Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три стадии завоевания контроля над сознаниемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Размораживание. а) Дезориентация / замешательство. б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка. в) Физиологическая манипуляция: — депривация сна; — депривация приватности; — изменение диеты. г) Гипноз: — возрастная регрессия; — визуализации; — притчи и метафоры; — лингвистические двойные связи,[24] использование внуше ния. — медитации, скандирование, моление, пение. д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность. е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и за бвение положительных воспоминаний).
II Изменение а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности": — формально — в ходе индоктринальных занятий; — неформально — другими членами группы, аудио- и видеоза писями, книгами и т. п. б) Использование техник изменения поведения: — поощрения и наказания; — блокировка мышления; — контроль среды. в) Мистическая манипуляция. г) Использование гипноза и других техник изменения созна ния: — повторение, монотония, ритм: — однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации; д) Использование данных исповеди, личных признаний, ре зультатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 71
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются: — отделение от прошлого; сокращение или полное прекраще ние контактов с друзьями и семьей; — отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств; — переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами. б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая "семья". в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система "приятельства". г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества.
Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение, замораживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только что завербованным, я пережил распад собственной индивидуаль ности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному измене нию личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна. Этот аспект культовой индоктринации был продемонстриро ван с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью теста-опросника типов личности Майерс-Бриггс (Myers — Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать чле нов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистраль ной Церкви Христа. Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основ ных типов индивидуальности. Каким бы ни был ваш тип, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные категории — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощу щающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный /воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведе ния о предпочтениях человека и особенностях его характера. На пример, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, ком пьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (действующих по наитию).
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 72
К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объ ективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмо циональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступков, собы тий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до послед ней минуты, прежде чем принять решение, в то время как счита ющиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.
Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предложено: 1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присоединения к группе. 2. Заполнить анкету в качестве нынешних членов группы. 3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед. Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнару жил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались.[25] Во втором тесте все члены груп пы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа.[26] Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методи стам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге "Дилемма ученичества", которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет. У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные из менения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йик ли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это исследование также подтвердило существование культовой лич ности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстрировать последствия деструктивных методов контроля сознания. При взаимодействии с близким необходимо признавать разли чия между личностью до вербовки, культовой личностью (пери од членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остает ся с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют под линное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинно
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 73
го «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда инфор мированная семья и друзья начинают работать как команда, что бы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, воз веденные культом, рушатся.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 74
Глава 3
Подход стратегического Взаимодействия
Начиная с конца 1960-х годов, когда общественность впервые обратила внимание на проблему деструктивных культов, люди ищут различные пути спасения своих близких. Первым подоб ным попыткам, таким, как модель депрограммирования, был присущ схематизм, к тому же они не всегда имели законный характер. За последние тридцать лет сформировались методы консультирования, появились более специализированные иссле дования по социальной психологии, предлагающие эффектив ный нструментарий для борьбы с контролем сознания в культах. Прошло более двенадцати лет с тех пор, как я впервые опубли ковал книгу "Борьба с культовым контролем сознания". Со време нем я оценил, какие подходы были эффективными, а какие — нет. С появлением новых моделей совершенствовался процесс кон сультирования. Книга подробно и в доступной форме излагает сущность подхода стратегического взаимодействия (ПСВ) — инте гральной системы операций, направленных на выведение созна ния человека из-под контроля культа. Среди извлеченных мною уроков наиболее серьезный состоит в том, что уход человека в культ в высшей степени пагубно ска зывается на состоянии его семьи. Родители часто бывают охваче ны страхом, гневом, чувством вины и неверием в свои силы. Супруги, прожившие в браке долго и счастливо, также не выдер живают напряжения. Родные братья и сестры, находившиеся в очень хороших отношениях, чувствуют отторжение, если их на вязчиво уговаривают присоединиться к культу, и по меньшей мере возмущение и обиду, когда их начинают обвинять во всех смертных грехах в случае отказа. Если в семье существовали такие проблемы, как ревность, недоверие или конфликты вокруг распределения власти либо сложности с общением и интимной жизнью, после столкновения с культом положение может ока заться весьма тяжелым. Большинство родных братьев и сестер испытывают разочарование и гнев, когда видят, какую боль куль тист причиняет семье. Нередко в течение недель, месяцев и лет члены семей прилагают все усилия, чтобы сохранить хоть какую- то надежду на позитивное будущее. Первый шаг ПСВ заключается в содействии изменению и по ощрении личностного роста. Происходит это в ходе целенаправ
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 75
ленного обучения как самой семьи, так и члена культа. Только тогда возможно создать условия, которые побудят адепта посмот реть на группу со стороны и начать сомневаться в истинности культа. Основной подоплекой ПСВ является уверенность в том, что человек, испытывающий контроль сознания, в конечном сче те вырвется на свободу. Поскольку единственными переменны ми тут являются время и легкость/трудность выхода, то следует делать все возможное, чтобы процесс был быстрым и легким.
