Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоэкология и организованность↑ Стр 1 из 72Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Добра
Мы видим, как марионетки танцуют на миниатюрной сцене, перемещаются туда и сюда, влекомые своими веревочками, и сле дуют сценарию, определяющему их скромные роли. Мы учимся понимать логику этого театра, и оказывается, что мы и сами уже участвуем в представлении. Мы занимаем свое место в об ществе и тем определяем позу, в которой повисаем на невидимых струнах. На мгновение мы действительно верим, что мы — ма рионетки. Но затем мы замечаем существенную разницу между театром марионеток и нашей собственной драмой. В отличие от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и обнаружить движущие нас механизмы. За этим поступком скры вается первый шаг к свободе. Питер Бергер, социолог
Весьма вероятно, что вы сталкивались с такой ситуацией: кто- то из ваших родственников, коллег, друзей или знакомых неожи данно и незаметно увлекся какими-то слишком оригинальными для него идеями; регулярно проводит время в некоей группе, о которой рассказывает не очень охотно; с неоправданной стреми тельностью отказывается от прежних интересов, увлечений, дружбы, общения, жизненных целей, привычек и буквально на глазах превращается в незнакомую, отчужденную личность. Этот человек приобретает «стеклянный» взгляд и механиче ские интонации в голосе при попытках поговорить с ним о про исходящем и через некоторое время либо переходит в состояние некоего "параллельного существования", либо вообще исчезает из вашего окружения, расставаясь с семьей, работой, прежним образом жизни. Если вы психолог, психотерапевт, психиатр или социальный работник, то вам почти наверняка приходилось выслушивать родственников вышеописанных людей и, опираясь на традици онные подходы, пытаться классифицировать это либо как обыч ный внутрисемейный конфликт из-за "оригинального личност ного роста" кого-то из детей или других членов семьи, либо как симптомы каких-то психопатологических процессов, либо как личные проблемы тех, кто непосредственно к вам обратился. К сожалению, во многих случаях значительно больше шансов что перед вами — картина последствий деструктивного контроля со знания и зависимости от авторитарной или даже тоталитарной группы.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 8
Российские читатели и специалисты впервые имеют возмож ность ознакомиться сразу с новейшим трудом Стивена Хассена, одного из известнейших и опытнейших американских консуль тантов-психологов по проблеме, обозначающейся как "контроль сознания и деструктивные культы". Эти феномены, на мой взгляд, представляют собой наиболее последовательные и организаци онно оформленные проявления более широкого явления — пси хологического насилия. История исследований контроля созна ния и деструктивных культов в американской психологической науке и практике насчитывает, по сути дела, уже полвека и по известным причинам была почти неизвестна в России до 90-х годов. Но и сейчас ознакомление российской публики и профес сионалов с этими актуальнейшими наработками наталкивается на подспудное и даже явное сопротивление — мне приходилось выслушивать прямые угрозы в свой адрес после анонсирования некоторых переводов. Угар «черных» да и сомнительно «белых» полит — и пиар-технологий, мания магических методов манипу лирования клиентами, амбиции СМК/СМИ по подчинению себе мозгов соотечественников — все это тоже создает не самую благо приятную атмосферу для честного, научно обоснованного обсу ждения оснований и границ социально-психологического воз действия на личность и общество. Надеюсь, что этот перевод проложит путь не менее ценным и жизненно необходимым для российской науки и системы психологической помощи изданиям как классических, так и современных работ корифеев этой темы — Роберта Лифтона, Маргарет Сингер, Филипа Зимбардо, Джоли она Веста, Фло Конвэй и Джима Зигель-мана, Майкла Лангоуни и др. Первая книга Стива Хассена "Борьба с культовым контролем сознания", заканчивалась словами Эдмунда Берка: "Каждая побе да зла обязана тому, что значительное число добрых людей ниче го не делает". Сам Стив, несомненно, относится к той части до брых людей, чьи энергия и интеллект полностью отданы поиску эффективных методов воспрепятствования злу. И эта энергия оказалась настолько сильна и широка, что нашла отклик в Рос сии еще в 1992 г., когда Хассен был приглашен в Москву провести 5-дневный семинар для психологов и психотерапевтов. Мне не довелось в нем участвовать, но благодаря моей коллеге Вере Це ликовой, прошедшей этот семинар, я узнал и о Стиве, и о его первой книге. Перевод 30-страничного дайджеста совершил буквально пере ворот в моей профессиональной жизни. Я открыл для себя не только практически неизвестную в России область психологиче ской теории и практики, но способы решения актуальнейших
