Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие виды паранойи, внушаемые культистамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Страх, что за ними следят и их преследуют. — Страх перед гонкой вооружений. — Боязнь беспорядков или другой преступной деятельности. — Страх перед ядерным холокостом или космическим ката клизмом. — Боязнь инопланетных существ, похищающих людей и про водящих над ними эксперименты. — Боязнь, что Земля будет разрушена. — Страх перед террористическими актами, биологической вой ной. — Боязнь преступного заговора тайной группы (Сатана, Единое Мировое Правительство, Антихрист, иллюминаты, ЦРУ и т. д.) с целью захватить мир и всех поработить. Не все группы используют одинаковые фобии. В основном они сосредоточиваются только на нескольких из перечисленных. Часть этих страхов может основываться на фактах: отдельные группы шпионят за своими бывшими членами, которые активно борются с их деятельностью. Также эксплуатируется все еще су ществующее в обществе предубеждение против тех, кто когда-ли бо состоял в культе. Культы стараются не подпускать к бывшим адептам членов их семей, которые все еще пребывают во власти группы. Иногда дело доходит до убийства, правда, к счастью, в
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 226
исключительных случаях. Внушенные фобии могут быть настолько сильными, что куль тисты оказываются не способны представить себя счастливыми, защищенными и реализующими свои потенциальные возмож ности без участия группы. Они могут порождать лишь негатив ные представления о жизни вне культа. Думая об уходе из груп пы, они воображают, что их истребит огненная кара Армагеддона вместе со всеми другими неверующими. Когда они представляют себе другого адепта, покидающего группу, они видят, как его сби вает автомашина, как он смертельно заболевает, как его запира ют в психиатрической больнице, как он совершает самоубийство. Их внутренний голос выражает только страх, ужас и беспокой ство в отношении внешнего мира. В дополнение к этим образам и голосам культисты часто испытывают множество физиологи ческих симптомов, которые побуждают их блокировать любые мысли об уходе.
МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ФОБИЙ Культы, применяющие контроль сознания, внедряют фобии с помощью разнообразных методов и техник. Обычно первый шаг состоит в том, чтобы побудить человека войти в измененное состояние сознания, или транс. Как мы выяснили, в этом случае аналитические способности отключаются и информация посту пает либо с минимальной критической оценкой, либо вовсе без нее. Многие лидеры заставляют своих последователей медитиро вать, молиться, петь или монотонно скандировать (иногда часа ми), прежде чем начнется лекция или проповедь, вызывая у них состояние, близкое к гипнотическому трансу или наркотическо му опьянению. У мунистов нас часто лишали драгоценного сна, чтобы мы мог ли поехать в поместье Муна рано утром. Обычно мы в течение часа пели «святые» песни, а затем час молились (сначала инди видуально, потом в унисон), и только потом слушали Муна. Та ким образом, наши умы были гораздо более "духовно открытыми" (культовый жаргонный заменитель для понятия "восприимчи вый"). В действительности мы были в трансе и, конечно, не пыта лись критически осмыслить услышанное.
— Прямое внушение — одна из наиболее распространенных техник внедрения фобий. Например, лидер как-нибудь заявляет: "Вы умрете от сердечного приступа, если когда-нибудь утратите веру и уйдете". Как правило, тон его голоса выражает абсолютную власть и уверенность, его глаза неотрывно смотрят на слушате лей, он часто указывает на них указательным пальцем. Так как лидеры культа, как правило, претендуют на обладание боже
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 227
ственными силами, они стараются придать своим словам огром ный вес.
— Косвенное внушение менее конкретно, но в ряде случаев даже более эффективно. Например, адептам могут говорить, что "всякий раз, когда член группы теряет веру и уходит, случается что-нибудь плохое". Не вдаваясь в конкретные детали, косвенный подход заставляет людей заполнять эти лакуны порождениями собственных страхов: бывшего адепта заманивают в комнату, полную крыс, которые съедают его заживо; им овладевают злые духи, и он расстреливает из пулемета всю свою семью; он поджи гает себя и прыгает с крыши здания на группу девочек-скаутов, и т. д. Поскольку никто ничего не знает наверняка, косвенное вну шение способствует порождению самых глубоких и самых тем ных фантазий. Предположения, исходящие из глубин собствен ного «я», являются наиболее мощными.