ДЖИМ М. И РАМА Один из случаев, лучше всего иллюстрирующих подход страте гического взаимодействия, касается молодого человека по имени Джим М. (это не настоящее его имя), присоединившегося к квази буддистскому компьютерному культу, основанному покойным Фредериком Ленцем, или «Рамой».[27] Мать Джима обратилась ко мне за помощью, и я отвел немного времени для ознакоми тельной беседы. Я выяснил, что родители Джима были разведены и затем оба вступили в повторные браки. Постепенно стало ясно, что в качестве важного козыря в установлении связи с Джимом мог выступить его отец. Сначала мать Джима отказывалась об щаться с бывшим мужем. После совместной встречи со мной, новым мужем и братом Джима Дутом она согласилась разрешить Дугу поговорить с отцом. Дуг предложил отцу прочесть мою кни гу "Борьба против культового контроля сознания" и организовал встречу с ним и его новой женой. Этот случай доказывает положительный эффект от объедине ния возможностей разных сторон. Случайно совпало, что новая жена отца была практикующей буддисткой и при этом заканчи вала докторантуру в одном из университетов Бостона. При ее знании буддизма она вполне могла предложить Джиму систему взглядов для сравнения философии Ленца с подлинными буд дистскими догматами, такими, как четыре благородные истины и Восьмикратная тропа. Узнав, что Дуг, брат Джима, брал уроки игры на барабане у бывшего члена культа Рамы с большим ста жем, я попросил Дуга поговорить с ним, выяснить, почему он оставил группу, и попросить о помощи. Поскольку Джим всегда любил живую природу, мы попросили несколько самых близких друзей детства пожить с ним в турист ском лагере, попеть песни, повспоминать и поговорить о настоя щем: почему, например, Джим решил бросить колледж, пере ехать в Нью-Йорк и изучать компьютеры — область, которой он не интересовался до знакомства с Ленцем? Также предполага лось, что Джим с отцом совершат пеший поход. Джим отнесся к этому положительно. Идея мероприятия состояла в том, что каж
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 76
дый должен был выполнять свою определенную функцию в структуре взаимодействия. В результате осуществилась серия взаимодействий между Джимом, членами семьи и близкими друзьями. Кульминацией была встреча Джима и преподавателя игры на барабане. Он рас сказал Джиму о некоторых негативных впечатлениях, связанных у него с группой Рамы, таких, как трата значительных денежных сумм на курсы Ленца или известие о том, что Ленц занимался сексом со многими своими последовательницами, включая одну из бывших подруг барабанщика. Наконец, утром предполагаемо го путешествия с отцом Джиму предложили встретиться со мной и некоторыми бывшими членами культа. Он с готовностью со гласился. Поскольку мы проделали массу подготовительной работы и добились взаимопонимания и доверия в ходе актов «мини-взаи модействия», быстро стало очевидно, что основная проблема для Джима заключалась в уверенности, что у него были «духовные» переживания (например, он видел золотой свет, исходящий от Ленца и заполняющий комнату). Я объяснил, что такие галлюци нации часто являются результатом легковоспроизводимых гип нотических процессов, имеющих мало общего с духовностью. Джим попросил меня доказать это. Я был вынужден продемон стрировать ему этот гипнотический эффект: попросил его за крыть глаза и медитировать, как он делал месяцами у Ленца, а когда заметил расслабление его лицевых мускулов, начал гово рить: "Ты будешь медитировать глубже, чем когда-либо ранее, и я не хочу, чтобы ты открывал глаза, пока не будешь готов увидеть еще более яркий свет, исходящий от меня". Прошло меньше ми нуты, после чего он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал: "Стоп! Это ярче света, который я видел вокруг Ленца! Это именно так — я выхожу! " Все, кто находился в комнате, вздохнули с облегчением, а Джим немедленно добавил: "Есть целый ряд лю дей, с которыми я хотел бы поделиться этой информацией, чтобы и их вытащить из группы". Как узнала семья Джима, ПСВ предоставляет большой выбор вариантов, привлекая ресурсы, умения и знания всех участников. ПСВ — это практический подход, поощряющий друзей и семью делать последовательные шаги посредством того, что я называю "мини-взаимодействиями": звонки по телефону, письма или дру жеские беседы лицом к лицу. С депрограммированием или кон сультированием о выходе дело обстояло иначе. Эти подходы слишком полагались на организацию формального трехдневного воздействия. Несмотря на некоторую ущербность предшествую щих методик, знания о них необходимы, так как помогают узнать,
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 77
каких типов поведения следует избегать при взаимодействии с близким человеком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.4 (0.013 с.) |