Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое депрограммирование.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале 1970-х годов Тед Патрик человек исключительно здра вый, хотя и не имевший никакого формального образования в области консультирования, пришел к убеждению, что члены его семьи подверглись "промыванию мозгов" со стороны Мозеса Дэвида Берга, лидера группы так называемых "Детей Бога", ныне известных как «Семья», Патрик был настроен действовать реши тельно. Он логично рассудил, что коль скоро культы применяют методы индоктринации, «программирующие» верования посред ством гипноза, подражания, повторения и техник изменения по ведения, возможен и обратный ход этого процесса. Процедура получила название «депрограммирования». С тех пор стало ясно, что модель депрограммирования является слишком упрощенной. Сознание и психика человека не могут быть запрограммированы или депрограммированы подобно компьютеру. Человек — не робот. В основе своей депрограммирование — это ориентированная на содержание проблемы, а не на личность, тактика переубежде ния, в основном апеллирующая к здравому смыслу, которая ино гда предусматривает насильственное похищение и принудитель ное заточение.[28] Реальное депрограммирование происходит то гда, когда предполагается возможным «подцепить» (поймать) культиста и когда это удобно для депрограммиста. Процесс про текает так. Члена культа привозят в тайное место, находящееся под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с собой, даже в ванной. Иногда в помещении заколачивают окна, чтобы исключить возможность побега. Депрограммирование длится целыми днями, а иногда и неделями до тех пор, пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и осво бождения от влияния культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это). Депрограммирование вызывает самые глубокие страхи участ ников культов. Действительно, раз семья и друзья захватывают их насильственно, то им нельзя доверять. Травму может нанести и то, что адепт поначалу видит не своих близких, а неизвестных людей, которые запихивают его в фургон, увозят прочь и держат взаперти. Последователи культа убеждены, что эти люди являют ся воплощением зла, и проявляют недоверие, гнев и возмущение. Таким образом, депрограммирование имеет много недостат ков. Я встречал множество успешно депрограммированных лю дей, которые до сего дня страдают от психологических травм,
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 78
нанесенных в ходе применения данного метода. Эти люди были рады освободиться из тисков культового программирования, но им не повезло с методами оказания помощи.[29] Профессиональный консультант Кэтлин Мэнн в 1990 году пере жила шок, проводя аспирантское исследование по психологии, о чем она писала в письме ко мне.[30] Профессор, которому она доверяла, предложил ей в качестве включенного наблюдателя заняться изучением лидера Церкви Универсальной и Торжеству ющей (Church Universal and Triumphant — CUT), Элизабет Клэр Профет. Кэтлин изучала догматы группы в течение года, и за это время не однажды высказывалось мнение о культовом или, по меньшей мере, сомнительном характере этой «церкви». Она обратилась в братство Хранителей Пламени этой церкви с прось бой о членстве, пытаясь лучше понять групповую доктрину и методологию. Она лично встретилась с Профет в штаб-квартире группы в штате Монтана. Харизма этой женщины произвела на нее сильное впечатление. Кэтлин мало знала о том, что могла подвергнуться методам контроля сознания, что свело бы на нет ее критические способности и внушило бы поклонение группе и ее лидеру. Вскоре после первой встречи с миссис Профет Кэтлин отказалась от научно-исследовательской работы. Она даже согла силась подумать о переезде на ранчо, где жила коммуна адептов. Вмешались друзья, болевшие за ее благополучие и обеспокоен ные изменениями, которые уже успели произойти с ее лично стью. Кэтлин была депрограммирована. Вот что она пишет: "Однажды в ясный, бодрящий полдень я сидела в квартире, принадлежащей Церкви и находящейся под ее контролем. Вдруг дверь распахнулась, и вошел мой друг, которому я доверяла. Он помогал депрограммистам. Захватив мою одежду и запихав ее в сумку, он прибавил туда же всю пятифутовую груду книг и видео кассет, переданных мне миссис Профет, после чего погрузил все это в ожидающий автомобиль. Я боролась и спорила с ним, но он превосходил меня в силе и буквально поволок меня к автомоби лю, который затем покинул территорию ЦУГ и направился по шоссе 89 штата Монтана. В тот момент я не хотела оставлять группу. Я уже приняла решение остаться, изыскав для этого лю бую возможность и, конечно, пожертвовав первоначальным на мерением провести социологический опрос. Я помню, что боролась и кричала, чтобы он остановился и выслушал меня, но он не обращал внимания на мои слова. Мно гое из того, что случилось потом, было как в тумане. Сначала мы приехали к нему домой. Затем меня отправили в другое место, где было еще два человека, один якобы психолог. Мне помнится, что во время поездки в автомобиле я пыталась спать, но меня
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 79