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 9
проблем психологического насилия. Крах тоталитаризма в на шей стране, к сожалению, не привел к последовательной и се рьезной "работе над ошибками" в виде системы просветитель ских и организационных антитоталитаристских мер, схожих с денацификацией Германии после второй мировой войны. Это привело как к бурному вторжению зарубежных неототалитар ных групп и движений, так и обильному «цветению» доморощен ных деструктивных культов. Опыт гражданского общества США, столкнувшегося с неототалитаризмом почти 30 лет назад и про шедшего большой путь в понимании и терапии этого недуга, показался мне вполне адекватным новым российским реалиям. Знакомство с Карен Истер, руководительницей одной из кри зисных психологических служб в штате Нью-Йорк, и Интернет позволили мне связаться с Американским семейным фондом, ве дущей общественной организацией по исследованию деструк тивных культов, которая также занимается разработкой профи лактических и терапевтических мер против злоупотребления контролем сознания. Трансатлантическая цепочка выглядела так: Карен по телефону консультировалась в АСФ, какие книги и работы мне нужно в первую очередь прочитать и перевести, за тем она же эти книга заказывала и пересылала мне; я их читал и с помощь моей сестры Ирины переводил, чтобы сделать доступ ными для огромного количества российских семей, потерявших в тоталитарных сектах своих детей и близких и метавшихся в поисках хоть какой-то полезной информации и помощи. "Борьба с культовым контролем сознания" попала ко мне не менее слож ным путем: ее прислал Дима Ивахненко из Киева, который, в свою очередь, получил ее от известной в США антикультовой организации CAN (Cult Awareness Network). Дальнейшие органи зационные и издательские перипетии могут составить солидную и во многом любопытную главу, которую я бы начал со встречи с Михаилом Чураковым (ныне гендиректором издательства "Прай м-Еврознак"), а закончил бы встречами со Стивом в США во время своей прошлогодней стажировки. Но я ограничусь этой краткой зарисовкой, чтобы хоть эскизно показать, как возникали, пересе кались и замыкались друг на друга тоненькие ниточки инициа тивы и неравнодушия. Не так давно я впервые прочитал у Росса и Нисбетта в "Челове ке и ситуации" про канальные факторы, т. е. такие аспекты ситу ации, которые могут казаться незначительными, но оказывают очень существенное влияние на успех или провал сознательных социальных изменений и инноваций. Прежде всего у меня воз никла ассоциация с теми американцами и россиянами, которые не оглядываются на ограниченность своих личных ресурсов и
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 10
возможностей и не страшатся масштабов проблемы психологи ческого насилия, а просто делают все возможное, чтобы справить ся с этой бедой и помочь другим. А проблема злостной и изощренной манипуляции человече ской психикой, психологического насилия, избавлению от кото рого посвящена данная книга, действительно почти необъятна и сверхактуальна. Я не буду пересказывать содержание этой рабо ты, пусть оно говорит само за себя. Важнее, как мне кажется, сформулировать тот широкий и фундаментальный контекст, ко торый придает книге Хассена более существенное значение, чем только решение конкретной проблемы психологической помо щи. Этот контекст — проблема социально-психологической эко логии. До сих пор тему экологии культуры и человеческой души в основном развивали философы, культурологи или естествоиспы татели типа В. Вернадского. Социально-психологические процес сы последних десятилетий XX в. и опыт столкновения с массовой трансформацией личности и психологическим насилием на про тяжении всего уходящего столетия (коммунизм, фашизм, деструк тивные культы) ставят эту проблему в разряд первоочередных как для психологической теории, так и для психологической практики. Понимание ценности и хрупкости биосферы привело к возник новению «зеленого» экологического движения и соответствую щего направления государственной и международной политики. Понимание сложности и ценности тысячелетиями наработанных аспектов социопсихосферы и ее экологии находится пока в зача точном состоянии. На этом обстоятельстве беззастенчиво спеку лирует огромная армия шарлатанов-парапсихологов, "био-поле- энерго-экстрасенсоро-терапевтов" и просто психопатов