Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка ценностей и верованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Открыты ли ваши убеждения и верования для изменений? — Принимаете ли вы во внимание исключения, когда они оправдываются обстоятельствами? — Как вы чувствуете себя, когда делаете ошибку? — Каков источник ваших ценностей (родители, образование, культурное окружение)? — Соответствуют ли ваши ценности вашим конкретным обсто ятельствам, индивидуальности, потребностям? — Проверяете ли и оцениваете ли вы свои ценности, убежде ния и верования? — Принимаете ли вы за чистую монету то, что вам говорят другие? — Способствуют ли ваши ценности позитивному действию и поведению? — Реалистичны ли ваши ценности? — Являются ли ваши ценности жизнеутверждающими, поддер живают ли они вас, питают ли энергией? — Находили ли вы когда-нибудь, что ваши ценности в какой-то степени стесняют вас?
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 143
— Признаете ли вы свои потребности и чувства? — Что происходит, когда вы замечаете повторяющиеся ситуа ции, которые вызывают чувства вины, противоречия, вынужден ной обязанности или которых вы избегаете?
ПРОБЛЕМЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР Родные братья и сестры человека, вовлеченного в культ, нахо дятся в трудном положении. Они нередко начинают ревновать и обижаться на излишнее, по их мнению, внимание, уделяемое культисту. Они могут спрашивать родителей: "Почему получает ся так, что вы думаете только о Джоне? Он бездумно жертвует на нужды культа свои деньги и собственность. Я работаю действи тельно усердно, делаю все правильно, а ты обращаешь на меня внимание только тогда, когда хочешь услышать о Джоне!". Хотя это — крайний пример, подобные мысли и чувства могут возни кать очень часто. В конечном счете, родителям не следует сосре доточиваться на участнике культа до такой степени, что другие отношения оказываются забытыми. Иногда вместо того, чтобы общаться непосредственно, люди используют третье лицо, некоего посредника. Это явление назы вается триангуляцией и квалифицируется как дисфункциональ ный способ общения. Родители иногда определяют одного из де тей на роль "распределительного щита" в общении друг с другом или в передаче сообщений другим членам семьи.
Например: Младшая сестра: Мои родители всегда спорят по поводу того, что делать с Джоном. При этом я оказываюсь между ними. Долж на ли я соглашаться с мамой или с папой? Они хотят, чтобы я сказала, чья это вина. Они также делают меня посредником, про ся поговорить с братом. Иногда я очень злюсь. Большую часть времени я чувствую себя расстроенной и угнетенной. Плохо уже то, что мои отношения с братом испорчены. Не хватает мне тут еще и родителей. Подобный тип косвенного общения обычно неэффективен и может таить в себе опасность. Выход из подобной ситуации со стоит в том, что человек отказывается от позиции посредника, всякий раз настаивая на том, чтобы другие заинтересованные лица не впутывали его в свои взаимоотношения и передавали нужные сообщения непосредственно тому, для кого они предна значаются. Другая проблема возникает, когда кто-то из родных братьев или сестер, также бывших в культе, самостоятельно отказался от участия в нем. Если они были в той же группе, тогда, без сомне ния, этот человек рассматривается оставшимся как предатель.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 144
Категорически необходимо, чтобы сначала бывший адепт хоро шо проконсультировался и действительно разобрался в своих проблемах. Он должен ответить на некоторые из жизненно важ ных вопросов: "Кто я? Во что я верю? Что я ценю? Как я хочу прожить свою жизнь?". Он должен понимать и уметь ясно фор мулировать основные вопросы, связанные с культовым контро лем сознания. Бывший культист, вероятно, станет ключевой фи гурой в процессе спасения. Если родной брат или сестра были в другой культовой группе, у них обычно больше гибкости и свобо ды для открытого разговора с культистом, поскольку они не рас сматриваются в качестве «отступников». В данном случае появит ся много возможностей объяснить контроль сознания в той фор ме, в какой он применялся в их группе.