внезапно разбудили незнакомые голоса и звуки, незнакомая об становка, — я продолжала видеть у каждого человека лицо мис сис Профет, и я верила, что она наблюдает за всем этим. Помню, я думала, что она была там — вела записи о том, что я чувствовала и думала, как это бывало в прошлом. Я была крайне подавлена и старалась уклоняться от разговоров. Я все еще была очарована (хотя и смущена) всеми переживаниями, связанными с группой, и думала, что мне следует отказаться сотрудничать в этом сбива ющем с толку и унижающем действе. Я не понимала, что проис ходит. Еще находясь на подконтрольной культу территории, я была совершенно потрясена обстоятельствами своего похище ния, хотя и пыталась себя успокаивать в предчувствии предстоя щего. Депрограммисты немедленно приступили к работе. Они выта щили фотографию миссис Профет и заявили, что она — лидер культа, в связи с чем я должна плюнуть на фотографию. Я отказа лась. Они всячески обзывали ее, один раз даже богохульным сло вом, после чего посмеялись между собой. Я не смеялась. Они показывали видеозаписи интервью с бывшими членами ЦУГ и заставляли меня соглашаться с излагавшимися там мыслями. Они говорили, что я была частью "демонической, оккультной силы" и мне нужно примириться с тем фактом, что мне, возмож но, нанесен "необратимый ущерб". Психолог сказал мне, что у меня, "вероятно, вызванное культом расщепление личности". Это продолжалось в течение нескольких часов. Они оскорбля ли мой интеллект, мой выбор и мои чувства. Фактически они лишили меня человеческих прав и пользовались теми же дезори ентирующими методами, что и ЦУГ. Им не потребовалось много времени, чтобы убедить меня в том, что ЦУГ была культом. В какой-то степени я осознавала, что доктрины ЦУГ были «придурковатыми» и, по-видимому, невер ными. С того самого момента, как я оказалась в обществе миссис Профет, мне не позволяли сделать выбор на основе надлежащей информации. Возможно, я сама поняла бы все натяжки и злоупо требления, если бы оставалась в ЦУГ несколько дольше. В против ном случае я бы вскоре поссорилась с миссис Профет и все равно была бы «вышвырнута» прочь. Но не это имело для меня значе ние. То, чем занимались эти депрограммисты, было попыткой изменить мое сознание путем информационного контроля — точно так же, как это делал культ. Они не боролись с фобиями, которые внушила мне ЦУГ и которые оставались со мной долгие годы: некоторые цвета и типы музыки ассоциировались у меня с ритуалами ЦУГ, а страх возмездия за побег из группы сковывал по рукам и ногам.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 80
Стив, если бы использовалась Ваша методика, я смогла бы со хранить чувство собственного достоинства и самостоятельно прийти к осознанию того, что со мной произошло на самом деле. Месяцами, даже годами я казнила себя: "Как я могла позволить такому случиться?" Я могла бы сохранить индивидуальный склад ума и способность к рациональному мышлению. Чего эти депро граммисты не понимали и чем совершенно не интересовались, так это тем, что у меня были существенные сомнения в период пребывания в ЦУГ, — это не признавалось и даже не рассматри валось. Я была для них «жертвой», и это было все, что они пони мали или признавали. Даже «освободившись», я периодически возвращалась к догматам ЦУГ в течение года после депрограмми рования. Наконец я поняла, что больше не могу воспринимать несообразности в доктрине ЦУГ, и порвала с ней окончательно, выбросив большинство своих материалов в мусорный ящик. Мне хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого у меня их было две — обе болезненные, обе попирающие достоин ство, обе причиняющие ущерб! В обоих случаях игнорировали меня как человека в пользу других людей". В 1970-е годы никакого выбора, помимо депрограммирования, действительно не было. В 1980-е годов и особенно в начале 1990-х депрограммирование вытесняется консультированием о выходе. В настоящее время в США депрограммирование людей старше 18 лет признано незаконным. Можно с уверенностью сказать, что в случае неудачного исхода депрограммирования виновники по следнего будут привлечены к уголовной ответственности. Мате риальные расходы, связанные с судебным разбирательством, приобретут астрономические масштабы. Потери, связанные с не удачным исходом депрограммирования, могут катастрофически сказаться на вашем близком человеке. Вместо развенчивания культовая доктрина, напротив, закрепляется. Отношения с чле нами семьи, как правило, становятся напряженнее, семья и дру зья могут испытывать опустошенность. Опыт депрограммирования Кэтлин причинил ей лишь напрас ный вред. Кроме того, депрограммирование часто эмоционально травмирует не только культиста, но и остальных участников процесса, включая семью и даже бывших приверженцев культа, оказывающих помощь собрату. Власть и контроль находятся в руках постороннего человека, наделенного авторитетом, а не в сознании культиста. Выбор времени депрограммирования осно ван не на интересах адепта, но обычно определяется потребно стями и удобством семьи и самого депрограммиста. Депрограммирование, как правило, не предполагает предвари тельного консультирования с членами семьи, поэтому не направ
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 81
ляет силы на ликвидацию ущерба, нанесенного опытом пребыва ния в культе. Не готовит оно их, соответственно, и к последующей заботе о бывшем культисте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.195 (0.01 с.) |