с нездоро вой фантазией, вроде Рона Хаббарда, Секо Асахары и им подоб ных. Не меньше проблем создают и плохо контролируемые "инфор мационные загрязнения" социальной среды, резкие изменения условий и способов коммуникации, в связи с чем психолога на чинают говорить об информационных психологических заболе ваниях. Возникла парадоксальная ситуация: темы "промывания моз гов", «зомбирования», "психологических войн", манипулирова ния сознанием через СМК/СМИ, вообще "информационно-психо логических воздействий" давно и устойчиво являются одними из самых популярных у широкой публики, политических и обще ственных деятелей, представителей многочисленных псевдона ук, сомнительных популяризаторов "от психологии", но только
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 11
последние два-три года были опубликованы действительно се рьезные труды с результатами подлинно научных эксперимен тов и с настоящими профессиональными концепциями.[1] И лишь издательство «Прайм-Еврознак» решилось выпустить в свет работу, основанную на наиболее дискутируемой и встреча ющей ожесточенное сопротивление концепции контроля созна ния и деструктивных культов. Изложение этой концепции и определения терминов даны в первых же главах, и, как наверня ка убедится читатель, речь идет не о каких-то экзотических, не известно откуда взятых взглядах и фактах, а о честном и последо вательном применении современной социальной психологии к реальным жизненным проблемам. Мне же хочется в завершении своего предисловия дать несколько важных штрихов к указанной проблеме. Способность человека к самодеструктивному поведению и по гружению в иллюзорные миры связана с отсутствием у него жесткой, генетически предопределяемой программы жизнедея тельности и привязки к специфической экологической нише. Эта исходная фундаментальная свобода человека позволила ему вы рваться из царства животных, но одновременно возложила тяже лейшую ношу согласованного конструирования и поддержания особой экологической системы — социума с его культурой и ци вилизацией. Это, в свою очередь, создало настолько сильную и тотальную психологическую зависимость людей друг от друга, что ею сравнительно легко можно пользоваться как в конструк тивных, так, к сожалению, и в любых других целях. Начало инду стриальной эксплуатации этих своеобразных социоэкологиче ских ресурсов примерно в середине прошлого столетия совпало и с резким ростом в развитых странах тех групп, которые позднее получили определение в качестве "деструктивных культов". Проблема деструктивных культов, таким образом, заключает ся не только и не столько в них самих, сколько в тех глобальных социально-психологических процессах, индикаторами которых они являются, хотя и в патологической форме. Современная мно гочисленность и массовость деструктивных культов связана с возникновением очень широкого люфта в механизмах социали зации и в правилах и нормах "социального конструирования реальности" (воспользуюсь здесь заголовком книги П. Бергера и Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности"[2]). В силу этого задача определения правил и норм социально- психологической экологии приобретает в настоящее время ха рактер не только проблемы академической или узкопрофессио нальной, но и проблемы национальной безопасности, а также глобальной социальной проблемы.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 12
Борьба за права человека позволила личности выбраться из- под тотального диктата тех или иных социальных групп, появи лась широкая возможность перехода из группы в группу, смены не только рода занятий, но и самого образа жизни, мировоззре ния и ценностей. В результате обострилась конкуренция групп между собой за привлечение в свои ряды новых приверженцев. Такая мобильность личности создала благоприятную почву не только для индивидуального развития, но и для попыток асоци альных личностей создавать новые тоталитарные группы и дви жения, обслуживающие их патологические комплексы. Это не только идеологическая или политическая проблема, это социо экологическая и психологическая проблема. Феномен деструктивных культов выявляет, прежде всего, не разработанность и незакрепленность ряда существенных правил социального взаимодействия. Деструктивные культы предпола гают не просто изменение некоторых правил, а весьма суще ственное изменение самой сути и смысла наличной социальной реальности. Тут возникают проблемы не только недостаточности средств правового, административного или гражданского (него сударственного) регулирования, но и дефицита теоретических концепций, терминологии, отсутствия согласованности многих важных