Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как справляться со скрытыми проблемамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА Иногда даже люди, достигшие в жизни очень многого, неспо собны хорошо относиться к самим себе. Их чувство собственного достоинства разрывается на части из-за бесконечного звучания осуждающих внутренних голосов. У некоторых людей постоян ное появление негативных мыслей может вызвать приступы тре воги, перерастающие в панику. В результате малейшие намеки на их возникновение начинают стимулировать интенсивную физическую реакцию. Подобные мыслительные модели необхо димо изучать и искоренять. Они губительны для вашего психоло гического здоровья! Если человек пришел к выводу, что его реакции на стресс были нездоровыми, это уже шаг вперед. Возникает возможность испра вить эту реакцию. Когда мы имеем дело с культовой практикой, следует направить усилия на решение проблем, возникающих из-за слабого чувства собственного достоинства или хронической депрессии кого-либо из членов команды стратегического взаимо действия. Сохранение чувства собственного достоинства в про цессе взаимодействия важная задача. ПСВ стремится усилить чувство самоценности каждого челове ка. Я стараюсь помочь своим клиентам добиться взаимопонима ния и доверия с теми элементами своего «я», которые имеют обыкновение выступать с критикой и осуждением. Вина или угрызения совести истощают духовные ресурсы людей. Мы экс периментируем с новыми способами поведения, помогающими вернуть чувство достоинства. Мы оцениваем эффективность каж дой из них. Каждый эпизод взаимодействия внутри команды или с членом культа — благоприятная возможность для внутреннего роста и изменения обеих сторон. У каждого человека формируется более высокое чувство соб ственного достоинства в одних областях и заниженное — в дру гих. Нередко возникает разрыв между личными и профессио нальными ресурсами. Например, мать, обладавшая высоким чув ством достоинства как врач и профессор, жаловалась как-то на
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 139
ощущение, что может помочь чьим угодно детям, но только не собственным. Я спросил ее: "Какой бы вы дали совет, если бы смотрели на свою дочь как на ребенка соседа?" Она никогда не думала о ситуации под таким углом зрения. В этой новой пер спективе ее ресурсы врача и ученого стали доступными для нее как матери. Точно так же и отец с высоким чувством достоинства в качестве преуспевающего бизнесмена сможет научиться пере носить некоторые из профессиональных навыков в личную жизнь. Стоит нам только удалить препятствия, обусловленные самой семейной системой, как команда будет в состоянии играть в са мом сильном составе. Мы подключаем те умения и таланты, ко торые помогают членам команды хорошо относиться к самим себе. Мы исследуем новые методы, причиняющие меньше вреда и способствующие положительному исходу. Мы учимся ставить разумные цели, достижение которых приносит удовлетворение.
СОЗДАНИЕ КАРТЫ САМООЦЕНКИ На листе бумаги перечислите свои сильные стороны по каждо му из нижеследующих пунктов. Используйте точный наглядный язык, будьте конкретнее, избегайте расплывчатых общих черт. Тщательно опишите, как эти силы помогут достичь целей, пре следуемых в процессе стратегического взаимодействия. — Физический внешний вид. — Характерные черты личности. — Как другие люди видят вас. — Как вы общаетесь с другими. — Деловые качеств. — Личностные качества. — Умственная деятельность. — Сексуальность. Сделав это, определите, как можно еще больше улучшить свой образ в собственных глазах. Выделите характерные черты, кото рые вам мешают, или качества, не достигающие уровня, который необходим для движения вперед. Мысленно представьте себя в будущем, наделенными желаемыми чувствами и качествами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Люди склонны считать истинными свои "карты реальности" и поэтому проецировать их на всех остальных. Мы предполагаем, что другие думают, чувствуют и реагируют на все точно так же, как мы. Конечно, это неверно. Существуют фундаментальные личностные различия между людьми, влияющие на их восприя тие происходящего.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 140
Один из способов развития самосознания и самопознания, ка сающегося различий между членами семьи заключается в при менении личностных тестов. Когда семьи участвуют в подобных тестированиях, люди получают более глубокие знания не только о себе, но и о братьях, сестрах, родителях, детях, супругах, возлюб ленных и друзьях. Это помогает им понять, почему они ведут себя именно так, а не иначе. Я часто пользуюсь книгой Дэвида В. Кейрси "Пожалуйста, пой ми меня II: Темперамент, характер, интеллект". Члены семьи мо гут воспользоваться этим тестом в качестве одного из способов сбора информации. Если у вас есть доступ к Интернету, на сайте Кейрси (Keirsey Temperament and Character Web Site) можно бес платно пройти тестирование и получить результат в баллах по личностным тестам "Классификатор характера Кейрси" (Keirsey Character Sorter) и "Классификатор темперамента Кейрси II" (Keirsey Temperament Sorter II). Одним из преимуществ тестирования личности является то, что возникающее в результате самосознание можно использо вать для создания моста между культистом и