Сеть просвещения о культах переходит в другие руки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сеть просвещения о культах переходит в другие руки



Сеть просвещения о культах (Cult Awareness Network — CAN),

самая большая и массовая общественная организация для семей,

чьи родственники оказались причастны к культам, изобража­

лась последними как группа фашистов, стремившихся лишить

людей религиозной свободы. В 1994 году CAN проиграла один из

множества целенаправленно изматывающих судебных процес­

сов, возбуждаемых членами культов по всей стране, и была

оштрафована на 1,875 миллиона долларов, в результате чего по

решению суда присяжных ее дело было передано в суд по делам о

несостоятельности. В конечном итоге торговое название CAN,

номер почтового ящика, номер телефона доверия и служебный

штамп были проданы на аукционе за 20 000 долларов Стивену

Хэйесу, члену Церкви Сайентологии.

Теперь CAN, этот волк, притворившийся бабушкой, создает

проблемы, обсуждаемые в этой книге. Если вы звоните по теле­

фонному номеру CAN, вероятнее всего, ответит участник культа,

пусть и не обнаруживающий своей причастности к культам.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 166


 

 

Любая информация, которой делятся члены семьи в надежде

освободить близкого человека, может быть использована против

них. Сайт CAN (www.cultawareness.oig) утверждает, что использу­

ется Фондом религиозной свободы (Foundation for Religious

Freedom), и отрицает существование контроля сознания. Сайт

CAN фабрикует приводящую в замешательство мешанину прав­

ды, полуправды и лжи и пытается отождествить «антикультовое»

с «антирелигиозным». Когда член культа обращается к сайту CAN,

привитые культом фобии в отношении антирелигиозных депро­

граммистов закрепляются. Существует много других сайтов, со­

зданных ради пособничества программам культовых групп по

вербовке и индоктринации людей по всему миру.

Одна из наиболее обычных тактик дезинформации, применяе­

мых в культах, — это ложный логический аргумент, известный

как "соломенное чучело" (довод, выдвигаемый для того, чтобы

самому его легко опровергнуть), где человек ослабляет позицию

противника, искажая его доводы и нападая на беззащитное "со­

ломенное чучело", вместо того чтобы заниматься реальными

спорными вопросами. Например, культы нередко создают лож­

ный образ контроля сознания как некоей мистической силы, спо­

собной одолеть любого человека в любой ситуации. Естественно,

это искусственное "соломенное чучело" легче опровергнуть, чем

реальные позиции, на которых стоят информированные, опыт­

ные профессионалы. Они в основном предполагают, что методы

контроля сознания сильно отличаются по применению и эффек­

тивности и что, хотя контроль сознания никогда не бывает абсо­

лютным, тем не менее он может иметь разрушительные послед­

ствия.

У меня вызывают подозрение мотивы любого человека или

группы, которые полагают, что ни при каких обстоятельствах и

никакими манипуляциями нельзя заставить людей принять но­

вые верования. Чьи интересы отстаиваются утверждениями, со­

гласно которым контроль сознания совершенно невероятен?

Если контроль сознания — всего лишь мистификация, почему

профессор и бывший президент Западной психологической ассо­

циации (Western Psychological Association) Филипп Зимбардо пре­

подает в Стэнфордском университете курс под названием "Психо­

логия контроля сознания"?

Пропагандисты из культов стремятся убедить адептов и осталь­

ных людей в том, что "контроль сознания не признан профессио­

нальными психологами и психотерапевтами". На это легко воз­

разить, процитировав DSM-IV, диагностический справочник Аме­

риканской психиатрической ассоциации (American Psychiatric

Association), где культы и промывание мозгов значатся под номе­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 167


 

 

ром 300.15, "Нетипичное диссоциативное расстройство"

(Dissociative Disorder Not Otherwise Specified). Можно также проци­

тировать и положительные отзывы на книгу "Борьба против

культового контроля сознания" в «Ланцете» и "Американском

психиатрическом журнале" в 1990 г.