Что делать — Предложите членам команды стратегического взаимодей ствия ответить на вопросы по оценке верований, убеждений и ценностей. — Обсудите результаты друг с другом. — Обратитесь за профессиональным советом о том, как исполь зовать результаты непосредственно с членом культа. ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ Одна из наиболее трудных задач, стоящих перед некоторыми членами семьи, заключается в том, чтобы откровенно и реши тельно признаться в каких-либо вредных наклонностях. В самом деле, сейчас проводятся воздействия, нацеленные на излечение от наркомании и алкоголизма, аналогичные тем, которые на правлены на освобождение от культовой зависимости. Если у потенциального члена команды проблема с наркотиками или алкоголем, семья может провести мини-взаимодействие с этим человеком. Это даст много преимуществ: — человек будет меньше вредить себе, поправит свое здоровье; — человек станет моделью положительного изменения; — семейная система будет усилена процессом роста и измене ния. Вы можете попытаться вовлечь культиста в процесс измене ния. Например, в одной семье, с которой я работал, дочь была в ньюэйджевском гуру-культе. В ходе двухдневной подготовитель ной работы выяснилось, что отец был алкоголиком. К счастью, он признал, что нуждается в профессиональной помощи. Он сказал, что очень любит дочь и хотел бы изменить свое поведение и помочь ей. Я предложил матери пригласить дочь домой для "воз действия против алкоголизма" с целью отправить отца в лечеб ный центр.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 145
Я договорился, чтобы местный семейный терапист провел это воздействие. Дочь приехала домой и участвовала в подготови тельной встрече с терапистом. Члены семьи, заранее предупре жденные о том, что следует говорить отцу, обращали внимание на конкретные вещи, которые он делал или не делал, вроде нару шенного обещания провести Пасху с семьей, или прогулов, сопро вождающихся принуждением матери к тому, чтобы она покрыва ла его. Участница культа любила отца и приняла действительно активное участие в процедуре воздействия. Отец согласился по ехать на лечение, а мощные эмоциональные узы, обозначившие ся между членами семьи, помогли ей почувствовать свою цен ность для семьи. Пару месяцев спустя, когда ее отец успешно прошел курс лече ния и вернулся домой, мы провели успешную процедуру воздей ствия с ней самой. На сей раз инициативу взял на себя отец, поскольку именно он служил в данном случае образцом для под ражания. Он сказал Дочери: "Ты поставила меня лицом к лицу с моим проблемным поведением и дала прочувствовать свою лю бовь. Я послушался тебя и обратился к врачу. Спасибо, что оказала мне такую большую поддержку. Теперь я должен сообщить о некоторых своих заботах, вызванных твоей нынешней ситуаци ей. Пожалуйста, выслушай меня и других членов семьи". Это создало нужный контекст для глубокого взаимопонимания и об легчило подход к участнице культа со стороны семьи.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Большинство людей не желают верить, что они закоснелые консерваторы — это справедливо и для близкого вам человека. Если вы — родитель, обеспокоенный тем, что ваш ребенок мыс лит несамостоятельно, существенно необходимо развивать и де монстрировать собственную широту взглядов, непредубежден ность, тем самым поощряя взаимность. Это может быть особенно трудно, когда дело касается религиозных проблем. Например, если вы — консервативный христианин, а близкий вам человек находится в культе, выступающем против концепции Троицы, это может стать для вас серьезным камнем преткновения. Сторо ны постараются навязать друг другу свою точку зрения. Трудно занимать нейтральную позицию, когда оспаривают одно из ва ших центральных религиозных верований. Также важно понять, что в большинстве библейских культов, при всей агрессивности индоктринации, она не является основ ной причиной, из-за которой адепты остаются в группе. Это про исходит потому, что возникает ощущение, будто группа — это и есть истинный Божий народ, ощущение, формируемое методами
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 146