— Использование историй и свидетельств. Для подкрепления фобий лидеры культов нередко используют истории об отступни ках: "Вы помните Алису М.? Она ушла из группы в прошлом меся це, и мы только что получили известие, что она повесилась. Ви дите, что случается, когда вы уходите от защиты Всемогущего?". Как правило, эти истории — абсолютная ложь. Правдивы они могут быть только в одном: человек действительно ушел из груп пы. Бывших адептов, вернувшихся в свою группу, часто просят при всех покаяться в грехах, рассказать о пороках и страданиях, с которыми им пришлось столкнуться во внешнем мире. Они жи вописуют, как подвергались предательскому нападению, как их хватали за горло, пытаясь ограбить или изнасиловать, как их мучили ужасающие кошмары и как они страдали от жестоких головных болей, пока не "возвратились в семью Бога". Чем кра сочнее подробности страшной истории, тем она эффективнее. — Книги, фильмы и сообщения средств массовой информации. Покойный Фредерик Ленд ("Рама") нередко приказывал последо вателям читать романы Стивена Кинга, а затем использовал эти пугающие истории, чтобы заставить адептов бояться потерять защиту от злых духов — защиту в лице самого Ленца. Он также имел обыкновение рекомендовать книги Карлоса Кастанеды, по вествующие о злонамеренных существах и демонах, чтобы вну шать членам своей группы потребность в духовной «защите» лидера. Я уже упоминал, как в 1974 году кинофильм «Экзорсист» (Exorcist) использовался Муном для того, чтобы внедрить фобии в сознание своих адептов. Жанр фильма ужасов предоставляет в
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 228
распоряжение лидерам множество инструментов манипулирова ния людьми при посредстве страха. Я полагаю, что «Челюсти» Стивена Спилберга — это фильм, который можно считать одним из наиболее эффективных в плане внушения фобий, хотя, насколько мне известно, он никогда не использовался деструктивными культами, применяющими кон троль сознания. Ведь именно он заставил бояться плавать в океа не гораздо больше людей, чем любой другой фильм или книга. Сообщения средств массовой информации также прекрасно подходят для того, чтобы вызвать страх и внушить фобии. Лидеры культов любят сообщать своим последователям о наводнениях, землетрясениях, пожарах, вспышках голода, эпидемиях, войнах и используют эти рассказы в доказательство того, что пришли "последние дни". Они любят провозглашать гибель всех неверую щих. Помимо вычитывания пророчеств из Библии, множество культовых групп ориентируются на сообщения, якобы получае мые от инопланетян. Многие из них говорят, что мир скоро по гибнет и что только их сторонников заберут в безопасное место или поставят руководить "новым мировым порядком".
— Использование имеющихся фобий и страхов. Потенциаль ных новообращенных побуждают раскрывать подробную инфор мацию о своем прошлом, особенно что касается травмирующих событий или психологических расстройств. Потом лидеры куль та могут использовать эту информацию, чтобы активизировать старые фобии или создавать на их основе новые. Пораженные элементы докультовой личности выявляются и используются с целью формирования зависимой, охваченной фобиями лично сти. Это так же легко, как сказать человеку, который боится, что его похоронят заживо: "Ад (с которым вы столкнетесь, если оста вите группу) похож на то, как если бы вас поместили в глубокую яму и бесконечно долго забрасывали землей". Если кто-то до уча стия в культе был склонен к самоубийству, лидер, вероятно, ска жет: "Да уходи. Ты просто настроишься на желание убить себя". Если человек был наркоманом, ему, соответственно, напророчат, что если он оставит группу, то вернется к наркотикам. Затем страхам придается как можно больше неопределенно сти, чтобы можно было включить в них все, что означает угрозу культовой личности: — Любые мысли, чувства или сведения, несущие критику в отношении лидера культа, доктрины или организации. — Бывших членов культа или людей, выступающих с крити кой группы. — Сомнения и мысли об уходе из группы.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 229
Как только эти фобии укореняются в сознании культиста, он становится зависимой личностью, захваченной чувством беспо мощности и безнадежности относительно ухода из группы. Лиде рам культа необходимо, чтобы их адепты были переполнены страхами и неуверенностью в себе. Они культивируют понижен ное чувство собственного достоинства и манипулируют своими приверженцами, чтобы заставить их упорнее работать ради по хвалы и продвижения по иерархической лестнице. В небольших «персональных» культах контроль может быть гораздо интенсивнее в силу более непосредственного контакта между хозяином и рабом. Подобные насильственные отношения часто менее идеологизированы, практически не имеют формаль ной доктрины и разработанной системы ритуалов. Несмотря на это, процессы контроля сознания весьма эффективны, если бази руются на эксплуатировании существующих страхов и чувства вины.
МАЛЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТ Как-то не так давно меня попросили помочь разобрать случай с культом, состоявшим из трех человек: отца, его сына и дочери моего клиента, которую я буду называть Джоанн. (Прошу в дан ном случае особо обратить внимание на то, что личные имена и реалии были изменены.) Джоанн, восемнадцатилетняя католич ка, боялась сообщить родителям о своей беременности. В смяте нии она сделала аборт, скоропалительно решив, что это «не такое уж серьезное дело». К Джоанн, находившейся после аборта в состоянии серьезной эмоциональной и психологической уязви мости, во время поездки домой на автобусе дружески обратился некто по имени Гэс. Джоанн отправилась в дом, где Гэс жил со своим сыном Ала ном, и быстро присоединилась к их «семье». В то время ее родите ли ничего не знали о беременности и аборте. Они были лишь поставлены перед фактом, что их дочь, недавняя выпускница средней школы, внезапно решила покинуть дом и жить с незна комыми мужчинами. Родителям Джоанн пришлось нанять част ного сыщика, который сумел найти дом Гэса. Расстроенные и обеспокоенные тем, как бы увидеть дочь, они потратили довольно много времени, прежде чем подкараулили и застали ее врасплох. Ее вид потряс и шокировал их. Изможден ная, грязная, одетая в поношенный, забрызганный краской ком бинезон, не имевший ничего общего с привычными для нее мо дельными джинсами, Джоан смотрела перед собой пустыми, ни чего не выражающими глазами, делавшими ее похожей на зом би. В ответ на расспросы родителей она монотонно отвечала, что
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 230
они, родители, пытаются контролировать ее, так как завидуют, что она нашла людей, которые любят ее по-настоящему. Родители Джоанн связались со мной. Мы устроили подготови тельную встречу и провели коллективное обсуждение проблемы. С самого начала я понял, что они по-настоящему любят свою дочь и настроены доброжелательно по отношению к нашему времен ному альянсу. Во всяком случае, их поведение не было отмечено властным стремлением контролировать действия своей дочери. Они знали, что с Джоанн случилось что-то ужасное, и считали своим долгом помочь ей вырваться на свободу. Поскольку они не знали, с чего начать и как реализовать свои благие намерения, им пришлось прибегнуть к моей помощи. Для меня этот случай не был рядовым: в отличие от крупных известных культов, я не располагал информацией об отношениях в «семье» Гэса и Алана. Семья рвалась к немедленным действиям. За неимением альтер натив я согласился, но чувствовал себя стратегически ограничен ным. Замечу, что родители часто звонят мне, когда поведение их ребенка радикально меняется, он уходит из дома, обрывает при вычные связи. Иногда в ходе нашего общения вскрываются се рьезные семейные проблемы. Иногда «странности» в поведении молодого человека оказываются обусловлены возрастной специ фикой. Поиски себя в ранней молодости — вполне здоровое явле ние, почти всегда сопровождающееся радикальным эксперимен таторством. К сожалению, с Джоанн дело обстояло иначе. Гэс, высокий, сильный человек с уверенным, глубоким голосом и пронизывающим взглядом, имел серьезные проблемы с алкого лем и был известен своей склонностью к оскорблениям и физиче скому насилию. Он применял ничем не прикрытый, но эффектив ный контроль сознания в отношении своего сына и Джоанн, ко торая была изолирована от семьи и друзей и никогда не остава лась одна. Она была вынуждена бесплатно работать в маленьком малярном бизнесе, которым занимались Гэс и Алан. Ее научили быть безоговорочно послушной. Гэс кричал на нее и иногда бил, если она не подчинялась приказам. Позже я узнал, что Алан так же подвергался словесному и Физическому насилию. Гэсу потре бовалось немного времени, чтобы сексуально навязать себя Джо анн, которая пассивно подчинилась. Мне стало затем известно, что Алан тайно занимался сексом с Джоанн за спиной у отца. Я решил для начала позвонить Гэсу и Алану в разведыватель ных целях. Я сказал, что являюсь консультантом и изучаю ситуа цию по просьбе родителей Джоанн. Я изложил версию, согласно которой родители Джоанн, вероятно, старались контролировать
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 231
дочь, тогда как она просто претворяла в жизнь подавлявшиеся ранее импульсы и наслаждалась обретенной свободой. Гэс сначала отнесся ко мне с подозрением, но через несколько минут делал все возможное, чтобы подтвердить услышанное, и заверял меня в том, что родители плохо обращались с Джоанн и что он делает ей одолжение, разрешая жить в его квартире. Вско ре он разрешил мне приехать, чтобы поговорить с ним, его сыном и Джоанн. Перед тем как повесить трубку, Гэс неожиданно сказал, что я могу взять с собой и родителей Джоанн. Он хотел доказать мне, что действует в интересах Джоанн. Мы нервничали, но в целом были удовлетворены. Увидев сопровождавших меня родителей, Гэс, видимо, пожа лел, что зашел так далеко и разрешил им приехать. Было заметно, что он слишком много пьет. К моменту встречи он был рассержен и насторожен. Он считал, что Джоанн принадлежит только ему одному, однако узнал о ее тайных отношениях с Аланом, что вызвало раздор в их рядах. Алан уже сказал ей, как ненавидит отца. Я старался действовать как посредник, давал каждому возмож ность говорить по очереди. Уже через час стало ясно, что Джоанн счастлива видеть родителей и слышать о том, как они ее любят. Она явно хотела убежать от Гэса, но все еще съеживалась от стра ха перед ним. Мы были потрясены, когда Гэс вдруг вскинул руки и выпалил: "Валяй! Возвращайся в свою семью, а заодно и на стол к подпольному акушеру!". Несомненно, он управлял поведением Джоанн, эксплуатируя страх и чувство вины, которые сковывали ее. Мысль, которую Гэс внушил девушке, состояла в простой фор муле: "Покинуть нас — значит вернуться на стол к подпольному акушеру". Родители были совершенно ошеломлены, но, надо отдать им должное, не сказали и не сделали ничего такого, что могло бы оттолкнуть дочь. Части головоломки быстро встали на свои ме ста. Родители заверили Джоанн в том, что любят ее, и попросили поехать с ними домой. Их любовь и способность к принятию сделали свое дело. Джоанн боялась, что ее осудят и отвергнут, но, к счастью, этого не случилось.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.186.229 (0.015 с.) |