Другая излюбленная тактика пропагандистов культов заклю­

чается в том, чтобы неверно цитировать судебные решения, каса­

ющиеся культов. Разговаривая с родственниками — адептами

культов, требуйте у них оглашения судебного решения, ссылки

на статью закона, а лучше всего — информации об официальном

судебном постановлении.

Когда речь заходит о судебных решениях, лучше попросить

юриста, знакомого с судебными процессами по делам культов,

помочь достать документы, чтобы показать и объяснить их члену

культа.

 

ЗАЩИТНИКИ КУЛЬТОВ

Помимо пропагандистов, дезинформацию распространяют как

сами члены культов, так и защитники культов из числа их иссле­

дователей, ссылающиеся на религиозную свободу в качестве

оправдания существования групп, применяющих контроль со­

знания. Некоторые высококлассные исследователи принимали

денежные средства, льготы и другие виды вспомоществования от

культов, бывших предметом их изучения.

Например, "Вашингтон пост" сообщила, что группа Аум Синри­

ке оплатила стоимость авиабилетов, жилье и другие "основные

расходы" четырех американцев, явившихся на защиту культа,

когда японская полиция начала расследовать теракт с примене­

нием ядовитого газа в токийском метро в 1995 г.

Одним из этих американцев был Дж. Гордон Мелтон, пишущий

книги и статьи о «новых» религиях и в прошлом защищавший

спорные группы вроде Народного Храма Джима Джонса. Когда

его спросили в 1988 году о группе Джима Джонса, Мелтон сказал:

"Эта группа не была культом. Она состояла из респектабельных

христиан магистрального направления".

Защитники культов вводят публику в заблуждение, выдвигая

примитивную, роботизированную концепцию контроля созна­

ния. Они также предлагают ложную трактовку точек зрения,

принадлежащих как критикам культов, так и их бывшим чле­

нам. Популярный аргумент защитников культов заключается в

том, что свидетельские показания «вероотступников» не заслу­

живают доверия, потому что у подобных людей, скорее всего,

сложилось предвзятое мнение, вызванное уходом из группы. Со­

гласно Мелтону, "враждебно настроенные бывшие адепты посто­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 168


 

 

янно затемняют правду. Они постоянно раздувают мелкие инци­

денты и превращают их в крупные". Ирония состоит в том, что

защитники культов игнорируют не менее вероятную тенденци­

озность со стороны действующих адептов и лидеров культовых

групп.

 

ДЕМОНИЗАЦИЯ КРИТИКОВ КУЛЬТА

Когда книга "Борьба против культового контроля сознания"

была впервые опубликована в 1988 году, я стал одной из наиболее

заметных мишеней. кампаний по распространению дезинформа­

ции. Есть лидеры культов, прививающие своим адептам мысли о

греховности общения со мной и даже простого знакомства с моей

книгой. В рамках борьбы с моей деятельностью сайентологи со­

здали так называемую "Папку умерщвления агента".[47]

Эта папка содержит материалы, созданные для подрыва моей

репутации, чтобы «нейтрализовать» влияние моих идей на адеп­

тов этого учения. Несчетное количество раз мне угрожали судеб­

ными процессами и даже физической расправой. Некоторые

группы, вроде мунистов, сообщают своим членам, что я — агент

Сатаны. В умах адептов насаждались и насаждаются конкретные

фобии, связанные со мной. Членов культа специально индоктри­

нировали, чтобы они поверили, будто Стивен Хассен — «депро­

граммист», который одобряет соответствующие методы и обща­

ется с людьми, которые похищают, избивают и пытают адептов

новых религий до тех пор, пока те не отрекутся от своей веры.

Культовые сайты изображают меня как отвратительного антире­

лигиозного фанатика, намеренного уничтожить религиозную

свободу.

Когда член культа выдвигает подобное обвинение в отноше­

нии какого-либо критика, я рекомендую семье потребовать от

него доказательств: "Покажи нам факты. Твои лидеры докумен­

тально подтвердили эти обвинения именами, датами и указани­

ем мест? Подавали ли они в суд? " На самом деле для лидеров

нежелательно, чтобы их обвинения изучались или оспаривались.