контроля сознания. Таким образом, вступать с членом культа в спор о Библии зачастую бесполезно. В лучшем случае он воспри нимает вас как пребывающего вне воли Божьей, в худшем — как ведомого Сатаной. Поэтому обычно подобные дискуссии непро дуктивны, они создают барьеры между людьми и пресекают об щение1. (1.Моя благодарность преподобному Бобу Пардону за формулирование этого параграфа.) Когда люди упорно придерживаются своей особой точки зре ния, я рекомендую мощную технику общения под названием "ар гументация против аттитюдов (или стереотипов и предрассуд ков) ". По существу, каждой стороне дается фиксированное коли чество времени, скажем десять минут, на то, чтобы защитить точку зрения другого человека как свою собственную. Например, человек, не верящий в Троицу, доказывает, почему он верит в Троицу. Тот же, кто разделяет это верование, напротив, представ ляет все аргументы против него, имитируя противоположную точку зрения. Как правило, ни одна из сторон не способна с должной убеди тельностью выразить словами все пункты, если это упражнение выполняется впервые. В конце концов, люди на самом деле даже не понимают противоположную точку зрения, не говоря уже о том, чтобы отстаивать чужие верования. Но достоинство этой методики заключается в том, что она задумана в методических целях. Благодаря ей каждый человек должен научиться доносить до собеседника свои мысли и доказать ему их состоятельность. Если это упражнение проделано обеими сторонами со взаимным уважением и сильным желанием улучшить отношения, резуль таты могут оказаться поистине удивительными. Цель здесь не в том, чтобы заставить другого человека действительно принять вашу точку зрения. Она — в способности погрузиться в реаль ность другого человека и посмотреть на вещи с его точки зрения. Чтобы иметь свободное сознание, вам необходимо уметь выйти из собственной перспективы и поставить себя на место других. Если вы думаете, что член культа слишком упорно придержива ется своих взглядов и демонстрирует тем самым свою косность, докажите себе, что не действуете аналогичным образом. У членов команды, являющихся по своей мировоззренческой ориентации светскими гуманистами, агностиками или атеиста ми, будут специфические трудности, если близкий им человек находится в религиозной группе. Когда культист пытается завер бовать такого человека с помощью какой-нибудь религиозной догмы, проблемы будут возникать неизбежно. Атеисты нередко заканчивают огульной критикой всей религии в целом и обычно проваливаются в коммуникативную "черную дыру".
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 147
Атеистам, светским гуманистам или агностикам лучше было бы предпочесть более изобретательную позицию. Например, можно сказать: "Если бы я верил в Бога, это был бы Бог правды, а не Бог лжи. Бог должен быть честным; иначе как Ему можно было бы доверять?". Взаимопонимание тем самым может быть найде но, а значит, и создана основа для будущих дискуссий, касающих ся обмана и лжи. Хотя большинство членов культа согласятся, что верят в Бога правды, некоторые культы пытаются использо вать выдержки из Библии, чтобы Доказать, что Бог обманывает или одобряет обман. В таких случаях неплохо было бы изучить эти места в Библии, чтобы понять контекст, в котором они появ ляются. Можно связаться с пастором или раввином, чтобы полу чить от него квалифицированную помощь. Другой пример изобретательного подхода: "Если бы я, как ты, верил в Библию как непогрешимое Слово Божье, я хотел бы узнать о ней все, а не полагаться на механическое запоминание выбранных отрывков. Я хотел бы понять интересующие меня мысли в полном объеме. Я хотел бы учиться у «верующих» уче ных, посвятивших жизнь Богу и Библии". Занимая такую пози цию, вы поощряете адепта больше учиться и не ограничивать себя односторонними источниками информации. Члены команды могли бы обдумать позицию, согласно которой бытие Бога предполагает любовь — это существо любит всех смертных, включая тех, кто в Него не верит. Те же, кто верят в Бога, должны по идее демонстрировать такую же любовь ко всем без исключения. Доказательство правомерности подобных утвер ждений можно обнаружить, например, в Новом Завете, в Первом послании коринфянам (13:1-13): "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а лю бви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви, я — ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, лю бовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-мла денчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 148
суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, наде жда, любовь; но любовь из них больше". Если у члена команды стратегического взаимодействия воз никли трудности, касающиеся определенного вероисповедания, он мог бы потратить время на более подробное изучение различ ных конфессиональных основ. Хорошее начало — книга Джеффри Мозеса "Согласие: великие принципы, разделяемые всеми рели гиями", которая показывает сходство всех религий, обращая вни мание на общие верования типа: "Возлюби ближнего своего", "Говори правду" и "Золотое правило". Другая хорошая книга, вы пущенная также в формате аудиозаписи, — это "Мировые религи и" Хьюстона Смита.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.5 (0.015 с.) |