Как преодолеть «черно-белый» бескомпромиссный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как преодолеть «черно-белый» бескомпромиссный



ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

Если вы замечаете, что близкий человек допускает «черно-бе­

лые», то есть бескомпромиссные, утверждения, мягко укажите

ему на это. Бывшим культистам требуется время, чтобы понять,

что в мире существуют «полутона», а также тысячи цветов и

оттенков! Мягко укажите на другие возможности, если видите,

как бывший культист ищет очередной набор абсолютных отве­

тов, чтобы заполнить пустоту, созданную участием в культе.

 

НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Родным и друзьям следует быть осторожными, чтобы никогда

не отвергать, не преуменьшать и не подавлять так называемые

«духовные» переживания. Более эффективная реакция — обсу­

ждение их альтернативных трактовок. Покажите, как другие

бывшие культисты, с которыми вы разговаривали или о которых

слышали, смогли разобраться в культовых переживаниях с пози­

ции своего нынешнего взгляда на мир.

 

ОКРУЖАЙТЕ ЗАБОТОЙ ПОДЛИННОЕ "Я"

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 297


 

 

Семьям следует поощрять бывших культистов восстанавли­

вать свое подлинное «я», его истинные ценности, верования и

убеждения, мечты и цели. Если человек осуждает свое докульто­

вое «я», то, вероятно, только потому, что это подлинное «я» еще

не было им полностью осознано. В таких случаях кто-то из членов

семьи способен помочь близкому человеку построить новую лич­

ность, которой тот сможет гордиться.

Восстановление подлинной личности частично связано с пре­

одолением тоски по причастности к элитной группе. Бывшим

культистам часто не хватает своеобразного «кайфа», связанного с

верой в то, что они спасают мир, создают Царство Небесное на

земле или достигают просветленности. Однако существуют здо­

ровые заменители эмоционального «кайфа», переживаемого не­

которыми культистами. Когда энергия и энтузиазм бывшего

участника культа направляются в позитивное русло, его нередко

посещает истинное удовлетворение. Можно найти, например,

благотворительную организацию, реально достигающую таких

целей, которые в свое время побудили этого человека присоеди­

ниться к культу. При обсуждении таких возможностей постарай­

тесь придавать особое значение целостности, искренности, ду­

ховности, идеям гуманистического служения.

Бывшим культистам необходимо знать, что в них нет ничего

«дефективного». Им нужно как можно чаще напоминать, что они

разумны и что существуют миллионы других, прошедших через

подобный опыт. Им следует понять: присоединившись к группе,

они сделали то, что в тот момент, по их мнению, было наилучшим

выбором. Теперь они знают больше, разбираются в контроле

сознания, понимают, что такое манипулирование. Они знают,

какие вопросы надо задавать, за каким поведением следить и как

полагаться на друзей и семью для проверки реальности. Помоги­

те им понять, что новые ресурсы, информация и перспективы

позволят изменяться и двигаться в нужном направлении.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование может дать человеку возможность исследо­

вать и менять поведение, помогая идентифицировать различные

модели и психологические помехи, возникающие в случае их

применения. Полезно, например, уметь признавать и ясно фор­

мулировать различие между тем, чего вы не хотите (заурядная

работа), и знанием того, что вам нужно (карьера, приносящая

полное удовлетворение). Это различие связано с мотивационным

стилем человека, который, как мы выяснили, может быть или

защитным (избегание негативного), или ассертивным (стремле­

ние к позитивному). Обе стратегии являются естественными и

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 298


 

 

полезными, но ассертивная мотивация гораздо лучше подходит

для того, чтобы вырвать человека из привычной рутины и дать

ему возможность личностного роста. Следует предложить быв­

шим участникам культов определить свой собственный стиль и

поработать над его развитием в духе "стремления к позитивно­

му". При постановке задач (что вы хотите сделать и чего хотите

избежать) неплохо было бы продумать ближайшие и долгосроч­

ные последствия каждого выбора.

Когда бывший культист чувствует себя в тупике, это ощущение

часто связано с его личностным локусом контроля. Руководству­

ется ли он в жизни внешней или внутренней компетенцией?

Другими словами, зависит ли он в большей степени от мнения

авторитетного лица, или его больше волнует свое собственное?

Даже когда бывший последователь культа отвергает руководство

своей группы, он все же способен подсознательно хранить вер­

ность лидеру или замещающим его авторитетным фигурам. Со­

вершенствование внутреннего локуса контроля, дающего челове­

ку возможность делать выбор на основе полученной информаци­

и, — это необходимый шаг на пути к свободе от культового кон­

троля сознания.

Еще один аспект, который следует продумать бывшим культи­

стам, — это ориентация во времени. Человек не сможет вернуть­

ся к нормальной жизни, если чувствует, что застрял в прошлом

(воспоминания о культовой жизни) или в настоящем (приспособ­

ление к послекультовой жизни). Членам семьи следует дать ему

возможность видеть жизнь с точки зрения не только настоящего,

но и будущего, как ближайшего, так и более отдаленного. Визуа­

лизация позитивных вариантов в том и другом поможет ему

определить реальные цели, заслуживающие внимания.

