Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждение фобий с близким человеком

Поиск

Когда член культа выслушает все это, он может проявить подо­

зрительность и спросить: "Зачем ты мне все это сообщаешь?"

Если это случится, спросите члена культа, нет ли у него чего-либо

похожего на фобию или не знает ли он кого-нибудь, страдающего

фобией. Если ответ положительный, то достаточно будет лишь

непосредственно подкрепить свои мысли указанием на то, что

эта информация может оказаться для нег о полезной. Если ответ

отрицательный, член семьи, излечившийся от фобии или знаю­

щий того, кто излечился, может более авторитетно изложить

необходимость понимания фобических реакций.

Сестра: Ты помнишь, как я боялась входить в лифт? Ну, так я

вылечилась!

Культист: Как ты это сделала?

Сестра: Оказалось, что фобия — это иррациональный страх. Я

не осознавала этого, но видела негативные образы в своем созна­

нии. Я видела, как стремительно падаю, не в силах ничего поде­

лать, и разбиваюсь до смерти. Все во мне пронзительно кричало:

"Боже, кабель лифта порвется!" Мое сердце билось часто-часто.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 240


 

 

Мое дыхание захлебывалось, что заставляло меня паниковать по-

настоящему. Я избегала даже думать о лифтах. Я пошла к терапи­

сту, который сумел привить мне способность трезво различать

расшатанные старые лифты и безопасные современные. Я научи­

лась мысленно подниматься на лифте с чувством покоя и ком­

форта. Я научилась обращать внимание на дыхание и дышать

очень медленно и глубоко.

Если вы не уверены в том, что культист усвоил эту информа­

цию, задавайте вопросы, уделяя больше времени разговорам о

других фобиях и их лечении. Если адепт занимает оборонитель­

ную позицию, то это можно объяснить тем, что вашим отноше­

ниям не хватает взаимопонимания и доверия. Отступите! Не пы­

тайтесь навязывать свою точку зрения. Лучше подождать и подо­

брать время, место и нужного человека для проведения воздей­

ствия на фобии. Основа воздействия должна быть прочной, пото­

му что следующие два шага построены на первом.

 

ШАГ ВТОРОЙ: ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО, КАК ДРУГИЕ ГРУППЫ ИС­

ПОЛЬЗУЮТ ФОБИИ

Теперь, когда вы объяснили различие между обоснованным

страхом и фобией, а также осветили структуру фобической реак­

ции (негативные образы, негативный разговор с самим собой и

физиологические реакции) и стратегии лечения фобии, можно

переходить ко второму шагу.

В ходе следующей беседы (например, через несколько часов

или даже через несколько дней) сестра могла бы рассказать о

своей встрече с бывшим членом другой культовой группы, кото­

рый описал ей, как в его сознание были внедрены фобии. Ему

внушили, что, если он когда-либо покинет группу, с ним произой­

дет нечто ужасное. Это долгое время удерживало его в группе, как

в капкане, пока он не встретил других людей, ушедших оттуда до

него. Вопреки его страхам, эти бывшие адепты были счастливы и

удовлетворены, что заставило его задуматься, была ли его боязнь

покинуть группу реальным страхом или всего лишь фобией.

Существенно важно продолжать общаться с членом культа та­

ким образом, чтобы не приводить в действие механизм блоки­

ровки мышления. Помните: тем, кто подвергается культовому

контролю сознания, не позволяется негативно размышлять о ли­

дере, доктрине или группе. Начав с косвенного примера, можно

дать близкому человеку информацию о фобиях, при этом не ини­

циируя их. Тщательно подбирайте слова. Употребляйте понятия

«культ», "промывание мозгов" и "контроль сознания" только в

том случае, если при этом не рискуете прервать налаженную

связь с человеком. Следующие выражения также несут в себе

дополнительный смысловой заряд: "закрытые организации", "де­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 241


 

 

структивные группы", "авторитарные церковные общины", «инд­

октринация» и "закрытые структуры сознания". Если вы будете

оказывать нажим беспрерывно, фобия может сохраниться и вы

потеряете взаимопонимание с членом культа.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ДРУГИХ ГРУПП

Чтобы подготовиться к этому шагу, вам следует заняться само­

образованием, изучив с помощью Интернета или в библиотеках

не менее чем три различных культа, применяющих контроль

сознания. Выясните, как они используют фобии, чтобы контроли­

ровать своих членов, и представьте себе, как можно было бы

объяснить их методы близкому человеку. Полезно говорить о той

группе, которую он считал культом до того, как был вовлечен

сам. Следует сосредоточить интерес на том, как данная организа­

ция подрывает личную автономию своих последователей. К чис­

лу наиболее резко выделяющихся культов относятся: Джим

Джонс и Народный Храм в Джонстауне, Гайана (массовое убий­

ство/самоубийство 913 человек 18 ноября 1978 г.); Симбиотиче­

ская Освободительная Армия (Symbionese Liberation Army),[56]

похитившая Патти Херст, наследницу мультимиллионера Херста;

Дэвид Кореш и Ветвь Давидова (вспомните трагическое тупико­

вое противостояние этой группы и ФБР в Вако, штат Техас); Люк

Журе и Орден Солнечного Храма (массовые самоубийства в Кана­

де, Франции и Швейцарии); Секо Асахара и Аум Синрике (как

известно, организовавшие в Японии теракт с применением нерв­

но-паралитического газа); Маршалл Херфф ("Ду") Эпплуайт и Вра­

та Небес (массовые самоубийства). Я часто слышу от своих клиен­

тов, что Церковь Унификации (мунисты), сайентология и Свиде­

тели Иеговы считаются в обществе деструктивными культами.