Членам семьи и друзьям следует обратиться с просьбой погово­

рить с человеком, преднамеренно давшим негативные письмен­

ные показания. Вопросы можно задать, и факты можно получить.

Фобия депрограммирования может быть последовательно разру­

шена посредством разоблачения лжи и обмана. Это — жизненно

важная и эффективная стратегия, поощряющая проверку реаль­

ности.

Отец культиста: Я просматриваю сайт, принадлежащий куль­

ту, и нахожу страницы, критикующие доктора Роберта Лифтона,

доктора Луиса Веста и доктора Маргарет Сингер. Что все это зна­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 169


 

 

чит? Как можно судить, вредная это информация или полезная?

При оценке любой информации спросите себя:

— Каков источник критики?

— Как и кем этот источник финансируется?

— Кто именно выдвигает обвинения?

— Какими подлинными дипломами и сертификатами обладает

этот человек?

— Каково его положение в академическом и научном мире?

— Какова его подготовка? Его опыт? Его репутация?

— Что им опубликовано?

— Читали ли вы его работу?

— Имеет ли для вас смысл то, что он говорит?

— Когда вы задаете ему вопросы, отвечает ли он честно и от­

ветственно?

Я знал доктора Лифтона, покойного доктора Веста и доктора

Сингер много лет. Хотя я соглашаюсь не со всем, что они написали

или сделали, я питаю большое уважение к их позитивному вкла­

ду, который был весьма значительным. Все они были офицерами

военной разведки Соединенных Штатов, изучавшими китайские

методы "промывания мозгов" в 1950-х годах, и все обладали доста­

точным гражданским мужеством, чтобы публично засвидетель­

ствовать существование этого явления. Читайте истинную и лож­

ную информацию об этих людях сами. Формируйте собственное

мнение.

Мы, американцы, зачастую не осознаем, что наши конституци­

онные права теряют всякий смысл, если мы не готовы последова­

тельно их отстаивать. Культы вынуждают многих из нас действо­

вать, потому что демонстрируют готовность к нарушению прав

человека. Лично я отказываюсь уступать свои права. Истории о

жестоком обращении, предательстве, преследовании, запугива­

нии, страхе, разрушенных семьях, брошенных детях, финансовом

разорении и эмоциональных стрессах, услышанные мной от мно­

жества бывших культистов за эти годы, движут мной в этой борь­

бе. Я уверен, что одна из наиболее эффективных стратегий проти­

востояния дезинформации и клевете предполагает помощь быв­

шим адептам в их попытках рассказать свои истории. Бывшим

членам культов, читающим эту книгу, я советую сделать это как

для собственного блага, так и для блага других. Я также советую

людям, чьи близкие причастны к культам, разыскать бывших

адептов, которым есть что рассказать.

Верю ли я каждой рассказанной истории без проверки? Конеч­

но нет. Возможно ли, что некоторые экс-культисты преувеличи­

вают свои истории? Разумеется. Полагать, что все бывшие адепты

заслуживают доверия или, напротив, никто из них его не заслу­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 170


 

 

живает — это крайности. Я стремлюсь оценить историю каждого

человека и добиваюсь ее обоснования. Естественно, когда многие

люди сообщают о схожем опыте, связанном с какой-то конкрет­

ной группой, информация оказывается заслуживающей доверия.

Большинство бывших адептов высказывается, подвергаясь боль­

шому личному риску при небольшой выгоде либо вообще ничего

не получая лично, кроме морального удовлетворения от борьбы

со злом и от помощи другим.

Бывшие члены культов и их друзья и семья — это те, кто спа­

слись, и их свидетельские показания — мощное доказательство

того, что человек может уйти из деструктивной группы и продол­

жать вести плодотворную жизнь, которая его устраивает. Их

вдохновляющие слова помогут сориентировать поставленного в

тупик или недовольного члена культа на путь возвращения в

здоровое состояние. Помогая увидеть другую сторону проблемы,

бывшие члены культов демонстрируют, что уход — это вариант

выбора. Коль скоро он начинает казаться практически осуще­

ствимым, обычно решение человека об уходе из группы стано­

вится лишь вопросом времени.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 171


 

 

Глава 8

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.059 с.)