принципов научного анализа подобных явлений. Если выражать эту проблему на языке социальной психологии и к тому же в терминах, не получивших общепризнанного толко вания, то деструктивные культы демонстрируют попытку, ис пользуя плюрализм и толерантность современного общества, на вязать господство своей «реальности» посредством нарушения множества основных писаных и неписаных правил человеческо го общежития. При этом они изначально отвергают все существу ющие возможности диалога, поскольку исходят из постулата не разумности и невменяемости всего некультового мира. "Социаль ная реальность" в данном контексте — это постоянное создание и воссоздание человеком себя и всей системы социальности, ко торая и существует только как непрерывный процесс взаимодей ствия людей по разделяемым ими правилам и взаимно приняты ми способами, в отличие от природной реальности самой по себе, включающей человека только как биологическое существо с при родно-экологическими последствиями его деятельности. В этом отношении в деятельности культов можно выделить два аспекта: — манипулятивное перемещение человека без его осознанного согласия из "основной реальности" в "культовую реальность". Это аспект прав человека, личности.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 13
— деятельность, направленная на тотальное замещение "основной реальности" «реальностью», основанной на культовой доктрине. Этот аспект социально-психологической экологии, прав социума. При этом отнюдь не исключаются и иные формы насилия, они включаются в гораздо более изощренную систему, в которой становятся непременным дополнением и страховкой (в смысле "орудие страха") социально-психологических средств агрессии. Деструктивные культы обустраиваются именно в том аморф ном поле, которое создается отказом общества и государства от многих позиционных ограничений (деидеологизация, демокра тия, плюрализм, свобода и права человека, уважение прав мень шинств) и отсутствием сильной и организованной системы, га рантирующей соблюдение наиболее важных принципов и пра вил социально-психологического взаимодействия. Любой деструктивный культ вырастает на почве "основного общества",[3] "основной реальности", педалируя и концентрируя вроде бы мелочные и привычные грани повседневной реально сти: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков. Это позволяет добиться того, что человек становится врагом само му себе при соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы. Как писал М. К. Мамарда швили, человек способен оставаться самим собой только тогда, когда он постоянно преодолевает себя, превосходит (трансценди рует) себя, в том числе наперекор обстоятельствам и влиянию других людей. При организованном же чрезмерном социальном (групповом) давлении способность человека к самостоятельному поведению подвергается неоправданной перегрузке. Тот факт, что большинство людей относительно быстро покидают ряды культов, свидетельствует прежде всего о том, что эти «дезертиры» пока могут находить поддержку своего противостояния культам в "основном обществе" и в его здоровых группах, а не о том, что они лично обладают такими сильными чертами характера. При этом редко кто из них громко "хлопает дверью", большинство предпочитает незаметно отстраняться от участия в культе. Активной сферой противодействия деструктивным культам должно быть образование и просвещение, все остальные инсти туциональные формы социализации, а также система коммуни кации и информирования, т. е. СМК — средства массовой комму никации (телевидение, радио, Интернет, печать). Теоретическая и практическая психология должны дать ясную и обоснованную систему критериев деструктивности, разработать инструменты и технологии профилактики, терапии и реабилитации культовой
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 14
травмы, чему и посвящена данная книга. В заключение еще раз подчеркну, что социально-психологиче ская экология, экология третьего тысячелетия, не сводится только к проблеме деструктивных культов. Она значительно шире и включает весь спектр проявлений психологического насилия и вреда, возникающего в результате информационных и психоло гических воздействий. Особенно актуальным является регулиро вание СМК/СМИ именно с точки зрения непосредственных и от даленных психологических последствий тех способов искажения и подачи информации, которые в них сегодня преобладают. Не менее злободневно и просвещение граждан о разнообраз ных методах манипулирования и контроля их сознания со сторо ны бизнеса политических и государственных деятелей и соответ ствующих организаций, а также вооружение гражданского обще ства эффективными инструментами и технологиями для обеспе чения здоровой социально-психологической среды, о чем с оправ данной озабоченностью пишет Стив в конце своей книги. Я рад предуведомить, что следующий наш совместный с издательством «Прайм-Еврознак» проект — издание перевода книги Э. Пратка ниса и Э. Аронсона "Эпоха пропаганды" — во многом решает эти насущные задачи. Вместе с известным ироническим мудрецом Ежи Лецем желаю читателям: "Быть собственным министром внутренних дел!". И до новой встречи! Евгений Волков, психолог, переводчик, доцент Нижегородского университета. Февраль 2001 г., Нижний Новгород
