против его желания.[6] На

второй день моего депрограммирования я угрожал моему отцу

насилием, в ответ на что он заплакал и спросил меня, что бы я

делал в его положении. Его искренность тронула меня; на мгно­

вение мне удалось встать на его точку зрения и ощутить его боль.

Я неохотно согласился в течение пяти дней встречаться с коман­

дой бывших членов культа, не вступая в контакт со своим куль­

том и не пытаясь сбежать.

Как преданный мунист, я старался бороться с депрограммиро­

ванием, но предоставляемая информация постепенно начала до

меня доходить. В последующие дни я стал понимать, что же пред­

ставляет собой "промывание мозгов" — в том виде, как оно прак­

тиковалось Мао Цзэдуном в его коммунистических политцентрах

«перевоспитания». Книга Роберта Джея Лифтона "Реформирова­

ние мышления и психология тоталитаризма" помогла мне ясно

понять, что методы, применявшиеся мунистами, были весьма

похожи на те, что использовались для "промывания мозгов" по­

литическим заключенным. В конечном счете я мучительно осо­

знал, что не был только пассивной жертвой контроля сознания,

но действовал и как орудие вербовки.

После депрограммирования я вернулся в колледж и завершил

учебу, чтобы получить степень магистра психологического кон­

сультирования. Понимая свое уникальное положение бывшего

члена культа и консультанта, я посвятил себя спасению людей,

попавших в деструктивную ситуацию контроля сознания. Начи­

ная с 1979 года я овладел многими способами просвещения людей

об опасностях группового контроля сознания. В тот год, последо­

вавший за массовым самоубийством сторонников Джима Джонса

в Джонстауне в Гайане, я основал Ex-Moon Inc. (Экс-Мун инкорпо­

рейтед), некоммерческую образовательную организацию, состоя­

щую из бывших членов Церкви Унификации Муна. Я издавал

информационный бюллетень, проводил пресс-конференции,

учредил центр сбора и распространения информации об органи­

зации Муна. Позже в течение года я работал в качестве нацио­

нального координатора FOCUS'a, сети поддержки и информиро­

вания бывших членов деструктивных культов. Недавно я осно­

вал Институт свободы мышления (Freedom of Mind Institute) и

Ресурсный центр свободы мышления (Freedom of Mind Resource

Center, Inc. - http://www.freedomofmind.com). Сайт этой организа­

ции в Интернете информирует публику о деструктивном контро­

ле сознания и обманной практике культов.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 17


 

 

В 1988 году я написал книгу "Борьба с культовым контролем

сознания: Популярное руководство по защите, спасению и исце­

лению от деструктивных культов". Публикация этой книги поз­

волила мне обнародовать свой опыт, накопленный за годы кон­

сультирования. Книга была переведена на испанский, француз­

ский, немецкий, японский, итальянский, польский и чешский

языки. Она была основана на моей работе в области "консульти­

рования о выходе" — метода спасения, представляющего собой

мягкую, непринудительную альтернативу навязчивому и зача­

стую незаконному методу депрограммирования.

Изменения, произошедшие за последние двенадцать лет, заста­

вили меня усовершенствовать собственный подход и его техни­

ки. В начале 1990-х гг. я узнал, что лидеры многих достаточно

крупных культов начали покупать «Борьбу», чтобы научить сво­

их членов сопротивляться консультированию о выходе. Как сооб­

щают, Кип Мак Кин, основавший Международную Церковь Хри­

ста, показывал мою книгу на общем собрании организации и

объявил, что ни один из присутствовавших 15000 адептов не дол­

жен встречаться со мной и даже просто читать мою книгу, иначе

он согрешит. Таким образом, лидеры культа запретили своим

членам встречаться с людьми вне группы, что воспрепятствовало

усилиям многих семей, стремившихся освободить родственников

из сектантского плена.

Теперь ясно, что на деле эта помеха оказалась скрытым благо­

словением, поскольку подтолкнула меня к разработке более эф­

фективных путей для обучения тех, чьи родственники и друзья

оказались в секте. Необходимо было научить их мыслить страте­

гически и взаимодействовать с близкими творческими способа­

ми. Я убедился, что друзья и семьи участников культов травми­

рованы сложившейся ситуацией, в некоторых случаях весьма

глубоко, и понял, что для мобилизации на изобретательные дей­

ствия должен придать им силы и как индивидуумам, и как заин­

тересованной команде. Это открытие стало краеугольным кам­

нем метода, который я в настоящее время использую и называю

подходом стратегического взаимодействия.

Настоящая книга — кульминационный пункт четвертьвеково­

го опыта помощи тысячам людей во всем мире. Она описывает

практический, связанный с жизнью метод помощи тем, кто под­

вергся воздействию контроля сознания. Кроме того, развитие Ин­

тернета, обеспечивающего быстрый и экономичный доступ к ин­

формации о конкретных культовых группах, сыграло огромную

роль в развитии моего подхода. Поистине, эта книга не могла

быть написана до появления Интернета.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 18


 

 

Подход стратегического взаимодействия (ПСВ) — это эффектная

эволюция и совершенствование консультирования о выходе. Он

активизирует непринудительный курс терапии, сосредоточен­

ный на семье. Терапия, предполагающая стратегическое взаимо­

действие, обеспечивает друзей и семью члена культа подробной

информацией о культах, их методах и результатах применяемой

ими идеологической обработки и предлагает как новое понима­

ние порождаемых культами фобий, так и эффективные инстру­

менты для их преодоления.