Озарение может быть достигнуто в ходе работы с различными

фрагментами личности данного человека или с его так называе­

мые «субличностями», использованными ранее для создания

культовой личности. Если идеалистическое «я» бывшего адепта

использовалось, чтобы манипулировать им, он может занять по­

сле выхода из культа крайне циничную позицию, если этой суб­

личностью пренебрегли. Отыскивая в себе и принимая во внима­

ние другие субличности, бывший участник культа может начать

процесс самооткрытия, общаться с ними, познавать их. Напри­

мер, бывший адепт, чье «героическое» «я» было поглощено куль­

том, должен научиться ценить его хорошие стороны, такие, как

борьба за убеждения. С этой позиции он может начать интегри­

ровать «героя» в посткультовую личность.

 

МОЩНЫЙ МЕТОД САМОИСЦЕЛЕНИЯ

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 299


 

 

Я считаю, что для исцеления от деструктивного контроля со­

знания нужно научиться управлять собственным сознанием. В

настоящее время я пишу вспомогательное руководство, в котором

излагаю методы возвращения психического самоконтроля, при­

менявшиеся мной как для собственного исцеления, так и в ходе

консультирования бывших участников культов. А пока предла­

гаю следующее упражнение. Это — один из самых существенных

и эффективных методов самоисцеления, которые мне когда-либо

встречались. Проделывайте его поэтапно.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Сначала бывший культист пишет подробный очерк о получен­

ном опыте, охватывая период времени от вербовки до ухода из

группы. Это последовательное изложение должно включать в

себя как позитивные, так и негативные события, а также людей,

места и виды занятий. Он сумеет лучше разобраться в характере

своего участия в культе, излагая свои воспоминания письменно.

Как только очерк готов, бывшему адепту следует внимательно

просмотреть свои записи, чтобы пробудить воспоминания о до­

полнительных положительных, отрицательных, курьезных или

«странных» переживаниях. Цель состоит в том, чтобы восстано­

вить те мысли, чувства и аспекты поведения, которых он, будучи

в культе, не замечал или подавлял, и проанализировать ценности

и верования, искаженные лидерами и группой.

ШАГ ВТОРОЙ

Пользуясь этим очерком как ориентиром, бывший участник

культа мысленно представляет себе сцену вербовки с диссоции­

рованной точки зрения, то есть как «наблюдатель», видящий себя

по телевидению. Это резко отличается от воспоминаний с «ассо­

циированной» точки зрения, то есть от включенного пережива­

ния того, что он видел и чувствовал в то время. Знание о подкон­

трольности своих воспоминаний и произвольности их воспроиз­

ведения действует очень сильно. Бывший культист осознает,

что нет нужды мучить себя, вновь переживая свое культовое

«я» всякий раз, когда к нему приходят воспоминания. Точка зре­

ния наблюдателя должна "по умолчанию" автоматически возни­

кать в качестве фона для его культового опыта. Если человек

хочет заново пережить культовые мысли и чувства, все, что от

него требуется, — это вновь «шагнуть» в картину.

ШАГ ТРЕТИЙ

Следующий шаг, возможно, представляет собой наиболее важ­

ный этап исцеления. Я предлагаю клиенту вернуться к ключевым

моментам его причастности к культу и заново их «переделать»,

воспользовавшись новой информацией, ресурсами и перспекти­

вами, которые у него теперь есть. Он может говорить или делать

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 300


 

 

то, что сделал бы, если бы знал тогда то, что знает теперь. В ходе

зтого упражнения он должен иметь в виду, что:

— Эти негативные события случились с его прежним, более

молодым "я".

— Он поступил наилучшим образом, основываясь на тех зна­

ниях и способностях, которыми тогда обладал.

— Теперь он старше, мудрее и у него гораздо больше знаний о

контроле сознания и культовых практиках.

Бывший адепт может интегрировать в культовую личность

новые знания и навыки, представляя, как бы он действовал ина­

че. Например, адепт может вообразить другой ответ культовому

вербовщику. Вместо того чтобы говорить: "Это звучит захватыва­

юще!" — он может сказать ему: "Мне это не интересно!", "Оставьте

меня в покое!" или "Убирайтесь, пока я не разоблачил вашу груп­

пу публично!". В моем собственном исцелении решающим было

мысленное возвращение и «переделка» эпизода с выступлением

Муна перед своими заместителями, когда он сказал, что настанет

время, "когда в Конституцию будет внесена поправка, согласно

которой секс не с теми людьми, кто назначен друг другу,[59] будет

считаться преступлением, заслуживающим смертной казни".

Вместо того чтобы всем сердцем согласиться с Муном, мне сле­

довало при свидетелях сказать ему, что он безумен, что я никогда

не буду участвовать в массовом геноциде и потому покидаю груп­

пу. Было так здорово вообразить, как бы я противостоял Муну и

как бы смог убедить других лидеров уйти вместе со мной. Это

помогло мне изменить и интегрировать культовую личность в

докультовое и нынешнее "я".

Эта методика мысленного представления актуальных в про­

шлом проблем с добавлением знаний и навыков настоящего

очень эффективная и мощная. Культисты, которых мучают про­

блемы, возникшие в детстве, могут представить, как их младшее

«я» находит силы действовать так, как они хотели бы. Если это

необходимо, можно проработать главные стадии развития, чтобы

добиться позитивных переживаний. Можно даже вернуться к

прошлому опыту с помощью матери, отца, родных братьев и

сестер, друзей и знакомых таким образом, чтобы суметь научить­

ся принимать ошибки прошлого. Ключ к этой методике заключа­

ется в освоении знаний и навыков и усилении умения справлять­

ся с проблемами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.038 с.)