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 15
Предисловие
Подобно большинству людей, я ничего не знал о контроле со знания, когда обманным путем был завербован в "Крестовый по ход за объединенный мир", группу прикрытия Церкви Унифика ции, члены которой лучше известны как «мунисты». Мне было девятнадцать лет, и я был студентом предпоследнего курса Квин с-колледжа. В тот роковой февраль 1974 года я только что расстал ся со своей подругой и был заманчивой мишенью: способный, образованный, из солидной семьи, идеалистически настроенный, в этот самый момент я оказался не в силах противостоять улыб кам трех привлекательных и заигрывающих женщин, пригла сивших меня "на обед". За обедом последовали более длительные встречи. После ин тенсивного трехдневного «семинара» я пришел к убеждению, что Богу угодно, дабы я бросил учебу, оставил работу, передал по доверенности свой банковский счет и последовал за «Мессией» и моим "истинным отцом" — Сан Мьюнг Муном. За несколько ко ротких недель я уверовал в приближение Армагеддона, а также в то, что третья мировая война начнется в 1977 году и что миссия по сокрушению Сатаны и созданию Царства небесного на земле возложена именно на нас. Я работал ежедневно по восемнадцать-двадцать часов, занима ясь сбором средств, вербуя новых членов и знакомя их с учением, организуя кампании по связям с общественностью и политиче ские мероприятия и регулярно встречаясь с Муном и его замести телями высшего ранга. Как американец, я не имел никакой ре альной власти, только формальную позицию. Верхние этажи иерархии состояли исключительно из корейцев и японцев, при чем корейцы находились в положении "главной расы". Мун пере брался в Соединенные Штаты и нуждался для прикрытия в аме риканцах, которые были бы умными, пылкими и преданными. Через несколько месяцев я поднялся от должности руководителя вербовочной группы прикрытия CARP[4] в своем бывшем колле дже до ранга помощника директора Церкви Унификации в наци ональной штаб-квартире в Манхаттане. Меня очень хвалил сам Мун, и вскоре меня уже приводили в пример остальным как "образцового члена церкви". Я мог бы и сегодня оставаться активным сторонником культа, [5] если бы не чудо. В 1976 году после трех дней, проведенных без сна, я задремал за рулем мунистского фургона для фандрайзинга и врезался сзади в огромный грузовик. Этот почти фатальный случай оказался судьбоносным, так как дал моей семье шанс по
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 16
мочь мне покинуть культ. В то время единственным средством, доступным для моих родителей, был действенный метод спасе ния, называемый депрограм-мированием, который, как правило, предполагает удержание члена культа против его желания.[6] На второй день моего депрограммирования я угрожал моему отцу насилием, в ответ на что он заплакал и спросил меня, что бы я делал в его положении. Его искренность тронула меня; на мгно вение мне удалось встать на его точку зрения и ощутить его боль. Я неохотно согласился в течение пяти дней встречаться с коман дой бывших членов культа, не вступая в контакт со своим куль том и не пытаясь сбежать. Как преданный мунист, я старался бороться с депрограммиро ванием, но предоставляемая информация постепенно начала до меня доходить. В последующие дни я стал понимать, что же пред ставляет собой "промывание мозгов" — в том виде, как оно прак тиковалось Мао Цзэдуном в его коммунистических политцентрах «перевоспитания». Книга Роберта Джея Лифтона "Реформирова ние мышления и психология тоталитаризма" помогла мне ясно понять, что методы, применявшиеся мунистами, были весьма похожи на те, что использовались для "промывания мозгов" по литическим заключенным. В конечном счете я мучительно осо знал, что не был только пассивной жертвой контроля сознания, но действовал и как орудие вербовки. После депрограммирования я вернулся в колледж и завершил учебу, чтобы получить степень магистра психологического кон сультирования. Понимая свое уникальное