Как научиться понимать других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как научиться понимать других



Члены команды учатся взаимодействовать творчески и изоб­

ретательно. Если человек говорит другому что-то обидное, я сове­

тую тому, кто был задет, выказать более конструктивную реак­

цию. Каждый акт взаимодействия между семьей, родственника­

ми, друзьями и участником культа ведет к совершенствованию

навыков общения и оценки эффективности поведения каждого

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 86


 

 

участника процесса в отдельности. Например, можно достичь

лучшего понимания друзей и семьи в системе ролевой игры,

состоящей в имитации чужой позиции. Перед тем как состоялся

нижеследующий диалог, я попросил мать адепта культа предста­

вить себя дочерью:

СХ (матери): Если бы ты услышала, как твоя мать спрашивает:

"Ты ходишь по улице в таком виде?", как бы ты себя чувствовал!?

Мать: Полагаю, я подумала бы, что мать критикует мой внеш­

ний вид.

СХ: Это то, что ты бы подумала. А вот что бы ты чувствовала?

Заставило бы тебя это замечание испытывать доброе чувство к

себе или к матери?

Мать: Нет, конечно нет!

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ

Ориентация на процесс поможет нам отказаться от жесткой

позиции в пользу гибкого, творческого состояния. Мы предпри­

мем шаги по нахождению конструктивных способов выражения

ваших переживаний:

1. Признавайте присутствие чувства внутри себя.

2. Распознавайте, какую именно эмоцию вы испытываете. Бес­

помощность это или страх? Гнев или враждебность? Печаль или

депрессия?

3. Уважайте свои эмоции как законное выражение вашей чело­

веческой сущности и ваших ценностей. Сосредоточение внима­

ния на отрицательных эмоциях порождает конфликт, напряжен­

ность и страх. Раздражение и неверие в свои силы могут превра­

титься в ненависть и жалость к себе. Это может сказаться и на

физиологическом уровне в виде головных болей, напряжения

мускулатуры, язвы, колита, высокого кровяного давления. Все это

может сопровождаться тревогой, эмоциональным стрессом, де­

прессивными состояниями. В конечном счете это не может не

сказаться на межличностных отношениях. Научитесь выражать

свои эмоции по поводу проблемы культа таким образом, чтобы

возникла возможность гармонизации общения и установления

раппорта и доверия. В некоторых ситуациях потребуется гово­

рить непосредственно с тем или иным конкретным человеком:

— родителю с участником культа;

— брату или сестре с родителем;

— другу с членом культа;

— клиенту с терапевтом.

Сосредоточьтесь на своих целях. Иногда бывает полезнее выра­

зить свои чувства не этому конкретному человеку, а кому-то дру­

гому. Такая ситуация возникает, когда вам необходимо для улуч­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 87


 

 

шения самочувствия рассказать о чем-либо, но вы знаете, что

именно эта информация будет болезненна или вредна в общении

с данным человеком. В этом случае на помощь может прийти

ПСВ-терапист, готовый выслушать вас и дать совет по части даль­

нейших действий. Иногда проблема состоит в поисках оптималь­

ного выражения того или иного переживания. Иногда речь идет

о выборе правильного времени и места общения в целях получе­

ния наиболее эффективной реакции. Со временем можно добить­

ся уверенности в умении приспособлять свой стиль общения к

конкретной ситуации.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ПРОРАБОТКИ

СТРАТЕГИИ

Волна за волной процесс стратегического взаимодействия по­

рождает обратную связь и анализ. Через какое-то время после

начала процесса семья, родственники и друзья привыкнут и со­

знательно усвоят этот целенаправленный стиль общения. После

начальной подготовки и обучения команды я иногда даю инди­

видуальные задачи входящим в нее людям.

— Если член команды особенно религиозен, я могу предло­

жить, чтобы во время следующего телефонного разговора с адеп­

том религиозного культа он бы предложил помолиться вместе во

имя Божьей любви и наставления.

— Я могу предложить отцу культиста поговорить с сыном о

собственном детстве и отношениях со своим отцом.

— Я могу порекомендовать бабушке культиста испечь печенье

и отправить его внуку по почте.

После каждого такого действия мы оцениваем его, основываясь

на полученной реакции. Например, если телефонная просьба

привела к совместной молитве, мы просим сообщить подробно­

сти. Смогла ли молитва выстроить позитивную линию общения

между культистом и его родственником? В зависимости от ответа

я могу рекомендовать более длительную, глубокую молитву при

следующем разговоре. Я могу предложить члену команды напи­

сать письмо, рассказывающее о чувстве большей близости с адеп­

том в минуты совместной молитвы.

Какова была реакция, когда отец рассказал сыну о своем дет­

стве и проблемах, которые у него были с отцом? Слезы? Объятие?

Глубокая близость с членом культа? Если нет, то что случилось?

Говоря о себе, стоял ли отец, отвернувшись к окну, или же сидел

перед сыном, глядя ему в глаза? В случае удачного акта взаимо­

действия следующим шагом со стороны отца может стать прямое

выяснение того, что нужно делать дальше, чтобы сильнее сбли­

зиться, какие слова нужно для этого сказать, как повести себя.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 88


 

 

Отцу может потребоваться убедить сына, что тот является выс­

шим приоритетом в его жизни.

Если адепт поделился с группой присланным ему домашним

печеньем, а затем позвонил бабушке, чтобы поблагодарить ее, то

имеет смысл предложить повторять аналогичные контакты как

можно чаще, по крайней мере раз в месяц. Ведь всякий раз, когда

адепт культа получает печенье, он так или иначе чувствует себя

нужным, любимым. На следующем этапе бабушка может пригла­

сить членов группы на домашний обед. Нужно выстраивать все

новые и новые подобные мосты.

В каждом акте взаимодействия важно усиливать положитель­

ные стороны и сводить к минимуму отрицательные. Следует мо­

билизовать комплекс приятных переживаний, испытанных вме­

сте с семьей и друзьями. Это способствует личностному росту

приверженца культа. Команда стратегического взаимодействия

создает целый репертуар гибких и творческих решений. Даже

легкие совместные переживания обладают кумулятивным, бо­

дрящим эффектом. Апелляция к ним действует ненавязчиво, но

достаточно эффективно, что сохраняет заинтересованность се­

мьи, друзей и самого члена культа в планомерном сближении.

При необходимости этот процесс приводит к формальному стра­

тегическому воздействию.

Подход стратегического взаимодействия требует времени и се­

рьезной работы, а также вдохновения, мотивированности, твор­

ческого потенциала, импровизации, гибкости, юмора, страсти и

преданности. В ходе работы с людьми я получаю огромное коли­

чество добрых слов и признаний родственников и бывших куль­

тистов в том, что участие в стратегическом взаимодействии дало

им ощущение контроле над чувством вины, тревогой, страхом,

помогло преодолеть беспомощность и безнадежность, вызывае­

мые близким знакомством с деятельностью деструктивных куль­

тов. ПСВ обеспечивает благоприятные условия существования,

где раппорт и доверие считаются высшими ценностями. Высокий

уровень чувства собственного достоинства — это один из наибо­

лее важных компонентов успешного стратегического взаимодей­

ствия.

 

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОПРОСЫ О ПСВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.012 с.)