Что такое депрограммирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое депрограммирование.



В начале 1970-х годов Тед Патрик человек исключительно здра­

вый, хотя и не имевший никакого формального образования в

области консультирования, пришел к убеждению, что члены его

семьи подверглись "промыванию мозгов" со стороны Мозеса

Дэвида Берга, лидера группы так называемых "Детей Бога", ныне

известных как «Семья», Патрик был настроен действовать реши­

тельно. Он логично рассудил, что коль скоро культы применяют

методы индоктринации, «программирующие» верования посред­

ством гипноза, подражания, повторения и техник изменения по­

ведения, возможен и обратный ход этого процесса. Процедура

получила название «депрограммирования». С тех пор стало ясно,

что модель депрограммирования является слишком упрощенной.

Сознание и психика человека не могут быть запрограммированы

или депрограммированы подобно компьютеру. Человек — не

робот.

В основе своей депрограммирование — это ориентированная

на содержание проблемы, а не на личность, тактика переубежде­

ния, в основном апеллирующая к здравому смыслу, которая ино­

гда предусматривает насильственное похищение и принудитель­

ное заточение.[28] Реальное депрограммирование происходит то­

гда, когда предполагается возможным «подцепить» (поймать)

культиста и когда это удобно для депрограммиста. Процесс про­

текает так. Члена культа привозят в тайное место, находящееся

под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с

собой, даже в ванной. Иногда в помещении заколачивают окна,

чтобы исключить возможность побега. Депрограммирование

длится целыми днями, а иногда и неделями до тех пор, пока адепт

не проявит признаки резкого психологического перелома и осво­

бождения от влияния культового контроля сознания (впрочем,

он может успешно притвориться, что сделал это).

Депрограммирование вызывает самые глубокие страхи участ­

ников культов. Действительно, раз семья и друзья захватывают

их насильственно, то им нельзя доверять. Травму может нанести

и то, что адепт поначалу видит не своих близких, а неизвестных

людей, которые запихивают его в фургон, увозят прочь и держат

взаперти. Последователи культа убеждены, что эти люди являют­

ся воплощением зла, и проявляют недоверие, гнев и возмущение.

Таким образом, депрограммирование имеет много недостат­

ков. Я встречал множество успешно депрограммированных лю­

дей, которые до сего дня страдают от психологических травм,

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 78


 

 

нанесенных в ходе применения данного метода. Эти люди были

рады освободиться из тисков культового программирования, но

им не повезло с методами оказания помощи.[29]

Профессиональный консультант Кэтлин Мэнн в 1990 году пере­

жила шок, проводя аспирантское исследование по психологии, о

чем она писала в письме ко мне.[30] Профессор, которому она

доверяла, предложил ей в качестве включенного наблюдателя

заняться изучением лидера Церкви Универсальной и Торжеству­

ющей (Church Universal and Triumphant — CUT), Элизабет Клэр

Профет. Кэтлин изучала догматы группы в течение года, и за это

время не однажды высказывалось мнение о культовом или, по

меньшей мере, сомнительном характере этой «церкви». Она

обратилась в братство Хранителей Пламени этой церкви с прось­

бой о членстве, пытаясь лучше понять групповую доктрину и

методологию. Она лично встретилась с Профет в штаб-квартире

группы в штате Монтана. Харизма этой женщины произвела на

нее сильное впечатление. Кэтлин мало знала о том, что могла

подвергнуться методам контроля сознания, что свело бы на нет

ее критические способности и внушило бы поклонение группе и

ее лидеру. Вскоре после первой встречи с миссис Профет Кэтлин

отказалась от научно-исследовательской работы. Она даже согла­

силась подумать о переезде на ранчо, где жила коммуна адептов.

Вмешались друзья, болевшие за ее благополучие и обеспокоен­

ные изменениями, которые уже успели произойти с ее лично­

стью. Кэтлин была депрограммирована. Вот что она пишет:

"Однажды в ясный, бодрящий полдень я сидела в квартире,

принадлежащей Церкви и находящейся под ее контролем. Вдруг

дверь распахнулась, и вошел мой друг, которому я доверяла. Он

помогал депрограммистам. Захватив мою одежду и запихав ее в

сумку, он прибавил туда же всю пятифутовую груду книг и видео­

кассет, переданных мне миссис Профет, после чего погрузил все

это в ожидающий автомобиль. Я боролась и спорила с ним, но он

превосходил меня в силе и буквально поволок меня к автомоби­

лю, который затем покинул территорию ЦУГ и направился по

шоссе 89 штата Монтана. В тот момент я не хотела оставлять

группу. Я уже приняла решение остаться, изыскав для этого лю­

бую возможность и, конечно, пожертвовав первоначальным на­

мерением провести социологический опрос.

Я помню, что боролась и кричала, чтобы он остановился и

выслушал меня, но он не обращал внимания на мои слова. Мно­

гое из того, что случилось потом, было как в тумане. Сначала мы

приехали к нему домой. Затем меня отправили в другое место,

где было еще два человека, один якобы психолог. Мне помнится,

что во время поездки в автомобиле я пыталась спать, но меня

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 79


 

 

внезапно разбудили незнакомые голоса и звуки, незнакомая об­

становка, — я продолжала видеть у каждого человека лицо мис­

сис Профет, и я верила, что она наблюдает за всем этим. Помню, я

думала, что она была там — вела записи о том, что я чувствовала

и думала, как это бывало в прошлом. Я была крайне подавлена и

старалась уклоняться от разговоров. Я все еще была очарована

(хотя и смущена) всеми переживаниями, связанными с группой,

и думала, что мне следует отказаться сотрудничать в этом сбива­

ющем с толку и унижающем действе. Я не понимала, что проис­

ходит. Еще находясь на подконтрольной культу территории, я

была совершенно потрясена обстоятельствами своего похище­

ния, хотя и пыталась себя успокаивать в предчувствии предстоя­

щего.