положение бывшего члена культа и консультанта, я посвятил себя спасению людей, попавших в деструктивную ситуацию контроля сознания. Начи ная с 1979 года я овладел многими способами просвещения людей об опасностях группового контроля сознания. В тот год, последо вавший за массовым самоубийством сторонников Джима Джонса в Джонстауне в Гайане, я основал Ex-Moon Inc. (Экс-Мун инкорпо рейтед), некоммерческую образовательную организацию, состоя щую из бывших членов Церкви Унификации Муна. Я издавал информационный бюллетень, проводил пресс-конференции, учредил центр сбора и распространения информации об органи зации Муна. Позже в течение года я работал в качестве нацио нального координатора FOCUS'a, сети поддержки и информиро вания бывших членов деструктивных культов. Недавно я осно вал Институт свободы мышления (Freedom of Mind Institute) и Ресурсный центр свободы мышления (Freedom of Mind Resource Center, Inc. - http://www.freedomofmind.com). Сайт этой организа ции в Интернете информирует публику о деструктивном контро ле сознания и обманной практике культов.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 17
В 1988 году я написал книгу "Борьба с культовым контролем сознания: Популярное руководство по защите, спасению и исце лению от деструктивных культов". Публикация этой книги поз волила мне обнародовать свой опыт, накопленный за годы кон сультирования. Книга была переведена на испанский, француз ский, немецкий, японский, итальянский, польский и чешский языки. Она была основана на моей работе в области "консульти рования о выходе" — метода спасения, представляющего собой мягкую, непринудительную альтернативу навязчивому и зача стую незаконному методу депрограммирования. Изменения, произошедшие за последние двенадцать лет, заста вили меня усовершенствовать собственный подход и его техни ки. В начале 1990-х гг. я узнал, что лидеры многих достаточно крупных культов начали покупать «Борьбу», чтобы научить сво их членов сопротивляться консультированию о выходе. Как сооб щают, Кип Мак Кин, основавший Международную Церковь Хри ста, показывал мою книгу на общем собрании организации и объявил, что ни один из присутствовавших 15000 адептов не дол жен встречаться со мной и даже просто читать мою книгу, иначе он согрешит. Таким образом, лидеры культа запретили своим членам встречаться с людьми вне группы, что воспрепятствовало усилиям многих семей, стремившихся освободить родственников из сектантского плена. Теперь ясно, что на деле эта помеха оказалась скрытым благо словением, поскольку подтолкнула меня к разработке более эф фективных путей для обучения тех, чьи родственники и друзья оказались в секте. Необходимо было научить их мыслить страте гически и взаимодействовать с близкими творческими способа ми. Я убедился, что друзья и семьи участников культов травми рованы сложившейся ситуацией, в некоторых случаях весьма глубоко, и понял, что для мобилизации на изобретательные дей ствия должен придать им силы и как индивидуумам, и как заин тересованной команде. Это открытие стало краеугольным кам нем метода, который я в настоящее время использую и называю подходом стратегического взаимодействия. Настоящая книга — кульминационный пункт четвертьвеково го опыта помощи тысячам людей во всем мире. Она описывает практический, связанный с жизнью метод помощи тем, кто под вергся воздействию контроля сознания. Кроме того, развитие Ин тернета, обеспечивающего быстрый и экономичный доступ к ин формации о конкретных культовых группах, сыграло огромную роль в развитии моего подхода. Поистине, эта книга не могла быть написана до появления Интернета.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 18
Подход стратегического взаимодействия (ПСВ) — это эффектная эволюция и совершенствование консультирования о выходе. Он активизирует непринудительный курс терапии, сосредоточен ный на семье. Терапия, предполагающая стратегическое взаимо действие, обеспечивает друзей и семью члена культа подробной информацией о культах, их методах и результатах применяемой ими идеологической обработки и предлагает как новое понима ние порождаемых культами фобий, так и эффективные инстру менты для их преодоления. ПСВ предназначен помочь последователю культа признать, что его сознание находилось под контролем и что он, следова тельно, отказался от власти над собой в пользу группы и ее лиде ра. При непрерывной работе и применении этого подхода чело век признает глубокое проникновение группового контроля в его жизнь. Как только бывший член культа переживает такое пробу ждение, мои методы помогают ему восстановить чувство личной дееспособности, целостности