Если это так, они послужат походящими примерами.

Постарайтесь включить в свои примеры группу, напоминаю­

щую ту, в которую входит близкий вам человек. Если он находит­

ся в библейском культе, используйте на этом этапе по крайней

мере один пример другого аналогичного библейского культа.

Если группа является терапевтическим культом, узнайте о других

терапевтических культах. То же самое относится к политическим

культам, группам массовой психотерапии, бизнес-культам и т. д.

Наличие взаимопонимания и доверия с культистом является ре­

шающим для эффективного осуществления этого шага.

 

КАК ПРИСТУПИТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ

Во время беседы с близким человеком заговорите о том, что вы

думаете о какой-то конкретной группе после чтения статьи или

книги, просмотра телевизионной передачи или после того, как

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 242


 

 

они недавно пытались вас завербовать. Это должно быть частью

двухстороннего диалога, а не лекцией. Начните с группы, которая

не похожа на ту, куда входит близкий человек, или с группы,

которую он однозначно мог бы признать деструктивным куль­

том.

Жизненно важно направлять разговор, управлять им. Двигай­

тесь шаг за шагом и не торопитесь. Помните: большинство чле­

нов культов верит, что деструктивные культы существуют. Они

только думают, что их группа не из этого числа. Это — ваш шанс

обсудить проблему, и его надо использовать.

Дайте понять, насколько вас поразило, что данная группа

(группа X) внедряет фобии в сознание адептов, усиливая их зави­

симость и превращая в послушных рабов. Повторите структуру

первого шага, на это раз — применительно к группе X. Если вы

хотите, чтобы член культа скорее поддался влиянию и отозвался,

ослабив свою оборонительную позицию, скажите ему, что вы

говорили с бывшим участником этой группы. Всегда лучше при­

водить примеры из жизни реальных людей, которых вы знаете,

чтобы позднее можно было спросить культиста, готов ли он к

разговору с этим человеком.

Поговорите о том, что члены других групп вынуждены сохра­

нять только отрицательные образы о своем прошлом и воспроиз­

водить только негативный внутренний диалог о внешнем мире.

Обсудите проблему внушения фобий, связанных с тем, что они

якобы умрут, сойдут с ума или будут одержимы демонами, если

помыслят уйти из этой группы. Постарайтесь охватить ряд фобий,

имеющих отношение к группе, куда входит близкий человек,

слегка изменяя при этом контекст в целях маскировки истинных

намерений. Нужно подать информацию так, чтобы ее услышали

и усвоили и чтобы она могла обойти стороной психологические

фильтры культовой личности.

Расскажите о том, что членов других групп приучают думать,

что не существует никаких законных причин ухода из группы и

что отступник — это в любом случае человек слабый, эгоистич­

ный и утративший духовность, если не рассудок. С этими фобия­

ми можно справиться, если убедить близкого человека побеседо­

вать с кем-нибудь из бывших адептов. Из их разговора выяснится,

что эти люди — вполне ответственные члены общества, вовремя

сумевшие разглядеть ложь и манипулирование своей личностью

и уверенно вернувшиеся к полноценной жизни. Можно даже

попробовать сделать так, чтобы близкий человек воочию увидел,

как протекает процесс внушения фобий, скажем, посетив собра­

ние другой группы. Когда член культа понимает, что у него есть

выбор и что он может уйти и жить вполне удовлетворительно,

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 243


 

 

дальнейший процесс положительной визуализации проходит

намного легче.

Вы поймете, что ваше общение эффективно, когда член культа

согласится с тем, что другие группы внушают своим участникам

фобии исключительно в целях контроля и что на самом деле с

этими людьми не случается ничего плохого, когда они расстаются

с группой. Можно считать, что прогресс налицо, если культист

соглашается с тем, что другие группы поливают грязью своих

бывших участников и активистов по борьбе с культами, чтобы

лишить нынешних адептов информации, необходимой для про­

верки реальности.

Не отчаивайтесь, если не сумеете в достаточной степени охва­

тить эти пункты в одной беседе. Будьте осторожны, не навязы­

вайте информацию, если член культа уклоняется или оказывает

сопротивление. Это не означает, что вы потерпели неудачу. Это

только означает, что нужно углублять взаимопонимание и дове­

рие.

 

ШАГ ТРЕТИЙ: ОБСУЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННО­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.208 (0.01 с.)