ПСВ предназначен помочь последователю культа признать,

что его сознание находилось под контролем и что он, следова­

тельно, отказался от власти над собой в пользу группы и ее лиде­

ра. При непрерывной работе и применении этого подхода чело­

век признает глубокое проникновение группового контроля в его

жизнь. Как только бывший член культа переживает такое пробу­

ждение, мои методы помогают ему восстановить чувство личной

дееспособности, целостности и ориентации. Хотя культы индок­

тринируют своих адептов так, чтобы они боялись изменения,

большинство моих клиентов испытали эмоциональное, психоло­

гическое и даже духовное возрождение. Они смогли вернуться к

семье и были избавлены от дальнейшего ущерба, а в некоторых

случаях — и от смерти.

Этот целенаправленный курс общения предназначен для ис­

пользования профессиональным терапевтом, хотя его вполне мо­

гут применять активные члены семьи и друзья. Эта книга не

заменит профессионального консультирования, она не решит все

проблемы, с которыми сталкиваются семья и друзья близкого

человека, вовлеченного в культ. Она написана для разумных лю­

дей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации и не знающих, что

делать. Она также написана для многих сотен моих читателей,

обратившихся ко мне после знакомства с книгой "Борьба с куль­

товым контролем сознания" и спрашивающих, что еще они мог­

ли бы сделать, чтобы помочь близким, испытавшим на себе кон­

троль сознания.

Поскольку вы читаете это введение, то хотите, как я полагаю,

научиться помогать родственнику или другу, попавшему в беду.

Конечно, вы можете состоять или состояли в одной из организа­

ций, членам которой эта книга предполагает помочь. Возможно,

вы просто интересуетесь терапией стратегического взаимодей­

ствия. Я стремлюсь помочь каждому и пишу эту книгу для всех,

кто хочет учиться. Я огорчен тем, что не могу лично предоставить

информацию и консультирование всем отчаявшимся людям, кто

в разное время обращался ко мне или только собирается это

сделать. Надеюсь, что книга хотя бы частично восполнит этот

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 19


 

 

недостаток.

Весь мой подход основан на уверенности, что личностный рост

является важнейшей частью человеческого опыта. Надо только

воодушевить человека, заставить его поверить в свои силы, и

тогда он будет стремиться к личностному росту с максимальной

самоотдачей. В путешествиях по всему миру я общался с предста­

вителями различных систем верований и пришел к выводу, что

существуют фундаментальные, универсальные потребности, вы­

ходящие за пределы потребностей физического тела. Я увидел

воочию, что человеку необходимо ощущать себя личностью, спо­

собной устанавливать продуктивные связи с другими личностя­

ми, образуя тем самым сообщество. Другими словами, человек

предпочитает дарить любовь, а не сеять ненависть и страх, дове­

рять другим, а не отгораживаться от них, говорить себе и окружа­

ющим правду, а не лгать и изворачиваться. Наконец, человеку

нужна свобода.

Одним из главных побуждений к разоблачению деструктивной

и одурманивающей практики групп с культовым контролем со­

знания явилось высочайшее уважение, которое я питаю к рели­

гиозной свободе. Каждый имеет право веровать или не веровать,

каждому дана возможность выбора. Сам я иудейского вероиспо­

ведания. Моему Богу было угодно наделить меня и мой народ

свободной волей и свободой выбора. Я всегда помню о том, как

часто религиозные меньшинства подвергались преследованию

— не только за свою веру, но и просто за то, что отличались, были

другими. Я принципиально против цензуры и тем более запреще­

ния деятельности любого сообщества. Мой девиз — разнообразие.

Я абсолютно уверен, что если религиозная, социальная и любая

другая группа уверена в чистоте и законности своих действий, то

ей нечего бояться честного критического анализа со стороны.

Показательно, что предложенная мной модель анализа помогла

некоторым людям и группам понять, что они бессознательно

осуществляли контроль сознания, тем самым грубо нарушая пра­

ва человека. Вообще я полагаю, что лучший способ предотвра­

щать подобное насилие состоит в просвещении и предупрежде­

нии людей об опасностях контроля сознания.

Первая поправка Конституции США провозглашает свободу ре­

лигии. В сущности, люди имеют право верить во что угодно, в том

числе и в очевидно неправильные вещи, например в то, что земля

— плоская. Однако Конституция не дает людям или учреждениям

право нарушать права других людей или законы данной страны

под предлогом религиозной мотивации. Многие культовые лиде­

ры оправдывают обманную вербовку своих членов и контроль

сознания идеологическими причинами. Но если результат их

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 20


 

 

действий — превращение человека в зависимого и подчиненно­

го, то я уверен, что. это пагубно, а права людей нарушаются.

Оценка деятельности любой организации вытекает из послед­

ствий этой деятельности. Это — наиболее действенный способ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.235.148 (0.39 с.)