Депрограммисты немедленно приступили к работе. Они выта­

щили фотографию миссис Профет и заявили, что она — лидер

культа, в связи с чем я должна плюнуть на фотографию. Я отказа­

лась. Они всячески обзывали ее, один раз даже богохульным сло­

вом, после чего посмеялись между собой. Я не смеялась. Они

показывали видеозаписи интервью с бывшими членами ЦУГ и

заставляли меня соглашаться с излагавшимися там мыслями.

Они говорили, что я была частью "демонической, оккультной

силы" и мне нужно примириться с тем фактом, что мне, возмож­

но, нанесен "необратимый ущерб". Психолог сказал мне, что у

меня, "вероятно, вызванное культом расщепление личности".

Это продолжалось в течение нескольких часов. Они оскорбля­

ли мой интеллект, мой выбор и мои чувства. Фактически они

лишили меня человеческих прав и пользовались теми же дезори­

ентирующими методами, что и ЦУГ.

Им не потребовалось много времени, чтобы убедить меня в

том, что ЦУГ была культом. В какой-то степени я осознавала, что

доктрины ЦУГ были «придурковатыми» и, по-видимому, невер­

ными. С того самого момента, как я оказалась в обществе миссис

Профет, мне не позволяли сделать выбор на основе надлежащей

информации. Возможно, я сама поняла бы все натяжки и злоупо­

требления, если бы оставалась в ЦУГ несколько дольше. В против­

ном случае я бы вскоре поссорилась с миссис Профет и все равно

была бы «вышвырнута» прочь. Но не это имело для меня значе­

ние. То, чем занимались эти депрограммисты, было попыткой

изменить мое сознание путем информационного контроля —

точно так же, как это делал культ. Они не боролись с фобиями,

которые внушила мне ЦУГ и которые оставались со мной долгие

годы: некоторые цвета и типы музыки ассоциировались у меня с

ритуалами ЦУГ, а страх возмездия за побег из группы сковывал

по рукам и ногам.

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 80


 

 

Стив, если бы использовалась Ваша методика, я смогла бы со­

хранить чувство собственного достоинства и самостоятельно

прийти к осознанию того, что со мной произошло на самом деле.

Месяцами, даже годами я казнила себя: "Как я могла позволить

такому случиться?" Я могла бы сохранить индивидуальный склад

ума и способность к рациональному мышлению. Чего эти депро­

граммисты не понимали и чем совершенно не интересовались,

так это тем, что у меня были существенные сомнения в период

пребывания в ЦУГ, — это не признавалось и даже не рассматри­

валось. Я была для них «жертвой», и это было все, что они пони­

мали или признавали. Даже «освободившись», я периодически

возвращалась к догматам ЦУГ в течение года после депрограмми­

рования. Наконец я поняла, что больше не могу воспринимать

несообразности в доктрине ЦУГ, и порвала с ней окончательно,

выбросив большинство своих материалов в мусорный ящик.

Мне хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого

у меня их было две — обе болезненные, обе попирающие достоин­

ство, обе причиняющие ущерб! В обоих случаях игнорировали

меня как человека в пользу других людей".

В 1970-е годы никакого выбора, помимо депрограммирования,

действительно не было. В 1980-е годов и особенно в начале 1990-х

депрограммирование вытесняется консультированием о выходе.

В настоящее время в США депрограммирование людей старше 18

лет признано незаконным. Можно с уверенностью сказать, что в

случае неудачного исхода депрограммирования виновники по­

следнего будут привлечены к уголовной ответственности. Мате­

риальные расходы, связанные с судебным разбирательством,

приобретут астрономические масштабы. Потери, связанные с не­

удачным исходом депрограммирования, могут катастрофически

сказаться на вашем близком человеке. Вместо развенчивания

культовая доктрина, напротив, закрепляется. Отношения с чле­

нами семьи, как правило, становятся напряженнее, семья и дру­

зья могут испытывать опустошенность.

Опыт депрограммирования Кэтлин причинил ей лишь напрас­

ный вред. Кроме того, депрограммирование часто эмоционально

травмирует не только культиста, но и остальных участников

процесса, включая семью и даже бывших приверженцев культа,

оказывающих помощь собрату. Власть и контроль находятся в

руках постороннего человека, наделенного авторитетом, а не в

сознании культиста. Выбор времени депрограммирования осно­

ван не на интересах адепта, но обычно определяется потребно­

стями и удобством семьи и самого депрограммиста.

Депрограммирование, как правило, не предполагает предвари­

тельного консультирования с членами семьи, поэтому не направ­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 81


 

 

ляет силы на ликвидацию ущерба, нанесенного опытом пребыва­

ния в культе. Не готовит оно их, соответственно, и к последующей

заботе о бывшем культисте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.046 с.)