и ориентации. Хотя культы индок тринируют своих адептов так, чтобы они боялись изменения, большинство моих клиентов испытали эмоциональное, психоло гическое и даже духовное возрождение. Они смогли вернуться к семье и были избавлены от дальнейшего ущерба, а в некоторых случаях — и от смерти. Этот целенаправленный курс общения предназначен для ис пользования профессиональным терапевтом, хотя его вполне мо гут применять активные члены семьи и друзья. Эта книга не заменит профессионального консультирования, она не решит все проблемы, с которыми сталкиваются семья и друзья близкого человека, вовлеченного в культ. Она написана для разумных лю дей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации и не знающих, что делать. Она также написана для многих сотен моих читателей, обратившихся ко мне после знакомства с книгой "Борьба с куль товым контролем сознания" и спрашивающих, что еще они мог ли бы сделать, чтобы помочь близким, испытавшим на себе кон троль сознания. Поскольку вы читаете это введение, то хотите, как я полагаю, научиться помогать родственнику или другу, попавшему в беду. Конечно, вы можете состоять или состояли в одной из организа ций, членам которой эта книга предполагает помочь. Возможно, вы просто интересуетесь терапией стратегического взаимодей ствия. Я стремлюсь помочь каждому и пишу эту книгу для всех, кто хочет учиться. Я огорчен тем, что не могу лично предоставить информацию и консультирование всем отчаявшимся людям, кто в разное время обращался ко мне или только собирается это сделать. Надеюсь, что книга хотя бы частично восполнит этот
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 19
недостаток. Весь мой подход основан на уверенности, что личностный рост является важнейшей частью человеческого опыта. Надо только воодушевить человека, заставить его поверить в свои силы, и тогда он будет стремиться к личностному росту с максимальной самоотдачей. В путешествиях по всему миру я общался с предста вителями различных систем верований и пришел к выводу, что существуют фундаментальные, универсальные потребности, вы ходящие за пределы потребностей физического тела. Я увидел воочию, что человеку необходимо ощущать себя личностью, спо собной устанавливать продуктивные связи с другими личностя ми, образуя тем самым сообщество. Другими словами, человек предпочитает дарить любовь, а не сеять ненависть и страх, дове рять другим, а не отгораживаться от них, говорить себе и окружа ющим правду, а не лгать и изворачиваться. Наконец, человеку нужна свобода. Одним из главных побуждений к разоблачению деструктивной и одурманивающей практики групп с культовым контролем со знания явилось высочайшее уважение, которое я питаю к рели гиозной свободе. Каждый имеет право веровать или не веровать, каждому дана возможность выбора. Сам я иудейского вероиспо ведания. Моему Богу было угодно наделить меня и мой народ свободной волей и свободой выбора. Я всегда помню о том, как часто религиозные меньшинства подвергались преследованию — не только за свою веру, но и просто за то, что отличались, были другими. Я принципиально против цензуры и тем более запреще ния деятельности любого сообщества. Мой девиз — разнообразие. Я абсолютно уверен, что если религиозная, социальная и любая другая группа уверена в чистоте и законности своих действий, то ей нечего бояться честного критического анализа со стороны. Показательно, что предложенная мной модель анализа помогла некоторым людям и группам понять, что они бессознательно осуществляли контроль сознания, тем самым грубо нарушая пра ва человека. Вообще я полагаю, что лучший способ предотвра щать подобное насилие состоит в просвещении и предупрежде нии людей об опасностях контроля сознания. Первая поправка Конституции США провозглашает свободу ре лигии. В сущности, люди имеют право верить во что угодно, в том числе и в очевидно неправильные вещи, например в то, что земля — плоская. Однако Конституция не дает людям или учреждениям право нарушать права других людей или законы данной страны под предлогом религиозной мотивации. Многие культовые лиде ры оправдывают обманную вербовку своих членов и контроль сознания идеологическими причинами. Но если результат их
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 20
действий — превращение человека в зависимого и подчиненно го, то я уверен, что. это пагубно, а права людей нарушаются. Оценка деятельности любой организации вытекает из послед ствий этой деятельности. Это — наиболее действенный способ оценить различия между законным и незаконным, этичным <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.018 с.) |