семьей. Адепту можно сказать: "Папа относится к такому-то типу, а мама — к другому. Хотелось бы узнать, к какому типу относишься ты". Ко гда придет время, семьи могут просить близкого человека, нахо дящегося в культе, пройти тестирование не один раз, а дважды: первый раз таким, каким он был бы до своего нынешнего состоя ния, и второй раз — так, как он себя чувствует теперь. Конечно, результаты будут меняться в зависимости от точки зрения члена культа в момент тестирования, но обычно это говорит о том, что тип его личности изменился. Чем лучше вы понимаете восприя тие близким человеком своей докультовой личности, тем лучше вы будете способны распознать культовую личность — и тем легче будет бороться за возвращение его подлинного "я". Эта стратегия сработала особенно хорошо в случае с одной женщиной, участвовавшей в библейском культе. Когда ее муж впервые позвонил мне, он совершенно не знал, что делать. Хотя он всегда считал себя христианином, его жена пугала детей заяв лениями вроде: "Ваш отец попадет в ад". Я посоветовал ему подго товиться к воздействию, а в целях создания мостов связаться с родственниками жены, которые, как выяснилось, знали о группе очень мало. Я узнал, что брат участницы культа, набожный христианин, хорошо знавший Библию, пытался обсуждать с сестрой теологи ческие проблемы, но ничего не добился. Другой ее брат, как я узнал, был психологом, так что я указал ему на книгу Йикли "Дилемма ученичества", где тест Майерса — Бриггса использовал
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 141
ся для измерения масштабов изменения личности у членов дру гого библейского культа. Кроме того, я попросил его ознакомить ся с первой книгой Кейрси "Пожалуйста, пойми меня" и затем добиться того, чтобы каждый член семьи прочел эту книгу и прошел личностное тестирование. Он послал книгу сестре, кото рая была в культе, и попросил пройти тестирование по оценке личности в рамках семейного консультирования, — чтобы члены семьи могли обсудить результаты и лучше понять друг друга. Опираясь на книгу Кейрси, далее он познакомил сестру с рабо той Йикли и повел речь о том, что разительные изменения лич ности, которые всем бросаются в глаза, не могут быть здоровыми. Брат, который был знатоком христианской доктрины, сумел ука зать различия между законными и незаконными библейскими группами. Это заложило основу для встречи участницы культа с бывшим членом ее группы. В итоге она предпочла оставить культ и вернуться к семье. Позднее она приняла участие в программе национального телевидения и рассказала о своем опыте.
ЦЕННОСТИ И ВЕРОВАНИЯ Ценности и верования людей часто мало связаны с научными фактам или физической реальностью и не имеют к ним никакого отношения. Обычно поведение определяется ожиданиями со сто роны родителей и знакомых, культурными условностями, типом личности, а также потребностью чувствовать себя любимым, защищенным и принятым окружающими. Ценности и верова ния, которые мы выбираем, быстро меняются в ответ на измене ние нашей социальной роли. Например, профсоюзные работни ки, поднявшиеся до статуса менеджера, склонны переходить к новым моделям верований, которые более соответствуют новой группе коллег (peer group).[41] Точно также человек, вовлечен ный в культ, принимает его ценности и верования — возможно, касающиеся реинкарнации или каких-нибудь существ, поселив шихся в его теле, — для того, чтобы быть принятым остальными членами группы. Об этом важно помнить, когда вы с ним общае тесь. Особенно важно, чтобы люди, входящие в команду стратегиче ского взаимодействия, отдавали себе отчет и решительно сопро тивлялись искушению мыслить в терминах «должно» и "не долж но". «Должно» является абсолютным моральным императивом, например: "Я должен был быть более лучшим родителем своему ребенку". Если мы живем не в соответствии с тем, как, по нашему мнению, нам «должно» или "не должно" поступать, мы склонны осуждать себя как дурных или недостойных людей. «Долженство вания» построены на обобщениях и абсолютах и имеют тенден
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 142
цию поощрять упрощенное мышление, построенное на одних только противопоставлениях. Они затрудняют нахождение обще го языка между людьми. Каждому слову, несущему ценностную нагрузку ("благородный", «прилежный», «умный», «сильный», "честный"), соответствует его противоположность ("эгоистич ный", «ленивый», «глупый», «слабый», "лживый"). Люди часто полагают, что являются либо теми, либо другими: "Если сделаешь это, будешь хорошим, в противном случае будешь плохим". Это далеко от истины. Внимательно отыскивая, анализируя и пересматривая свои «долженствования», вы добьетесь более гибкого понимания сво их ценностей и верований. Вы сможете четче доносить свои тре воги и опасения до близкого вам человека. Если вы сумеете смяг чить возникающее чувство жесткой необходимости, вы сможете столь же ненавязчиво и спокойно обращаться с близким челове ком.
Что делать — Предложите членам команды стратегического взаимодей ствия пройти личностное тестирование. — Обсудите результаты друг с другом. — Когда сочтете это уместным, покажите результаты близкому человеку, который вовлечен в культ, обсудите их и попросите принять участие в тестировании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.007 с.) |